Название проекта:
«Жизнь и творчество Коста Левановича Хетагурова»
Цель:
- Обобщить знания детей о жизни и творчестве К.Л. Хетагурова
Задачи:
- Отрабатывать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях.
- Развивать устную монологическую речь; умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга.
- Развивать познавательный и читательский интерес к произведениям осетинского народа.
- Воспитывать любовь к своей малой Родине, её народным традициям, литературе, искусству; на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.
Коста Леванович Хетагуров
Выдающийся осетинский поэт и общественный деятель, основоположник осетинской художественной литературы и осетинского литературного языка.
- Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном селе Нар , расположенном в верховьях Алагирского ущелья, в самом сердце Главного Кавказского хребта.
Семья
- Сам Коста в своей автобиографии писал:
- «Отец мой — Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин.
- Мать моя — Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова — дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава».
Мария Гавриловна
Губаева –
мать Коста
Леван Елизбарович Хетагуров – отец Коста
Образование
- Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов-попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку.
Коста Хетагуров в студенческие годы
Хетагуров -художник
- В начале восьмидесятых Коста едет в Петербург, где прошел школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля, ставших в последствии гордостью русского классического искусства. Всемирно известны его картины: “Природный мост”, “За водой”, “Перевал Зикара”, “Скорбящий ангел”, “Гора Столовая”, ”Долина Теберда”, “Портрет Мисибри Гутиева”, “Портрет Анны Цаликовой”, известны его декорации к “Хаджи Мурату” и “Цыганскому барону”. В 1887 г. выставка картины “Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии” во Владикавказском коммерческом клубе имела такой успех, что некоторым людям нужно было дотронуться до картины рукой, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек.
-
Автопортрет К.Хетагурова
«В осетинской сакле»
«Перевал Зикара»
«Тебердинское ущелье»
«Портрет А.А.Цаликовой»
Портрет Тхостовой
«Скорбящий ангел»
Портрет
«Мост»
«К источнику»
« Дети – каменщики »
* * * Мне нравится, мой друг, что ты глядишь пытливо И тщетно разгадать стараешься меня, Когда я говорю тебе полушутливо, Что я устал любить, устал страдать, любя. Мне нравится твой взор задумчиво-глубокий, Сомнения твои и непритворный страх, Когда я говорю, что люди все жестоки, Что нет небесного созвучья в их сердцах. Не верь моим речам, исполненным проклятья, Насмешки злой и лжи,— я им не верю сам,— Напротив, верь, что мы, как любящие братья, Воздвигнем на земле один всеобщий храм. Храм жизни трудовой, насильно недоступный, Сознательной борьбы, без пыток и крови, Храм чистой совести и правды неподкупной, Храм просвещения, свободы и любви.
Традиционно Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка. В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира» (осет. «Ирон фæндыр» ), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке.
- В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, - рассказывала Томбашки. - В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо-Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), Н.А.Морозов, К.Д.Эристави, Е.М. Семенская и другие.
Из Петербурга Хетагурова высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах “Казбек”, “Северный Кавказ”, в журнале “Терские ведомости”. Сатирическую поэму “Кому на Руси живется весело” публикует газета “Северный Кавказ”, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках.
Коста Хетагуров — гордость Осетии и всего советского народа.
М.ШОЛОХОВ
- В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности.
- В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта.
Портрет Анны Цаликовой
Я считаю, что каждый осетин в той мере может считаться достойным сыном своего народа, в какой он ценит и любит Коста.
В. АБАЕВ
- В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог.
Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают. Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце...(К.Хетагуров)
- 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера. Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину.
Он пел любовь, но был печален глас. Увы, он знал любви одну лишь муку.
В. Жуковский
- Жизнь и судьба Коста сложились так, что ему выпала роль борца, будь то борца за народное счастье, или же за свое личное. Сам поэт отмечал, что счастлив наполовину, так как «...первая и главная половина счастья — любить самому, а уже быть любимым — это значит пользоваться усугубленным счастьем любви». Первой составляющей счастья он никогда не будет обделен. В одном из своих стихотворений он восклицает:
- Я счастлив, что люблю, —любви одной покорный, Под знаменем ее пойду на смертный бой, Пойду на суд толпы холодной, дикой, вздорной С спокойной совестью, с ликующей душой...
За осуществление второй составляющей Коста будет бороться всю жизнь.
Одним из его первых сохранившихся поэтических опытов считается стихотворение, обращенное к некой «Вере», которая вероятно, была первым увлечением юного поэта
Вера! Кого полюбить одного лишь могло твое сердце, Хочешь присвоить себе ты вполне и по праву! Но он и так твой вполне нераздельно и свято! Милая, знай: мне вдали от тебя все движенье Шумное, быстро-стремительной жизни Кажется легкой тафтой, сквозь которую я Вижу твой лик непрестанно, — и светит Мне он, приветливо верный, как вечные звезды, Ярко горящие радужным блеском из мрака.
«Осетин Коста»
- Адресатами более зрелых любовных стихотворений Коста разных лет станут впоследствии несколько девушек: Анна Попова, Раиса Гайтова, Анна Цаликова, Гали Смирнова, Леля Хурумова и др. Многим из них он не только будет писать любовные послания, но и увековечит их образы на холсте. За свою любовь к этим девушкам он, в отличие от первого своего чувства, будет ждать равноценного дара.
Да , я уж стар... Ты смотришь боязливо На впалые глаза, на борозды морщин... Мой стан рисуется в отрепьях некрасиво, Немало в волосах растрепанных седин. Могила для меня — небес желанный дар... Да, я уж стар...
Образ Анны Поповой стал источником вдохновения Коста и как художника. Во-первых, он создал известный её портрет, написанный маслом в середине 80-х годов. Анна послужила моделью и при создании картин "Скорбящий ангел", написанной в 1888 г., и "Святая Нина", заказанной Коста женским учебным заведением Святой Нины в Тифлисе и демонстрировавшейся на выставке во Владикавказе в 1887 г.
Не получив положительного ответа от Анны Поповой, Костта впоследствии станет добиваться руки учительницы Раисы Гайтовой, которая проживала со своими родителями в Ардоне.
Со второй своей любовью - Анной Александровной Цаликовой Коста Хетагуров познакомился несколько лет спустя после знакомства с Анной Поповой.
Анна была человеком разносторонних талантов: пела, танцевала, играла на гармони, лицедействовала. Она была обаятельной, доброй, с тонким чувством юмора. Коста любил её и не терял недежды на взаимность. Однако Анна не говорила влюблённому поэту ни "да", ни "нет".
Такая неопределённость в отношениях заставляла Коста страдать.
Коста посвятил ряд стихотворений также и Анне Цаликовой. Это - "Я отживаю век, ты жить лишь начинаешь..." (1893 г.), "Опять к тебе, любимая подруга..." (1894 г.), "О чём жалеть... Больным дыханьем бури..." (1894 г.), "Расстаться нетрудно, нетрудно убить..." (1894 г.), "Не верь, что я забыл родные наши горы..." (1896 г.), "Откровенность" (1899 г.), "Исповедь", "А.А.Ц.".
Я отживаю век, ты жить лишь начинаешь,—
Я выбился из сил под бременем труда,
Борьбы и нищеты; ты весело срываешь
Весенние цветы... Я стар, ты молода.
Зачем мы встретились? Зачем душой разбитой
Я полюбил тебя, как друга, как сестру?
Ведь я допил бокал, а твой, едва налитый,
Стоит нетронутым на жизненном пиру.
Да, нам не по пути... Но, встретившись с тобою,
Я посох и суму благословляю вновь,—
Ударю по струнам дрожащею рукою
И миру возвещу свободу и любовь.
Я часто рифмами играл,
Не будучи поэтом,
Но как любил и как страдал,—
Не говорил при этом.
Теперь я исповедь мою
Хочу поведать свету:
Люблю, мучительно люблю,
Люблю, как жизнь, Аннету.
В конце концов Коста, поняв, что у его отношений с Анной нет никаких перспектив, по-видимому, примирился с этой мыслью, во всяком случае, он больше не предпринимал попыток просить руки Анны Цаликовой.
А в 1902 г. он и вовсе попросил руки дочери своего друга Иорама Хурумова Лёли Хурумовой и получил согласие. Браку помешала смерть Лёли, умершей в 22 года от туберкулёза.
В конце жизни Коста посетит нежное юношеское чувство влюбленности к юной, обворожительной Гали Смирновой...
Не сохранилось стихотворений, посвященных Р. Гайтовой и Л. Хурумовой, что позволяет сделать вывод о том, что предложения руки он делал им руководствуясь больше разумом, а не сердцем. Ведь как Коста сам признавался, стихи он писал только в такое время, когда потребность высказаться всецело охватывало все его существо.
Всем девушкам, которым Коста в разное время посвящал стихи или чьи портреты писал, он посвятит стихотворение «Портретная галерея».
Портретная галерея Вот эта — Вера еще гимназисткой, Рядом Косер, она же Наталия, Люба-курсистка и Ольгой курсисткой, Аня и Анечка 18 — дивная талия! Эта Настасья — идейная девушка С выдержкой немки, но с теплою лаской. Лелька-фрацуженка — славная деточка, Рядом Елена с еврейской закваской... …
- Я хочу завершить словами Коста, выражающими смысл его жизни и творчества:
Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык как счастьем дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу, Я смог когда-нибудь к свободе проложить.
Подготовила:
Ученица 11 «А» класса
Яковлева Екатерина
Учитель:
Мельникова В.А