Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой "После бала". "Все дело в среде или в случае?"»
МНОГО ЛЕТ ЗВУЧАЛ СУРОВЫЙ И ПРАВДИВЫЙ ГОЛОС, ОБЛИЧАВШИЙ ВСЕХ И ВСЁ;ОН РАССКАЗАЛ НАМ О РУССКОЙ ЖИЗНИ ПОЧТИ СТОЛЬКО ЖЕ,КАК ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ НАША ЛИТЕРАТУРА.
Историческое значение работы Толстого…- итог всего пережитого русским обществом за весь 19 век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного ГЕНИЕМ…
М. ГОРЬКИЙ
Тема урока:
«Все дело
всредеили
вслучае?»
Цель урока:
рассмотреть сюжет и композицию произведения;
дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится произведение;
Определить социально-нравственные проблемы данного произведения.
Замысел произведения:
А) подсказан писателю
кем-то;
Б) придуман Толстым;
В) реальное событие , произошедшее с родственником Толстого.
Каков жанр произведения:
А) очерк;
Б) повесть;
В) рассказ.
Из скольких сюжетных элементов состоит композиция произведения:
А) два;
Б) три;
В) четыре.
Каков тип композиции рассказа:
Повествование от 3 лица;
Рассказ в рассказе;
Последовательное авторское изложение материала.
Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
А)важность судьбы героя после бала;
Б) важность утра, следующего за балом;
В) особое значение сцены расправы с солдатом.
Тема произведения:
А) рассказ о полковнике;
Б) показ николаевской эпохи;
В) повествование о любви Ивана Васильевича.
История создания рассказа
Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.
Рассказ – это эпический жанр.
Основу рассказа обычно
составляет одно событие или
происшествие, хотя могут быть и более
объемные темы, охватывающие длительные
отрезки времени, даже всю жизнь героя.
Как правило, одна сюжетная линия.
В рассказе
выделяются
следующие основные части:
после бала
заключение
набалу
В рассказе
выделяются
следующие основные части:
после бала
заключение
вступление
на балу
Рассказ, таким образом, заключён в "раму".
Этот композиционный приём называется
"рассказ в рассказе",
потому что произведение написано писателем так, что обо всех событиях мы узнаём от рассказчика
Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй»,«Дочь и отец», «А вы говорите…».
Писатель остановился на названии «После бала»:
Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра».
Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.
Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности , чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»
ВЫ ОШИБЛИСЬ.
Подумайте.
4
6
7
8
5
Перекличка эпох в рассказе «После бала»
40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе)
в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза
полковник
Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами
Иван Васильевич
Доволен, счастлив, блажен, добр,
«Солдат - бранное слово в устах нашего народа, солдат- существо, движимое одними телесными страданиями.
Солдат – существо грубое, грубеющее ещё более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека.
Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присущее человеку, - быть не битым по произволу каждого.
Вот кто защитник нашего Отечества. »
Из публицистических сочинений Л.Толстого.
Экзекуция(телесное наказание):
улица
Что-тобольшое, чёрное, жёсткое, нехорошаямузыка
звуки
Неприятная, визгливая мелодия
солдаты
Много чёрных людей, в чёрных мундирах,
наказываемый
Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное
полковник
Высокий военный, шёл твёрдойподрагивающей походкой
Иван Васильевич
Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска
в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза
Неприятная, визгливая мелодия
Варенька-
Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами
Много чёрных людей, в чёрных мундирах,
наказуемый
Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное
полковник
Доволен, счастлив, блажен, добр,
Иван Васильевич
Высокий военный, шёл твёрдойподрагивающей походкой
Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска
Наблюдение над языковыми средствами
бал
улица
звуки
звуки
хозяева бала
солдаты
Варенька
наказываемый
полковник
полковник
Иван Васильевич
Иван Васильевич
Автор подчеркивает
ВЫВОД:
Контрастное изображение героев,
их психологического состояния,
обстановки,
в которой они действуют,
позволяет писателю
выявить существо их характеров и
то же время обнажить социальные
противоречия в царской России.
«Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах людей, часто молодых, которые, я сам слышал, с видом глубокомысленной мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.
Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют…
Стыдно!»
Л.Толстой.1895г
Черновой вариант
Окончательный вариант
«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась
ничем, а я поступил на службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что видел и что сам делал.»
«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть.
Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнавать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь , не годился»
Произведение заставляет задуматься о:
А) личной ответственности человека за жизнь общества;
Б) судьбе полковника;
В) любви Ивана Васильевича.
Какие социально-нравственные проблемы хотел
донести
Л.Н. Толстой до
своего читателя?
Проблемы , поднятые автором в рассказе:
Выразил отношение к жестокости обращения с солдатами.
Социальной несправедливости: Почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование.
Проблемы чести, долга, совести.
«Все дело
всредеили
вслучае?»
Как вам кажется,
потерял ли рассказ
«После бала»
свою актуальность?
ТОЛСТОЙ-то, ТОЛСТОЙ! Это… не человек, а ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, ЮПИТЕР.Максим Горький
ТОЛСТОЙ действительно огромный художник, какие рождаются веками, и творчество его кристально чисто,светло и прекрасно.
В. Г. Короленко
…Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всём прекрасного…
А. П. Чехов
Домашнее задание:
Написать сочинение-рассуждение на тему:
«Что такое честь, долг, совесть в моем понимании».
Тезисный план:
Определения понятий (словарь)
Связь этих понятий.
Примеры из литературы.
Примеры из собственной жизни (жизни родственников).