kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовь в жизни А.А.Ахматовой

Нажмите, чтобы узнать подробности

« В течение своей жизни по-настоящему любила

только один раз. Только один раз. Но как это было…

В Херсонесе три года ждала от него письма. Три года

каждый день, по жаре, за несколько вёрст ходила на

почту, и письма так и не получила.»

  Имя этого человека Анна Андреевна не открыла никому, кроме

Гумилёва, и то после развода.

Просмотр содержимого документа
«Любовь в жизни А.А.Ахматовой»

Любимые мужчины  Анны Андреевны Ахматовой.   Материалы к уроку составила Баженова Инга Николаевна

Любимые мужчины Анны Андреевны Ахматовой.

Материалы к уроку составила

Баженова Инга Николаевна

« В течение своей жизни по-настоящему любила только один раз. Только один раз. Но как это было… В Херсонесе три года ждала от него письма. Три года каждый день, по жаре, за несколько вёрст ходила на почту, и письма так и не получила.»  Имя этого человека Анна Андреевна не открыла никому, кроме Гумилёва, и то после развода.

« В течение своей жизни по-настоящему любила

только один раз. Только один раз. Но как это было…

В Херсонесе три года ждала от него письма. Три года

каждый день, по жаре, за несколько вёрст ходила на

почту, и письма так и не получила.»

Имя этого человека Анна Андреевна не открыла никому, кроме

Гумилёва, и то после развода.

Теоретик футуризма Н.Н.Пунин 1910 г.- лидер акмеистов Н. Гумилёв Учёный – востоковед В.К. Шилейко Интимные привязанности: Борис Анреп Н.В.Недоброво А.С.Лурье Амедео Модильяни В. Г. Гаршин Исайя Берлин  Сын Лев

Теоретик футуризма Н.Н.Пунин

1910 г.- лидер акмеистов

Н. Гумилёв

Учёный – востоковед

В.К. Шилейко

Интимные привязанности:

Борис Анреп

Н.В.Недоброво

А.С.Лурье

Амедео Модильяни

В. Г. Гаршин

Исайя Берлин

Сын

Лев

Николай Степанович Гумилев.

« Он говорил о лете и о том,

что быть поэтом женщине -

нелепость …»

С Гумилёвым она была знакома с гимназических лет – по Царскому Селу. «Однажды под

Рождество мы вышли из дому – Аня и я с моим братом Серёжей – прикупить какие-то милые

украшения для ёлки. Был чудесный солнечный день. Около Гостиного двора мы встретились с

мальчиками Гумилёвыми, Митей (старшим, морским кадетом) и Колей-гимназистом…Встретив их,

пошли дальше – я с Митей, Аня с Колей - за покупками. Потом мальчики проводили нас до дома. Аня

не заинтересовалась этой встречей. Мне тоже всегда было скучно с Митей. А Коля отнёсся к этой

встрече не так, как мы. Я часто, возвращаясь с гимназии, видела, как он маячил вдали в ожидании

появления Ани», - вспоминала Валерия Срезневская .

Ахматова с Гумилёвым познакомились в 1903г., когда ей было 14 лет,

а ему 17, то есть они находились в возрасте Ромео и Джульетты. Однако

Анна Горенко, в отличии от Джульетты, достаточно холодно относилась к

ухаживаниям некрасивого, долговязого подростка, называя их

«притязаниями».

Гумилёв преподносил Ахматовой подарки. Одними из первых были

брюсовский шедевр « Tertia Vigilia », который Анна Андреевна хранила под

подушкой, и сборник Блока «Стихи о Прекрасной Даме», с которым она не

могла расстаться и на полдня (читала даже на уроках).

Анна Андреевна не соглашалась на брак едва ли не целых 7 лет. И только в 1909 году приняла

официальное предложение стать его женой. 25 апреля 1910 года в Никольской слободе под Киевом, в

Никольской церкви они обвенчались. Свадьбу решено было не устраивать по причине траура, смерть

отца Гумилёва.Зато в качестве свадебного подарка Николай Степанович преподнёс Анне Париж.

Киевская кузина Мария Александровна постаралась, чтобы «Анечка не выглядела провинциалкой», и

ей это удалось. Это было у Ахматовой первое знакомство с Европой.

Они были людьми, по-видимому, равновеликими в поэтическом таланте, что не могло не осложнять

их жизни, и без того осложненной разницей в чувстве - неизменно пылком у Гумилёва и сдержанном у

Ахматовой. Ближайшая подруга Ахматовой В.Срезневская писала в своих воспоминаниях: «…Конечно,

они были слишком свободными и большими людьми, чтобы стать парой воркующих голубков. Их

отношения были скорее тайным единоборством…»

Не тайны и не печали,

Не мудрой воли судьбы –

Эти встречи всегда оставляли

Впечатления борьбы…

Когда они поженились, Гумилёв был уже автором 3 книг: «Путь конквистадоров», «Романтические

цветы» ,« Жемчуга». Последняя вышла в 1910 году и была посвящена Ахматовой. Широкой

известности у Гумилёва еще не было, но в литературных кругах он уже считался мэтром, к его

суждениям прислушивались. Ахматова в то время была никому не известна – одно из её стихотворений

напечатал в парижском журнале «Сириус»(под инициалами А.Г.) именно Гумилёв. Он же помог ей

отобрать из 200 стихотворений те 46, которые составили первый сборник Ахматовой «Вечер»,

принёсший мгновенную славу поэтессе.

В 1911г. - первая крупная размолвка. Анна Андреевна решила выяснить о романе своего мужа с

«кузиной» Кузьминой-Караваевой. Но Гумилёв не мог терпеть выяснение отношений, женские

истерики. Разговор не состоялся. Ахматова уехала в Париж, Гумилёв в Африку.Расквитавшись и

повинившись, супруги помирились. И вроде бы простили друг друга.

В 1912 году 18 сентября (1 октября) родился единственный сын Ахматовой Лев Гумилёв. Николай

Степанович отнёсся к этому без энтузиазма, успех сборника «Вечер» обрадовал его куда больше.

Известие о Первой мировой войне Ахматова встретила в небольшой усадьбе Гумилёвых в

Слепнево. Николай Степанович в августе 1914 года ушёл добровольцем на фронт.

В 1918 году после возвращения Гумилёва в Петроград супруги расстались.

В 1921 году Николай Гумилёв был расстрелян по сфабрикованному обвинению в причастности к

контрреволюционному заговору. Место его захоронения было неизвестно, и Ахматова, глядя на

многочисленные островки на взморье, мысленно искала его могилу.

Единственный сын трижды арестовывался.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне…

Вольдемар Казимирович Шилейко.

В 1918 году выходит замуж за В.Шилейко. Он учёный-востоковед, занимавшийся культурой

Древнего Египта, Ассирии, Вавилона, ассиролог.

Из дневника Лукницкого. Гумилёв всё-таки спросил Ахматову: «Ты выйдешь замуж? Ты

любишь?»Анна Андреевна ответила: «Да». – «Кто же он?» - «Шилейко». Николай Степанович не

поверил: «Не может быть! Ты скрываешь! Я не верю, что это Шилейко!» Но Ахматова повторила, что

всерьёз собирается замуж за лучшего друга Гумилёва. По всей вероятности, Гумилёв всё-таки решил,

Что Анна Андреевна просто наказывает его за парижские грехи, а заодно и за роман с Ларисой

Рейснер. Поехали вместе к Шилейко. В.Шилейко заверил друга, что всё именно так, как говорит Анна.

Личная жизнь с Шилейко, деспотичным и беспомощным в бытовых делах, не сложилась.

Но его влиянию Ахматова приписывала возрастание сдержанных философских нот в своём

творчестве. Шилейко привёл Ахматову в Фонтанный дом (Шереметьевский дворец), под кровом

которого она прожила несколько лет.

Некоторое время Анна Андреевна, уже поняв, что ошиблась в выборе законного мужа, всё-таки

пыталась делать вид, что всё хорошо. Убедив себя, что Шилейко, несмотря на все свои странности,

большой учёный, перебеливала его мудрёные рукописи, писала под диктовку, кормила, лечила,

добывала одежду и обувь, выгуливала его собаку. И даже не без гордости говорила друзьям, что сидит

дома и нигде не бывает только потому, что Володя не позволяет.

После разрыва с Ахматовой ( осенью 1921 года) Шилейко был, судя по всему, не в себе и вот

сравнил её с собакой. Так и сказал: мол, у меня в доме для всех бродячих собак находилось место, вот

и для Анечки нашлось. Сказал гадость, в общем. Да и потом сама Ахматова не стеснялась про него

гадости г оворить . Она сочинила такие стихи: «От любви твоей загадочной, как от боли, в крик кричу.

Стала ж ё лтой и припадочной, еле ноги волочу».

Николай Николаевич Пунин.

Он был тоже солидная величина. Он любил

Ахматову и величал ее «морской царевной».

Вокзал и поезд в жизни коренных царскоселов выполняли роль клуба интересных знакомств.

Завелись такие знакомства и у Анны Гумилёвой: в поезде она однажды (1912г.) разговорилась с

Николаем Пуниным.

В конце 1922 года с тановится гражданской женой искусствоведа и музейщика Николая Пунина .

Этот брак окажется самым длительным из её замужеств.

Осень ю 1924 года п ереселяется жить к Н.Н.Пунину . Время было такое, что кров и хлеб можно

было делить «только с милым и непреклонным». А Пунин в ту пору был и мил, и в своём решении

никуда не отпускать волею случая прибившуюся к его очагу странницу непреклонен.

Чувства его к Анне смешались: и восхищение, и зависть, и что-то ещё, чему он не знал имени…

Анна Андреевна же нашла в Пунине надёжное постоянство, рабоче-семейную жизненную установку,

словом то, что называлось порядочностью. И в силу своей порядочности, помноженной на

бесхарактерность, связал свою жизнь с Ахматовой, не только не разойдясь официально с прежней

женой, но и не уходя из семьи. Законная супруга в родственных кругах по-прежнему числилась и

представительствовала в качестве мадам Пуниной.

1935 г., 27 октября - арест Н.Н.Пунина и Л.Н.Гумилева . А.А. решила составить письмо Сталину с

просьбой об облегчении участи мужа и сына. 3 ноября - Николай Пунин и Лев Гумилев освобождены

1938 г., 19 сентября - расстается с Н.Н.Пуниным, но остается жить в той же квартире, так как иной

жилплощади у нее нет.

1953 г., 21 августа - смерть Н.Н. Пунина в воркутинском лагере (поселок Абезь).

Амедео Модильяни.  Амедео Модильяни был художником.  В 1911 году Анна Андреевна познакомилась с Амедео Модильяни. Их парижские приключения были лёгкими, без продолжения, вполне в духе времени.  В этом году Ахматова с Гумилёвым находились в первой  крупной размолвке. Именно поэтому Анна Андреевна уехала в Париж. Роман с художником, тогда ещё совсем не знаменитым,  как это ни странно, восстановил супружеское согласие.  В том Теофиля Готье, привезённый из Франции специально для неверного Николая Степановича, неверная его жена, как бы по забывчивости, вложила романтическое послание от парижского своего поклонника – Модильяни. Гумилёв пришёл в бешенство. Тем не менее он простил ей Модильяни и увеселительную прогулку в Париж, а она ему – Машеньку и Африку.

Амедео Модильяни.

Амедео Модильяни был художником.

В 1911 году Анна Андреевна познакомилась с Амедео Модильяни. Их парижские

приключения были лёгкими, без продолжения, вполне в духе времени.

В этом году Ахматова с Гумилёвым находились в первой

крупной размолвке. Именно поэтому Анна Андреевна уехала

в Париж. Роман с художником, тогда ещё совсем не знаменитым,

как это ни странно, восстановил супружеское согласие.

В том Теофиля Готье, привезённый из Франции специально

для неверного Николая Степановича, неверная его жена,

как бы по забывчивости, вложила романтическое послание

от парижского своего поклонника – Модильяни. Гумилёв пришёл в

бешенство. Тем не менее он простил ей Модильяни и увеселительную прогулку в

Париж, а она ему – Машеньку и Африку.

Николай Владимирович Недоброво.

В 1913 году, в есн ой в стре тилась в поезде с Николаем Недоброво. Это стало начало м влюбленной

дружбы с ним . А также роль друга близкого, все понимающего и все прощающего была закреплена

за Н.В.Недоброво.

Он был эстет, поэт, интеллектуал, по образованию филолог, по убеждению классик. Николай

Недоброво и красив был какой-то особенной, несовременной красотой. «О, как великолепен был

тогда Недоброво!…Он был безукоризненно красив…У него была стройная, словно точёная фигурка,

впрочем, вполне достаточного, почти хорошего среднего роста. Лицо, руки - всё гармонировало, как в

античных скульптурах».

В 1913 году Возникают новые более или менее продолжительные интимные привязанности

Ахматовой к поэту и критику Н.В. Недоброво .

Ему было 33 года, когда он опубликовал статью о поэзии Ахматовой,которую Анна Андреевна до

конца жизни считала лучшей из всего написанного о её творчестве. Ценила она и некоторые из его

лирических стихотворений, может быть, даже и увлеклась, не слишком, а слегка, и так же легко

разлюбила.

Недоброво были посвящены 2 стихотворения из

сборника «Белая стая», «Есть в близости людей заветная

черта…» обращено к Николаю Владимировичу и

прозаический комментарий-притча к нему:«Недоброво

собирал коллекцию кружев. Я их не видела. Не хотела

видеть».

Лето 1916 года п о настоянию врачей проводит на юге,

в Севастополе. Последнее свидание с Николаем

Владимировичем Недоброво.

Борис Васильевич Антреп.

Правовед по образованию, увлекался живописью. С 1908г. жил в Париже. Несколько лет пытался

овладеть секретами византийских мозаик и, несмотря на весьма скромные способности, стал

профессиональным художником-мозаичистом, добился признания, а со временем и крупных заказов.

Их знакомство совпало с выходом поэмы «У самого моря». Анна Андреевна считала, что сон

героини морской поэмы о явлении царевича предсказал появление в её жизни Бориса Антрепа; как

заморский «царевич» он фигурирует в её некоторых стихах. Всего ему было посвящено 17

стихотворений из сборника «Белая стая».

Необычно высоким ростом, жизнерадостностью, неистребимым донжуанством, странной смесью

беззаботной отваги и практичности Борис Васильевич напоминал Анне отца, каким Андрей

Антонович Горенко был в её детские годы.

В 1917 году эмигрировал в Англию Б.Антреп. Так прокомментировавший свой отъезд: «Я люблю

покойную английскую цивилизацию, а не религиозный и политический бред». Эти слова Ахматова

назвала «недостойной речью». Из тверского села Слепнево она отвечала Антрепу от имени

остающихся: Ты говоришь, моя страна грешна,

А я скажу – твоя страна безбожна,

Пускай на нас ещё лежит вина,

Всё искупить и всё исправить можно.

Впоследствии у адресата этих стихов Б.Антрепа не было сомнений относительно миссии

безрассудно оставшейся в большевистской России Ахматовой: он изобразил её в образе Сострадания

на мозаике в Лондонской национальной галерее и придал её черты Святой Анне в Соборе Христа

Владыки в ирландском городке Маллингаре.

Б ывало, я с утра молчу  О том, что сон мне пел.  Р умяной розе и лучу  И мне одной – один удел.  С покатых гор ползут снега,  А я белей, чем снег.  Н о сладко снятся берега  Р азливных мутных рек.  Е ловой рощи свежий шум  П окойнее рассветных дум. В апреле 1918 года Борис Васильевич передал Анне Андреевне привет и подарок (прекрасно сохранившуюся монету времён Александра Македонского и шёлковый материал на платье) через Николая Степановича Гумилёва. Монету Гумилёв довёз, а пакет с материалом сунул в первую же попавшуюся «мусорку».

Б ывало, я с утра молчу

О том, что сон мне пел.

Р умяной розе и лучу

И мне одной – один удел.

С покатых гор ползут снега,

А я белей, чем снег.

Н о сладко снятся берега

Р азливных мутных рек.

Е ловой рощи свежий шум

П окойнее рассветных дум.

В апреле 1918 года Борис Васильевич передал Анне Андреевне привет и

подарок (прекрасно сохранившуюся монету времён Александра Македонского и

шёлковый материал на платье) через Николая Степановича Гумилёва. Монету

Гумилёв довёз, а пакет с материалом сунул в первую же попавшуюся «мусорку».

Из творчества.  После выхода «Подорожника» критика заговорила о том, что Ахматова повторяется, перепевает «Белую стаю». На самом деле это просто 2 части романа в стихах, объединённые единством действия, места, времени, своего рода вариация на тему комедии масок, в основе которой классический любовный треугольник: Пьеро (Недоброво), влюблённый в Коломбину; Коломбина (Ахматова), влюблённая в Арлекина; и Арлекин (Антреп), Коломбиной пренебрегший. Однако традиционен он лишь вначале, на уровне завязки конфликтной ситуации. Продолжение и финал: смерть Пьеро (Недоброво умер от туберкулёза почек в 1919 году) и революция, навсегда разлучившая Коломбину с Арлекином ( «нам встречи нет, мы в разных странах»).

Из творчества.

После выхода «Подорожника» критика заговорила о том, что Ахматова

повторяется, перепевает «Белую стаю». На самом деле это просто 2 части романа в

стихах, объединённые единством действия, места, времени, своего рода вариация на

тему комедии масок, в основе которой классический любовный треугольник: Пьеро

(Недоброво), влюблённый в Коломбину; Коломбина (Ахматова), влюблённая в

Арлекина; и Арлекин (Антреп), Коломбиной пренебрегший. Однако традиционен он

лишь вначале, на уровне завязки конфликтной ситуации. Продолжение и финал:

смерть Пьеро (Недоброво умер от туберкулёза почек в 1919 году) и революция,

навсегда разлучившая Коломбину с Арлекином ( «нам встречи нет, мы в разных

странах»).

Артур Лурье.

В 1913 году возникают более или менее продолжительные отношения у Ахматовой с

композитор ом А.С. Лурье .

После смерти Гумилёва (1921г.) Ахматова жила у подруги – Ольги Судейкиной (один из

прообразов первой красавицы «Поэмы без героя» - Путаницы, Психеи, « Коломбины десятых годов»).

Ольга, обожавшая Анну Андреевну, уступила часть жилплощади, которую делила с очередным своим

мужем – молодым, но уже почти знаменитым композитором Артуром Лурье. Музыка в те годы не

кормила, и Лурье служил в секретариате Луначерского. В 1922г. По служебной надобности его

откомандировали в Берлин. Уже решив, что в Советскую Россию не вернётся, Лурье настойчиво звал

с собой и Ольгу, и Анну (с Ахматовой у него был роман). Ольга уехала за мужем, а Анна Андреевна

со своего места не сдвинулась.

Лурье любил женщин, но его любовь была особого рода. Он был из тех,

кто нежно заботится о всех своих возлюбленных. Уезжая, он по-дружески

попросил приятеля Николая Пунина – больше просить было не у кого -

присмотреть за Анной Андреевной.

В 1922 году эмигрировал из с траны, но это не помешало автору «Поэмы

без героя» написать такие вдохновенные строки: «А во сне мне казалось, что

это я пишу для Артура либретто, и отбоя от музыки нет…» А композитор,

оказавшись за границей, тоже много чего написал: в частности, насочинял

музыки к поэме и, можно сказать, оказался одним из ее героев. (Хотя поэма и

носит таинственное название «Без героя» ).

Исайя Берлин .   Л юбимым человеком был сэр Исайя Берлин, англичанин, сотрудник посольства и философ .  Он даже в «Поэме без героя» фигурирует как  «гость из будущего», и именно к нему относятся восклицания «неужели» и «в самом деле» – по всему видать, удивительный был господин. Правда, не получилось у него дотянуть до поэтического мифа, это он сам признавал. Если уж Гумилев был «лебедь надменный», Шилейко – «дракон с плетью», а Пунин, по свидетельству современников, – «третье матримониальное несчастье поэта», то сэр Исайя – это воплощенная катастрофа, по мнению Ахматовой, несущая ей горести и «любовную заразу». Сам сэр Исайя от подобной роли открещивался как умел и вообще ни в какой запретной любви к автору «Бега времени» признаваться не желал.  В конце 1945 года в Фонтанном Доме Анну А ндреевну  в последний раз навестил сэр Исайя Берлин, английский  журналист и политический деятель, выходец из России.

Исайя Берлин .

Л юбимым человеком был сэр Исайя Берлин, англичанин, сотрудник посольства и философ .

Он даже в «Поэме без героя» фигурирует как «гость из будущего», и именно к нему относятся

восклицания «неужели» и «в самом деле» – по всему видать, удивительный был господин. Правда, не

получилось у него дотянуть до поэтического мифа, это он сам признавал. Если уж Гумилев был

«лебедь надменный», Шилейко – «дракон с плетью», а Пунин, по свидетельству современников, –

«третье матримониальное несчастье поэта», то сэр Исайя – это воплощенная катастрофа, по мнению

Ахматовой, несущая ей горести и «любовную заразу». Сам сэр Исайя от подобной роли открещивался

как умел и вообще ни в какой запретной любви к автору «Бега времени» признаваться не желал.

В конце 1945 года в Фонтанном Доме Анну А ндреевну в последний раз навестил сэр Исайя

Берлин, английский журналист и политический деятель, выходец из России.

Владимир Георгиевич Гаршин.  Профессор медицины, племянник известного писателя, давний друг Анны Ахматовой. В 1944 году послал телеграмму поэтессе с предложением руки и сердца и даже с вопросом: согласна ли она при официальном оформлении брака взять его фамилию.  Про себя Анна Андреевна усмехнулась: какие нежности при нашей бедности и нашем, увы, отнюдь не нежном возрасте (Гаршин был её ровесником). Однако ответила согласием.  Но пока «невеста» добиралась до Ленинграда, где жил Гаршин, в жизни «жениха», овдовевшего в блокаду, произошло чрезвычайное происшествие: ему приснился вещий сон. В том сне учёному-патологоанатому явилась покойница-жена и взяла с него слово: не жениться на Ахматовой, не вводить эту ведьму с Лысой горы в их почтенный профессорский дом. Гаршин встретил Анну Андреевну на вокзале и даже с цветами. Тут же поведал ей о случившемся. Ахматова очень на него сердилась и в гневе высказалась так: «Я еще не таких забывала, забывала, представь, навсегда». Больше они не виделись.

Владимир Георгиевич Гаршин.

Профессор медицины, племянник известного писателя, давний друг Анны Ахматовой.

В 1944 году послал телеграмму поэтессе с предложением руки и сердца и даже с вопросом:

согласна ли она при официальном оформлении брака взять его фамилию.

Про себя Анна Андреевна усмехнулась: какие нежности при нашей бедности и нашем,

увы, отнюдь не нежном возрасте (Гаршин был её ровесником). Однако ответила согласием.

Но пока «невеста» добиралась до Ленинграда, где жил Гаршин,

в жизни «жениха», овдовевшего в блокаду, произошло

чрезвычайное происшествие: ему приснился вещий сон. В том сне

учёному-патологоанатому явилась покойница-жена и взяла с него

слово: не жениться на Ахматовой, не вводить эту ведьму с Лысой

горы в их почтенный профессорский дом. Гаршин встретил Анну

Андреевну на вокзале и даже с цветами. Тут же поведал ей о

случившемся. Ахматова очень на него сердилась и в гневе

высказалась так: «Я еще не таких забывала, забывала, представь,

навсегда». Больше они не виделись.

И когда друг друга проклинали  В страсти, раскаленной добела,  Оба мы еще не понимали,  Как земля для двух людей мала,  И что память яростная мучит,  Пытка сильных - огненный недуг! -  И в ночи бездонной сердце учит  Спрашивать: о, где ушедший друг?  А когда, сквозь волны фимиама,  Хор гремит, ликуя и грозя,  Смотрят в душу строго и упрямо  Те же неизбежные глаза.    1909
  • И когда друг друга проклинали В страсти, раскаленной добела, Оба мы еще не понимали, Как земля для двух людей мала, И что память яростная мучит, Пытка сильных - огненный недуг! - И в ночи бездонной сердце учит Спрашивать: о, где ушедший друг? А когда, сквозь волны фимиама, Хор гремит, ликуя и грозя, Смотрят в душу строго и упрямо Те же неизбежные глаза. 1909
Сжала руки под темной вуалью...
  • Сжала руки под темной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" - Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру". Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру". 8 января 1911 Киев
Песня последней встречи   Так беспомощно грудь холодела,  Но шаги мои были легки.  Я на правую руку надела  Перчатку с левой руки.  Показалось, что много ступеней,  А я знала - их только три!  Между кленов шепот осенний  Попросил:
  • Песня последней встречи Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: "Со мною умри! Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой". Я ответила: "Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой..." Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. 29 сентября 1911 Царское Село
Музе   Муза-сестра заглянула в лицо,  Взгляд ее ясен и ярок.  И отняла золотое кольцо,  Первый весенний подарок.  Муза! ты видишь, как счастливы все -  Девушки, женщины, вдовы...  Лучше погибну на колесе,  Только не эти оковы.  Знаю: гадая, и мне обрывать Нежный цветок маргаритку.  Должен на этой земле испытать  Каждый любовную пытку.  Жду до зари на окошке свечу  И ни о ком не тоскую,  Но не хочу, не хочу, не хочу  Знать, как целуют другую.  Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
  • Музе Муза-сестра заглянула в лицо, Взгляд ее ясен и ярок. И отняла золотое кольцо, Первый весенний подарок. Муза! ты видишь, как счастливы все - Девушки, женщины, вдовы... Лучше погибну на колесе, Только не эти оковы. Знаю: гадая, и мне обрывать
  • Нежный цветок маргаритку. Должен на этой земле испытать Каждый любовную пытку. Жду до зари на окошке свечу И ни о ком не тоскую, Но не хочу, не хочу, не хочу Знать, как целуют другую. Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: "Взор твой не ясен, не ярок..." Тихо отвечу: "Она отняла Божий подарок". 10 ноября 1911 Царское Село


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Любовь в жизни А.А.Ахматовой

Автор: Баженова Инга Николаевна

Дата: 10.01.2020

Номер свидетельства: 535080

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства