М. Ю. Лермонтов. «Бородино» - отклик на 25 - летнюю годовщину Бородинского сражения 1837
Выполнила учитель русского языка и литературы Сополева Татьяна Алексеевна МОУ Верх- Мильтюшинская средняя общеобразовательная школа Черепановского района
Планируемые результаты:
Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России; проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально- ценностного отношения к учебной проблеме
Класс: 5
Тип урока: урок общеметодической направленности
Тема урока: М.Ю.Лермонтов. « Бородино»- отклик на 25- летнюю годовщину Бородинского сражения
Предмет: литература
Оборудование: репродукция картин П.Е. Заболотского « Ветеран 1812 года», С.В.Герасимова « М.И.Кутузов под Бородином», Ф.А.Рубо « Бородинская битва», А.Д. Кившенко « Военный совет в Филях»; презентация, раздаточный материал
Основные понятия: патриотизм, самопожертвование
коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; соблюдать правила речевого поведения; уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Метапредметные:
познавательные: уметь находить и отбирать необходимую информацию; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; свободно ориентироваться в тексте художественного произведения; осуществлять смысловое чтение; уметь осуществлять анализ объектов с выделением необходимых признаков; проводить сравнение, анализ, синтез, классификацию
Цель урока: познакомить учеников с биографией М.Ю.Лермонтова, с историей создания стихотворения; прививать интерес и уважение к героическому прошлому России; расширять словарный запас; развивать навыки монологической речи
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор- составитель: В.Я. Коровина.- Москва, Просвещение, 2010 г.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре (группе)
Предметные: научиться определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника
регулятивные: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели; принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников
Название раздела, темы: Русская литература 19 века. М.Ю.Лермонтов. « Бородино»
Межпредметные связи: история России, обществознание, русский язык
1.Организация начала урока. Мотивация к деятельности
Цель: создание позитивного настроя учащихся на продолжительную познавательную деятельность
2
Деятельность
учителя
Просит учеников посмотреть в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелать ему успеха на уроке, улыбнуться ему, учителю.
Создание позитивного настроя учащихся на продолжительную познавательную деятельность
2
Деятельность
учащегося
Познавательная
- С лушают учителя, выполняют его просьбу, готовятся к уроку, размещают учебные материалы на рабочем месте
- О сознавать познавательную задачу
Коммуникативная
- Взаимодействуют с учителем, с одноклассниками
- Понимать и воспринимать на слух слова учителя
Регулятивная
- Демонстрируют готовность к уроку
- Планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, мобилизовать силы и энергию
Личностная
- Проявляют внимание, уважение к сверстникам
- Положительно относиться к учению, к познавательной деятельности; уважительно относиться к сверстникам
2. Актуализация и пробное учебное действие
Цель: построение ориентированной основы урока
Задание
Вопросы:
- Какие чувства у вас вызывают стихи М.Ю.Лермонтова?
-О чём говорится в лирическом отрывке из поэмы « Сашка»?
-Как вы понимаете слова: « Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно»?
- Хотели бы вы продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова?
Учитель организует пробное учебное действие с целью построения ориентированной основы урока с помощью следующих заданий:
1.Предлагает прочитать наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова, относящиеся к жанру пейзажной лирики, и лирический отрывок из поэмы « Сашка», которые дети должны были выучить дома.
2.Организует беседу по вопросам:
- Какие чувства у вас вызывают стихи М.Ю.Лермонтова?
-О чём говорится в лирическом отрывке из поэмы « Сашка»?
-Как вы понимаете слова: « Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно»?
- Хотели бы вы продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова?
6
Деятельность
учащегося
Познавательная
- Правильно воспринимать поставленную задачу, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
- Читают стихотворения, отвечают на вопросы учителя
Коммуникативная
- Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем
- Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия
Регулятивная
- Слушают в соответствии с целевой установкой, дополняют и уточняют высказанные мнения
- Слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания
Личностная
Положительно относиться к учебной деятельности
Задание
« Недаром помнит вся Россия про день Бородина»
Знакомо ли вам слово Бородино?
Учитель просит обратиться учащихся к эпиграфу урока для того, чтобы попробовать понять, о каком событии идёт речь.
Просит учащихся ответить на вопросы:
-Как вы понимаете эти строки: « Недаром помнит вся Россия про день Бородина»?
- Знакомо ли вам слово Бородино?
6
Деятельность
учащегося
Познавательная
- Отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения
- Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять актуализацию знаний
Коммуникативная
- Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем
- Воспринимать на слух ответы учащихся, строить монологическое высказывание
Регулятивная
- Контролируют правильность ответов учащихся
- Уметь слушать, принимать и сохранять учебную задачу
3.Формулирование темы и целей урока
Цель: обеспечение восприятия, осмысление темы урока
Деятельность
учителя
Просит выдвинуть предположение о теме и целях урока
Просит выдвинуть предположение о теме и целях предстоящего урока с целью восприятия и осмысления темы урока.
6
Деятельность
учащегося
Познавательная
- Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки
- Выдвигать и обосновывать гипотезы
Коммуникативная
- Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем
- Воспринимать на слух ответы учащихся, строить понятные для собеседника высказывания
Регулятивная
- Осуществляют самоконтроль понимания темы и цели урока
- Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату
Личностная
Формирование познавательного интереса
Деятельность
учителя
Подводит итог беседы по теме и целям урока. Поощряет выдвинувших правильное предположение.
6
Деятельность
учащегося
Познавательная
Слушают учителя
Коммуникативная
Понимать и воспринимать на слух объяснение учителя
Регулятивная
Адекватно воспринимать оценку учителя
Личностная
Формирование познавательного интереса
4.Организация познавательной деятельности
Цель: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции
Задание
Учитель предлагает задания на проговаривание и закрепление новых знаний, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала:
1). Организует работу с учебником:
-предлагает открыть учебник на странице 164 и посмотреть на портрет поэта.
2). Кратко рассказывает о поэте:
-Вы видите лицо совсем молодого человека. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушёл из жизни - погиб на дуэли. « Нераспустившимся цветком русской поэзии» называл его критик. В этих словах досада и боль.
( В ходе информации перелистывает сборник произведений М.Ю.Лермонтова, предназначенный для детей среднего возраста, называет известные детям стихи: « Парус», « Тучи», « На севере диком» и другие).
3).Обращает внимание детей на материал в учебнике (с.164-165), предлагает изучить его и выполнить задания, которые даны в учебнике (пересказать статью о поэте, подчеркнув его первое знакомство с народными преданиями, сочинениями А.С.Пушкина; ответить на вопрос: в чём состояли занятия литературного общества в пансионе?)
6
Деятельность
учащегося
Познавательная
- Работают по учебнику, слушают учителя, делают записи в тетрадях, пересказывают статью о поэте, отвечают на вопрос 2 учебника
- Понимать смысл информации. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, грамотно и бегло читать про себя, умение актуализировать свои знания о поэзии, правильно воспринимать поставленную задачу
Коммуникативная
- Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем, одноклассниками
- Слушать собеседника, строить монологическое высказывание
Регулятивная
- Контролируют правильность и полноту ответов учащихся
- Уметь слушать, принимать и сохранять учебную цель и задачу
Задание
Учитель предлагает учащимся материал с исторической справкой о Бородинском сражении, просит ознакомиться и рассказать.
6
Деятельность
учащегося
Познавательная
- Читают историческую справку о Бородинском сражении, рассказывают
- Грамотно и бегло читать про себя, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативная
- По вызову учителя озвучивают историческую справку
- Уметь строить монологическое высказывание, слушать одноклассников
Регулятивная
- Контролируют правильность и полноту ответов учащихся
- Принимать и сохранять учебную цель и задачу, обнаруживать отклонения и отличия от эталона
Задание
Словарная работа
- кивер
- булат
- улан
- драгун
- басурманы
- редут
- мусью
- картечь
- лафет
- бивак
Учитель организует словарную работу со словами, которые встретятся в тексте стихотворения, предлагает найти значение слов по словарю (редут, мусью, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, улан, драгун, басурманы) и просит определить, какие это слова с точки зрения лексики (слова иноязычного происхождения, слова- термины, в основном, слова военной терминологии).
6
Деятельность
учащегося
Познавательная
- Работают со словарями, представитель от группы озвучивает значения слов
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы(словарей)
Коммуникативная
- Взаимодействуют в группах
- Умение слушать, координировать действия
Регулятивная
- Слушают в соответствии с целевой установкой, дополняют и уточняют высказанные мнения
- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Личностная
Тактично, с уважением
относятся к одноклассникам
Ориентироваться на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе и в классе
Задание
Выразительное чтение стихотворения
Учитель обращает внимание детей на то, что стихотворение названо по главному сражению той битвы- битвы под Бородином, что создано оно в год 25- летнего юбилея этой битвы; организует работу по чтению текста стихотворения « Бородино», обсуждению степени выразительности чтения.
6
Деятельность
учащегося
Познавательная
- Двое учащихся последовательно один за другим вслух читают текст стихотворения для понимания содержания текста.
Двое учащихся из группы экспертов озвучивают подготовленный анализ степени выразительности чтения каждого из читавших текст школьников
анализировать степень выразительности чтения, содержание поэтического произведения; доказывать, аргументировать свою точку зрения
Коммуникативная
- Весь класс во фронтальном режиме слушает текст стихотворения, заслушивает ответы экспертов
- Понимать на слух ответы учащихся; осознанно строить речевые высказывания, понятные для партнёров
Регулятивная
- Эксперты оценивают выразительность чтения по ранее разработанному алгоритму, остальные школьники контролируют правильность и полноту проведённого анализа степени выразительности чтения, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ
- Принимать и сохранять учебную цель и задачу, обнаруживать отклонения и отличия от эталона, осуществлять взаимоконтроль
Задание
- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?
- Что вам показалось особенно интересным в стихотворении?
- Какова форма этого стихотворения?
- Почему Лермонтов использует диалог для рассказа о событиях?
- От какого лица ведётся повествование? О чём это говорит?
- Как вы себе представляете внешность рассказчика?
Учитель организует обсуждение содержания поэтического произведения по следующим вопросам:
-Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?
-Что вам показалось особенно интересным в стихотворении?
- Какова форма этого стихотворения?
-Почему Лермонтов использует диалог для рассказа о событиях?
-Почему диалог переходит в монолог?
-От какого лица ведётся повествование? О чём это говорит?
- Как вы себе представляете внешность рассказчика?
-Можем ли мы судить о происхождении этого человека, старого солдата? ( О простом происхождении рассказчика говорит то, что он был солдатом- артиллеристом, и речь героя, в которой есть просторечия и искажения: « ушки на макушке»; « постой-ка, брат мусью», « басурманы»).
-Какую иллюстрацию к стихотворению вы бы нарисовали?
- Почему диалог переходит в монолог?
-Можем ли мы судить о происхождении этого человека, старого солдата?
-Какую иллюстрацию к стихотворению вы бы нарисовали?
6
Деятельность
учащегося
Познавательная
- Участвуют в беседе по содержанию стихотворения
- Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативная
- Взаимодействуют во фронтальном режиме с учителем, одноклассниками
- Слушать собеседника; понимать возможность различных позиций других учащихся, отличных от собственной; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание; владеть диалогической формой речи
Регулятивная
- Контролируют правильность и полноту ответов учащихся
- Уметь слушать, принимать и сохранять учебную цель и задачу
Задание
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации к стихотворению « Бородино», организует беседу по вопросам:
- какие эпизоды сражения изображены художниками?
- какая иллюстрация вам больше всего понравилась, почему?
6
Деятельность
учащегося
Познавательная
- Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков,
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
- Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы
Коммуникативная
- Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем
- Воспринимать на слух ответы учащихся,
строить понятные для собеседника высказывания
Регулятивная
- Контролируют правильность ответов учащихся
- Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания
Задание
Составление характеристики рассказчика
Манера держаться?
Кто он?
Особенности речи?
Возраст?
Учитель организует и контролирует работу над составлением характеристики рассказчика, просит обратить при составлении характеристики внимание на следующие моменты: кто он, возраст, внешний облик, манера держаться, особенности речи, характер, какой он, к правде истории или вымыслу мы отнесём его образ?
Какой он?
Характер?
Внешний облик?
К правде истории или вымыслу мы отнесём его образ?
6
Деятельность
учащегося
Познавательная
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; проводить анализ текста, доказывать своё мнение; строить осознанно, произвольно речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объекта для характеристики героев поэтического произведения
- Работают над составлением характеристики рассказчика, представители от групп озвучивают её
Коммуникативная
- Взаимодействуют в группах
- Согласовывать усилия по решению учебной задачи; договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать другие мнения
Регулятивная
- Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания
- Принимать и сохранять учебную цель и задачу, обнаруживать отклонения и отличия от эталона, осуществлять взаимоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя
Личностная
Ориентироваться на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе и в классе
Задание
-Почему и сегодня нас волнует и стихотворение М. Ю. Лермонтова, и события, в нём описанные?
Учитель предлагает ответить на вопрос:
-Почему и сегодня нас волнует и стихотворение М.Ю.Лермонтова, и события, в нём описанные?
Обобщает высказывания учащихся:
-Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг «недаром помнит» и будет помнить « вся Россия»( обращается к эпиграфу).
6
Деятельность
учащегося
Познавательная
- Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативная
- Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем, одноклассниками
- Строить понятные для собеседника высказывания, понимать на слух ответы одноклассников
Регулятивная
- Контролируют правильность и полноту ответов, по мере необходимости дополняют и исправляют
- Принимать и сохранять учебную цель и задачу
6. Физкультминутка
Цель: применение здоровьесберегающих технологий
Задание
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись.
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два,
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Учитель организует проведение физкультминутки.
6
Деятельность
учащегося
Коммуникативная
- Налаживать общение с группой, классом
- Выполняют простейшие физические упражнения
6.Самостоятельная
работа
Цель: контроль знаний
Задание
Карточка 1:
-какой эпизод в стихотворении М.Ю.Лермонтова « Бородино» произвёл особенное впечатление и почему?
Карточка 2:
-какое настроение было у солдат, когда они « долго, молча отступали», « нашли большое поле», « клятву верности давали».
Учитель предлагает разноуровневые задания на карточках с целью контроля знаний.
Карточка 3:
-какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины?
6
Деятельность
учащегося
Познавательная
- Выполняют самостоятельную работу
- Осуществлять анализ объектов с выделением необходимых признаков, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме, осуществлять актуализацию своих знаний
Регулятивная
- Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая свою работу с эталоном
- Осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
Личностная
Формирование устойчивой мотивации к познавательной деятельности, к самосовершенствованию
7.Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности
Цель: закрепить изученное на уроке, акцентировать внимание учащихся на конечных результатах их деятельности
Задание
-На мой взгляд, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»…
- Подвиг- это…
Учитель организует рефлексию с целью закрепления изученного на уроке:
-что удалось нам сегодня на уроке?
-что узнали новое для себя?
-чем запомнится эта встреча?
Просит самостоятельно сделать вывод, продолжить предложения:
- На мой взгляд, произведение М.Ю.Лермонтова « Бородино»…;
-Подвиг- это…;
-Произведение М.Ю.Лермонтова научило меня…
Оценивает работу учащихся на уроке.
- Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» научило меня…
6
Деятельность
учащегося
Познавательная
- Отвечают на вопросы учителя
- Восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче
Коммуникативная
- Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем
- Строить монологическое высказывание, воспринимать на слух ответы учащихся
Регулятивная
- Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
- Оценивать достигнутый результат, осознавать качество и уровень усвоения материала
8.Инструктаж по выполнению
домашнего задания
Цель:
закрепить учебный материал, поддержать настрой и желание учащихся к дальнейшей познавательной деятельности
Задание
1). Для всех: подготовить выразительное чтение стихотворения; выполнить задания по учебнику(с. 169-170, задания 1-5);
2). По выбору:
-составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата;
- нарисовать любой эпизод Бородинского сражения;
-написать синквейн.
Учитель предлагает дифференцированное задание на дом с целью закрепления учебного материала, поддержания настроя и желания учащихся к дальнейшей познавательной деятельности:
1). Для всех: подготовить выразительное чтение стихотворения, выполнить задания по учебнику( с.169-170, задания 1-5);
2). По выбору:
-составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата;
- нарисовать любой эпизод Бородинского сражения;
-написать синквейн.
6
Деятельность
учащегося
Коммуникативная
- Выбирают домашнее задание
- Планировать общие (дальнейшие) способы работы
Личностная
Формирование мотивации к процессу получения знаний
Спасибо за
внимание!