kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литература 9 классс. Презентация урока по теме " Приметы времени в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" или один день из жизни Евгения Онегина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 9 классе. Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литература 9 классс. Презентация урока по теме " Приметы времени в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" или один день из жизни Евгения Онегина»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26 с. Краснокумского».  Конспект урока литературы в 9 классе по теме: «Приметы времени в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» или Один день из жизни Евгения Онегина» Выполнила: учитель русского языка и литературы  Маругина Любовь Ивановна  с. Краснокумское , 2016 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26 с. Краснокумского».

Конспект урока литературы в 9 классе по теме: «Приметы времени в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» или Один день из жизни Евгения Онегина»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Маругина Любовь Ивановна

с. Краснокумское , 2016 г.

Цели урока:  Обучающие:   1. Выявление  примет жизни и быта пушкинской эпохи и их роли в романе. 2.Развитие грамотной, красивой литературной речи через использование речевых средств для решения коммуникативных задач. 3.Расширение знаний учащихся в области музыки, живописи, театра.   Развивающие:  1. Развитие способности к проектированию, совершенствование навыков работы с информацией. 2.Развитие у учащихся умения высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения, создавать целостное видение проблемы. Воспитывающие: 1.Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. 2. Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Цели урока:

Обучающие:

  1. Выявление  примет жизни и быта пушкинской эпохи и их роли в романе. 2.Развитие грамотной, красивой литературной речи через использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

3.Расширение знаний учащихся в области музыки, живописи, театра.

 

Развивающие:

1. Развитие способности к проектированию, совершенствование навыков работы с информацией.

2.Развитие у учащихся умения высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения, создавать целостное видение проблемы.

Воспитывающие:

1.Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

2. Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Планируемые результаты. Предметные. -Уметь пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка. -Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус.  Метапредметные. -Устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания. -Умение сопоставлять, оценивать, анализировать. -Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение. -Умение учащегося построить и продемонстрировать грамотно оформленный монолог.  Личностные. -Создание у учащихся представления о человеке как объекте и продукте воздействия обстоятельств и окружающих людей и человеке как творце обстоятельств. -Формирование понятия об образе жизни как системе деятельности и личностных смыслов: «что делаю в этой жизни?», «что считаю главным в жизни?». -Предоставление ученику пространства для самоопределения, принятия решений, самовоспитания с позиции представления о жизни, достойной человека, самоанализа.

Планируемые результаты.

Предметные.

-Уметь пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка.

-Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус.

Метапредметные.

-Устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания.

-Умение сопоставлять, оценивать, анализировать.

-Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

-Умение учащегося построить и продемонстрировать грамотно оформленный монолог.

Личностные.

-Создание у учащихся представления о человеке как объекте и продукте воздействия обстоятельств и окружающих людей и человеке как творце обстоятельств.

-Формирование понятия об образе жизни как системе деятельности и личностных смыслов: «что делаю в этой жизни?», «что считаю главным в жизни?».

-Предоставление ученику пространства для самоопределения, принятия решений, самовоспитания с позиции представления о жизни, достойной человека, самоанализа.

Для размышления:  «Сторукий богатырь духа» Пушкин  в своем пламенном любопытстве объемлет все, всех видит и слышит, каждому отвечает.  Юлий Айхенвальд   «Пушкин наблюдает в человеке то, что находится на поверхности, что выражает внутреннее через внешнее».   «Видеть глубинное в малом, Внутреннее во внешнем, Понимать эпоху в «мелочах быта»

Для размышления:

«Сторукий богатырь духа» Пушкин

в своем пламенном любопытстве объемлет все,

всех видит и слышит, каждому отвечает.

Юлий Айхенвальд

 

«Пушкин наблюдает в человеке то,

что находится на поверхности,

что выражает внутреннее через внешнее».

