kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю.Лермонтов. " Бородино"- отклик на 25- летнюю годовщину Бородинского сражения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического  взаимодействия  учителя и учащихся. В ней должен быть  отражён весь процесс деятельности. Должны быть указаны все операции и их составные части. Таким образом, в структуре  технологической карты урока необходимо предусмотреть следующее: тщательное планирование каждого этапа деятельности; максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату.

 Популярность планирования урочной деятельности в форме технологической карты достаточно высока. Карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока.

 Предлагаю  презентацию, которую я составила на основе технологической карты урока, разработанной мною  на основе рекомендаций  Г.Л.Копотевой и И.М.Логвиновой,  в соответствии с требованиями ФГОС общего среднего образования.

Данная разработка предназначена для учителей   русского языка и литературы  с целью оказания  методической помощи при планировании  учебной деятельности.

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического  взаимодействия  учителя и учащихся. В ней должен быть  отражён весь процесс деятельности. Должны быть указаны все операции и их составные части. Таким образом, в структуре  технологической карты урока необходимо предусмотреть следующее: тщательное планирование каждого этапа деятельности; максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату.

 Популярность планирования урочной деятельности в форме технологической карты достаточно высока. Карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока.

 Предлагаю  презентацию, которую я составила на основе технологической карты урока, разработанной мною  на основе рекомендаций  Г.Л.Копотевой и И.М.Логвиновой,  в соответствии с требованиями ФГОС общего среднего образования.

Данная разработка предназначена для учителей   русского языка и литературы  с целью оказания  методической помощи при планировании  учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе

по теме « М.Ю.Лермонтов. «Бородино»- отклик на 25 – летнюю годовщину Бородинского сражения»

(с учётом планируемых результатов обучения)



Выполнила

учитель русского языка и литературы

Сополева Татьяна Алексеевна

МОУ Верх- Мильтюшинская

средняя общеобразовательная школа

Черепановского района

2014 г.

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор- составитель: В.Я. Коровина.- Москва, Просвещение, 2010 г.

Название раздела, темы: Русская литература 19 века. М.Ю.Лермонтов. « Бородино»

Тема урока: М.Ю.Лермонтов. « Бородино»- отклик на 25- летнюю годовщину Бородинского сражения

Цель урока: познакомить учеников с биографией М.Ю.Лермонтова, с историей создания стихотворения; прививать интерес и уважение к героическому прошлому России; расширять словарный запас; развивать навыки монологической речи.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России; проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально- ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные:

познавательные: уметь находить и отбирать необходимую информацию; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; свободно ориентироваться в тексте художественного произведения; осуществлять смысловое чтение; уметь осуществлять анализ объектов с выделением необходимых признаков; проводить сравнение, анализ, синтез, классификацию;

коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; соблюдать правила речевого поведения; уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели; принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников.

Предметные: научиться определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника.

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Оборудование: репродукция картин П.Е. Заболотского « Ветеран 1812 года», С.В.Герасимова « М.И.Кутузов под Бородином», Ф.А.Рубо « Бородинская битва», А.Д. Кившенко « Военный совет в Филях»; презентация, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре (группе).

Основные понятия: патриотизм, самопожертвование.

Межпредметные связи: история России, обществознание, русский язык.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении;( слайд № 2)

Литература:

  1. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. М.: Просвещение,2010.

  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. - ВАКО,2009.

3. Г.Л.Копотева, И.М.Логвинова. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград: Учитель, 2013.

Ресурсы сети Интернет:

1.Литературные имена(http://www.library.ru)

2.Сайт жизни и творчества М.Ю.Лермонтова(http://forum.template-cms.ru)





Технологическая карта урока

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

осуществляемые действия

познавательная

коммуникативная

регулятивная

личностная

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

(УУД)

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

(УУД)

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

(УУД)

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

(УУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Организация начала урока. Мотивация к деятельности

Цель: создание позитивного настроя учащихся на продолжительную познавательную деятельность

Слайд № 3


Просит учеников посмотреть в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелать ему успеха на уроке, улыбнуться ему, учителю.











Слайд № 4

Слушают учителя, выполняют его просьбу, готовятся к уроку, размещают учебные материалы на рабочем месте


Слайд № 5

Осознавать познавательную задачу










Слайд № 5

Взаимодействуют с учителем, с одноклассниками








Слайд № 6

Понимать и воспринимать на слух слова учителя









Слайд № 6

Демонстрируют готовность к уроку










Слайд № 7

Планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, мобилизовать силы и энергию




Слайд № 7

Проявляют внимание, уважение к сверстникам








Слайд № 8

Положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, уважительно относиться к сверстникам

Слайд № 8

2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель: построение ориентированной основы урока.





Слайд № 9





1.Предлагает прочитать наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова, относящиеся к жанру пейзажной лирики, и лирический отрывок из поэмы « Сашка», которые дети должны были выучить дома.

2.Организует беседу по вопросам:

- Какие чувства у вас вызывают стихи М.Ю.Лермонтова?

-О чём говорится в лирическом отрывке из поэмы « Сашка»?

-Как вы понимаете слова: « Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,

Как русский,- сильно, пламенно и нежно»?

- Хотели бы вы продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова?

Слайд № 10



Читают стихотворения, отвечают на вопросы учителя




Слайд № 11

Правильно воспринимать поставленную задачу, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме




Слайд № 11

Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем








Слайд № 12

Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позиции, использовать речь для регуляции своего действия

Слайд № 12

Слушают в соответствии с целевой установкой, дополняют и уточняют высказанные мнения






Слайд № 13

Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Слайд № 13


Положительно относиться к учебной деятельности








Слайд№ 14

4.Предлагает обратиться к эпиграфу урока, попробовать понять, о каком событии идёт речь.

Просит учащихся ответить на вопросы:

-Как вы понимаете эти строки: « Недаром помнит вся Россия про день Бородина»?

- Знакомо ли вам слово Бородино?




Слайд № 15

Отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения




Слайд №16

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять актуализацию знаний

Слайд № 16

Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем





Слайд № 17

Воспринимать на слух ответы учащихся, строить монологическое высказывание




Слайд № 17

Контролируют правильность ответов учащихся







Слайд № 18

Уметь слушать, принимать и сохранять учебную задачу






Слайд № 18



3.Формулирование темы и целей урока

Цель: обеспечение восприятия, осмысление темы урока.






Слайд № 19

1.Просит выдвинуть предположение о теме и целях предстоящего урока.







Слайд № 20

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки




Слайд № 21

Выдвигать и обосновывать гипотезы







Слайд № 21

Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем




Слайд № 22

Воспринимать на слух ответы учащихся, строить понятные для собеседника высказывания



Слайд № 22

Осуществляют самоконтроль понимания темы и цели урока





Слайд № 23

Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату


Слайд № 23


Формирование познавательного интереса




Слайд № 24

2.Подводит итог беседы по теме и цели урока. Поощряет выдвинувших правильное предположение


Слайд № 25

Слушают учителя



Слайд № 26



Понимать и воспринимать на слух объяснение учителя

Слайд № 27


Адекватно воспринимать оценку учителя



Слайд № 28


Формирование познавательного интереса

Слайд № 29

4.Организация познавательной деятельности

Цель: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции.

Слайд № 30










































































































































1.Организует работу с учебником:

-предлагает открыть учебник на странице 164 и посмотреть на портрет поэта.

2 Кратко рассказывает о поэте:

-Вы видите лицо совсем молодого человека. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушёл из жизни - погиб на дуэли. « Нераспустившимся цветком русской поэзии» называл его критик. В этих словах досада и боль.

( В ходе информации перелистывает сборник произведений М.Ю.Лермонтова, предназначенный для детей среднего возраста, называет известные детям стихи: « Парус», « Тучи», « На севере диком» и другие).

3.Обращает внимание детей на материал в учебнике(с.164-165), предлагает изучить его и выполнить задания, которые даны в учебнике(пересказать статью о поэте, подчеркнув его первое знакомство с народными преданиями, сочинениями А.С.Пушкина; ответить на вопрос: в чём состояли занятия литературного общества в пансионе?).

Слайд № 31

Работают по учебнику, слушают учителя, делают записи в тетрадях, пересказывают статью о поэте, отвечают на вопрос 2 учебника

Слайд № 32

Понимать смысл информации, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, грамотно и бегло читать про себя, умение актуализировать свои знания о поэзии, правильно воспринимать поставленную задачу

Слайд № 32

Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем, одноклассниками

Слайд № 33

Слушать собеседника, строить монологическое высказывание



Слайд № 33

Контролируют правильность и полноту ответов учащихся




Слайд № 34

Уметь слушать, принимать и сохранять учебную цель и задачу




Слайд № 34



4.Предлагает учащимся материал с исторической справкой о Бородинском сражении, просит ознакомиться и рассказать.






Слайд № 35

Читают историческую справку о Бородинском сражении, рассказывают

Слайд № 36

Грамотно и бегло читать про себя, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Слайд № 36

По вызову учителя озвучивают историческую справку





Слайд № 37

Уметь строить монологическое высказывание, слушать одноклассников



Слайд № 37

Контролируют правильность и полноту ответов учащихся





Слайд № 38

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, обнаруживать отклонения и отличия от эталона


Слайд № 38



5.Организует словарную работу со словами, которые встретятся в тексте стихотворения, предлагает найти значение слов по словарю( редут, мусью, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, улан, драгун, басурманы.

Просит определить, какие это слова с точки зрения лексики( слова иноязычного происхождения, слова- термины, в основном, слова военной терминологии)






Слайд № 39

Работают со словарями, представитель от группы озвучивает значения слов






Слайд № 40

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы (словарей)

Слайд № 40

Взаимодействуют в группах












Слайд № 41

Умение слушать, координировать действия











Слайд № 41

Слушают в соответствии с целевой установкой, дополняют и уточняют высказанные мнения







Слайд № 42

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей










Слайд № 42

Тактично, с уважением

относятся к одноклассникам









Слайд № 43

Ориентироваться на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе и классе



Слайд № 43

6.Обращает внимание детей на то, что стихотворение названо по главному сражению той битвы- битвы под Бородином, что создано оно в год 25- летнего юбилея этой битвы.

7.Организует работу по чтению текста стихотворения « Бородино», обсуждению степени выразительности чтения.



Слайд № 44

Двое учащихся последовательно один за другим вслух читают текст стихотворения для:

-соблюдения в речи приёмов выразительного чтения;

-понимания содержания текста.

Двое учащихся из группы экспертов озвучивают подготовленный анализ степени выразительности чтения каждого из читавших текст школьников

Слайд № 45

Выразительно читать;

анализировать степень выразительности чтения, содержание поэтического произведения; доказывать, аргументировать свою точку зрения


Слайд № 46

Весь класс во фронтальном режиме слушает текст стихотворения, заслушивает ответы экспертов


Слайд № 47

Понимать на слух ответы учащихся, осознанно строить речевые высказывания, понятные для партнёров



Слайд № 47

Эксперты оценивают выразительность чтения по ранее разработанному алгоритму, остальные школьники контролируют правильность и полноту проведённого анализа степени выразительности чтения, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ


Слайд № 48

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, обнаруживать отклонения и отличия от эталона, осуществлять взаимоконтроль


Слайд № 49



8.Организует обсуждение содержания поэтического произведения:

-Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?

-Что вам показалось особенно интересным в стихотворении?

- Какова форма этого стихотворения?

-Почему Лермонтов использует диалог для рассказа о событиях?

-Почему диалог переходит в монолог?

-От какого лица ведётся повествование? О чём это говорит?

- Как вы себе представляете внешность рассказчика?

-Можем ли мы судить о происхождении этого человека, старого солдата? ( О простом происхождении рассказчика говорит то, что он был солдатом- артиллеристом, и речь героя, в которой есть просторечия и искажения: « ушки на макушке»; « постой-ка, брат мусью», « басурманы»).

-Какую иллюстрацию к стихотворению вы бы нарисовали?


Слайд № 50

Участвуют в беседе по содержанию стихотворения




Слайд № 51

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме


Слайд № 51

Взаимодействуют во фронтальном режиме с учителем, одноклассниками


Слайд № 52

Слушать собеседника, понимать возможность различных позиций других учащихся, отличных от собственной, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Слайд № 52

Контролируют правильность и полноту ответов учащихся




Слайд № 53

Уметь слушать, принимать и сохранять учебную цель и задачу




Слайд № 53



9.Знакомит с иллюстрациями к стихотворению:

-рассмотрите иллюстрации к стихотворению « Бородино»;

- какие эпизоды сражения изображены художниками?

- какая иллюстрация вам больше всего понравилась, почему?


Слайд № 54

Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы




Слайд № 55

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков,

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Слайд № 55

Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем


Слайд № 56

Воспринимать на слух ответы учащихся, строить понятные для собеседника высказывания


Слайд № 56

Контролируют правильность ответов учащихся





Слайд № 57

Слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания


Слайд № 57



10.Организует и контролирует работу над составлением характеристики рассказчика, просит обратить при составлении характеристики внимание на следующие моменты: кто он, возраст, внешний облик, манера держаться, особенности речи, характер, какой он, к правде истории или вымыслу мы отнесём его образ?








Слайд № 58





















Работают над составлением характеристики рассказчика, представители от групп озвучивают её





Слайд № 59

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, проводить анализ текста, доказывать своё мнение, строить осознанно произвольно речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объекта для характеристики героев поэтического

произведения



Слайд № 59



Взаимодействуют в группах





Слайд № 60

Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения


Слайд № 60

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания





Слайд № 61

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, обнаруживать отклонения и отличия от эталона, осуществлять взаимоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя


Слайд № 61


Ориентироваться на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе и классе




Слайд № 62

11.Предлагает ответить на вопрос:

-почему и сегодня нас волнует и стихотворение М.Ю.Лермонтова, и события, в нём описанные?

Обобщает высказывания учащихся:

-Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг «недаром помнит» и будет помнить « вся Россия»( обращается к эпиграфу).

Слайд № 63

Отвечают на вопрос








Слайд № 64

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме



Слайд № 64

Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем, одноклассниками


Слайд № 65

Строить понятные для собеседника высказывания, понимать на слух ответы одноклассников


Слайд № 65

Контролируют правильность и полноту ответов, по мере необходимости дополняют и исправляют


Слайд № 66

Принимать и сохранять учебную цель и задачу






Слайд № 66



5.Физкультминутка

Цель: применение здоровьесберегающих технологий.


Слайд № 67

Организует проведение физкультминутки:


Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка,

Распрямились, потянулись


(наклоны вперёд и назад).


Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два,

Думай, думай, голова

( вращение головой).


Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Слайд № 68



Выполняют простейшие физические упражнения




Слайд № 69


Налаживать общение с группой, классом




Слайд № 69





6.Самостоятельная работа

Цель: контроль знаний.


Слайд № 70



Предлагает разноуровневые задания на карточках:

Карточка 1:

-какой эпизод в стихотворении М.Ю.Лермонтова « Бородино» произвёл особенное впечатление и почему?

Карточка 2:

-какое настроение было у солдат, когда они « долго, молча отступали», « нашли большое поле», « клятву верности давали».

Карточка 3:

-какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины?



Слайд № 71

Выполняют самостоятельную работу




Слайд № 72

Осуществлять анализ объектов с выделением необходимых признаков, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме, осуществлять актуализацию своих знаний

Слайд № 72



Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая свою работу с эталоном


Слайд № 73

Осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции


Слайд № 73


Формирование устойчивой мотивации к познавательной деятельности, к самосовершенствованию


Слайд № 74

7.Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности

Цель: закрепить изученное на уроке, акцентировать внимание учащихся на конечных результатах их деятельности.

Слайд № 75

1.Организует рефлексию:

-что удалось нам сегодня на уроке?

-что узнали новое для себя?

-чем запомнится эта встреча?

Следующее задание: самостоятельно сделайте вывод, продолжите предложения:

- На мой взгляд, произведение М.Ю.Лермонтова « Бородино»…;

-Подвиг- это…;

-Произведение М.Ю.Лермонтова научило меня…

2. Оценивает работу учащихся на уроке.



Слайд № 76

Отвечают на вопросы учителя




Слайд № 77



Восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче


Слайд № 77

Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем


Слайд № 78

Строить монологическое высказывание, воспринимать на слух ответы учащихся

Слайд № 78

Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия


Слайд № 79

Оценивать достигнутый результат, осознавать качество и уровень усвоения материала


Слайд № 79



8. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Цель:

закрепить учебный материал, поддержать настрой и желание учащихся к дальнейшей познавательной деятельности.

Слайд № 80

Предлагает дифференцированное задание

на дом.

1).Для всех: подготовить выразительное чтение стихотворения; выполнить задания по учебнику( с.169-170, задания 1-5);

2). По выбору:

-составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата;

- нарисовать любой эпизод Бородинского сражения;

-написать синквейн.


Слайд № 81






Выбирают домашнее задание


Слайд № 82

Планировать общие (дальнейшие) способы работы


Слайд № 82




Формирование мотивации к процессу получения знаний


Слайд № 83



Просмотр содержимого презентации
«М.Ю.Лермонтов»

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» - отклик на 25 - летнюю годовщину Бородинского сражения  1837 Выполнила учитель русского языка и литературы Сополева Татьяна Алексеевна МОУ Верх- Мильтюшинская средняя общеобразовательная школа Черепановского района

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» - отклик на 25 - летнюю годовщину Бородинского сражения 1837

Выполнила учитель русского языка и литературы Сополева Татьяна Алексеевна МОУ Верх- Мильтюшинская средняя общеобразовательная школа Черепановского района

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России; проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально- ценностного отношения к учебной проблеме

Класс: 5

Тип урока: урок общеметодической направленности

Тема урока: М.Ю.Лермонтов. « Бородино»- отклик на 25- летнюю годовщину Бородинского сражения

Предмет: литература

Оборудование: репродукция картин П.Е. Заболотского « Ветеран 1812 года», С.В.Герасимова « М.И.Кутузов под Бородином», Ф.А.Рубо « Бородинская битва», А.Д. Кившенко « Военный совет в Филях»; презентация, раздаточный материал

Основные понятия: патриотизм, самопожертвование

коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; соблюдать правила речевого поведения; уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Метапредметные:

познавательные: уметь находить и отбирать необходимую информацию; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; свободно ориентироваться в тексте художественного произведения; осуществлять смысловое чтение; уметь осуществлять анализ объектов с выделением необходимых признаков; проводить сравнение, анализ, синтез, классификацию

Цель урока: познакомить учеников с биографией М.Ю.Лермонтова, с историей создания стихотворения; прививать интерес и уважение к героическому прошлому России; расширять словарный запас; развивать навыки монологической речи

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор- составитель: В.Я. Коровина.- Москва, Просвещение, 2010 г.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре (группе)

Предметные: научиться определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника

регулятивные: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели; принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников

Название раздела, темы: Русская литература 19 века. М.Ю.Лермонтов. « Бородино»

Межпредметные связи: история России, обществознание, русский язык

1.Организация начала урока. Мотивация к деятельности Цель: создание позитивного настроя учащихся на продолжительную познавательную деятельность 2

1.Организация начала урока. Мотивация к деятельности

Цель: создание позитивного настроя учащихся на продолжительную познавательную деятельность

2

Деятельность учителя Просит учеников посмотреть в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелать ему успеха на уроке, улыбнуться ему, учителю. Создание позитивного настроя учащихся на продолжительную познавательную деятельность 2

Деятельность

учителя

Просит учеников посмотреть в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелать ему успеха на уроке, улыбнуться ему, учителю.

Создание позитивного настроя учащихся на продолжительную познавательную деятельность

2

Деятельность учащегося Познавательная

Деятельность

учащегося

Познавательная

  • С лушают учителя, выполняют его просьбу, готовятся к уроку, размещают учебные материалы на рабочем месте
  • О сознавать познавательную задачу
Коммуникативная

Коммуникативная

  • Взаимодействуют с учителем, с одноклассниками
  • Понимать и воспринимать на слух слова учителя
Регулятивная

Регулятивная

  • Демонстрируют готовность к уроку
  • Планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, мобилизовать силы и энергию
Личностная

Личностная

  • Проявляют внимание, уважение к сверстникам
  • Положительно относиться к учению, к познавательной деятельности; уважительно относиться к сверстникам
2. Актуализация и пробное учебное действие Цель: построение ориентированной основы урока

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель: построение ориентированной основы урока

Задание Вопросы: - Какие чувства у вас вызывают стихи М.Ю.Лермонтова? -О чём говорится в лирическом отрывке из поэмы « Сашка»? -Как вы понимаете слова: « Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский,- сильно, пламенно и нежно»? - Хотели бы вы продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова? Учитель организует пробное учебное действие с целью построения ориентированной основы урока с помощью следующих заданий: 1.Предлагает прочитать наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова, относящиеся к жанру пейзажной лирики, и лирический отрывок из поэмы « Сашка», которые дети должны были выучить дома. 2.Организует беседу по вопросам: - Какие чувства у вас вызывают стихи М.Ю.Лермонтова? -О чём говорится в лирическом отрывке из поэмы « Сашка»? -Как вы понимаете слова: « Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский,- сильно, пламенно и нежно»? - Хотели бы вы продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова? 6

Задание

Вопросы:

- Какие чувства у вас вызывают стихи М.Ю.Лермонтова?

-О чём говорится в лирическом отрывке из поэмы « Сашка»?

-Как вы понимаете слова: « Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,

Как русский,- сильно, пламенно и нежно»?

- Хотели бы вы продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова?

Учитель организует пробное учебное действие с целью построения ориентированной основы урока с помощью следующих заданий:

1.Предлагает прочитать наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова, относящиеся к жанру пейзажной лирики, и лирический отрывок из поэмы « Сашка», которые дети должны были выучить дома.

2.Организует беседу по вопросам:

- Какие чувства у вас вызывают стихи М.Ю.Лермонтова?

-О чём говорится в лирическом отрывке из поэмы « Сашка»?

-Как вы понимаете слова: « Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,

Как русский,- сильно, пламенно и нежно»?

- Хотели бы вы продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова?

6

Деятельность учащегося  Познавательная

Деятельность

учащегося

Познавательная

  • Правильно воспринимать поставленную задачу, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
  • Читают стихотворения, отвечают на вопросы учителя
Коммуникативная

Коммуникативная

  • Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем
  • Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия
Регулятивная

Регулятивная

  • Слушают в соответствии с целевой установкой, дополняют и уточняют высказанные мнения
  • Слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания
Личностная Положительно относиться к учебной деятельности

Личностная

Положительно относиться к учебной деятельности

Задание « Недаром помнит вся Россия про день Бородина» Знакомо ли вам слово Бородино? Учитель просит обратиться учащихся к эпиграфу урока для того, чтобы попробовать понять, о каком событии идёт речь. Просит учащихся ответить на вопросы: -Как вы понимаете эти строки: « Недаром помнит вся Россия про день Бородина»? - Знакомо ли вам слово Бородино? 6

Задание

« Недаром помнит вся Россия про день Бородина»

Знакомо ли вам слово Бородино?

Учитель просит обратиться учащихся к эпиграфу урока для того, чтобы попробовать понять, о каком событии идёт речь.

Просит учащихся ответить на вопросы:

-Как вы понимаете эти строки: « Недаром помнит вся Россия про день Бородина»?

- Знакомо ли вам слово Бородино?

6

Деятельность учащегося  Познавательная

Деятельность

учащегося

Познавательная

  • Отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения
  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять актуализацию знаний
Коммуникативная

Коммуникативная

  • Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем
  • Воспринимать на слух ответы учащихся, строить монологическое высказывание
Регулятивная

Регулятивная

  • Контролируют правильность ответов учащихся
  • Уметь слушать, принимать и сохранять учебную задачу
3.Формулирование темы и целей урока Цель: обеспечение восприятия, осмысление темы урока

3.Формулирование темы и целей урока

Цель: обеспечение восприятия, осмысление темы урока

Деятельность учителя Просит выдвинуть предположение о теме и целях урока Просит выдвинуть предположение о теме и целях предстоящего урока с целью восприятия и осмысления темы урока. 6

Деятельность

учителя

Просит выдвинуть предположение о теме и целях урока

Просит выдвинуть предположение о теме и целях предстоящего урока с целью восприятия и осмысления темы урока.

6

Деятельность учащегося  Познавательная

Деятельность

учащегося

Познавательная

  • Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки
  • Выдвигать и обосновывать гипотезы
Коммуникативная

Коммуникативная

  • Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем
  • Воспринимать на слух ответы учащихся, строить понятные для собеседника высказывания
Регулятивная

Регулятивная

  • Осуществляют самоконтроль понимания темы и цели урока
  • Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату
Личностная Формирование познавательного интереса

Личностная

Формирование познавательного интереса

Деятельность учителя Подводит итог беседы по теме и целям урока. Поощряет выдвинувших правильное предположение. 6

Деятельность

учителя

Подводит итог беседы по теме и целям урока. Поощряет выдвинувших правильное предположение.

6

Деятельность учащегося  Познавательная Слушают учителя

Деятельность

учащегося

Познавательная

Слушают учителя

Коммуникативная Понимать и воспринимать на слух объяснение учителя

Коммуникативная

Понимать и воспринимать на слух объяснение учителя

Регулятивная Адекватно воспринимать оценку учителя

Регулятивная

Адекватно воспринимать оценку учителя

Личностная Формирование познавательного интереса

Личностная

Формирование познавательного интереса

4.Организация познавательной деятельности Цель: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции

4.Организация познавательной деятельности

Цель: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции

Задание Учитель предлагает задания на проговаривание и закрепление новых знаний, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала: 1). Организует работу с учебником: -предлагает открыть учебник на странице 164 и посмотреть на портрет поэта. 2). Кратко рассказывает о поэте: -Вы видите лицо совсем молодого человека. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушёл из жизни - погиб на дуэли. « Нераспустившимся цветком русской поэзии» называл его критик. В этих словах досада и боль. ( В ходе информации перелистывает сборник произведений М.Ю.Лермонтова, предназначенный для детей среднего возраста, называет известные детям стихи: « Парус», « Тучи», « На севере диком» и другие). 3).Обращает внимание детей на материал в учебнике (с.164-165), предлагает изучить его и выполнить задания, которые даны в учебнике (пересказать статью о поэте, подчеркнув его первое знакомство с народными преданиями, сочинениями А.С.Пушкина; ответить на вопрос: в чём состояли занятия литературного общества в пансионе?) 6

Задание

Учитель предлагает задания на проговаривание и закрепление новых знаний, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала:

1). Организует работу с учебником:

-предлагает открыть учебник на странице 164 и посмотреть на портрет поэта.

2). Кратко рассказывает о поэте:

-Вы видите лицо совсем молодого человека. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушёл из жизни - погиб на дуэли. « Нераспустившимся цветком русской поэзии» называл его критик. В этих словах досада и боль.

( В ходе информации перелистывает сборник произведений М.Ю.Лермонтова, предназначенный для детей среднего возраста, называет известные детям стихи: « Парус», « Тучи», « На севере диком» и другие).

3).Обращает внимание детей на материал в учебнике (с.164-165), предлагает изучить его и выполнить задания, которые даны в учебнике (пересказать статью о поэте, подчеркнув его первое знакомство с народными преданиями, сочинениями А.С.Пушкина; ответить на вопрос: в чём состояли занятия литературного общества в пансионе?)

6

Деятельность учащегося  Познавательная

Деятельность

учащегося

Познавательная

  • Работают по учебнику, слушают учителя, делают записи в тетрадях, пересказывают статью о поэте, отвечают на вопрос 2 учебника
  • Понимать смысл информации. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, грамотно и бегло читать про себя, умение актуализировать свои знания о поэзии, правильно воспринимать поставленную задачу
Коммуникативная

Коммуникативная

  • Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем, одноклассниками
  • Слушать собеседника, строить монологическое высказывание
Регулятивная

Регулятивная

  • Контролируют правильность и полноту ответов учащихся
  • Уметь слушать, принимать и сохранять учебную цель и задачу
Задание Учитель предлагает учащимся материал с исторической справкой о Бородинском сражении, просит ознакомиться и рассказать. 6

Задание

Учитель предлагает учащимся материал с исторической справкой о Бородинском сражении, просит ознакомиться и рассказать.

6

Деятельность учащегося  Познавательная

Деятельность

учащегося

Познавательная

  • Читают историческую справку о Бородинском сражении, рассказывают
  • Грамотно и бегло читать про себя, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативная

Коммуникативная

  • По вызову учителя озвучивают историческую справку
  • Уметь строить монологическое высказывание, слушать одноклассников
Регулятивная

Регулятивная

  • Контролируют правильность и полноту ответов учащихся
  • Принимать и сохранять учебную цель и задачу, обнаруживать отклонения и отличия от эталона
Задание Словарная работа кивер булат улан драгун басурманы редут мусью картечь лафет бивак  Учитель организует словарную работу со словами, которые встретятся в тексте стихотворения, предлагает найти значение слов по словарю (редут, мусью, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, улан, драгун, басурманы) и просит определить, какие это слова с точки зрения лексики (слова иноязычного происхождения, слова- термины, в основном, слова военной терминологии). 6

Задание

Словарная работа

  • кивер
  • булат
  • улан
  • драгун
  • басурманы
  • редут
  • мусью
  • картечь
  • лафет
  • бивак

Учитель организует словарную работу со словами, которые встретятся в тексте стихотворения, предлагает найти значение слов по словарю (редут, мусью, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, улан, драгун, басурманы) и просит определить, какие это слова с точки зрения лексики (слова иноязычного происхождения, слова- термины, в основном, слова военной терминологии).

6

Деятельность учащегося  Познавательная

Деятельность

учащегося

Познавательная

  • Работают со словарями, представитель от группы озвучивает значения слов
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы(словарей)
Коммуникативная

Коммуникативная

  • Взаимодействуют в группах
  • Умение слушать, координировать действия
Регулятивная

Регулятивная

  • Слушают в соответствии с целевой установкой, дополняют и уточняют высказанные мнения
  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Личностная Тактично, с уважением относятся к одноклассникам Ориентироваться на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе и в классе

Личностная

Тактично, с уважением

относятся к одноклассникам

Ориентироваться на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе и в классе

Задание Выразительное чтение стихотворения Учитель обращает внимание детей на то, что стихотворение названо по главному сражению той битвы- битвы под Бородином, что создано оно в год 25- летнего юбилея этой битвы; организует работу по чтению текста стихотворения « Бородино», обсуждению степени выразительности чтения. 6

Задание

Выразительное чтение стихотворения

Учитель обращает внимание детей на то, что стихотворение названо по главному сражению той битвы- битвы под Бородином, что создано оно в год 25- летнего юбилея этой битвы; организует работу по чтению текста стихотворения « Бородино», обсуждению степени выразительности чтения.

6

Деятельность учащегося  Познавательная Двое учащихся последовательно один за другим вслух читают текст стихотворения для понимания содержания текста. Двое учащихся из группы экспертов озвучивают подготовленный анализ степени выразительности чтения каждого из читавших текст школьников

Деятельность

учащегося

Познавательная

  • Двое учащихся последовательно один за другим вслух читают текст стихотворения для понимания содержания текста.

Двое учащихся из группы экспертов озвучивают подготовленный анализ степени выразительности чтения каждого из читавших текст школьников

Выразительно читать,
  • Выразительно читать,

анализировать степень выразительности чтения, содержание поэтического произведения; доказывать, аргументировать свою точку зрения

Коммуникативная

Коммуникативная

  • Весь класс во фронтальном режиме слушает текст стихотворения, заслушивает ответы экспертов
  • Понимать на слух ответы учащихся; осознанно строить речевые высказывания, понятные для партнёров
Регулятивная

Регулятивная

  • Эксперты оценивают выразительность чтения по ранее разработанному алгоритму, остальные школьники контролируют правильность и полноту проведённого анализа степени выразительности чтения, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ
Принимать и сохранять учебную цель и задачу, обнаруживать отклонения и отличия от эталона, осуществлять взаимоконтроль
  • Принимать и сохранять учебную цель и задачу, обнаруживать отклонения и отличия от эталона, осуществлять взаимоконтроль

Задание

- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?

- Что вам показалось особенно интересным в стихотворении?

- Какова форма этого стихотворения?

- Почему Лермонтов использует диалог для рассказа о событиях?

- От какого лица ведётся повествование? О чём это говорит?

- Как вы себе представляете внешность рассказчика?

Учитель организует обсуждение содержания поэтического произведения по следующим вопросам:

-Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?

-Что вам показалось особенно интересным в стихотворении?

- Какова форма этого стихотворения?

-Почему Лермонтов использует диалог для рассказа о событиях?

-Почему диалог переходит в монолог?

-От какого лица ведётся повествование? О чём это говорит?

- Как вы себе представляете внешность рассказчика?

-Можем ли мы судить о происхождении этого человека, старого солдата? ( О простом происхождении рассказчика говорит то, что он был солдатом- артиллеристом, и речь героя, в которой есть просторечия и искажения: « ушки на макушке»; « постой-ка, брат мусью», « басурманы»).

-Какую иллюстрацию к стихотворению вы бы нарисовали?

- Почему диалог переходит в монолог?

-Можем ли мы судить о происхождении этого человека, старого солдата?

-Какую иллюстрацию к стихотворению вы бы нарисовали?

6

Деятельность учащегося  Познавательная

Деятельность

учащегося

Познавательная

  • Участвуют в беседе по содержанию стихотворения
  • Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативная

Коммуникативная

  • Взаимодействуют во фронтальном режиме с учителем, одноклассниками
  • Слушать собеседника; понимать возможность различных позиций других учащихся, отличных от собственной; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание; владеть диалогической формой речи
Регулятивная

Регулятивная

  • Контролируют правильность и полноту ответов учащихся
  • Уметь слушать, принимать и сохранять учебную цель и задачу
Задание Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации к стихотворению « Бородино», организует беседу по вопросам: - какие эпизоды сражения изображены художниками? - какая иллюстрация вам больше всего понравилась, почему? 6

Задание

Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации к стихотворению « Бородино», организует беседу по вопросам:

- какие эпизоды сражения изображены художниками?

- какая иллюстрация вам больше всего понравилась, почему?

6

Деятельность учащегося  Познавательная

Деятельность

учащегося

Познавательная

  • Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков,
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
  • Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы
Коммуникативная Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем Воспринимать на слух ответы учащихся, строить понятные для собеседника высказывания

Коммуникативная

  • Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем
  • Воспринимать на слух ответы учащихся,

строить понятные для собеседника высказывания

Регулятивная

Регулятивная

  • Контролируют правильность ответов учащихся
  • Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания
Задание Составление характеристики рассказчика Манера держаться? Кто он? Особенности речи? Возраст? Учитель организует и контролирует работу над составлением характеристики рассказчика, просит обратить при составлении характеристики внимание на следующие моменты: кто он, возраст, внешний облик, манера держаться, особенности речи, характер, какой он, к правде истории или вымыслу мы отнесём его образ? Какой он? Характер? Внешний облик? К правде истории или вымыслу мы отнесём его образ? 6

Задание

Составление характеристики рассказчика

Манера держаться?

Кто он?

Особенности речи?

Возраст?

Учитель организует и контролирует работу над составлением характеристики рассказчика, просит обратить при составлении характеристики внимание на следующие моменты: кто он, возраст, внешний облик, манера держаться, особенности речи, характер, какой он, к правде истории или вымыслу мы отнесём его образ?

Какой он?

Характер?

Внешний облик?

К правде истории или вымыслу мы отнесём его образ?

6

Деятельность учащегося  Познавательная

Деятельность

учащегося

Познавательная

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; проводить анализ текста, доказывать своё мнение; строить осознанно, произвольно речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объекта для характеристики героев поэтического произведения
  • Работают над составлением характеристики рассказчика, представители от групп озвучивают её
Коммуникативная

Коммуникативная

  • Взаимодействуют в группах
  • Согласовывать усилия по решению учебной задачи; договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать другие мнения
Регулятивная

Регулятивная

  • Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания
  • Принимать и сохранять учебную цель и задачу, обнаруживать отклонения и отличия от эталона, осуществлять взаимоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя
Личностная Ориентироваться на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе и в классе

Личностная

Ориентироваться на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе и в классе

Задание -Почему и сегодня нас волнует и стихотворение М. Ю. Лермонтова, и события, в нём описанные? Учитель предлагает ответить на вопрос: -Почему и сегодня нас волнует и стихотворение М.Ю.Лермонтова, и события, в нём описанные? Обобщает высказывания учащихся: -Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг «недаром помнит» и будет помнить « вся Россия»( обращается к эпиграфу). 6

Задание

-Почему и сегодня нас волнует и стихотворение М. Ю. Лермонтова, и события, в нём описанные?

Учитель предлагает ответить на вопрос:

-Почему и сегодня нас волнует и стихотворение М.Ю.Лермонтова, и события, в нём описанные?

Обобщает высказывания учащихся:

-Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг «недаром помнит» и будет помнить « вся Россия»( обращается к эпиграфу).

6

Деятельность учащегося  Познавательная

Деятельность

учащегося

Познавательная

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
  • Отвечают на вопрос
Коммуникативная

Коммуникативная

  • Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем, одноклассниками
  • Строить понятные для собеседника высказывания, понимать на слух ответы одноклассников
Регулятивная

Регулятивная

  • Контролируют правильность и полноту ответов, по мере необходимости дополняют и исправляют
  • Принимать и сохранять учебную цель и задачу
6. Физкультминутка Цель: применение здоровьесберегающих технологий

6. Физкультминутка

Цель: применение здоровьесберегающих технологий

Задание Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка, Распрямились, потянулись. Голова устала тоже, Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два, Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. Учитель организует проведение физкультминутки. 6

Задание

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка,

Распрямились, потянулись.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два,

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Учитель организует проведение физкультминутки.

6

Деятельность учащегося Коммуникативная

Деятельность

учащегося

Коммуникативная

  • Налаживать общение с группой, классом
  • Выполняют простейшие физические упражнения
6.Самостоятельная работа Цель: контроль знаний

6.Самостоятельная

работа

Цель: контроль знаний

Задание Карточка 1: -какой эпизод в стихотворении М.Ю.Лермонтова « Бородино» произвёл особенное впечатление и почему? Карточка 2: -какое настроение было у солдат, когда они « долго, молча отступали», « нашли большое поле», « клятву верности давали». Учитель предлагает разноуровневые задания на карточках с целью контроля знаний. Карточка 3: -какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины? 6

Задание

Карточка 1:

-какой эпизод в стихотворении М.Ю.Лермонтова « Бородино» произвёл особенное впечатление и почему?

Карточка 2:

-какое настроение было у солдат, когда они « долго, молча отступали», « нашли большое поле», « клятву верности давали».

Учитель предлагает разноуровневые задания на карточках с целью контроля знаний.

Карточка 3:

-какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины?

6

Деятельность учащегося  Познавательная

Деятельность

учащегося

Познавательная

  • Выполняют самостоятельную работу
  • Осуществлять анализ объектов с выделением необходимых признаков, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме, осуществлять актуализацию своих знаний
Регулятивная

Регулятивная

  • Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая свою работу с эталоном
  • Осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
Личностная Формирование устойчивой мотивации к познавательной деятельности, к самосовершенствованию

Личностная

Формирование устойчивой мотивации к познавательной деятельности, к самосовершенствованию

7.Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности Цель: закрепить изученное на уроке, акцентировать внимание учащихся на конечных результатах их деятельности

7.Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности

Цель: закрепить изученное на уроке, акцентировать внимание учащихся на конечных результатах их деятельности

Задание -На мой взгляд, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»… - Подвиг- это… Учитель организует рефлексию с целью закрепления изученного на уроке: -что удалось нам сегодня на уроке? -что узнали новое для себя? -чем запомнится эта встреча? Просит самостоятельно сделать вывод, продолжить предложения: - На мой взгляд, произведение М.Ю.Лермонтова « Бородино»…; -Подвиг- это…; -Произведение М.Ю.Лермонтова научило меня…  Оценивает работу учащихся на уроке. - Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» научило меня… 6

Задание

-На мой взгляд, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»…

- Подвиг- это…

Учитель организует рефлексию с целью закрепления изученного на уроке:

-что удалось нам сегодня на уроке?

-что узнали новое для себя?

-чем запомнится эта встреча?

Просит самостоятельно сделать вывод, продолжить предложения:

- На мой взгляд, произведение М.Ю.Лермонтова « Бородино»…;

-Подвиг- это…;

-Произведение М.Ю.Лермонтова научило меня…

Оценивает работу учащихся на уроке.

- Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» научило меня…

6

Деятельность учащегося  Познавательная

Деятельность

учащегося

Познавательная

  • Отвечают на вопросы учителя
  • Восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче
Коммуникативная

Коммуникативная

  • Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем
  • Строить монологическое высказывание, воспринимать на слух ответы учащихся
Регулятивная

Регулятивная

  • Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
  • Оценивать достигнутый результат, осознавать качество и уровень усвоения материала
8.Инструктаж по выполнению домашнего задания Цель: закрепить учебный материал, поддержать настрой и желание учащихся к дальнейшей познавательной деятельности

8.Инструктаж по выполнению

домашнего задания

Цель:

закрепить учебный материал, поддержать настрой и желание учащихся к дальнейшей познавательной деятельности

Задание 1). Для всех: подготовить выразительное чтение стихотворения; выполнить задания по учебнику(с. 169-170, задания 1-5); 2). По выбору: -составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата; - нарисовать любой эпизод Бородинского сражения; -написать синквейн. Учитель предлагает дифференцированное задание на дом с целью закрепления учебного материала, поддержания настроя и желания учащихся к дальнейшей познавательной деятельности: 1). Для всех: подготовить выразительное чтение стихотворения, выполнить задания по учебнику( с.169-170, задания 1-5); 2). По выбору: -составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата; - нарисовать любой эпизод Бородинского сражения; -написать синквейн. 6

Задание

1). Для всех: подготовить выразительное чтение стихотворения; выполнить задания по учебнику(с. 169-170, задания 1-5);

2). По выбору:

-составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата;

- нарисовать любой эпизод Бородинского сражения;

-написать синквейн.

Учитель предлагает дифференцированное задание на дом с целью закрепления учебного материала, поддержания настроя и желания учащихся к дальнейшей познавательной деятельности:

1). Для всех: подготовить выразительное чтение стихотворения, выполнить задания по учебнику( с.169-170, задания 1-5);

2). По выбору:

-составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата;

- нарисовать любой эпизод Бородинского сражения;

-написать синквейн.

6

Деятельность учащегося Коммуникативная

Деятельность

учащегося

Коммуникативная

  • Выбирают домашнее задание
  • Планировать общие (дальнейшие) способы работы
Личностная Формирование мотивации к процессу получения знаний

Личностная

Формирование мотивации к процессу получения знаний

Спасибо за внимание!

Спасибо за

внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М.Ю.Лермонтов. " Бородино"- отклик на 25- летнюю годовщину Бородинского сражения

Автор: Сополева Татьяна Алексеевна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131758


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства