Мастер класс по обучению перекрестной полемики в 9 классе с использованием программы "Развитие критического мышления через чтение и письмо" На уроке учащиеся знакомятся с шотландской сказкой "Иван и тюленья кожа" Главная воспитательная цель - воспитание правдивости и ответственности за собственный выбор
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Перекрестная полемика"»
Модельный урок с применением стратегии «Чтение с остановками», «Перекрёстная дискуссия»
Цели мастер-класса:
Познакомить участников в интерактивном режиме с модельным уроком по проведению перекрестной дискуссии, мотивируя их на активное восприятие предлагаемых стратегий РКМЧП
ВЫЗОВ
Назовите трудности, которые возникают при проведении дискуссий на уроке
Предполагаемые ответы
Незнание учащимися материала
Нет убедительной аргументации
Много времени отнимает подготовка вопросов для дискуссии
Неумение учащихся (а порой и самого педагога) вести дискуссию
Неумение учащихся слушать друг друга
Скудный словарный запас учащихся
Неумение высказывать свою точку зрения
Дискуссия не получается
Неспособность обучаемого занять свою позицию
Отсутствие активности
Неинтересная тема дискуссии
ВЫЗОВ
О чем может быть текст с ключевыми словами:
пещера,
ларец,
церковь,
ключ,
сыновья,
жена.
ОСМЫСЛЕНИЕ
Чтение с остановками
На северном берегу Шотландии круглые сутки, темной ночью и серым днем, завывает зимний ветер, волны разбиваются о черные скалы, зато летом море успокаивается, дни становятся длиннее, и мрак отступает. Мой рассказ начинается в самую длинную ночь в году, накануне Иванова дня, в самый сумрачный, полуночный час. Шестилетний Иван Ивансон бродит в это время между скал в поисках то ли ракушек, то ли каких других даров моря. Ищет он себе ракушки и вдруг слышит – странное пение, смотрит, и кажется ему, что из расщелины скалы, у самой излучины, вьется дымок. Хотел он туда побежать, да ножки коротки – куда там через валуны перепрыгивать... А тут как раз позвала его мать, и Иван вернулся домой, так и не узнав, что это были за пение и дым.
Первая остановка
Где происходит действие?
В какое время происходит действие?
Кто герой? Что вы можете о нем сказать?
Что помешало Ивану узнать о странном пении?
На том же самом месте, в такую же ночь, накануне Иванова дня очутился Иван вновь только через семь лет. И опять ему показалось, точно он слышит странное пение, и опять из пещеры в скале вился будто дымок. Почему он и на этот раз не пошел туда, не знаю и сказать не могу. Как видно, что-то случилось в родительском доме, и Иван поспешил восвояси. Минуло еще семь лет. Отец Ивана, до времени состарившись от рыбной ловли, уехал в город, а дом свой оставил Ивану. И остался Иван совсем один – только крикливые морские птицы и составляли ему компанию. И вот, когда вновь наступил канун Иванова дня, вспомнил Иван про пение и про дым, и отправился ночью к пещере. И опять странное пение донеслось до него. Было в этом пении, в этих таинственных переливах что-то прекрасное, неземное. Подойдя ближе, Иван услышал потрескивание костра, увидел, как отражаются на поверхности скал языки пламени. А у входа в пещеру лежало несколько прекрасных, сваленных в кучу тюленьих кож.
Вторая остановка
Сколько лет прошло со дня, когда Иван услышал пение из пещеры?
Сколько лет Ивану?
Как изменилась жизнь Ивана?
Что привело Ивана на берег?
Что он увидел на берегу?
Что будет дальше?
Иван выбрал самую красивую, медленно, бережно извлек ее из кучи и, не мешкая, пустился в обратный путь. Придя домой, он запер тюленью кожу в деревянный ларец, ключ повесил себе под рубаху на кожаный ремешок и лег спать.
Наутро, прихватив одеяло, Иван вернулся к пещере. У входа он обнаружил печальную юную красавицу. Девушка дрожала от холода и, съежившись, изо всех сил пыталась руками и длинными волосами скрыть свою наготу. Не сказав ни слова, Иван завернул девушку в одеяло и отвел к себе домой.
Иван был ласков с девушкой и вскоре они полюбили друг друга. У них родился сын, потом еще один. Сам-то Иван был вполне счастлив, а вот его жена нет; он часто видел, как печальные, большие глаза ее устремлены были на море. Он никогда не говорил ей, что находится в деревянном ларце, и строго-настрого запретил открывать его.
Третья остановка
Как поступил Иван, увидев тюленьи кожи у пещеры?
Как поступил Иван с девушкой?
Почему Иван запретил открывать ларец?
Счастлив ли Иван?
Шли годы. Как-то в сочельник Иван вместе с семьей собрался в церковь, однако жена сказала, что неважно себя чувствует, и Иван с сыновьями ушел без нее. Вернувшись из церкви после полуночи, они увидели, что дверь их дома отворена, ларец раскрыт, а рядом, на полу, лежит ключ на кожаном ремешке, который Иван в спешке забыл повязать. Жена исчезла
Когда происходят события?
Почему жена Ивана не пошла в церковь?
Что будет дальше?
Говорят, что иногда, когда сыновья Ивана идут вдоль берега, за ними, по пояс в холодной воде, следует красивый тюлень с большими, печальными глазами. А еще говорят, что когда Иван ловит рыбу, та же самая печальная и красивая тюлень загоняет сельдь в его сети. А может, тюлень и не была женой Ивана. Этого я не знаю. Я знаю только, что больше на этой земле Иван не видел ее ни разу.
Перекрестная дискуссия
1 шаг постановка бинарного вопроса
Правильно ли поступил Иван, взяв тюленью кожу?
2 шаг работа по т-схеме
за
против
1…..
1…
2….
2….
3…..
3….
3 шаг работа в парах (обсуждение записей в Т-схеме)
Обменяйтесь с соседом аргументами.
Запишите понравившиеся аргументы соседа в свою тетрадь
4 шаг Запись окончательного решения.
Определение позиции и одного самого важного аргумента
«Я считаю, что (позиция), потому что (аргумент)»
5 шаг Выработка правил ведения дискуссии
Индивидуально
В группе
Нам предстоит дискутировать. Чтобы дискуссия была продуктивной давайте выработаем правила ведения дискуссии Набросайте в течение 2 минут свои идеи по этому поводу .Давайте запишем правила на доске. У кого какие идеи?
Памятка участника дебатов (предполагаемая)
Все расположены к участию в дискуссии.
Никто не доминирует в беседе, и каждый имеет возможность вы сказаться.
Нельзя критиковать людей, а только их идеи. Критика должна происходить без навешивания ярлыков и без обидных высказываний.
Обсуждение не должно выходить за рамки выбранной темы. Должны быть учтены все предложенные мнения и подходы к проблеме.
Необходимо строить аргументацию на бесспорных фактах и проверенных источниках.
Необходимо слушать и слышать друг друга.
Необходимо соблюдать регламент.
Вопросы должны быть сформулированы чётко.
Не должно быть отклонений от сути вопроса, при ответе на него.
Должны чётко выполняться функции роли каждым участником.
6 шаг Занятие позиции «за», «против», «середина»
Займите, пожалуйста, позицию: справа – кто «за», слева кто «против», в середине, кто сомневается.
8 шаг Инструкция по проведению перекрёстной дискуссии
Сначала первая сторона приводит свой аргумент (мы считаем, что…, потому что…) Вторая сторона повторяет, перефразируя, этот аргумент (вы считаете, что… , потому что) и выдвигает свой контр аргумент (однако…,но…) Затем вторая группа выдвигает свой аргумент и все повторяется, если возникнут вопросы, обращаемся к середине
9 шаг Проведение перекрёстной дискуссии
Сейчас мы проведем жеребьёвку и начнем дискуссию
10 шаг Написание эссе, в котором представляется личная позиция по обсуждаемому вопросу
Напишите эссе с учетом высказанных идей.
РЕФЛЕКСИЯ
Распаковка стратегии и анализ
Незнание учащимися материала
Нет убедительной аргументации
Много времени отнимает подготовка вопросов для дискуссии
Неумение учащихся (а порой и самого педагога) вести дискуссию