kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовь и свобода как главные ценности жизни в поэме А.С.Пушкина "Цыганы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учителей русского языка и литературы и для учеников 9, 10 классов. Содержит информацию об истории создания Пушкиным романтической поэмы в период его южной ссылки, иллюстрации к поэме, рисунки Пушкина к своему произведению, литературную викторину по поэме "Цыганы".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Любовь и свобода как главные ценности жизни в поэме А.С.Пушкина "Цыганы". »

Свобода и любовь как главные ценности жизни в поэме  А. С. Пушкина  «Цыганы» Выполнили: Бычкова Л.В., учитель русского языка  и литературы МБОУ «СОШ № 11» г. Балахны Нижегородской области; ученицы 10 «б» класса МБОУ «СОШ №11» Тюрикова Анастасия и Кашицына Екатерина

Свобода и любовь как главные ценности жизни в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»

Выполнили:

Бычкова Л.В., учитель русского языка

и литературы МБОУ «СОШ № 11»

г. Балахны Нижегородской области;

ученицы 10 «б» класса МБОУ «СОШ №11»

Тюрикова Анастасия и Кашицына Екатерина

История создания У Пушкина были особенные отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке почти три года (с сентября 1820 г. по август 1823 г.), Пушкин среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган он изложил так: “Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас”. Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточна биографична.

История создания

У Пушкина были особенные отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке почти три года (с сентября 1820 г. по август 1823 г.), Пушкин среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган он изложил так: “Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас”. Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточна биографична.

Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Цыганка, в которую был влюблен Пушкин, убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом. Поэтому автобиографичность поэмы отразилась и в именах. Сравните имена: Алеко – Александр – имя Пушкина, Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой, в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин – главная героиня поэмы.

Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Цыганка, в которую был влюблен Пушкин, убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом. Поэтому автобиографичность поэмы отразилась и в именах. Сравните имена: Алеко – Александр – имя Пушкина, Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой, в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин – главная героиня поэмы.

Дени Раффе.

Дени Раффе. "Кочующие цыгане в Молдавии". Литография 1837 года. Именно с такими цыганами встречался во время южной ссылки молодой Пушкин.

Поэма

Поэма "Цыганы" начата в Одессе в январе 1824г., где и были написаны вчерне первые три отрывка поэмы (145 стихов). Примерно через два месяца после приезда в Михайловское Пушкин возобновил работу над "Цыганами" и завершил ее: остальные 394 стиха поэмы были написаны им вчерне в неделю (между 2 и 8 октября). К 10 октября черновик был перебелен и написан эпилог .

Рисунки А. С. Пушкина к поэме «Цыганы»

Рисунки А. С. Пушкина к поэме «Цыганы»

Содержание поэмы Цыганы шумною толпой По Бессарабии кочуют. Они сегодня над рекой В шатрах изодранных ночуют. Как вольность, весел их ночлег И мирный сон под небесами; Между колесами телег, Полузавешанных коврами, Горит огонь; семья кругом Готовит ужин; в чистом поле Пасутся кони; за шатром Ручной медведь лежит на воле. Всё живо посреди степей: Заботы мирные семей, Готовых с утром в путь недальний, И песни жен, и крик детей, И звон походной наковальни.

Содержание поэмы

Цыганы шумною толпой

По Бессарабии кочуют.

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют.

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами;

Между колесами телег,

Полузавешанных коврами,

Горит огонь; семья кругом

Готовит ужин; в чистом поле

Пасутся кони; за шатром

Ручной медведь лежит на воле.

Всё живо посреди степей:

Заботы мирные семей,

Готовых с утром в путь недальний,

И песни жен, и крик детей,

И звон походной наковальни.

Поэма рассказывает о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко, который оставил «неволю душных городов» ради степного приволья. На протяжении двух лет он кочует по степи вместе с вольными цыганами и своей любимой. Наконец песня Земфиры и вещий сон открывают ему глаза на её неверность. Старый отец девушки предлагает Алеко не препятствовать счастью девушки, приводя в пример свои отношения с матерью Земфиры — Мариулой. Детям степей чуждо стремление европейца вмешиваться в естественный ход событий и пытаться контролировать его. В другом рассказе старик пересказывает предание о заброшенном в степь поэте; Алеко не без удивления узнаёт в нём Овидия, некогда изгнанного из Древнего Рима на черноморский берег . Застав Земфиру во время свидания с молодым цыганом, Алеко пренебрегает советом старика и закалывает их обоих. Цыганы не могут понять его эгоистичного стремления обладать любимой ценой её жизни: «Оставь нас, гордый человек!»

Поэма рассказывает о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко, который оставил «неволю душных городов» ради степного приволья. На протяжении двух лет он кочует по степи вместе с вольными цыганами и своей любимой. Наконец песня Земфиры и вещий сон открывают ему глаза на её неверность. Старый отец девушки предлагает Алеко не препятствовать счастью девушки, приводя в пример свои отношения с матерью Земфиры — Мариулой. Детям степей чуждо стремление европейца вмешиваться в естественный ход событий и пытаться контролировать его. В другом рассказе старик пересказывает предание о заброшенном в степь поэте; Алеко не без удивления узнаёт в нём Овидия, некогда изгнанного из Древнего Рима на черноморский берег .

Застав Земфиру во время свидания с молодым цыганом, Алеко пренебрегает советом старика и закалывает их обоих. Цыганы не могут понять его эгоистичного стремления обладать любимой ценой её жизни: «Оставь нас, гордый человек!»

Свободолюбивый Алеко, центральный герой поэтического текста, не только подвержен бунтующим страстям, но обречён сам порождать их. Он представляет собой разочаровавшийся, одинокий и непонятый символ времени, который, с одной стороны, привлекает своей неповторимостью и самобытностью, а с другой стороны, страшен и опасен в своей обречённости и предопределённости.

Свободолюбивый Алеко, центральный герой поэтического текста, не только подвержен бунтующим страстям, но обречён сам порождать их. Он представляет собой разочаровавшийся, одинокий и непонятый символ времени, который, с одной стороны, привлекает своей неповторимостью и самобытностью, а с другой стороны, страшен и опасен в своей обречённости и предопределённости.

Старик, отец Земфиры, является воплощением подлинного знания о жизни, символом всепрощения и непротивления событиям жизни. Он произносит духовный приговор над Алеко; однако «золотой век» остаётся в прошлом, так что безусловная Правда Старика не оказывается столь однозначной в условиях окружающего мира, который оказывается заражённым «роковыми страстями», несмотря на итоговую поверженность идею порочного губительного индивидуализма .

Старик, отец Земфиры, является воплощением подлинного знания о жизни, символом всепрощения и непротивления событиям жизни. Он произносит духовный приговор над Алеко; однако «золотой век» остаётся в прошлом, так что безусловная Правда Старика не оказывается столь однозначной в условиях окружающего мира, который оказывается заражённым «роковыми страстями», несмотря на итоговую поверженность идею порочного губительного индивидуализма .

Восток, денницей озаренный, Сиял. Алеко за холмом, С ножом в руках, окровавленный Сидел на камне гробовом. Два трупа перед ним лежали; Убийца страшен был лицом. Цыганы робко окружали Его встревоженной толпой.

Восток, денницей озаренный,

Сиял. Алеко за холмом,

С ножом в руках, окровавленный

Сидел на камне гробовом.

Два трупа перед ним лежали;

Убийца страшен был лицом.

Цыганы робко окружали

Его встревоженной толпой.

Тогда старик, приближась, рек: «Оставь нас, гордый человек! Мы дики; нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним — Не нужно крови нам и стонов — Но жить с убийцей не хотим… Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли; Ужасен нам твой будет глас: Мы робки и добры душою, Ты зол и смел — оставь же нас, Прости, да будет мир с тобою».

Тогда старик, приближась, рек:

«Оставь нас, гордый человек!

Мы дики; нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним —

Не нужно крови нам и стонов —

Но жить с убийцей не хотим…

Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли;

Ужасен нам твой будет глас:

Мы робки и добры душою,

Ты зол и смел — оставь же нас,

Прости, да будет мир с тобою».

Пушкин развенчивает идею “байронического героя”. Он сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой “просвещением”. Появление цивилизованного человека в мире “детей природы” привело к драме.

Пушкин развенчивает идею “байронического героя”. Он сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой “просвещением”. Появление цивилизованного человека в мире “детей природы” привело к драме.

Викторина В каком произведении Пушкина, помимо

Викторина

  • В каком произведении Пушкина, помимо "Цыганы" звучит романтический мотив бегства в далекие края?

Ответ: «Кавказский пленник»

  • О ком Пушкин сказал, что хотел изобразить в нём «равнодушие к жизни и к её наслаждениям» и «преждевременную старость души», и к каким ещё его героям можно отнести эту характеристику?

Ответ: О Пленнике, но можно эту характеристику отнести и к Алеко, и к Онегину.

Какое приключение послужило толчком для создания «Цыган»? Ответ: Пушкин влюбился в цыганку и несколько дней кочевал с цыганским табором: «И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил». Что привело Алеко в табор?
  • Какое приключение послужило толчком для создания «Цыган»?

Ответ: Пушкин влюбился в цыганку и несколько дней кочевал с цыганским табором: «И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил».

  • Что привело Алеко в табор?

Ответ: "Он хочет быть как мы цыганом;

Его преследует закон"

Желание сбежать от неволи душных городов, где нет любви, и нет веселий.

Согласны ли вы, что Алеко эгоист? Если да, то почему? В чем конфликт поэмы?
  • Согласны ли вы, что Алеко эгоист? Если да, то почему?
  • В чем конфликт поэмы?

Ответ: Основной конфликт поэмы «Цыганы» заключается в противостоянии представлений о жизни двух миров — мира города, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обременённой сложными условиями выживания

Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Как вы думаете, совместимы ли эти понятия?  Имел ли Алеко право убивать человека?
  • Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Как вы думаете, совместимы ли эти понятия?

  • Имел ли Алеко право убивать человека?
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Любовь и свобода как главные ценности жизни в поэме А.С.Пушкина "Цыганы".

Автор: Бычкова Лариса Валентиновна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163438


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства