Предлагаю разработку урока-презентации, посвященного трагической судьбе русского поэта М.Ю.Лермонтова. В столкновении противоречивых свидетельств мемуаристов и портретистов показана личность поэта: ранимого и высокомерного, бунтующего и усталого, доверчивого и презрительного, холодно-сдержанного и страстно откровенного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Корабль мятущейся души". Биография М.Ю.Лермонтова»
«Корабль мятущейся души…»
(Личность Михаила Юрьевича Лермонтова сквозь восприятие современников.
Трагизм судьбы поэта)
Изучение биографии
М.Ю. Лермонтова в 10 классе
Учитель Новикова Е.А.
АННОТАЦИЯ
ЖАНР ДАННОГО УРОКА – УРОК-БИОГРАФИЯ. нА УРОКЕ В 10 КЛАССЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЗНАКОМСТВО С ЛИЧНОСТЬЮ И ПОЭТИЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ м.Ю.ЛЕРМОНТОВА. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ПОНЯТЬ ТРАГИЗМ СУДЬБЫ ПОЭТА, УВИДЕТЬ АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ. лИЧНОСТЬ ПОЭТА ДАНА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВОСПРИЯТИЯ СОВРЕМЕННИКОВ ЛЕРМОНТОВА, ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВОСПОМИНАНИЯ ТЕХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЛИЧНО БЫЛИ ЗНАКОМЫ С ПОЭТОМ О ВНУТРЕННЕМ МИРЕ СКВОЗЬ ВНЕШНИЙ ОБЛИК МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА. уЧАЩИМСЯ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПОРТРЕТЫ ЛЕРМОНТОВА: СТИХОТВОРНЫЕ И ЖИВОПИСНЫЕ.
ЦЕЛЬ ДАННОГО УРОКА – НЕ ТОЛЬКО ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ ИЗВЕСТНОГО ПОЭТА, НО И ПРИОБРЕТЕНИЕ ДУХОВНОГО ОПЫТА, БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИРИКЕ.
Е. А. Новикова,
Преподаватель ГПОУ «Донецкий медицинский колледж»
«Корабль мятущейся души…»
(Личность Михаила Юрьевича Лермонтова сквозь восприятие современников. Трагизм судьбы поэта)
Изучение биографии М.Ю.Лермонтова
Цели урока: продолжить знакомство с личностью и поэзией М. Лермонтова; нацелить учащихся на понимание трагизма судьбы поэта; показать автобиографичность произведений Лермонтова; вызвать интерес к творчеству поэта, организовать встречу с ним так, чтобы остались у школьника не только знания, а появился духовный опыт; воспитать у ребят чувства бережного отношения к лирике; развить эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.
Оборудование:презентационный материал (портреты М.Лермонтова работы Ф. Будкина, Е. Мешкова, Н. Заболоцкого, В. Фаворского, Л. Пастернака, И. Глазунова, П.Е.Заболоцкого, А.И.Клюндера, К.А.Горбунова); романс «Выхожу один я на дорогу» (грамзапись); технологическая карта к уроку.
Ход урока
Эпиграфы:
«История души человеческой едва
ли не любопытнее и не полезнее истории
целого народа».
(М.Ю. Лермонтов)
Стихи мои – я сам.
(М.Ю. Лермонтов)
I. Мотивация учебной деятельности учащихся. Объявление целей и задач урока.
Вступительное слово учителя.
Перевернуты последние страницы произведений нашего национального гения
А.С. Пушкина, и впереди у нас встреча с другим автором, яркой звездой на небосклоне нашей поэзии М.Ю. Лермонтовым . В.Г. Белинский писал: «Пушкин умер не без наследника».
М.Ю. Лермонтов был поразительным человеком. "Я здесь был рожден, но не здешний душой..."
Лермонтов - самая загадочная и трагическая фигура в русской литературе. Его жизнь оборвалась в момент наивысшего рассвета творческого дара. Трудные детские и юношеские годы, непонимание со стороны близких ему людей, несчастная любовь, формируя личность Лермонтова-человека, одновременно оказали решающее влияние и на Лермонтова-поэта. В лирических произведениях Лермонтова, как в зеркале, отразилась живая человеческая душа, обуреваемая горечью и состраданием. Он прожил короткую жизнь, неполных 27 лет, его литературная слава была оглушительной, а характер соткан из противоречий. Вы уже знаете это имя и знакомы с некоторыми его произведениями, а многое о нем и его поэзии услышите впервые.
II. Актуализация опорных знаний. Совершенствование приобретенных умений.
1. Работа с технологической картой. Развитие ассоциативного мышления
Перед вами – технологическая карта к уроку. Сейчас мы будем работать в ней.
Прочтите отрывки из литературоведческих статей и в левую колонку выпишите то, что, на ваш взгляд, заслужило положительную оценку, в правую колонку, под знаком - то, что оценивалось отрицательно. Выписки старайтесь делать кратко, отдельными словами и словосочетаниями.
В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, в тех, в которых он является русским и современным поэтом, также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но и в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безрадостию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства.… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи, и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества…
Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе все живет; им все доступно, все понятно; они на все откликаются…. В нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души.
В.Г.Белинский «Стихотворения М.Лермонтова»
Большая часть современников Лермонтова, даже многие из лиц, связанных с ним родством и приязнью, говорят о поэте как о существе желчном, угловатом, испорченном и предававшемся самым неизвинительным капризам, - но рядом с близорукими взглядами этих очевидцев идут отзывы другого рода, отзывы людей, гордившихся дружбой Лермонтова и выше всех других связей ценивших эту дружбу. По словам их, стоило только раз пробить ледяную оболочку, только раз проникнуть под личину суровости, родившейся в Лермонтове отчасти вследствие огорчений, отчасти просто через прихоть молодости, - для того, чтоб разгадать сокровища любви, таившейся в этой богатой натуре.
А.В.Дружинин ст. «Сочинения М.Лермонтова»
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя поэта? Менялись ли ваши ассоциации с возрастом и читательским опытом?
Запишите их на доске и у себя в карте, не забудьте подписать ее (работа у доски и за партой с картой). Попробуйте, опираясь на слова, составить портрет Лермонтова-поэта и Лермонтова-человека
А вот что говорит критика о таланте поэта. Прочитайте отрывки из критических статей и выпишите в одну колонку отзывы, содержащие, на ваш взгляд, положительную оценку творчества, в другую – отрицательную. (Чтение записанных вариантов.)
Противоречивые суждения возникли на основе непосредственного читательского восприятия. А мы погрузимся в собственные читательские впечатления.
- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями: как для вас произошло открытие Лермонтова
- Какие стихотворения поэта стали для вас его визитной карточкой?
III. Работа по теме урока.
Запись в тетрадях темы сегодняшнего урока:
«Личность Михаила Юрьевича Лермонтова сквозь восприятие современников. Трагизм судьбы поэта»
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.)
(Эпиграфы к уроку) план урока.
- Вглядимся в портрет поэта. Молодой красивый человек, высокий умный лоб, умные, но печальные глаза.
Послушайте сонет В. Брюсова «К портрету М.Ю. Лермонтова».
Давайте и мы попробуем разгадать феномен Лермонтова.
Перед нами один из стихотворных «портретов» Лермонтова, созданный на рубеже XIX и XX веков. В этом стихотворении, быть может, наиболее отчетливо выразилось ощущение противоречивости, изменчивости, загадочности духовного облика поэта.
Иван Сергеевич Тургенев вспоминает о встрече с Лермонтовым…
«В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз.
Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых, нешироких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал каждый». Это – впечатление очевидца. А вот стихотворный портрет, написанный самим Лермонтовым в 1831 году.
Никто не дорожит мной на земле
И сам себе я в тягость как другим;
Тоска блуждает на моем челе.
Я холоден и горд; и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нем заключено?
Огонь иль сумрак там — ей все равно.
Слайды 1Портреты Лермонтова
Рассмотрите лермонтовские портреты разных авторов: Ф. Будкина, Е. Мешкова, Н. Заболоцкого, В. Фаворского, Л. Пастернака, И. Глазунова. Портреты все разные. Известный лермонтовед, литературный критик И.Андронников как-то заметил: «Портреты Пушкина дополняют друг друга, портреты же Лермонтова противоречат друг другу».
- Согласны ли вы с этим утверждением? (ответы учащихся)
Слайд 2 Заболотский П. Е.
Портрет М.Ю.Лермонтова 1837
Художник М.Е.Мелликов.:
« Сила этих глаз для меня загадка. Я не смог бы написать портрет Лермонтова – только Карл Брюллов смог бы с этим справиться. Брюллов, писавший не портреты, а взгляды, умевший вставить огонь глаз».
Слайд3 А.И. Клюндер.
Портрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке. 1838 г.
П.Ф.Вистенгоф, товарищ по университету:
«Темно-карие большие глаза пронзительно впивались в человека».
И.Тургенев:
«Глаза у него были небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные»
Слайд 3А.И. Клюндер.Портрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке.
1839 г.
А.Меринский: «Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь, глазами». А.Шан-Гирей: «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших, неподвижно-темных глаз»
Слайд 4К.А. Горбунов. Портрет М.Ю. Лермонтова в армейском сюртуке с шашкой. 1840 г.
И.И.Панаев:
«Небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго».
Слайд 5Ф.О. Будкин.Портрет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка.1834 г.
И.С.Тургенев:
«….Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко, он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале … ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили те стихи:
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц
городских
Давно бестрепетные руки…».
(обсуждение портретов разных художников)
Учитель: Авторы не сумели схватить жизнь лица, бессильны в передаче облика поэта. Наиболее убедителен автопортрет поэта на фоне Кавказских гор в бурке, с огромными печальными глазами .Он гармонирует с поэзией Лермонтова. Неуловимые черты лица поэта ускользали от мемуаристов. Люди, знавшие Лермонтова, расходятся во мнениях. Одних поражали его большие глаза, других – выразительное лицо с быстрыми маленькими глазами: «щели, полные злости и ума», расходились во мнениях о внешнем облике поэта.
Но все, знавшие Лермонтова, передают силу взгляда: «глаза сверкали страстью и мрачным огнем», «черные как уголь пламенные, но грустные глаза». Сам поэт смеялся над собой, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность. Он и держался по-разному: в компании друзей был самим собой, в петербургских салонах подчеркивал презрение к светской толпе. Но гениальный творческий дар, могучая творческая воля помогали ему наполнить творчеством каждый миг его короткой жизни.
«Итак, в Лермонтове готовился тот, кто должен был, по словам Николая I, заменить Пушкина, великий живописец русского быта, по убеждению Гоголя, истинный печальник народа, по мнению Достоевского, и в ком была сломлена, по словам В. Розанова, самая крона русской литературы, а не ее боковые ветви, ибо и Гоголь, и Достоевский, и Толстой, и Некрасов, но все-таки по отношению к Лермонтову, как и к Пушкину, пусть могучие, все-таки боковые ветви. А еще тот, кто уже прорывался в космос и умел сурово и благодатно говорить с Богом». Н. Скатов.
- Как сложилась судьба М.Ю. Лермонтова?
Чем усерднее вчитываемся мы в дошедшие до нас строки воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражениях и петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке.
Впрочем, есть свидетели, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким он действительно был и каким хотел быть…
Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перечитывая томики его сочинений, мы можем узнать историю его души и понять его как поэта и человека.
(Чтение учащимся стихотворения «Пиршество»)
Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать: ни разговоры, ни шум
Слайд 6. Л. Пастернак. «Лермонтов с книгой »
Самые яркие, печальные и радостные впечатления – это детские.
Послушайте стихотворение «Ангел», написанное в 1831 году, в котором передается воспоминание о песне матери, услышанной в 3-х летнем возрасте. Он помнил, что плакал от нее, и был уверен, что «если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее действие».
Известный поэт XX века Д. Мережковский выдвинул предположение, что «вся поэзия Лермонтова – воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности», перед которой ничтожен весь жизненный опыт. Это радостные и светлые впечатления о детстве, чувства душевной тяги мятежного поэта к светлому, «ангельски прекрасному».
Лермонтов начал писать стихи рано. В 1829 году (ему было тогда 15 лет) у него уже набралась целая тетрадь. Она называлась «Мелкие стихотворения. Москва в 1829 году». Вот стихотворение из этой тетради.
- Какого поэта напоминает вам оно?
Он не красив, он не высок,
Но взор горит, любовь сулит,
И на челе оставил рок
Средь юных дней печаль страстей.
И пылок он, когда над ним
Грозит бедой перун земной!
Не любит он и славы дым:
Средь тайных дум, свободы друг,
Смеется редко, чаще вновь
Клянет он мир, где вечно сир,
Коварность, зависть и любовь!..
Все проклял он, как лживый сон,
Как призрак дымныя мечты.
Холодный ум, средь мрачных дум,
Не тонут слезы красоты.
Везде один, природы сын,
Не знал он друга меж людей:
Так бури ток сухой листок
Мчит жертвой посреди степей
Стихотворение пятнадцатилетнего мальчика... Может быть, это, как пишет один из знающих Лермонтова в это время, Аким Шан-Гирей, только так часто присущее молодым людям желание драматизировать действительность? Некая «драпировка, чтобы казаться интереснее», «маленькая слабость, очень извинительная в таком молодом человеке»? Аким Шан-Гирей, действительно, как будто прав, говоря так. Он ведь продолжает: «Лермонтов был характера скорее веселого, любил общество, особенно женское, в котором почти вырос и которому нравился живостию своего остроумия и склонностью к эпиграмме, часто посещал театры, балы, маскарады, в жизни не знал никаких лишений, ни неудач; бабушка в нем души не чаяла и никогда ему ни в чем не отказывала; родные и короткие знакомые носили его, так сказать, на руках, особенно чувствительных утрат он не терпел, откуда же такая мрачность, такая безнадежность?»
Это есть взгляд на Лермонтова обычного человека. Чего стоит только: «...особенно чувствительных утрат он не терпел»? В три года потерять мать (она умерла в 22 года от чахотки), жить вдали от отца...
В конце концов, бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, воспитавшая Лермонтова, стала ему самым близким человеком и сделала все, чтобы внук, ради которого она была готова на любые жертвы, получил прекрасное образование и развитие. Любовь «Мишеля», как называли его родственники, к бабушке была известна, может быть, Аким Шан-Гирей это имеет в виду.
Задание: охарактеризуйте семью Лермонтова. Как она повлияла на жизнь, творчество писателя?
Каким же был поэт, давайте услышим в его стихах:«Нет, я не Байрон»
- Что услышали мы в этом откровении поэта?
Смутная память о шотландских легендарных предках не раз тревожила его поэтическое воображение: ей посвящено одно из самых зрелых стихотворений Лермонтова »Желание». Джордж Гордон Ноэль Байрон — воплощение романтизма. Романтизм же — это не только литературное направление, это мироощущение, в основе которого — несоответствие между действительностью и идеалом. Разрыв между ними в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения, в этом он близок к Байрону. Они оба не могли примириться с тупой и косной действительностью, где нет места действию. Уйти от действительности вовсе они не могли — это было недостойно для них. Беспощадность отрицания и могучий полет мечты сближают этих двух поэтов.
«Я жить хочу! Хочу печали»
- К чему стремится поэт? Что значит, по мнению Лермонтова – жить?
«Выхожу один я на дорогу»
- Какие мотивы звучат в этом стихотворении? (разочарования и одиночества). Послушайте замечательный романс на стихи Лермонтова в исполнении Анны Герман (звучит грамзапись романса)
«Мой демон»
- Кто главный герой стихотворения?Что это за персонаж?Не кажется ли вам, что этот демонимеет отношение к Лермонтову?
«И скучно, и грустно»
- Как знаки препинания: многоточия, вопросительные и восклицательные знаки помогают почувствовать настроение поэта? И какое оно, это настроение? (разочарование)
«Родина»
- В чем «странность» любви поэта к родине? Как принцип контраста помогает понять основную идею стихотворения? (любит родину не пафосно, а за неброскую красоту). Это стихотворение-размышление.
Но пришлось Лермонтову расстаться с Россией. Поэт снова едет в вынужденную ссылку на Кавказ. Появляется его стихотворение «Прощай, немытая Россия» (1841).
Скорбь и боль России: отповедь прощания. Поэт не по своей воле покидает родину. Это стихотворение-прощание. «Прощай, немытая Россия» - это «одна, но пламенная страсть», натиск чувств, страстность отповеди.
Еще одно из любимых мест поэта – Кавказ«Люблю я Кавказ», - говорил Лермонтов.
Поэт запечатлел красоты Кавказа в своих работах
Есть Кавказ в стихотворении «Валерик». Это картина войны. Кавказской войны. Валерик – это речка смерти.
О, если бы Лермонтов знал, что на Кавказе он погибнет! Если бы поэт знал, как оборвется его жизнь! И все-таки у него было предчувствие дуэли и смерти. В стихотворении «Сон» поэт с большой долей точности предугадал свою гибель.
Поэт XX века В. Соловьев писал: «Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный через голову многих поколений переданный ему гений».
(Ученик читает стихотворение «Сон»).
15 июля 1841 года у подножья горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт М.Ю. Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Еще в 1831 году поэт напророчил свою судьбу:
Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста…
Поэту было около 27 лет. Вот как вспоминают эти события очевидцы
А.Я.Булгаков:
«Страшную имеют судьбу знаменитейшие наши поэты, большая часть из них умирает насильственной смертью. Таков был конец Пушкина, Грибоедова, Марлинского… Теперь получено известие о смерти Лермонтова».
А.И.Герцен:
«Когда Лермонтов уезжал на Кавказ, он чувствовал сильную усталость и говорил друзьям, что постарается как можно скорее найти смерть. Он сдержал слово…»
П.Т.Полеводин.
« 17 числа в час поединка его хоронили. Все, что было в Пятигорске, участвовало в его похоронах. Дамы все были в трауре, гроб его до самого кладбища несли штаб- и обер-офицеры и все без исключения шли пешком до кладбища. Сожаление и ропот публики не умолкали ни на минуту. Тут я невольно вспомнил похороны Пушкина…»
Лермонтова похоронили на Кавказе. В Пятигорске поставлен памятник на могиле поэта.
Но его бабушка добилась, чтобы тело было перевезено в имение Тарханы, где сейчас и находится могила М.Ю. Лермонтова.
В Москве есть памятник поэту.
Известный поэт Д.Мережковский рассматривает Лермонтова в постоянном противопоставлении Пушкину: «Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами - созерцанием и действием». Лермонтов - поэт-изгой, ненавистный своим современникам, не понятый потомками..
-Как вы думаете, почему «Лермонтов - ночное светило русской поэзии»?
IV. Подведение итогов урока.
Заканчивается наш урок, но не завершается наша встреча с поэтом.
- Каким вы увидели его, что узнали нового?
Да, ему было неполных 27 лет. И все, что им было создано за 13 лет творчества, - это подвиг во имя свободы и родины. Это и в стихах, непосредственно написанных о родине, и в тех, где прямо не говорится ни о родине, ни о свободе, но – о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни…
Исследователь творчества Лермонтова И. Андронников писал: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и смелого, благородного и язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
Проходят года, десятилетия, века, и все дальше от нас время, в котором жил и творил Лермонтов. Давайте оглянемся на его поэзию, напитаемся из родника его таланта.
О прекрасном поэте хочется закончить также поэтическими строками:
Он был рожден для счастья, для надежд
И вдохновений мирных! –
Но безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной,
И мир не пощадил – и Бог не спас!
Но до конца среди волнений трудных,
В толпе людской и средь пустынь безлюдных
В нем тихий пламень чувства не угас…
IV. Домашнее задание:Напишите сочинение-миниатюру на 1 из тем:
1. Чем обогатили меня воспоминания современников о жизни Лермонтова?
2. Каким я представляю себе Лермонтова как человека? Почему?
3. Почему неизбежен конфликт между поэтом и обществом?
4. Можно ли стихотворение М.Ю. Лермонтова
«Смерть поэта» назвать пророческим в его судьбе?
Использованная литература:
1. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 т.- Т.3. – М., 1978
2. Мережковский Д. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. – М.,1995
3. Соловьев В.С. Литературная критика. – М., 1990
4. Андронников И.Л. Лермонтов: исследования и находки. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1977
4. Андреев-Кривич С. А. Всеведенье поэта. М., 1973.
5. Бочаров Г. К. Живое слово преподавателя литературы. 1947.
6.. Гусляров Е.Н. Лермонтов в жизни.– М.: Олма-Пресс, 2003.
7. Живые страницы. Состав. Лукина Б. В. М., 1972.
8. Каплан И. Е. Изучение биографии писателя
в старших классах. М., 1964 .
9. Лебедев Ю.В. «Звезды и небо! – а я человек!» // Литература в школе. – 2004. - № 3. – С.9
10. Маранцман В. Г. Изучение литературы в 9 классе. М., 1998.
11. Сто шедевров Лермонтовского музея.
Состав. Маркелов В.Н. – Ростов-на-Дону: Снег, 2004.