Данная презентация является наглядным материалом при закреплении темы "Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского стихосложения" при изучении раздела теории литературы. В презентации представлены слайды с цитатами о Ломоносове, отрывок из его стихотворения, схемы двусложных и трехсложных размеров, рассматриваются вопросы рифмы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«М.В.Ломоносов и русское стихосложение »
Михаил Васильевич
Ломоносов(1711-1765 гг.)
Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник.
А. С. Пушкин
Ученые люди, - доказывает Ломоносов, - нужны "для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером…"
Михаил Васильевич Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени.
Русская грамматика, Созданная великим ученым
Как необходимы эти слова сейчас нам, живущим в конце XX века, когда так хочется в душном, шумном городе воскликнуть:
Восторг все чувства восхищает,
Какая сладость льется в кровь!
В приятном жаре сердце тает!
Не тут ли царствует любовь?
И горлиц нежное вздыханье,
И чистых голубиц лобзанье
Любви являют тамо власть.
Древа листами помавают,
Друг друга ветвьми обнимают.
В бездушных зрю любовну страсть!
Что такое богатые и бедные рифмы?
с оль – б оль – 3буквы – бедная рифма
учитель – м учитель – 6 букв и полностью повторяются сразу три слога "у", "чи" и "тель»- богатая рифма.
Поэтическая строка отличается от обыкновенной ритмом . И, значит, слова для неё подбираются так, чтобы составляющие их ударные и безударные слоги чередовались в определённой строгой последовательности. Самый простой пример:
МА-ма МЫ-ла РА-му.
-На какой слог в стопе падает ударение? На первый.
Значит, приведённая строчка - поэтическая. А размер этого стиха- хор е й.
Люблю грозу в начале мая...
Это - начальная строка стихотворения Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза".
Люб - ЛЮ гро- ЗУ в на - ЧА - ле МА - я...
Схема:-/ -/ -/ -/
Здесь ударный слог - каждый второй.
Стопа совсем не обязательно должна составлять слово (в на-ча-ле ма-я )
Трёхсложные размеры.
БУ-ря на НЕ-бе ве-ЧЕР-нем,МО-ря сер-ДИ-то-го -ШУМ...
Схема:/-- /-- /-
/-- /-- /
Это ДАКТИЛЬ
Амфибр а хий:
ОдНАЖды/ в студЁНу/ ю ЗИМню/ ю Поруя ИЗ ле/ су ВЫшел;/ был СИЛЬный/ моРОЗ.
(Н.А. Некрасов)
Схема: -/- -/- -/- -/-
Анапест
Я теБЕ/ ничеГО/ не скаЖУ,/я теБЯ/ не встреВО/жу ниЧУТЬ,/и о ТОМ,/ что я МОЛ/ ча тверЖУ,/не реШУСЬ/ ни за ЧТО/ намекНУТЬ./
(А.А. Фет)
Схема: --/ --/ --/
Способы рифмовки.
Буря мглою небо кроет, (А)Вихри снежные крутя. (Б)То как зверь она завоет, (А)То заплачет, как дитя. (Б) - перекрёстная рифма.
Были бури, непогоды, (А)Да младые были годы! (А)
В день ненастный, час гнетучий (Б)Грудь подымет вздох могучий... (Б) (Е.А. Баратынский)- этопараллельнаярифма.