kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Козьма Прутков. Из биографии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию можно использовать на уроках, посвящённых творчеству А.К. Толстого.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Козьма Прутков. Из биографии.»

Кто такой Козьма Прутков?

Кто такой Козьма Прутков?

Мой портрет

Мой портрет

  •   Когда в толпе ты встретишь человека, который наг;*
  • Чей лоб мрачней туманного Казбека,
  • Неровен шаг;
  • Кого власы подъяты в беспорядке;
  • Кто, вопия,
  • Всегда дрожит в нервическом припадке, —
  • Знай: это я!
  •   Кого язвят со злостью вечно новой,
  • Из рода в род;
  • С кого толпа венец его лавровый
  • Безумно рвет;
  • Кто ни пред кем спины не клонит гибкой, —
  • Знай: это я!..
  • В моих устах спокойная улыбка,
  • В груди — змея!
  • Козьма Петрович Прутков родился 11 апреля 1803 года. В 1820 году он был принят в один из лучших гусарских полков, но прослужил в нем лишь два с небольшим года. В военную службу он вступил «только для мундира» и, выйдя в 1823 году в отставку, тогда же определился на гражданскую службу по министерству финансов — в Пробирную палатку. Здесь он прослужил сорок лет, до самой своей смерти.
  • Писателем Козьма Прутков стал в очень немолодом уже возрасте — в исходе пятого десятка. Он дебютировал в 1850 году комедией «Фантазия», поставленной на сцене императорского Александрийского театра, в следующем году он анонимно напечатал свои первые стихотворения. Затем талант его быстро развернулся. С 1854 года Прутков стал печататься под своим именем. В этом году и затем в 1860-м в журнале «Современник» были напечатаны все его основные произведения, относящиеся к разнообразным жанрам: Прутков писал стихотворения, афоризмы, исторические анекдоты, драматические произведения.
  • Умер Козьма Прутков 13 января 1863 года в звании директора. Пробирной палатки, имея чин действительного статского советника .
Все эти сведения, за исключением библиографических указаний, вымышлены. Изложенные выше события на самом деле не происходили. Вымышлен и самый объект биографии. Директор Пробирной палатки Козьма Петрович Прутков в действительности никогда не существовал. Эта личность со всем ее жизненным и творческим путем, с резко очерченными особенностями внешности и характера — такой же плод художественного вымысла, как и произведения Козьмы Пруткова. Жизнь и творчество этого писателя — художественное целое, единое по замыслу и выполнению.
  • Все эти сведения, за исключением библиографических указаний, вымышлены. Изложенные выше события на самом деле не происходили. Вымышлен и самый объект биографии. Директор Пробирной палатки Козьма Петрович Прутков в действительности никогда не существовал. Эта личность со всем ее жизненным и творческим путем, с резко очерченными особенностями внешности и характера — такой же плод художественного вымысла, как и произведения Козьмы Пруткова. Жизнь и творчество этого писателя — художественное целое, единое по замыслу и выполнению.
Козьма Прутков — псевдоним, развившийся в самостоятельное лицо, в «авторскую маску». Такие «авторские маски» привились в русской литературе именно с легкой руки Козьмы Пруткова.
  • Козьма Прутков — псевдоним, развившийся в самостоятельное лицо, в «авторскую маску». Такие «авторские маски» привились в русской литературе именно с легкой руки Козьмы Пруткова.
«Козьма Прутков» творился в привольной обстановке дворянского семейного быта. Братья Жемчужниковы и их двоюродный брат Алексей Толстой были баловни судьбы: красавцы и силачи, веселые, богатые, прекрасно образованные, с большими придворными, великосветскими и сановными связями, блестящие остроумцы и даровитые поэты.
  • «Козьма Прутков» творился в привольной обстановке дворянского семейного быта. Братья Жемчужниковы и их двоюродный брат Алексей Толстой были баловни судьбы: красавцы и силачи, веселые, богатые, прекрасно образованные, с большими придворными, великосветскими и сановными связями, блестящие остроумцы и даровитые поэты.
Жизнь била в них ключом и в затхлой атмосфере николаевского царствования прорывалась в задорных выдумках и дерзких шалостях. В этих шалостях особенно отличался Александр Жемчужников — неистощимый забавник с необычайным даром имитатора. Многочисленные анекдоты о проделках Жемчужниковых, сохраненные мемуаристами, относятся главным образом к нему.
  • Жизнь била в них ключом и в затхлой атмосфере николаевского царствования прорывалась в задорных выдумках и дерзких шалостях. В этих шалостях особенно отличался Александр Жемчужников — неистощимый забавник с необычайным даром имитатора. Многочисленные анекдоты о проделках Жемчужниковых, сохраненные мемуаристами, относятся главным образом к нему.
Наступив в театре нарочно на ногу одному высокопоставленному лицу, Жемчужников затем каждый приемный день являлся к нему с извинениями, пока рассвирепевший сановник его не выгнал. Министр финансов Вронченко ежедневно в девять часов утра гулял по Дворцовой набережной. Жемчужников, незнакомый с министром, стал каждое утро проходить мимо него и, приподнимая шляпу, приветствовал его словами: «Министр финансов — пружина деятельности». Вронченко, наконец, пожаловался петербургскому обер-полицмейстеру Галахову, и Жемчужникову под страхом высылки из столицы было предписано, впредь, министра не беспокоить.
  • Наступив в театре нарочно на ногу одному высокопоставленному лицу, Жемчужников затем каждый приемный день являлся к нему с извинениями, пока рассвирепевший сановник его не выгнал.
  • Министр финансов Вронченко ежедневно в девять часов утра гулял по Дворцовой набережной. Жемчужников, незнакомый с министром, стал каждое утро проходить мимо него и, приподнимая шляпу, приветствовал его словами: «Министр финансов — пружина деятельности». Вронченко, наконец, пожаловался петербургскому обер-полицмейстеру Галахову, и Жемчужникову под страхом высылки из столицы было предписано, впредь, министра не беспокоить.
В круг подобных проказ и выдумок входили и литературные шалости веселых братьев. Вот одна из них: Думы и наблюдения При борще или при щах Завершает редко пир Бланманже. Воин, бывший на часах, Отдыхает, сняв мундир, В неглиже. Жемчуг в нитках и вещах Покупает ювелир Фаберже.

В круг подобных проказ и выдумок входили и литературные шалости веселых братьев. Вот одна из них:

Думы и наблюдения

При борще или при щах

Завершает редко пир

Бланманже.

Воин, бывший на часах,

Отдыхает, сняв мундир,

В неглиже.

Жемчуг в нитках и вещах

Покупает ювелир

Фаберже.

Младшие братья тоже рано ступили на стезю зубоскальства, проложенную старшими. Александр буффонил в стихах и прозе, как и в жизни. Нелепые басни — видный жанр в творчестве Козьмы Пруткова — начал культивировать он. На копиях некоторых произведений Александра, попавших в печать с именем Козьмы Пруткова, но не включенных в собрание его сочинений, имеется одинаковая пометка редактора собрания Владимира Жемчужникова: «Глупость Сашенькина!». Сколько, вероятно, было написано таких «глупостей», прежде чем возникла идея «Козьмы Пруткова»!
  • Младшие братья тоже рано ступили на стезю зубоскальства, проложенную старшими. Александр буффонил в стихах и прозе, как и в жизни. Нелепые басни — видный жанр в творчестве Козьмы Пруткова — начал культивировать он. На копиях некоторых произведений Александра, попавших в печать с именем Козьмы Пруткова, но не включенных в собрание его сочинений, имеется одинаковая пометка редактора собрания Владимира Жемчужникова: «Глупость Сашенькина!». Сколько, вероятно, было написано таких «глупостей», прежде чем возникла идея «Козьмы Пруткова»!
Младший брат Владимир был по преимуществу пародистом. У него был замечательный дар художественной имитации. Он легко и тонко высмеивал манеру любого поэта, соперничая с Алексеем Толстым. Этим двум авторам в основном принадлежат пародии Козьмы Пруткова. Судя по датам произведений, на которые направлено жало пародий, часть этих пародий едва ли не относится еще к 40-м годам.
  • Младший брат Владимир был по преимуществу пародистом. У него был замечательный дар художественной имитации. Он легко и тонко высмеивал манеру любого поэта, соперничая с Алексеем Толстым. Этим двум авторам в основном принадлежат пародии Козьмы Пруткова. Судя по датам произведений, на которые направлено жало пародий, часть этих пародий едва ли не относится еще к 40-м годам.
С самого зарождения идеи «Козьмы Пруткова» лучшей формой публикации его произведений представлялось собрание сочинений. Ведь идея состояла именно в том, чтобы писать от одного лица, «способного во всех родах творчества» и притом наделенного рядом комических черт. Но этот замысел мог доходить до читателя лишь при сопоставлении ряда произведений Пруткова. Поэтому с самого начала литературной деятельности Козьмы Пруткова перед его создателями встал вопрос о собрании сочинений.
  • С самого зарождения идеи «Козьмы Пруткова» лучшей формой публикации его произведений представлялось собрание сочинений. Ведь идея состояла именно в том, чтобы писать от одного лица, «способного во всех родах творчества» и притом наделенного рядом комических черт. Но этот замысел мог доходить до читателя лишь при сопоставлении ряда произведений Пруткова. Поэтому с самого начала литературной деятельности Козьмы Пруткова перед его создателями встал вопрос о собрании сочинений.
Козьма Прутков понят как типичный представитель эпохи Николая I, как «сын своего времени, отличавшегося самоуверенностью и неуважением препятствий».

Козьма Прутков понят как типичный представитель

эпохи Николая I, как «сын своего времени,

отличавшегося самоуверенностью и неуважением

препятствий».

Со времени первого собрания сочинений слава Козьмы Пруткова стала нерушимой. Козьма Прутков вошел в обиход русского читателя, завоевал репутацию классика без всякой критической указки, ибо ни один сколько-нибудь значительный русский критик не писал о нем. Особенно известны афоризмы Козьмы Пруткова. Они постоянно цитируются и многие употребляются как пословицы.

Со времени первого

собрания сочинений слава

Козьмы Пруткова стала

нерушимой. Козьма

Прутков вошел в обиход

русского читателя, завоевал

репутацию классика без всякой

критической указки, ибо ни

один сколько-нибудь

значительный русский критик не

писал о нем. Особенно известны

афоризмы Козьмы

Пруткова. Они постоянно

цитируются и многие

употребляются как

пословицы.

«Гони природу в дверь, она влетит в окно». (Н. М.Карамзин) В числе шуточных афоризмов Козьмы Пруткова имеется перифраза этой поговорки: «гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно» (1860). И действительно, если человек любит, то, как бы он не пытался спрятаться от этого чувства, «закрыть двери и окна», оно все равно будет рядом, ведь оно живет в его душе, внутри и от него не избавиться.

«Гони природу в дверь, она влетит в окно». (Н. М.Карамзин)

В числе шуточных афоризмов Козьмы Пруткова

имеется перифраза этой поговорки: «гони любовь

хоть в дверь, она влетит в окно» (1860). И

действительно, если человек любит, то, как бы он

не пытался спрятаться от этого чувства, «закрыть

двери и окна», оно все равно будет рядом, ведь оно

живет в его душе, внутри и от него не избавиться.

«Заткни фонтан!» Сокращенная редакция шуточного афоризма из «Плодов раздумий» (1854) Козьмы Пруткова: «Если у тебя есть фонтан, заткни его: ай отдохнуть и фонтану». Употребляется в значении: замолчи.

«Заткни фонтан!»

Сокращенная редакция шуточного афоризма из

«Плодов раздумий» (1854) Козьмы Пруткова: «Если

у тебя есть фонтан, заткни его: ай отдохнуть и

фонтану». Употребляется в значении: замолчи.

«Никто не обнимет необъятного» Афоризм из «Плодов раздумий» Козьмы Пруткова (1854).Человек часто в своей речи употребляет словосочетание «объять необъятное», но не задумывается, что такое невозможно; но можно понимать это выражение по-другому: ты настолько силен, что тебе дано сотворить невозможное, и эта возможность есть у каждого, только к этому необходимо стремиться; либо: для каждого есть свое «необъятное», которого он может достичь.

«Никто не обнимет необъятного»

Афоризм из «Плодов раздумий» Козьмы Пруткова

(1854).Человек часто в своей речи употребляет

словосочетание «объять необъятное», но не

задумывается, что такое невозможно; но можно

понимать это выражение по-другому: ты настолько

силен, что тебе дано сотворить невозможное, и эта

возможность есть у каждого, только к этому

необходимо стремиться; либо: для каждого есть

свое «необъятное», которого он может достичь.

Философские мысли Нельзя объять необъятное. Глядя на мир, нельзя не удивляться.  Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна. Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален.   Век живи — век учись и ты наконец, достигнешь того что подобно мудрецу — будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.         Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиною ещё большая. Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы ещё меньшая.   Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Философские мысли

Нельзя объять необъятное.

Глядя на мир, нельзя не удивляться. Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.

Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален. Век живи — век учись и ты наконец, достигнешь того что подобно мудрецу — будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.        

Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиною ещё большая. Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы ещё меньшая.

  Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Вопросы

Вопросы

  • Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
  • Как же подданному знать мнение правительства, пока не наступила история?
  • Единожды солгавши, кто тебе поверит? Где начало того конца, которым оканчивается начало?
Если...

Если...

  • Если хочешь быть счастливым, будь им.
  • Если у тебя есть фонтан, заткни его: дай отдохнуть и фонтану.
  • Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", - не верь глазам своим.
  • Если хочешь быть красивым, поступи в гусары. Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц — ночью. Но, с другой стороны: солнце лучше тем, что светит и греет; а месяц только светит, и то лишь в лунную ночь
Наблюдения о жизни и нравах

Наблюдения о жизни и нравах

  • Что имеем - не храним; потерявши - плачем.
  • На беспристрастном безмене истории кисть Рафаэля имеет одинаковый вес с мечом Александра Македонского.
  • Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно. В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.
  • Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння.  
  • Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.
  • Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает. В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.
  • Вакса чернит с пользою, а злой — с удовольствием.
  • Наука изощряет ум; учение вострит память.
  • Эгоист подобен давно сидящему в колодце.
Добрые советы

Добрые советы

  • Бди! Зри в корень!
  • Не робей перед врагом: лютейший враг человека - он сам.
  • Усердие все превозмогает. Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
  • Люби ближнего, но не давайся ему в обман!
  • Рассчитано, что петербуржец, проживающий на солнцепеке, выигрывает двадцать процентов здоровья.
Козьма Прутков не упускает ни одного из стандартов романтизма — прежде всего, конечно, разочарования, мировой скорби, презрения к толпе, гордого обособления. Подобно всем ходовым байроническим героям, байронический герой Козьмы Пруткова — человек с неведомой биографией, с непонятными целями и с мучительными, но не раскрываемыми тайнами: Ты к кому спешишь на встречу, Путник гордый и немой?» — «Никому я не отвечу: Тайна то души больной! Уж давно я тайну эту Хороню в груди своей, И бесчувственному свету Не открою тайны сей.  («Путник»)

Козьма Прутков не упускает ни одного из стандартов романтизма — прежде всего, конечно, разочарования, мировой скорби, презрения к толпе, гордого обособления. Подобно всем ходовым байроническим героям, байронический герой Козьмы Пруткова — человек с неведомой биографией, с непонятными целями и с мучительными, но не раскрываемыми тайнами:

Ты к кому спешишь на встречу,

Путник гордый и немой?»

— «Никому я не отвечу:

Тайна то души больной!

Уж давно я тайну эту

Хороню в груди своей,

И бесчувственному свету

Не открою тайны сей.

(«Путник»)

Козьма Прутков отдает теме «величия поэта» обильную дань. Он преисполнен сознанием избранности и презрением к ничтожной толпе, высоко над которой стоит поэт: Клейми, клейми, толпа, в чаду сует всечасных, Из низкой зависти, мой громоносный стих: Тебе не устрашить питомца муз прекрасных, Тебе не сокрушить треножников златых!.. Озлилась ты?! так зри ж, каким огнем презренья, Какою гордостью горит мой ярый взор, Как смело черпаю я в море вдохновенья Свинцовый стих тебе в позор! («К толпе»)

Козьма Прутков отдает теме «величия поэта» обильную дань. Он преисполнен сознанием избранности и презрением к ничтожной толпе, высоко над которой стоит поэт:

Клейми, клейми, толпа, в чаду сует всечасных,

Из низкой зависти, мой громоносный стих:

Тебе не устрашить питомца муз прекрасных,

Тебе не сокрушить треножников златых!..

Озлилась ты?! так зри ж, каким огнем презренья,

Какою гордостью горит мой ярый взор,

Как смело черпаю я в море вдохновенья

Свинцовый стих тебе в позор! («К толпе»)

НЕМЕЦКАЯ БАЛЛАДА Барон фон Гринвальдус, Известный в Германьи, В забралах и в латах, На камне пред замком, Пред замком Амальи,     Сидит принахмурясь;    Сидит и молчит. Отвергла Амалья Баронову руку!.. Барон фон Гринвальдус От замковых окон Очей не отводит И с места не сходит;     Не пьет и не ест.    Года за годами... Барон фон Гринвальдус, Сей доблестный рыцарь, Все в той же позицьи     На камне сидит. (Пародия на перевод Жуковского    баллады Шиллера «Рыцарь Тогенбург».)

НЕМЕЦКАЯ БАЛЛАДА

Барон фон Гринвальдус,

Известный в Германьи,

В забралах и в латах,

На камне пред замком,

Пред замком Амальи,

    Сидит принахмурясь;  

Сидит и молчит.

Отвергла Амалья

Баронову руку!..

Барон фон Гринвальдус

От замковых окон

Очей не отводит

И с места не сходит;

    Не пьет и не ест.  

Года за годами...

Барон фон Гринвальдус,

Сей доблестный рыцарь,

Все в той же позицьи

    На камне сидит.

(Пародия на перевод Жуковского    баллады Шиллера «Рыцарь Тогенбург».)

В своем «Письме известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту «С.-Петербургских ведомостей» (1854 г.) по поводу статьи сего последнего» Козьма Прутков заявляет:

В своем «Письме известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту «С.-Петербургских ведомостей» (1854 г.) по поводу статьи сего последнего» Козьма Прутков заявляет:

  • «Ты утверждаешь, что я пишу пародии? Отнюдь!.. Я совсем не пишу пародий! Я никогда не писал пародий! Откуда ты взял, будто я пишу пародии?! Я просто анализировал в уме своем большинство поэтов, имевших успех; — этот анализ привел меня к синтезису; ибо дарования, рассыпанные между другими поэтами порознь, оказались совмещенными все во мне едином!..».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Козьма Прутков. Из биографии.

Автор: Крылова Галина Олеговна

Дата: 24.07.2017

Номер свидетельства: 424407


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства