kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.В.Ломоносов и русское стихосложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является наглядным материалом при закреплении темы "Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского стихосложения" при изучении раздела теории литературы. В презентации представлены слайды с цитатами о Ломоносове, отрывок из его стихотворения, схемы двусложных и трехсложных размеров, рассматриваются вопросы рифмы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.В.Ломоносов и русское стихосложение »

Михаил Васильевич  Ломоносов  (1711-1765 гг.)

Михаил Васильевич

Ломоносов (1711-1765 гг.)

Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник. А. С. Пушкин

Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник.

А. С. Пушкин

Ученые люди, - доказывает Ломоносов, - нужны

Ученые люди, - доказывает Ломоносов, - нужны "для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером…"

Михаил Васильевич Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени.

Михаил Васильевич Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени.

Русская грамматика, Созданная великим ученым

Русская грамматика, Созданная великим ученым

Как необходимы эти слова сейчас нам, живущим в конце XX века, когда так хочется в душном, шумном городе воскликнуть: Восторг все чувства восхищает, Какая сладость льется в кровь! В приятном жаре сердце тает! Не тут ли царствует любовь? И горлиц нежное вздыханье, И чистых голубиц лобзанье Любви являют тамо власть. Древа листами помавают, Друг друга ветвьми обнимают. В бездушных зрю любовну страсть!

Как необходимы эти слова сейчас нам, живущим в конце XX века, когда так хочется в душном, шумном городе воскликнуть:

  • Восторг все чувства восхищает,

Какая сладость льется в кровь!

В приятном жаре сердце тает!

Не тут ли царствует любовь?

И горлиц нежное вздыханье,

И чистых голубиц лобзанье

Любви являют тамо власть.

Древа листами помавают,

Друг друга ветвьми обнимают.

В бездушных зрю любовну страсть!

Что такое богатые и бедные рифмы?

Что такое богатые и бедные рифмы?

  • с оль – б оль – 3буквы – бедная рифма
  • учитель – м учитель – 6 букв и полностью повторяются сразу три слога "у", "чи" и "тель»- богатая рифма.
Поэтическая строка отличается от обыкновенной ритмом . И, значит, слова для неё подбираются так, чтобы составляющие их ударные и безударные слоги чередовались в определённой строгой последовательности. Самый простой пример:

Поэтическая строка отличается от обыкновенной ритмом . И, значит, слова для неё подбираются так, чтобы составляющие их ударные и безударные слоги чередовались в определённой строгой последовательности. Самый простой пример:

  • МА-ма МЫ-ла РА-му.
  • -На какой слог в стопе падает ударение? На первый.
  • Значит, приведённая строчка - поэтическая. А размер этого стиха- хор е й.
Люблю грозу в начале мая...

Люблю грозу в начале мая...

  • Это - начальная строка стихотворения Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза".
  • Люб - ЛЮ гро- ЗУ в на - ЧА - ле МА - я...
  • Схема:-/ -/ -/ -/
  • Здесь ударный слог - каждый второй.
  • Стопа совсем не обязательно должна составлять слово (в на-ча-ле ма-я )
Трёхсложные размеры. БУ-ря на НЕ-бе ве-ЧЕР-нем,  МО-ря сер-ДИ-то-го -ШУМ... Схема:/-- /-- /-  /-- /-- /

Трёхсложные размеры.

  • БУ-ря на НЕ-бе ве-ЧЕР-нем, МО-ря сер-ДИ-то-го -ШУМ...
  • Схема:/-- /-- /-

/-- /-- /

  • Это Д А КТИЛЬ
Амфибр а хий:   ОдНАЖды/ в студЁНу/ ю ЗИМню/ ю Пору  я ИЗ ле/ су ВЫшел;/ был СИЛЬный/ моРОЗ.  (Н.А. Некрасов)

Амфибр а хий:

  • ОдНАЖды/ в студЁНу/ ю ЗИМню/ ю Пору я ИЗ ле/ су ВЫшел;/ был СИЛЬный/ моРОЗ.

(Н.А. Некрасов)

  • Схема: -/- -/- -/- -/-
Ан а пест   Я теБЕ/ ничеГО/ не скаЖУ,/  я теБЯ/ не встреВО/жу ниЧУТЬ,/  и о ТОМ,/ что я МОЛ/ ча тверЖУ,/  не реШУСЬ/ ни за ЧТО/ намекНУТЬ./  (А.А. Фет)

Ан а пест

  • Я теБЕ/ ничеГО/ не скаЖУ,/ я теБЯ/ не встреВО/жу ниЧУТЬ,/ и о ТОМ,/ что я МОЛ/ ча тверЖУ,/ не реШУСЬ/ ни за ЧТО/ намекНУТЬ./

(А.А. Фет)

  • Схема: --/ --/ --/
Способы рифмовки. Буря мглою небо кроет, (А)  Вихри снежные крутя. (Б)  То как зверь она завоет, (А)  То заплачет, как дитя. (Б) - перекрёстная рифма. Были бури, непогоды, (А)  Да младые были годы! (А) В день ненастный, час гнетучий (Б)  Грудь подымет вздох могучий... (Б)         (Е.А. Баратынский)- это параллельная рифма. Всходили робко облака (А)  На небо зимнее, ночное, (Б)  Белела в мертвенном покое (Б)  Оледенелая река. (А) – это опоясывающая (кольцевая) рифма        

Способы рифмовки.

  • Буря мглою небо кроет, (А) Вихри снежные крутя. (Б) То как зверь она завоет, (А) То заплачет, как дитя. (Б) - перекрёстная рифма.
  • Были бури, непогоды, (А) Да младые были годы! (А)
  • В день ненастный, час гнетучий (Б) Грудь подымет вздох могучий... (Б)        (Е.А. Баратынский)- это параллельная рифма.
  • Всходили робко облака (А) На небо зимнее, ночное, (Б) Белела в мертвенном покое (Б) Оледенелая река. (А) –

это опоясывающая (кольцевая) рифма       


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М.В.Ломоносов и русское стихосложение

Автор: Кравец Наталья Владимировна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103800


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства