kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Л.Н.Толстой "После бала". "Все дело в среде или в случае?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ рассказа, выявление исторической и философской основы рассказа, особенность композиции рассказа. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой "После бала". "Все дело в среде или в случае?"»

МНОГО ЛЕТ ЗВУЧАЛ СУРОВЫЙ И ПРАВДИВЫЙ ГОЛОС, ОБЛИЧАВШИЙ ВСЕХ И ВСЁ;  ОН РАССКАЗАЛ НАМ О РУССКОЙ ЖИЗНИ ПОЧТИ СТОЛЬКО ЖЕ,  КАК ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ НАША ЛИТЕРАТУРА. Историческое значение работы Толстого…- итог всего пережитого русским обществом за весь 19 век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного ГЕНИЕМ…   М. ГОРЬКИЙ

МНОГО ЛЕТ ЗВУЧАЛ СУРОВЫЙ И ПРАВДИВЫЙ ГОЛОС, ОБЛИЧАВШИЙ ВСЕХ И ВСЁ; ОН РАССКАЗАЛ НАМ О РУССКОЙ ЖИЗНИ ПОЧТИ СТОЛЬКО ЖЕ, КАК ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ НАША ЛИТЕРАТУРА.

  • Историческое значение работы Толстого…- итог всего пережитого русским обществом за весь 19 век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного ГЕНИЕМ…

М. ГОРЬКИЙ

Тема урока: «Все дело в среде или в случае ?»

Тема урока:

«Все дело

в среде или

в случае

Цель урока: рассмотреть сюжет и композицию произведения;  дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится произведение;  Определить социально-нравственные проблемы данного произведения.

Цель урока:

  • рассмотреть сюжет и композицию произведения;

  • дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится произведение;

  • Определить социально-нравственные проблемы данного произведения.

Замысел произведения:   А) подсказан писателю кем-то;  Б) придуман Толстым;

Замысел произведения:

  • А) подсказан писателю

кем-то;

  • Б) придуман Толстым;

  • В) реальное событие , произошедшее с родственником Толстого.
Каков жанр произведения: А) очерк;  Б) повесть;  В) рассказ.

Каков жанр произведения:

А) очерк;

Б) повесть;

В) рассказ.

Из скольких сюжетных элементов состоит композиция произведения: А) два;  Б) три;  В) четыре.

Из скольких сюжетных элементов состоит композиция произведения:

А) два;

Б) три;

В) четыре.

Каков тип композиции рассказа:   Повествование от 3 лица;  Рассказ в рассказе;

Каков тип композиции рассказа:

  • Повествование от 3 лица;

  • Рассказ в рассказе;

  • Последовательное авторское изложение материала.
Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа? А)важность судьбы героя после бала;  Б) важность утра, следующего за балом;  В) особое значение сцены расправы с солдатом.

Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

А)важность судьбы героя после бала;

Б) важность утра, следующего за балом;

В) особое значение сцены расправы с солдатом.

Тема произведения: А) рассказ о полковнике;  Б) показ николаевской эпохи;  В) повествование о любви Ивана Васильевича.

Тема произведения:

А) рассказ о полковнике;

Б) показ николаевской эпохи;

В) повествование о любви Ивана Васильевича.

История создания рассказа Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.

История создания рассказа

Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.

Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно  составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более  объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.  Как правило, одна сюжетная линия.

Рассказ – это эпический жанр.

Основу рассказа обычно

составляет одно событие или

происшествие, хотя могут быть и более

объемные темы, охватывающие длительные

отрезки времени, даже всю жизнь героя.

Как правило, одна сюжетная линия.

В рассказе выделяются следующие основные части: после бала заключение набалу

В рассказе

выделяются

следующие основные части:

после бала

заключение

набалу

В рассказе выделяются следующие основные части: после бала заключение вступление на балу Рассказ, таким образом, заключён в

В рассказе

выделяются

следующие основные части:

после бала

заключение

вступление

на балу

Рассказ, таким образом, заключён в "раму".

Этот композиционный приём называется

"рассказ в рассказе",

потому что произведение написано писателем так, что обо всех событиях мы узнаём от рассказчика

Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй»,  «Дочь и отец», «А вы говорите…».  Писатель остановился на названии «После бала»:  Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.

Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…».

Писатель остановился на названии «После бала»:

Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра».

Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.

Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности , чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»

Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности , чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»

ВЫ ОШИБЛИСЬ. Подумайте. 4 6 7 8 5

ВЫ ОШИБЛИСЬ.

Подумайте.

4

6

7

8

5

Перекличка эпох в рассказе «После бала» 40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе) 1900-е годы, время Николая 2 (современная автору эпоха) 21век (эпоха, в которой  живёт читатель)

Перекличка эпох в рассказе «После бала»

40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе)

1900-е годы, время Николая 2

(современная автору эпоха)

21век

(эпоха, в которой

живёт читатель)

Какие события описаны в рассказе?
  • Какие события описаны в рассказе?

1.

2.

бал у губернаторского предводителя

Сцена наказания

Контраст  – франц. contraste –  резко выраженная противоположность.

Контраст

– франц. contraste –

резко выраженная противоположность.

Наблюдение над языковыми средствами   На балу: бал бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный звуки Кадрили, вальсы, польки хозяева бала добродушный старичок, богач -хлебосол , Варенька жена его добродушная в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза полковник Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами Иван Васильевич Доволен, счастлив, блажен, добр,

Наблюдение над языковыми средствами На балу:

бал

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный

звуки

Кадрили, вальсы, польки

хозяева бала

добродушный старичок, богач -хлебосол ,

Варенька

жена его добродушная

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

полковник

Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Иван Васильевич

Доволен, счастлив, блажен, добр,

«Солдат - бранное слово в устах нашего народа, солдат- существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат – существо грубое, грубеющее ещё более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присущее человеку, - быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего Отечества. » Из публицистических сочинений Л.Толстого .

«Солдат - бранное слово в устах нашего народа, солдат- существо, движимое одними телесными страданиями.

Солдат – существо грубое, грубеющее ещё более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека.

Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присущее человеку, - быть не битым по произволу каждого.

Вот кто защитник нашего Отечества. »

Из публицистических сочинений Л.Толстого .

Экзекуция  (телесное наказание) : улица Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая  музыка звуки  Неприятная, визгливая мелодия солдаты Много чёрных людей, в чёрных мундирах, наказываемый Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное полковник Высокий военный, шёл твёрдой  подрагивающей походкой Иван Васильевич Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Экзекуция (телесное наказание) :

улица

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

звуки

Неприятная, визгливая мелодия

солдаты

Много чёрных людей, в чёрных мундирах,

наказываемый

Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

полковник

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

Иван Васильевич

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный Кадрили, вальсы, польки Бал- экзекуция звуки добродушный старичок, богач -хлебосол , Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка жена его добродушная хозяева бала в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза Неприятная, визгливая мелодия Варенька- Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами Много чёрных людей, в чёрных мундирах, наказуемый Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное полковник Доволен, счастлив, блажен, добр, Иван Васильевич Высокий военный, шёл твёрдой  подрагивающей походкой Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный

Кадрили, вальсы, польки

Бал-

экзекуция

звуки

добродушный старичок, богач -хлебосол ,

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

жена его добродушная

хозяева бала

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

Неприятная, визгливая мелодия

Варенька-

Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Много чёрных людей, в чёрных мундирах,

наказуемый

Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

полковник

Доволен, счастлив, блажен, добр,

Иван Васильевич

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Наблюдение над языковыми средствами   бал улица звуки звуки хозяева бала солдаты Варенька наказываемый полковник полковник Иван Васильевич Иван Васильевич

Наблюдение над языковыми средствами

бал

улица

звуки

звуки

хозяева бала

солдаты

Варенька

наказываемый

полковник

полковник

Иван Васильевич

Иван Васильевич

Автор подчеркивает

Автор подчеркивает

ВЫВОД: Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.

ВЫВОД:

Контрастное изображение героев,

их психологического состояния,

обстановки,

в которой они действуют,

позволяет писателю

выявить существо их характеров и

то же время обнажить социальные

противоречия в царской России.

«Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах людей, часто молодых, которые, я сам слышал, с видом глубокомысленной мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше. Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют…  Стыдно!» Л.Толстой.1895г

«Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах людей, часто молодых, которые, я сам слышал, с видом глубокомысленной мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.

Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют…

Стыдно!»

Л.Толстой.1895г

Черновой вариант Окончательный вариант «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась  ничем, а я поступил на службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что видел и что сам делал.» «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнавать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь , не годился»

Черновой вариант

Окончательный вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась

ничем, а я поступил на службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что видел и что сам делал.»

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть.

Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнавать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь , не годился»

Произведение заставляет задуматься о: А) личной ответственности человека за жизнь общества;  Б) судьбе полковника;  В) любви Ивана Васильевича.

Произведение заставляет задуматься о:

А) личной ответственности человека за жизнь общества;

Б) судьбе полковника;

В) любви Ивана Васильевича.

Какие социально-нравственные проблемы хотел
  • Какие социально-нравственные проблемы хотел

донести

Л.Н. Толстой до

своего читателя?

Проблемы , поднятые автором в рассказе:

Проблемы , поднятые автором в рассказе:

  • Выразил отношение к жестокости обращения с солдатами.
  • Социальной несправедливости: Почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование.
  • Проблемы чести, долга, совести.
«Все дело в среде или в случае ?»

«Все дело

в среде или

в случае

Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою актуальность?

Как вам кажется,

потерял ли рассказ

«После бала»

свою актуальность?

ТОЛСТОЙ-то, ТОЛСТОЙ! Это… не человек, а ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, ЮПИТЕР.   Максим Горький ТОЛСТОЙ действительно огромный художник, какие рождаются веками, и творчество его кристально чисто,светло и прекрасно.  В. Г. Короленко  … Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всём прекрасного…  А. П. Чехов

ТОЛСТОЙ-то, ТОЛСТОЙ! Это… не человек, а ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, ЮПИТЕР. Максим Горький

  • ТОЛСТОЙ действительно огромный художник, какие рождаются веками, и творчество его кристально чисто,светло и прекрасно.

В. Г. Короленко

Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всём прекрасного…

А. П. Чехов

Домашнее задание:  Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое честь, долг, совесть в моем понимании». Тезисный план:

Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему:

«Что такое честь, долг, совесть в моем понимании».

Тезисный план:

  • Определения понятий (словарь)
  • Связь этих понятий.
  • Примеры из литературы.
  • Примеры из собственной жизни (жизни родственников).
  • Не устарели ли эти понятия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Л.Н.Толстой "После бала". "Все дело в среде или в случае?"

Автор: Кочетова Наталья Александровна

Дата: 26.12.2019

Номер свидетельства: 533650


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства