kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.В.Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ознакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью М.В.Ломоносова. Рассмотреть основное содержание и особенности композиции произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.В.Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру"»

Михаил Васильевич Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру»    учитель русского языка  и литературы  МАОУ «СОШ № 12» г.Бакал  Спесивых Елена Евгеньевна

Михаил Васильевич Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру» учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 12» г.Бакал Спесивых Елена Евгеньевна

Михаил Васильевич Ломоносов  1711 - 1765 «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё прошёл» А.С.Пушкин

Михаил Васильевич Ломоносов 1711 - 1765

«Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё прошёл»

А.С.Пушкин

У Михаила Васильевича Ломоносова необычная биография. Родился он в 1711 году в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина.   Отец его занимался рыбным промыслом и земледелием. Мать умерла, когда мальчику было около 8-9 лет. (Людей, живших в этой местности, называли поморами.) С малых лет помогал отцу юный Ломоносов ходить в океан на небольшом судёнышке.  Рано выучился грамоте: умел читать, писать, считать по книгам «Арифметика» и «Грамматика» Магницкого, которые давали сведения об астрономии, физике, навигации, географии.

У Михаила Васильевича Ломоносова необычная биография.

Родился он в 1711 году в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина.

Отец его занимался рыбным промыслом и земледелием. Мать умерла, когда мальчику было около 8-9 лет. (Людей, живших в этой местности, называли поморами.) С малых лет помогал отцу юный Ломоносов ходить в океан на небольшом судёнышке.

Рано выучился грамоте: умел читать, писать, считать по книгам «Арифметика» и «Грамматика» Магницкого, которые давали сведения об астрономии, физике, навигации, географии.

Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за щекой гривенник.

Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за щекой гривенник.

В 19 лет Михаил Ломоносов попал в Москву. Обстоятельства сложились так, что ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения.  В академии курс обучения составлял 8лет. Ломоносов же прошёл этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках.

В 19 лет Михаил Ломоносов попал в Москву. Обстоятельства сложились так, что ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения.

В академии курс обучения составлял 8лет. Ломоносов же прошёл этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках.

В том доме жил М.В. Ломоносов в г.Марбург в Германии. В 1736 году Ломоносов был направлен в Германию для изучения точных наук - физики, химии, механики, горного дела, языков. В 1741 году обучение было закончено, и он вернулся в Петербург.

В том доме жил М.В. Ломоносов в г.Марбург в Германии.

В 1736 году Ломоносов был направлен в Германию для изучения точных наук - физики, химии, механики, горного дела, языков.

В 1741 году обучение было закончено, и он вернулся в Петербург.

С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант учёного проникает в различные области знаний: химии, физики, навигации и мореплавания, астрономии, права, истории, филологии.

С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант учёного проникает в различные области знаний: химии, физики, навигации и мореплавания, астрономии, права, истории, филологии.

Московский государственный университет

Московский государственный университет

  • В 1775 году в Москве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет.
Позже М.В. Ломоносов за свой выдающийся вклад в науки будет удостоен звания академика

Позже М.В. Ломоносов за свой выдающийся вклад в науки будет удостоен звания академика

Могила М.В.Ломоносова  Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве».  Ушёл из жизни М.В. Ломоносов в 1765г., он простудился и умер. Погребён на кладбище Александро-Невской  лавры.

Могила М.В.Ломоносова

Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве».

Ушёл из жизни М.В. Ломоносов в 1765г., он простудился и умер. Погребён на кладбище Александро-Невской лавры.

Чтение стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру...»

Чтение стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру...»

  • Астроном - астроном (ученый).
  • Весьма - очень сильно.
  • В жару - в пылу спора (сильно).
  • Слыл - все его знали.
  • Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит.
  • Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
  • Коперник – польский астроном
  • Птолемей - древнегреческий астроном.
  • Очаг - место, где разводят огонь, для приготовления пищи.
—   Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?

Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?

  • Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции.
  • Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
  • Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли.
  • Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?  Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.  В чем противоположность взглядов ученых? К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?
  • Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
  • Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
  • В чем противоположность взглядов ученых?
  • К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?
  • Как повар решает этот спор?
Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли. Хозяин дома , в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар
  • Коперник и Птолемей спорили о строении мира.
  • Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
  • Хозяин дома , в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару.
  • Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему?   Какова идея этой басни?
  • В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему?
  • Какова идея этой басни?

Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.

Вопрос №2 стр.45 В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»?  Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.

Вопрос №2 стр.45

  • В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру...»?

Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.

Чтение статьи учебника «Сподвижник просвещения ». с. 45

Чтение статьи учебника

«Сподвижник просвещения ». с. 45

  • Патриотизм Ломоносова, искрометность его таланта «с пышностью, остротой и великолепием» наполнили русскую поэзию III в. глубоким содержанием.
  • Главная идея его творчества - гражданином, служить отечеству - вдохновляла передовых писателей последующих эпох.
Н.В. Гоголь. «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление Впереди книги».

Н.В. Гоголь.

«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление

Впереди книги».

В.Г.Белинский. « С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом и пестуном; он был её Петром Великим».

В.Г.Белинский.

« С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом

и пестуном; он был её Петром Великим».

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Подготовить выразительное чтение стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру…».
  • Прочитать статьи: «Роды и жанры литературы»; «Русские басни» (стр.46)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М.В.Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру"

Автор: Спесивых Елена Евгеньевна

Дата: 18.10.2018

Номер свидетельства: 481116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства