kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовная лирика Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит презентацию с аудиофайлами. Не желательно удалять из папки аудио. Удобно использовать при изучении сквозных тем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

«Любовь, любовь –  гласит преданье –  Союз души с душой родной –  Их съединенье, сочетанье,  И роковое их слиянье,  И… поединок роковой…»     Любовная лирика Ф.И.Тютчева, А.А.Фета Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы  МОУ Хороменская СОШ

«Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И… поединок роковой…»

Любовная лирика Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Цели урока: Познакомить  учащихся  с любовной лирикой  Ф.И.Тютчева, А.А.Фета («денисьевский», «лазичевский»  циклы). Показать   своеобразие  стиля каждого автора. Углубить  представления   о соотношении лирического героя и автора, образа и прототипа. Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Цели урока:

  • Познакомить  учащихся  с любовной лирикой  Ф.И.Тютчева, А.А.Фета («денисьевский», «лазичевский»  циклы).
  • Показать   своеобразие  стиля каждого автора.
  • Углубить  представления   о соотношении лирического героя и автора, образа и прототипа.

Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Романтик, тонкий знаток женской души Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Романтик, тонкий знаток женской души

Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

«Я встретил Вас…» или «К.Б.»

Это стихотворение написано на закате жизни маленьким седым стариком с острыми внимательными глазами - Федором Ивановичем Тютчевым: «Я встретил вас - и все былое» (1870). Вместо заглавия - загадочные буквы «К.Б.». Автор, скрывая имя адресата и свою юношескую любовь, нарочно переставил инициалы - «Крюденер Баронессе». Да, той самой, что привезла когда-то Пушкину из Германии тютчевские стихотворения. Портрет этой прелестной девушки и сегодня выставлен в загородном дворце баварских курфюрстов и королей Нимфенбург близ Мюнхена, где целая зала наполнена изображениями прославленных красавиц просвещенной эпохи доброго короля-поэта Людвига I.

Амалия фон Лерхенфельд, в замужестве баронесса Крюденер, побочная дочь прусского короля, сестра русской царицы и европейски знаменитая красавица, трижды мелькнула в жизни Тютчева: как увлекшее его юное беззаботное создание в Мюнхене, как величественная и очень влиятельная светская дама в Петербурге (за ней ухаживали император Николай I, Бенкендорф и Пушкин) и как одна из неожиданных и последних посетительниц умирающего поэта, с изумлением и признательностью принявшего от нее прощальный поцелуй. Но все дело в том, что загадочная красавица Амалия и их долгая история знакомства уже не имеют к лирическому шедевру Тютчева никакого отношения. Их там просто нет.

«Я помню время золотое…» (1836), посвященное 16-летней Амалии, и позднее «К. Б.» —

Крюднер баронессе (1870).

Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Элеонора Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой – И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой...    Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночью на небе звезда... «Еще томлюсь тоской желаний…» (1848) и «В часы, когда бывает…» (1858). Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Элеонора

Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой –

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой... 

  Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда...

«Еще томлюсь тоской желаний…»

(1848) и «В часы, когда бывает…» (1858).

Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Эрнестина   «1-е декабря 1837 г.», «Итальянская Villa», «С какою негою, с какой тоской влюбленной…», «Не знаю я, коснется ль благодать…». Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Эрнестина

«1-е декабря 1837 г.», «Итальянская Villa», «С какою негою, с какой

тоской влюбленной…», «Не знаю я, коснется ль благодать…».

Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Лёля Тютчев создает ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским циклом», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е. А. Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи — к Е. А. Денисьевой или жене Эрнестине. В тютчеведении не раз подчеркивалось сходство «денисьевского цикла» с жанром лирического дневника (исповедальность) и мотивами романов Достоевского (болезненность чувства). До нас дошло более 1200 писем Тютчева. Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Лёля

Тютчев создает ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским циклом», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е. А. Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи — к Е. А. Денисьевой или жене Эрнестине. В тютчеведении не раз подчеркивалось сходство «денисьевского цикла» с жанром лирического дневника (исповедальность) и мотивами романов Достоевского (болезненность чувства).

До нас дошло более 1200 писем Тютчева.

Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

  Любовь в лирике Тютчева — это всегда роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих, и жертвой чаще всего оказывается женщина. Однако, несмотря на опасность разрушения, которую несет в себе любовь, поэт воспринимает ее как счастье. Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

  Любовь в лирике Тютчева — это всегда роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих, и жертвой чаще всего оказывается женщина. Однако, несмотря на опасность разрушения, которую несет в себе любовь, поэт воспринимает ее как счастье.

Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

« Если ты любишь, как я, бесконечно,  Если живешь ты любовью и дышишь…». Страницы  жизни Фета. Стихи о любви Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

« Если ты любишь, как я, бесконечно, Если живешь ты любовью и дышишь…».

Страницы жизни Фета. Стихи о любви

Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

* * *  Иным достался от природы  Инстинкт пророчески-слепой -  Они им чуют, слышат воды  И в темной глубине земной...   Великой Матерью любимый,  Стократ завидней твой удел -  Не раз под оболочкой зримой  Ты самое ее узрел...   Тютчев Фету Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

* * * Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой - Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной... Великой Матерью любимый, Стократ завидней твой удел - Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел... Тютчев Фету

Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Ты отстрадала, я еще страдаю…    Фету было 28 лет, Марии Лазич – 24, то есть, они были далеко не юными влюбленными. Сам поэт как-то писал в письме к другу: «Я ждал женщины, которая меня поймет, и дождался». Но, поскольку Фет понимал, что не в состоянии будет обеспечивать семью, то не считал себя вправе делать девушке предложение, и даже пытался убедить ее в том, что они должны расстаться. …Однажды, в то время как по служебной надобности он отсутствовал, с Марией случился несчастный случай, который позволяет подозревать самоубийство: на ней загорелось кисейное платье, и девушка умерла в ужасных страданиях.  Фет всю жизнь считал себя виновником этой трагедии, и часто в стихах обращался к возлюбленной.   Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Ты отстрадала, я еще страдаю…

Фету было 28 лет, Марии Лазич – 24, то есть, они были далеко не юными влюбленными. Сам поэт как-то писал в письме к другу: «Я ждал женщины, которая меня поймет, и дождался». Но, поскольку Фет понимал, что не в состоянии будет обеспечивать семью, то не считал себя вправе делать девушке предложение, и даже пытался убедить ее в том, что они должны расстаться. …Однажды, в то время как по служебной надобности он отсутствовал, с Марией случился несчастный случай, который позволяет подозревать самоубийство: на ней загорелось кисейное платье, и девушка умерла в ужасных страданиях. Фет всю жизнь считал себя виновником этой трагедии, и часто в стихах обращался к возлюбленной.

Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Как лилия глядится в нагорный ручей,  Ты стояла над первою песней моей,  И была ли при этом победа, и чья,-  У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?   Ты душою младенческой все поняла,  Что мне высказать тайная сила дала,  И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,  Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.   Та трава, что вдали, на могиле твоей,  Здесь, на сердце: чем старе оно, тем свежей,  И я знаю, взглянувши на звезды порой,  Что взирали на них мы как боги с тобой.   У любви есть слова, те слова не умрут.  Нас с тобой ожидает особенный суд;  Он сумеет нас сразу в толпе различить,  И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!   Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Как лилия глядится в нагорный ручей, Ты стояла над первою песней моей, И была ли при этом победа, и чья,- У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья? Ты душою младенческой все поняла, Что мне высказать тайная сила дала, И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить. Та трава, что вдали, на могиле твоей, Здесь, на сердце: чем старе оно, тем свежей, И я знаю, взглянувши на звезды порой, Что взирали на них мы как боги с тобой. У любви есть слова, те слова не умрут. Нас с тобой ожидает особенный суд; Он сумеет нас сразу в толпе различить, И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!

Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Нет, я не изменил. До старости глубокой  Я тот же преданный, я раб твоей любви,  И старый яд цепей, отрадный и жестокий,  Еще горит в моей крови.   Хоть память и твердит, что между нас могила,  Хоть каждый день бреду томительно к другой,-  Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла,  Когда ты здесь, передо мной.   Мелькнет ли красота иная на мгновенье,  Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю;  И нежности былой я слышу дуновенье,  И, содрогаясь, я пою.   Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Нет, я не изменил. До старости глубокой Я тот же преданный, я раб твоей любви, И старый яд цепей, отрадный и жестокий, Еще горит в моей крови. Хоть память и твердит, что между нас могила, Хоть каждый день бреду томительно к другой,- Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, Когда ты здесь, передо мной. Мелькнет ли красота иная на мгновенье, Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю; И нежности былой я слышу дуновенье, И, содрогаясь, я пою.

Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Русский философ, поэт, друг Фета в последние годы жизни Вл. Соловьев так комментировал стихотворение

Русский философ, поэт, друг Фета в последние годы жизни Вл. Соловьев так комментировал стихотворение "Сияла ночь": "Это настоящая любовь, над которою бессильны время и смерть, не остается только в сердечной думе поэта, она воплощается в ощутительные образы и звуки и своею посмертною силой захватывает все его существо".

Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Чувство любви – это не только радость, накопленная трепетными воспоминаниями, но и любовь, которая несет душевные муки и страдания. Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют стихотворения . Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ

Чувство любви – это не только радость, накопленная трепетными воспоминаниями, но и любовь, которая несет душевные муки и страдания. Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют стихотворения .

Автор - Хламова С.А., учитель русского языка и литературы МОУ Хороменская СОШ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Любовная лирика Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

Автор: Хламова Светлана Анатольевна

Дата: 03.03.2020

Номер свидетельства: 541788


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства