kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лермонтов Мотивы лирики и проблематике

Нажмите, чтобы узнать подробности

доказать что все основные мотивы лирики развиты 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лермонтов Мотивы лирики и проблематике»

Роман М.Ю. Лермонтова   Мотивы лирики и проблематика Гречишкина Г.А..

Роман М.Ю. Лермонтова Мотивы лирики и проблематика

Гречишкина Г.А..

Цель урока  Доказать, что все основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова развиты в романе «Герой нашего времени».

Цель урока

Доказать, что все основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова развиты в романе «Герой нашего времени».

1. Вступительное слово учителя Роман «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым в последний период жизни, поэтому в нем развиты все основные мотивы творчества писателя:

1. Вступительное слово учителя

Роман «Герой нашего времени» написан

М.Ю. Лермонтовым в последний период жизни, поэтому в нем развиты все основные мотивы творчества писателя:

  • мотив свободы и воли;
  • мотив одиночества;
  • мотив трагизма любви и дружбы;
  • мотив трагедии поколения;
  • мотив высокого назначения писателя, поэта.
2. Литературно-тематическое исследование.  Мотив свободы и воли в лирике  М.Ю. Лермонтова и романе «Герой нашего времени» Мотив свободы и воли Действие романа также происходит  на Кавказе: Печорин покидает  центральную Россию в поисках личной независимости и духовной свободы.  Комментированное чтение эпизодов Стихотворение «Прощай, немытая Россия». Побег  лирического героя «за стену Кавказа». Комментированное чтение

2. Литературно-тематическое исследование. Мотив свободы и воли в лирике М.Ю. Лермонтова и романе «Герой нашего времени»

Мотив свободы и воли

Действие романа также происходит

на Кавказе: Печорин покидает

центральную Россию в поисках

личной независимости и духовной

свободы.

Комментированное чтение

эпизодов

Стихотворение

«Прощай, немытая Россия». Побег

лирического героя «за стену Кавказа».

Комментированное чтение

3. Литературоведческие загадки 1. Какое средство художественной выразительности помогает услышать нам мотив свободы и воли в стихотворении «Прощай, немытая Россия»? 2. Какое средство художественной выразительности помогает раскрыть свободолюбивый, вольнолюбивый нрав Печорина?

3. Литературоведческие загадки

1. Какое средство художественной выразительности помогает услышать нам мотив свободы и воли в стихотворении «Прощай, немытая Россия»?

2. Какое средство художественной выразительности помогает раскрыть свободолюбивый, вольнолюбивый нрав Печорина?

Ключ к литературоведческим загадкам 1. Эмоциональные эпитеты: «немытая Россия», «преданный народ» и др. 2. Прием развернутого сравнения: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится…»; «…желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки…»

Ключ к литературоведческим загадкам

1. Эмоциональные эпитеты: «немытая Россия», «преданный народ» и др.

2. Прием развернутого сравнения: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится…»; «…желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки…»

4. Литературно-тематическое исследование.  Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова  и романе «Герой нашего времени».   Мотив одиночества Мотив одиночества пронизывает всю лирику поэта. Комментированное чтение стихотворения «Выхожу один я на дорогу». Увидеть одиночество лирического героя Этот мотив отчетливо звучит в романе. Печорин одинок. Комментированное чтение эпизодов. Раскрыть индивидуализм Печорина

4. Литературно-тематическое исследование. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова и романе «Герой нашего времени».

Мотив

одиночества

Мотив одиночества

пронизывает всю лирику

поэта. Комментированное

чтение стихотворения

«Выхожу один я на дорогу».

Увидеть одиночество

лирического героя

Этот мотив отчетливо звучит

в романе. Печорин одинок.

Комментированное чтение

эпизодов. Раскрыть

индивидуализм Печорина

5. Иллюстрации к стихотворению «Выхожу один я на дорогу» и к роману «Герой нашего времени» Помогает ли иллюстрация раскрыть идею произведения?   Предложите свои варианты иллюстраций к данным произведениям…

5. Иллюстрации к стихотворению «Выхожу один я на дорогу» и к роману «Герой нашего времени»

Помогает ли иллюстрация

раскрыть идею произведения?

Предложите свои варианты

иллюстраций к данным

произведениям…

6. Литературоведческие загадки 1. Какое средство художественной выразительности помогает глубоко осмыслить мотив одиночества в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»? 2. Какой художественный прием помогает увидеть индивидуализм Печорина?

6. Литературоведческие загадки

1. Какое средство художественной выразительности помогает глубоко осмыслить мотив одиночества в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»?

2. Какой художественный прием помогает увидеть индивидуализм Печорина?

Ключ к литературоведческим загадкам 1. Олицетворение: «пустыня внемлет богу», «звезда с звездою говорит», «спит земля» и др. 2. Психологический портрет – «самокритика»: «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…»

Ключ к литературоведческим загадкам

1. Олицетворение: «пустыня внемлет богу», «звезда с звездою говорит», «спит земля» и др.

2. Психологический портрет – «самокритика»: «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…»

7. Литературно-тематическое исследование.  Мотив трагизма любви и дружбы в лирике  М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени» Мотив трагизма любви и дружбы Разочарование лирического героя в любви и дружбе показано в стихотворении «Благодарность». Комментированное чтение Печорин обречен на трагическую развязку любви, дружбы.  Комментированное чтение эпизодов

7. Литературно-тематическое исследование. Мотив трагизма любви и дружбы в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени»

Мотив трагизма

любви и дружбы

Разочарование лирического

героя в любви и дружбе

показано в стихотворении

«Благодарность».

Комментированное чтение

Печорин обречен на

трагическую развязку любви,

дружбы.

Комментированное

чтение эпизодов

8. Иллюстрация к роману  М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Иллюстрация… Помогает она или мешает увидеть «художественную дуэль» Печорина с Грушницким?  Обсуждение вопроса.

8. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Иллюстрация… Помогает она или мешает увидеть

«художественную дуэль»

Печорина с Грушницким?

Обсуждение вопроса.

9. Литературоведческие загадки 1. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы, жизни в стихотворении «Благодарность»? 2. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы, жизни в романе «Герой нашего времени»?

9. Литературоведческие загадки

1. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы, жизни в стихотворении «Благодарность»?

2. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы, жизни в романе «Герой нашего времени»?

Ключ к литературоведческим загадкам 1. Анафора или единоначатие:  За все, за все тебя благодарю я:  За тайные мучения страстей,  За горечь слез, отраву поцелуя,  За месть врагов и клевету друзей;  За жар души, растраченный в пустыне,  За все, чем я обманут в жизни был…  2. Поток вопросительных предложений без ответов: «Одно мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? Или это – магнетическое влияние сильного организма? Или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером?...» Или «Я сел на скамью и задумался… Я чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре… но с кем?...»

Ключ к литературоведческим загадкам

1. Анафора или единоначатие:

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был…

2. Поток вопросительных предложений без ответов: «Одно мне всегда было

странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда

приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не

стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что

они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? Или это – магнетическое

влияние сильного организма? Или мне просто не удавалось встретить

женщину с упорным характером?...» Или «Я сел на скамью и задумался… Я

чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре…

но с кем?...»

10. Литературно-тематическое исследование.  Мотив трагедии поколения в лирике  М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени»   Мотив трагедии поколения Истоки трагедии поколения. Анализ стихотворения «Дума» Трагедия личности – трагедия поколения. Анализ главы «Фаталист»

10. Литературно-тематическое исследование. Мотив трагедии поколения в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени»

Мотив трагедии

поколения

Истоки трагедии поколения.

Анализ стихотворения

«Дума»

Трагедия личности –

трагедия поколения.

Анализ главы «Фаталист»

11. Литературоведческие загадки 1. В каком жанре написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума»? 2. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов, показывая трагическую противоречивость образа Печорина?

11. Литературоведческие загадки

1. В каком жанре написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума»?

2. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов, показывая трагическую противоречивость образа Печорина?

Ключ к литературоведческим загадкам 1. Жанр элегии-сатиры помогает высветить трагедию поколения. 2. Прием антитезы (противопоставления): «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».

Ключ к литературоведческим загадкам

1. Жанр элегии-сатиры помогает высветить трагедию поколения.

2. Прием антитезы (противопоставления): «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».

12. Литературно-тематическое исследование.  Мотив высокого назначения писателя, поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе  «Герой нашего времени» Мотив высокого назначения писателя, поэта  Один из важнейших философских аспектов лирики Лермонтова – осмысление миссии поэта. Анализ стихотворения «Поэт» Исследование «истории души человеческой» . Анализ предисловия к главе «Журнал Печорина»

12. Литературно-тематическое исследование. Мотив высокого назначения писателя, поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени»

Мотив высокого

назначения писателя, поэта

Один из важнейших философских

аспектов лирики Лермонтова –

осмысление миссии поэта.

Анализ стихотворения «Поэт»

Исследование «истории души

человеческой» . Анализ предисловия

к главе «Журнал Печорина»

13. Литературоведческие загадки 1. Для чего М.Ю. Лермонтов композиционно выстраивает стихотворение «Поэт» на развернутом сравнении? 2. Какие слова являются ключевыми в романе «Герой нашего времени»?

13. Литературоведческие загадки

1. Для чего М.Ю. Лермонтов композиционно выстраивает стихотворение «Поэт» на развернутом сравнении?

2. Какие слова являются ключевыми в романе «Герой нашего времени»?

Ключ к литературоведческим загадкам 1. В стихотворении «Поэт» использован прием развернутого сравнения – сравнение Поэта с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, – теперь кинжал превратился в игрушку, золотую, бесславную и безвредную. С судьбой кинжала сравнивает М.Ю. Лермонтов и судьбу Поэта в современном ему обществе. 2. Ключевые слова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над сами собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Ключ к литературоведческим загадкам

1. В стихотворении «Поэт» использован прием развернутого сравнения – сравнение Поэта с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, – теперь кинжал превратился в игрушку, золотую, бесславную и безвредную. С судьбой кинжала сравнивает М.Ю. Лермонтов и судьбу Поэта в современном ему обществе.

2. Ключевые слова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над сами собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

14. Художественно-творческое задание.  Определите, к каким произведениям созданы эти  иллюстрации? Каких героев Вы узнали?

14. Художественно-творческое задание. Определите, к каким произведениям созданы эти иллюстрации? Каких героев Вы узнали?

15. Заключительное слово учителя Мотивы лирики и прозы М.Ю. Лермонтова неразрывно связаны между собой. Тема, начатая в стихотворении, находит свое продолжение в прозе (а именно – в романе «Герой нашего времени»). Все мотивы творчества художника объединены единой целью – помочь людям глубже заглянуть в себя, оценить свои мысли, поступки, окружающий мир, вернуться к истинным, духовным ценностям.

15. Заключительное слово учителя

Мотивы лирики и прозы М.Ю. Лермонтова

неразрывно связаны между собой. Тема, начатая в стихотворении, находит свое продолжение в прозе (а именно – в романе «Герой нашего времени»). Все мотивы творчества художника объединены единой целью – помочь людям глубже заглянуть в себя, оценить свои мысли, поступки, окружающий мир, вернуться к истинным, духовным ценностям.

16. Домашнее задание Выразите письменно собственную мысль (на свободную тему) в стихотворной и прозаической формах.

16. Домашнее задание

Выразите письменно собственную

мысль (на свободную тему) в

стихотворной и прозаической формах.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Лермонтов Мотивы лирики и проблематике

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 25.02.2019

Номер свидетельства: 501309

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспекты учебных занятий по литературе первой половины XIX века "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekty-uchiebnykh-zaniatii-po-litieraturie-piervoi-poloviny-xix-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "201534"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429084662"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "итоговый тест по литературе 8 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "itoghovyi-tiest-po-litieraturie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106362"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1403001755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства