Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует повторить с учениками факты биографии Лермонтова, связанные с эпохой 30-хгодов XIX века, историю его двух ссылок на Кавказ, прояснить, как факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. В основе изучения романа будет аргументация следующих положений:
Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века — временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении «Дума». Поэтому «герой нашего времени» — это герой 30-х годов.
Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первымсоциально-психологическим романом.
Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.
Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" »
М.Ю. Лермонтов«Герой нашего времени»
Автор: учитель русского языка и литературы МОУ Лицея № 8 г.Будённовска Ставропольского края
Деревянко
Галина Александровна.
Михаил Юрьевич Лермонтов1814 - 1841
Жизнь Лермонтова была коротка и трагична. Детство поэта, омрачено не сложившимися отношениями родителей , ссорой отца с бабушкой, ранней смертью матери. Болезненный ребёнок остался на попечении бабушки, Елизаветы Алексеевны, которая очень любила его, заботилась о его здоровье и воспитании, возила его в Подмосковье и на Кавказские воды. Затем благородный пансион при Московском университете, и университет , из которого он ушёл в петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.
За стихотворение «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов был выслан на Кавказ. Не успела миновать эта гроза, как дуэль с сыном французского посланника, последовала вторая ссылка, и снова на Кавказ, где шла жестокая война с горцами. В ту пору Лермонтов приобрёл известность среди читающей публики. Лирика поэта отразила важнейшие перемены в общественном создании дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы. В поздней поэзии он избегает открытой эмоциональности, становится строже в своих высказываниях.
«Герой нашего времени»
Лермонтов написал один из лучших русских романов, и ныне остающийся любимым в России и переводимый за рубежом. Он начал работу над книгой в 1837 году и завершил ее в 1840 году, в 1841 году им написано знаменитое предисловие к роману. В журнале «Отечественные записки» впервые появились лермонтовские повести «Бэла», «Фаталист», «Тамань», но они воспринимались читателями и критикой как самостоятельные произведения, никто не увидел в них главы одного романа. В 1840 году в Петербурге вышло отдельное издание «Героя нашего времени». Роман имел огромный успех, раньше всех о нем восторженно отозвался Белинский. А Гоголь сказал: «Лермонтов-прозаик будет выше Лермонтова-стихотворца». С «Героя нашего времени» началась эпоха русского классического романа.
Печорин
Печорин - образованный светский человек с критическим умом, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. Печорин называется в романе “странным человеком”, так о нем говорят почти все остальные персонажи. Определение “странный” приобретает оттенок термина, за которым встает определенный склад характера и тип личности, и является более широким и емким, чем определение “лишний человек”.
Печоринпостоянно размышляет о своих поступках, анализирует свои чувства, это является свидетельством того, что мы имеем дело с личностью неординарной.
Как личность Печорин шире предлагаемых ему социальных ролей, он отвергает все уготованные ему социальные рамки, пытается угадать свое высокое предназначение, но в то же время весьма скептически оценивает свои шансы в борьбе с окружающим обществом.
Главное содержание повестей о Печорине — это история его противодействия обстоятельствам и судьбе. Обстоятельства и судьба в итоге оказались сильнее Печорина. Его энергия выливается в действие пустое. Поступки героя чаще всего эгоистичны и жестоки. Печорин предстает в романе сложившимся характером с трагической судьбой.
Грушницкий
Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери. Он – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства», «страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.
Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.
Максим Максимыч
Максим Максимыч – штабс-капитан выгодно отличается от Печорина своей простотой и безыскусственностью, он воспринимает жизнь такой, какова она есть, не философствуя и не анализируя. Максим Максимыч близок к окружающей действительности. Ему понятны горцы с их простым и примитивным бытом, с их чувствами, находящими выражения не в длинных речах, а в действиях.
Для речевой манеры Максима Максимыча характерно употребление выражений и оборотов из военно-профессиональной терминологии: «пришел транспорт с провиантом»; «девки и молодые ребята становятся в две шеренги».
Дуэль
Грушницкого и Печорина
Чем больше княжна увлекается Печориным, тем шире становится пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь «столкнутся на узкой дороге», начинает сбываться. Дуэль - это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.
В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. Он вел себя в последнее время недостойно, распуская про Печорина слухи, и пытался всячески выставить его в черном свете. Можно за это ненавидеть человека, можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. Но это не волнует Печорина. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций.
Бэла
Бэла — юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев ее на свадьбе, был пленен ее внешностью и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу. Печорин понял, что он обманулся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной так же надоедают, как и кокетство другой”. Впрочем, не будем забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который, как известно из содержания романа, быстро во всем разочаровывался.
У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.
Княжна Мэри
Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано “водяное общество” Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествования.
Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива.
Мери, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарса Грушницкого, недопонимает тонко рассчитанной игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в ее кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру. В такой обстановке, думается, княжне Мери было очень трудно быть самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества.
Вера
Вера была единственным человеком в жизни Печорина, к которому у него действительно были сильные чувства — любовь. Он говорил, что она была единственной женщиной в его жизни, которую он не мог бы обмануть. Однако он не принес ей ничего кроме страданий, так как он любил её только для себя и не считался с её мнением.
Используемые материалы
Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. – М., 1980. Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова// Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе/ Сост. В. И. Кулешова.- М., 1983.- С. 82-153 Герштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. – М. , 1976.-С.31-36. Коровин В.И. Роман «герой нашего времени»// Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова.-М., 1973.-С.217-285. Удодов Б. Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».-М., 1989. Энциклопедия литературных героев: Русская литература XVII-первой половины XIX в. – М., 1997
Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. – М., 1980.
Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова// Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе/ Сост. В. И. Кулешова.- М., 1983.- С. 82-153
Герштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. – М. , 1976.-С.31-36.
Коровин В.И. Роман «герой нашего времени»// Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова.-М., 1973.-С.217-285.
Удодов Б. Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».-М., 1989.
Энциклопедия литературных героев: Русская литература XVII-первой половины XIX в. – М., 1997