 

«Видеть глубинное в малом,

Внутреннее во внешнем,

Понимать эпоху в «мелочах быта»

Этапы урока      Ход урока Постановка цели (целеполагание) Формируемые УУД Цель: проговаривание цели урока в виде темы урока. Организация подводящего к теме диалога. -Выскажите Ваше мнение по поводу литературной полемики вокруг романа. А.Бестужев упрекал роман в “легковесности” Н.Раевский нашел в романе “сатиру и цинизм” В.Жуковский и К.Рылеев не поняли замысла “веселого романа” Плетнёв восхищён 1гл. : «Онегин твой будет карманным зеркалом петербургской молодёжи..» В. Г. Белинский: «…энциклопедия русской жизни» Прочитайте строки для размышлений к нашему уроку:   Как вы думаете, почему именно эти строки взяты за основу нашего урока? -Каковы основные задачи урока стоят перед нами?  Личностные УУД: моральный выбор; регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция; познавательные УУД : делать умозаключения и выводы на основе аргументации

Этапы урока

 

 

Ход урока

Постановка цели (целеполагание)

Формируемые УУД

Цель: проговаривание цели урока в виде темы урока.

Организация подводящего к теме диалога.

-Выскажите Ваше мнение по поводу литературной полемики вокруг романа.

А.Бестужев упрекал роман в “легковесности”

Н.Раевский нашел в романе “сатиру и цинизм”

В.Жуковский и К.Рылеев не поняли замысла “веселого романа”

Плетнёв восхищён 1гл. : «Онегин твой будет карманным зеркалом петербургской молодёжи..»

В. Г. Белинский: «…энциклопедия русской жизни»

Прочитайте строки для размышлений к нашему уроку:

Как вы думаете, почему именно эти строки взяты за основу нашего урока?

-Каковы основные задачи урока стоят перед нами?

Личностные УУД: моральный выбор;

регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция;

познавательные УУД :

делать умозаключения и выводы на основе аргументации

Этапы урока

 

 

Ход урока

Объяснение формы урока; постановка задач.

Формируемые УУД

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Роман написан как хроника: сквозь призму жизни обычного светского молодого человека-Евгения, судьбы автобиографического лирического героя, судьбы Татьяны изображается жизнь России первой четверти XIX в.

От внимания автора не ускользает ни одна, даже самая незаметная сторона жизни русского общества, он обращает свой взор буквально на всё. Говорят, что по «Евгению Онегину» можно изучать XIX в. как по учебнику истории.

В течение месяца класс работал над проектом «Приметы времени в романе». Собран обширнейший материал, изучен, систематизирован по темам, самое главное записано в «Пушкинских тетрадях». Но в рамках одного урока представить всю информацию невозможно.

Как поступить в этом случае?

Да, реальнее окунуться в атмосферу пушкинского времени, прожив с Евгением Онегиным один его обычный день, описанный автором в первой главе и относящийся к 1819 или к началу 1820 года.

Группы смогут представить свои работы. Задача каждого из вас – ознакомиться с новой информацией, делая записи в тетрадях. романом А.С.Пушкина

Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит встретиться

Личностные УУД: формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

регулятивные УУД: формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу;

«

Этапы урока      Ход урока Проверка домашнего задания- составление цитатного плана «Один день из жизни Онегина» Формируемые УУД   - Как же прошёл этот день? Итак. Время за полдень… Учитель: Ребята, сегодня нам Познавательные УУД: представление информации в сжатой словесной форме (в виде плана)  встретиться Озвучивание учащимися цитатных планов.  «Формирование ИКТ-компетентности  Представление с оставленной учащимися анимированной схемы

Этапы урока

 

 

Ход урока

Проверка домашнего задания- составление цитатного плана «Один день из жизни Онегина»

Формируемые УУД

- Как же прошёл этот день? Итак. Время за полдень…

Учитель: Ребята, сегодня нам Познавательные УУД: представление информации в сжатой словесной форме (в виде плана) встретиться

Озвучивание учащимися цитатных планов.

«Формирование

ИКТ-компетентности

Представление с оставленной учащимися анимированной схемы

Этапы урока      Ход урока Проверка домашнего задания-вывод уч-ся об образе жизни Онегина. Формируемые УУД    Ответы учащихся по домашнему заданию. Учитель: Ребята, сегодня нам Личностные УУД: моральный выбор. Учитель: оценку образа жизни Онегина сделал сам Пушкин. И мы не будем осуждать главное лицо пушкинского романа, как А.Бестужев («Я вижу франта, который душой и телом предан моде-вижу человека, которых тысячи встречаю наяву, ибо самая холодность и мизантропия теперь в числе туалетных приборов», ибо знаем об эволюции, которая произойдёт с Онегиным. А сейчас он слепо следует модному стилю жизни, торопится везде поспеть, меняя одну за другой маски: маску модника, маску транжиры, маску театрала и любителя балов .   Самое главное: погружение в жизнь литературного героя даст нам необыкновенное удовольствие побывать в удивительной эпохе, именуемой в русской истории «золотым веком» «

Этапы урока

 

 

Ход урока

Проверка домашнего задания-вывод уч-ся об образе жизни Онегина.

Формируемые УУД

Ответы учащихся по домашнему заданию.

Учитель: Ребята, сегодня нам Личностные УУД: моральный выбор.

Учитель: оценку образа жизни Онегина сделал сам Пушкин. И мы не будем осуждать главное лицо пушкинского романа, как А.Бестужев («Я вижу франта, который душой и телом предан моде-вижу человека, которых тысячи встречаю наяву, ибо самая холодность и мизантропия теперь в числе туалетных приборов», ибо знаем об эволюции, которая произойдёт с Онегиным. А сейчас он слепо следует модному стилю жизни, торопится везде поспеть, меняя одну за другой маски: маску модника, маску транжиры, маску театрала и любителя балов .

Самое главное: погружение в жизнь литературного героя даст нам необыкновенное удовольствие побывать в удивительной эпохе, именуемой в русской истории «золотым веком»

«

Этапы урока      Ход урока Совместное открытие новых знаний Формируемые УУД   Учитель:  «Надев широкий боливар, Учитель: Ребята, сегодня Познавательные УУД: практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе…»  Бульвар в 19 веке находился на Невском проспекте. До 14.00 –это было место для утренней прогулки людей из высшего общества, где они могли и себя показать, и на других посмотреть.  Предоставляем слово специалистам по моде первой четверти 19 века.   Защита учащимися 1-ой группы проекта «Мода пушкинского времени» (сообщения и презентация)   совершенствование навыков работы с информацией, совершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой. «

Этапы урока

 

 

Ход урока

Совместное открытие новых знаний

Формируемые УУД

Учитель:

«Надев широкий боливар,

Учитель: Ребята, сегодня Познавательные УУД: практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе…»

Бульвар в 19 веке находился на Невском проспекте. До 14.00 –это было место для утренней прогулки людей из высшего общества, где они могли и себя показать, и на других посмотреть.

Предоставляем слово специалистам по моде первой четверти 19 века.

Защита учащимися 1-ой группы проекта «Мода пушкинского времени» (сообщения и презентация)

совершенствование навыков работы с информацией, совершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой.

«

Этапы урока      Ход урока Совместное открытие новых знаний Формируемые УУД    Защита учащимися 1-ой группы проекта «Мода пушкинского времени» (сообщения и презентация) Фрагмент из сообщения Мода начала XIX века находилась под влиянием идей Великой Французской революции и Франция диктовала моду всей Европе... Русский костюм дворян формировался в русле общеевропейской моды. Со смертью императора Павла I рухнули запреты на французский костюм. Дворяне примерили фрак, сюртук, жилет. Так какие же наряды носили дамы и кавалеры того времени? А в этом может помочь французский журнал мод

Этапы урока

 

 

Ход урока

Совместное открытие новых знаний

Формируемые УУД

Защита учащимися 1-ой группы проекта «Мода пушкинского времени» (сообщения и презентация)

Фрагмент из сообщения

Мода начала XIX века находилась под влиянием идей Великой Французской революции и Франция диктовала моду всей Европе... Русский костюм дворян формировался в русле общеевропейской моды. Со смертью императора Павла I рухнули запреты на французский костюм. Дворяне примерили фрак, сюртук, жилет.

Так какие же наряды носили дамы и кавалеры того времени? А в этом может помочь французский журнал мод "Маленький дамский вестник" (Le Petit Courrier des Dames) за 1820-1833 годы. Иллюстрации моделей одежды оттуда как раз и дают представление о том, во что одевались во времена Пушкина окружавшие его люди.

Учитель: Ребята, сегодня Коммуникативные УУД: работать в группе-устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Отдельные слайды из презентации

Отдельные слайды из презентации

Этапы урока      Ход урока Совместное открытие новых знаний Формируемые УУД    Проект «Мода пушкинского времени» (сообщения и презентация) Задание классу. Викторина «Определи костюм пушкинского времени»(для сравнения даны костюмы в стиле Древней Греции и готики- интеграция с МХК)  : Ребята, сегодня   Познаватель ные УУД: осуществлять сравнения, классификацию, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций

Этапы урока

 

 

Ход урока

Совместное открытие новых знаний

Формируемые УУД

Проект «Мода пушкинского времени» (сообщения и презентация)

Задание классу. Викторина «Определи костюм пушкинского времени»(для сравнения даны костюмы в стиле Древней Греции и готики- интеграция с МХК)

: Ребята, сегодня

Познаватель ные УУД:

осуществлять сравнения, классификацию, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций

Этапы урока      Ход урока Совместное открытие новых знаний Формируемые УУД    Учитель: Что в романе Пушкин называет волшебным краем? Действительно, театр. Мы думаем, что он не имел в виду какой-то конкретный театр в Москве или Санкт-Петербурге. Автор говорит о театральном искусстве в общем, давая высокую оценку драматургам, актёрам, балеринам своего времени. Учитель: Ребята, сегодня Коммуникативные УУД: работать в группе-устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.  Но нас заинтересовал вопрос о том, куда он мог направить Онегина в 1819 или 1820 году. В результате исследований пришли к выводу, что Евгений мог побывать в Большом (Каменном ) театре, тем более, что именно в нём служили упомянутые героем Истомина и Дидло.   Слово знатокам театра. Защита учащимися 2-ой группы проекта «Большой(Каменный) театр в Санкт-Петербурге» (сообщения и презентация)

Этапы урока

 

 

Ход урока

Совместное открытие новых знаний

Формируемые УУД

Учитель:

  • Что в романе Пушкин называет волшебным краем? Действительно, театр. Мы думаем, что он не имел в виду какой-то конкретный театр в Москве или Санкт-Петербурге. Автор говорит о театральном искусстве в общем, давая высокую оценку драматургам, актёрам, балеринам своего времени.

Учитель: Ребята, сегодня Коммуникативные УУД: работать в группе-устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Но нас заинтересовал вопрос о том, куда он мог направить Онегина в 1819 или 1820 году. В результате исследований пришли к выводу, что Евгений мог побывать в Большом (Каменном ) театре, тем более, что именно в нём служили упомянутые героем Истомина и Дидло.

Слово знатокам театра.

Защита учащимися 2-ой группы проекта «Большой(Каменный) театр в Санкт-Петербурге» (сообщения и презентация)

Этапы урока      Ход урока Совместное открытие новых знаний Формируемые УУД    Защита учащимися 2-ой группы проекта «Большой(Каменный) театр в Санкт-Петербурге» (сообщения и презентация)   Задания классу: -определите репертуар Большого(Каменного) театра в 1820 году (учащиеся используют статьи «Комедия первой четверти 19 века» и «Творчество Ш.Дидло» (Текст в «Пушкинской тетради»); -что мог смотреть Евгений Онегин в театре, если в тексте одно только упоминание о спектакле: «Ещё амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят…»?  Учитель: Ребята, сегодня Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Этапы урока

 

 

Ход урока

Совместное открытие новых знаний

Формируемые УУД

Защита учащимися 2-ой группы проекта «Большой(Каменный) театр в Санкт-Петербурге» (сообщения и презентация)

Задания классу:

-определите репертуар Большого(Каменного) театра в 1820 году (учащиеся используют статьи «Комедия первой четверти 19 века» и «Творчество Ш.Дидло» (Текст в «Пушкинской тетради»);

-что мог смотреть Евгений Онегин в театре, если в тексте одно только упоминание о спектакле: «Ещё амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят…»?

Учитель: Ребята, сегодня Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Этапы урока      Ход урока Рефлексия учебной деятельности на уроке Формируемые УУД    Можете ли вы , вспомнив содержание урока, ответить на вопрос: « Сохраняет ли роман качество энциклопедичности для современного читателя»?  Оценивание классом представленных проектов  и участия всех в работе. Учитель: Ребята, Регулятивные: Формирование форм рефлексии

Этапы урока

 

 

Ход урока

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Формируемые УУД

Можете ли вы , вспомнив содержание урока, ответить на вопрос:

« Сохраняет ли роман качество энциклопедичности для современного читателя»?

Оценивание классом представленных проектов

и участия всех в работе.

Учитель: Ребята, Регулятивные:

Формирование форм рефлексии


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маругина Любовь Ивановна

Дата: 07.01.2017

Номер свидетельства: 376160


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства