kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Корабль мятущейся души". Биография М.Ю.Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю разработку урока-презентации, посвященного трагической судьбе русского поэта М.Ю.Лермонтова. В столкновении противоречивых свидетельств мемуаристов и портретистов  показана личность поэта: ранимого и высокомерного, бунтующего и усталого, доверчивого и презрительного,  холодно-сдержанного и страстно откровенного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Корабль мятущейся души". Биография М.Ю.Лермонтова»













«Корабль мятущейся души…»


(Личность Михаила Юрьевича Лермонтова сквозь восприятие современников.

Трагизм судьбы поэта)


Изучение биографии

М.Ю. Лермонтова в 10 классе



Учитель Новикова Е.А.

АННОТАЦИЯ


ЖАНР ДАННОГО УРОКА – УРОК-БИОГРАФИЯ. нА УРОКЕ В 10 КЛАССЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЗНАКОМСТВО С ЛИЧНОСТЬЮ И ПОЭТИЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ м.Ю.ЛЕРМОНТОВА. УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ПОНЯТЬ ТРАГИЗМ СУДЬБЫ ПОЭТА, УВИДЕТЬ АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ. лИЧНОСТЬ ПОЭТА ДАНА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВОСПРИЯТИЯ СОВРЕМЕННИКОВ ЛЕРМОНТОВА, ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВОСПОМИНАНИЯ ТЕХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЛИЧНО БЫЛИ ЗНАКОМЫ С ПОЭТОМ О ВНУТРЕННЕМ МИРЕ СКВОЗЬ ВНЕШНИЙ ОБЛИК МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА. уЧАЩИМСЯ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПОРТРЕТЫ ЛЕРМОНТОВА: СТИХОТВОРНЫЕ И ЖИВОПИСНЫЕ.

ЦЕЛЬ ДАННОГО УРОКА – НЕ ТОЛЬКО ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ ИЗВЕСТНОГО ПОЭТА, НО И ПРИОБРЕТЕНИЕ ДУХОВНОГО ОПЫТА, БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИРИКЕ.


Е. А. Новикова,

Преподаватель ГПОУ «Донецкий медицинский колледж»

«Корабль мятущейся души…»

(Личность Михаила Юрьевича Лермонтова сквозь восприятие современников. Трагизм судьбы поэта)

Изучение биографии М.Ю.Лермонтова

Цели урока: продолжить знакомство с личностью и поэзией М. Лермонтова; нацелить учащихся на понимание трагизма судьбы поэта; показать автобиографичность произведений Лермонтова; вызвать интерес к творчеству поэта, организовать встречу с ним так, чтобы остались у школьника не только знания, а появился духовный опыт; воспитать у ребят чувства бережного отношения к лирике; развить эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.

Оборудование: презентационный материал (портреты М.Лермонтова работы Ф. Будкина, Е. Мешкова, Н. Заболоцкого, В. Фаворского, Л. Пастернака, И. Глазунова, П.Е.Заболоцкого, А.И.Клюндера, К.А.Горбунова); романс «Выхожу один я на дорогу» (грамзапись); технологическая карта к уроку.








Ход урока

Эпиграфы:

«История души человеческой едва

ли не любопытнее и не полезнее истории

целого народа».

(М.Ю. Лермонтов)

Стихи мои – я сам.

(М.Ю. Лермонтов)

I. Мотивация учебной деятельности учащихся. Объявление целей и задач урока.

Вступительное слово учителя.

Перевернуты последние страницы произведений нашего национального гения

А.С. Пушкина, и впереди у нас встреча с другим автором, яркой звездой на небосклоне нашей поэзии М.Ю. Лермонтовым . В.Г. Белинский писал: «Пушкин умер не без наследника».

М.Ю. Лермонтов был поразительным человеком. "Я здесь был рожден, но не здешний душой..."

Лермонтов - самая загадочная и трагическая фигура в русской литературе. Его жизнь оборвалась в момент наивысшего рассвета творческого дара. Трудные детские и юношеские годы, непонимание со стороны близких ему людей, несчастная любовь, формируя личность Лермонтова-человека, одновременно оказали решающее влияние и на Лермонтова-поэта. В лирических произведениях Лермонтова, как в зеркале, отразилась живая человеческая душа, обуреваемая горечью и состраданием. Он прожил короткую жизнь, неполных 27 лет, его литературная слава была оглушительной, а характер соткан из противоречий. Вы уже знаете это имя и знакомы с некоторыми его произведениями, а многое о нем и его поэзии услышите впервые.

II. Актуализация опорных знаний. Совершенствование приобретенных умений.

1. Работа с технологической картой. Развитие ассоциативного мышления

Перед вами – технологическая карта к уроку. Сейчас мы будем работать в ней.

Технологическая карта к уроку

учени____10А____________________________________________________


  1. Запишите слова, которые возникают в вашем сознании, когда вы слышите: Лермонтов.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Прочтите отрывки из литературоведческих статей и в левую колонку выпишите то, что, на ваш взгляд, заслужило положительную оценку, в правую колонку, под знаком - то, что оценивалось отрицательно. Выписки старайтесь делать кратко, отдельными словами и словосочетаниями.

+ -


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, в тех, в которых он является русским и современным поэтом, также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но и в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безрадостию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства.… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи, и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества…

Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе все живет; им все доступно, все понятно; они на все откликаются…. В нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души.

В.Г.Белинский «Стихотворения М.Лермонтова»


Большая часть современников Лермонтова, даже многие из лиц, связанных с ним родством и приязнью, говорят о поэте как о существе желчном, угловатом, испорченном и предававшемся самым неизвинительным капризам, - но рядом с близорукими взглядами этих очевидцев идут отзывы другого рода, отзывы людей, гордившихся дружбой Лермонтова и выше всех других связей ценивших эту дружбу. По словам их, стоило только раз пробить ледяную оболочку, только раз проникнуть под личину суровости, родившейся в Лермонтове отчасти вследствие огорчений, отчасти просто через прихоть молодости, - для того, чтоб разгадать сокровища любви, таившейся в этой богатой натуре.

А.В.Дружинин ст. «Сочинения М.Лермонтова»


- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя поэта? Менялись ли ваши ассоциации с возрастом и читательским опытом?

Запишите их на доске и у себя в карте, не забудьте подписать ее (работа у доски и за партой с картой). Попробуйте, опираясь на слова, составить портрет Лермонтова-поэта и Лермонтова-человека

А вот что говорит критика о таланте поэта. Прочитайте отрывки из критических статей и выпишите в одну колонку отзывы, содержащие, на ваш взгляд, положительную оценку творчества, в другую – отрицательную. (Чтение записанных вариантов.)

Противоречивые суждения возникли на основе непосредственного читательского восприятия. А мы погрузимся в собственные читательские впечатления.

- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями: как для вас произошло открытие Лермонтова

- Какие стихотворения поэта стали для вас его визитной карточкой?

III. Работа по теме урока.

Запись в тетрадях темы сегодняшнего урока:

«Личность Михаила Юрьевича Лермонтова сквозь восприятие современников. Трагизм судьбы поэта»

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.)

(Эпиграфы к уроку) план урока.

- Вглядимся в портрет поэта. Молодой красивый человек, высокий умный лоб, умные, но печальные глаза.

Послушайте сонет В. Брюсова «К портрету М.Ю. Лермонтова».

Давайте и мы попробуем разгадать феномен Лермонтова.


Перед нами один из стихотворных «портретов» Лермонтова, созданный на рубеже XIX и XX веков. В этом стихотворении, быть может, наиболее отчетливо выразилось ощущение противоречивости, изменчивости, загадочности духовного облика поэта.

Иван Сергеевич Тургенев вспоминает о встрече с Лермонтовым…

«В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз.

Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых, нешироких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал каждый». Это – впечатление очевидца. А вот стихотворный портрет, написанный самим Лермонтовым в 1831 году.

Никто не дорожит мной на земле

И сам себе я в тягость как другим;

Тоска блуждает на моем челе.

Я холоден и горд; и даже злым

Толпе кажуся; но ужель она

Проникнуть дерзко в сердце мне должна?

Зачем ей знать, что в нем заключено?

Огонь иль сумрак там — ей все равно.

Слайды 1 Портреты Лермонтова

Рассмотрите лермонтовские портреты разных авторов: Ф. Будкина, Е. Мешкова, Н. Заболоцкого, В. Фаворского, Л. Пастернака, И. Глазунова. Портреты все разные. Известный лермонтовед, литературный критик И.Андронников как-то заметил: «Портреты Пушкина дополняют друг друга, портреты же Лермонтова противоречат друг другу».

- Согласны ли вы с этим утверждением? (ответы учащихся)

Слайд 2 Заболотский П. Е.

Портрет М.Ю.Лермонтова 1837

Художник М.Е.Мелликов.:

« Сила этих глаз для меня загадка. Я не смог бы написать портрет Лермонтова – только Карл Брюллов смог бы с этим справиться. Брюллов, писавший не портреты, а взгляды, умевший вставить огонь глаз».

Слайд3 А.И. Клюндер.

Портрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке. 1838 г.

П.Ф.Вистенгоф, товарищ по университету:

«Темно-карие большие глаза пронзительно впивались в человека».

И.Тургенев:

«Глаза у него были небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные»

Слайд 3 А.И. Клюндер.Портрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке.

1839 г.

А.Меринский:
«Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь, глазами».

А.Шан-Гирей:
«Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших, неподвижно-темных глаз»

Слайд 4 К.А. Горбунов. Портрет М.Ю. Лермонтова в армейском сюртуке с шашкой. 1840 г.

И.И.Панаев:

«Небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго».

Слайд 5 Ф.О. Будкин.Портрет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка.1834 г.

И.С.Тургенев:

«….Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко, он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале … ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили те стихи:

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц

городских

Давно бестрепетные руки…».

(обсуждение портретов разных художников)


Учитель: Авторы не сумели схватить жизнь лица, бессильны в передаче облика поэта. Наиболее убедителен автопортрет поэта на фоне Кавказских гор в бурке, с огромными печальными глазами .Он гармонирует с поэзией Лермонтова. Неуловимые черты лица поэта ускользали от мемуаристов. Люди, знавшие Лермонтова, расходятся во мнениях. Одних поражали его большие глаза, других – выразительное лицо с быстрыми маленькими глазами: «щели, полные злости и ума», расходились во мнениях о внешнем облике поэта.

Но все, знавшие Лермонтова, передают силу взгляда: «глаза сверкали страстью и мрачным огнем», «черные как уголь пламенные, но грустные глаза». Сам поэт смеялся над собой, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность. Он и держался по-разному: в компании друзей был самим собой, в петербургских салонах подчеркивал презрение к светской толпе. Но гениальный творческий дар, могучая творческая воля помогали ему наполнить творчеством каждый миг его короткой жизни.

«Итак, в Лермонтове готовился тот, кто должен был, по словам Николая I, заменить Пушкина, великий живописец русского быта, по убеждению Гоголя, истинный печальник народа, по мнению Достоевского, и в ком была сломлена, по словам В. Розанова, самая крона русской литературы, а не ее боковые ветви, ибо и Гоголь, и Достоевский, и Толстой, и Некрасов, но все-таки по отношению к Лермонтову, как и к Пушкину, пусть могучие, все-таки боковые ветви. А еще тот, кто уже прорывался в космос и умел сурово и благодатно говорить с Богом». Н. Скатов.

- Как сложилась судьба М.Ю. Лермонтова?

Чем усерднее вчитываемся мы в дошедшие до нас строки воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражениях и петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке.

Впрочем, есть свидетели, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким он действительно был и каким хотел быть…

Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перечитывая томики его сочинений, мы можем узнать историю его души и понять его как поэта и человека.

(Чтение учащимся стихотворения «Пиршество»)

Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать: ни разговоры, ни шум

Слайд 6. Л. Пастернак. «Лермонтов с книгой »

Самые яркие, печальные и радостные впечатления – это детские.

Послушайте стихотворение «Ангел», написанное в 1831 году, в котором передается воспоминание о песне матери, услышанной в 3-х летнем возрасте. Он помнил, что плакал от нее, и был уверен, что «если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее действие».

Известный поэт XX века Д. Мережковский выдвинул предположение, что «вся поэзия Лермонтова – воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности», перед которой ничтожен весь жизненный опыт. Это радостные и светлые впечатления о детстве, чувства душевной тяги мятежного поэта к светлому, «ангельски прекрасному».

Лермонтов начал писать стихи рано. В 1829 году (ему было тогда 15 лет) у него уже набралась целая тетрадь. Она называлась «Мелкие стихотворения. Москва в 1829 году». Вот стихотворение из этой тетради.

- Какого поэта напоминает вам оно?

Он не красив, он не высок,

Но взор горит, любовь сулит,

И на челе оставил рок

Средь юных дней печаль страстей.

И пылок он, когда над ним

Грозит бедой перун земной!

Не любит он и славы дым:

Средь тайных дум, свободы друг,

Смеется редко, чаще вновь

Клянет он мир, где вечно сир,

Коварность, зависть и любовь!..

Все проклял он, как лживый сон,

Как призрак дымныя мечты.

Холодный ум, средь мрачных дум,

Не тонут слезы красоты.

Везде один, природы сын,

Не знал он друга меж людей:

Так бури ток сухой листок

Мчит жертвой посреди степей

Стихотворение пятнадцатилетнего мальчика... Может быть, это, как пишет один из знающих Лермонтова в это время, Аким Шан-Гирей, только так часто присущее молодым людям желание драматизировать действительность? Некая «драпировка, чтобы казаться интереснее», «маленькая слабость, очень извинительная в таком молодом человеке»? Аким Шан-Гирей, действительно, как будто прав, говоря так. Он ведь продолжает: «Лермонтов был характера скорее веселого, любил общество, особенно женское, в котором почти вырос и которому нравился живостию своего остроумия и склонностью к эпиграмме, часто посещал театры, балы, маскарады, в жизни не знал никаких лишений, ни неудач; бабушка в нем души не чаяла и никогда ему ни в чем не отказывала; родные и короткие знакомые носили его, так сказать, на руках, особенно чувствительных утрат он не терпел, откуда же такая мрачность, такая безнадежность?»

Это есть взгляд на Лермонтова обычного человека. Чего стоит только: «...особенно чувствительных утрат он не терпел»? В три года потерять мать (она умерла в 22 года от чахотки), жить вдали от отца...

В конце концов, бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, воспитавшая Лермонтова, стала ему самым близким человеком и сделала все, чтобы внук, ради которого она была готова на любые жертвы, получил прекрасное образование и развитие. Любовь «Мишеля», как называли его родственники, к бабушке была известна, может быть, Аким Шан-Гирей это имеет в виду.

Задание: охарактеризуйте семью Лермонтова. Как она повлияла на жизнь, творчество писателя?

Каким же был поэт, давайте услышим в его стихах:«Нет, я не Байрон»

- Что услышали мы в этом откровении поэта?

Смутная память о шотландских легендарных предках не раз тревожила его поэтическое воображение: ей посвящено одно из самых зрелых стихотворений Лермонтова »Желание». Джордж Гордон Ноэль Байрон — воплощение романтизма. Романтизм же — это не только литературное направление, это мироощущение, в основе которого — несоответствие между действительностью и идеалом. Разрыв между ними в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения, в этом он близок к Байрону. Они оба не могли примириться с тупой и косной действительностью, где нет места действию. Уйти от действительности вовсе они не могли — это было недостойно для них. Беспощадность отрицания и могучий полет мечты сближают этих двух поэтов.

«Я жить хочу! Хочу печали»

- К чему стремится поэт? Что значит, по мнению Лермонтова – жить?

«Выхожу один я на дорогу»

- Какие мотивы звучат в этом стихотворении? (разочарования и одиночества). Послушайте замечательный романс на стихи Лермонтова в исполнении Анны Герман (звучит грамзапись романса)

«Мой демон»

- Кто главный герой стихотворения? Что это за персонаж? Не кажется ли вам, что этот демон имеет отношение к Лермонтову?

«И скучно, и грустно»

- Как знаки препинания: многоточия, вопросительные и восклицательные знаки помогают почувствовать настроение поэта? И какое оно, это настроение? (разочарование)

«Родина»

- В чем «странность» любви поэта к родине? Как принцип контраста помогает понять основную идею стихотворения? (любит родину не пафосно, а за неброскую красоту). Это стихотворение-размышление.

Но пришлось Лермонтову расстаться с Россией. Поэт снова едет в вынужденную ссылку на Кавказ. Появляется его стихотворение «Прощай, немытая Россия» (1841).

Скорбь и боль России: отповедь прощания. Поэт не по своей воле покидает родину. Это стихотворение-прощание. «Прощай, немытая Россия» - это «одна, но пламенная страсть», натиск чувств, страстность отповеди.

Еще одно из любимых мест поэта – Кавказ «Люблю я Кавказ», - говорил Лермонтов.

Поэт запечатлел красоты Кавказа в своих работах

Есть Кавказ в стихотворении «Валерик». Это картина войны. Кавказской войны. Валерик – это речка смерти.

О, если бы Лермонтов знал, что на Кавказе он погибнет! Если бы поэт знал, как оборвется его жизнь! И все-таки у него было предчувствие дуэли и смерти. В стихотворении «Сон» поэт с большой долей точности предугадал свою гибель.

Поэт XX века В. Соловьев писал: «Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный через голову многих поколений переданный ему гений».

(Ученик читает стихотворение «Сон»).

15 июля 1841 года у подножья горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт М.Ю. Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Еще в 1831 году поэт напророчил свою судьбу:

Кровавая меня могила ждет,

Могила без молитв и без креста…

Поэту было около 27 лет. Вот как вспоминают эти события очевидцы

А.Я.Булгаков:

«Страшную имеют судьбу знаменитейшие наши поэты, большая часть из них умирает насильственной смертью. Таков был конец Пушкина, Грибоедова, Марлинского… Теперь получено известие о смерти Лермонтова».

А.И.Герцен:

«Когда Лермонтов уезжал на Кавказ, он чувствовал сильную усталость и говорил друзьям, что постарается как можно скорее найти смерть. Он сдержал слово…»

П.Т.Полеводин.

« 17 числа в час поединка его хоронили. Все, что было в Пятигорске, участвовало в его похоронах. Дамы все были в трауре, гроб его до самого кладбища несли штаб- и обер-офицеры и все без исключения шли пешком до кладбища. Сожаление и ропот публики не умолкали ни на минуту. Тут я невольно вспомнил похороны Пушкина…»

Лермонтова похоронили на Кавказе. В Пятигорске поставлен памятник на могиле поэта.

Но его бабушка добилась, чтобы тело было перевезено в имение Тарханы, где сейчас и находится могила М.Ю. Лермонтова.

В Москве есть памятник поэту.

Известный поэт Д.Мережковский рассматривает Лермонтова в постоянном противопоставлении Пушкину: «Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами - созерцанием и действием». Лермонтов - поэт-изгой, ненавистный своим современникам, не понятый потомками..

-Как вы думаете, почему «Лермонтов - ночное светило русской поэзии»?

IV. Подведение итогов урока.

Заканчивается наш урок, но не завершается наша встреча с поэтом.

- Каким вы увидели его, что узнали нового?

Да, ему было неполных 27 лет. И все, что им было создано за 13 лет творчества, - это подвиг во имя свободы и родины. Это и в стихах, непосредственно написанных о родине, и в тех, где прямо не говорится ни о родине, ни о свободе, но – о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни…

Исследователь творчества Лермонтова И. Андронников писал: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и смелого, благородного и язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Проходят года, десятилетия, века, и все дальше от нас время, в котором жил и творил Лермонтов. Давайте оглянемся на его поэзию, напитаемся из родника его таланта.

О прекрасном поэте хочется закончить также поэтическими строками:

Он был рожден для счастья, для надежд

И вдохновений мирных! –

Но безумный

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной,

И мир не пощадил – и Бог не спас!

Но до конца среди волнений трудных,

В толпе людской и средь пустынь безлюдных

В нем тихий пламень чувства не угас…

IV. Домашнее задание: Напишите сочинение-миниатюру на 1 из тем:

1. Чем обогатили меня воспоминания современников о жизни Лермонтова?

2. Каким я представляю себе Лермонтова как человека? Почему?

3. Почему неизбежен конфликт между поэтом и обществом?

4. Можно ли стихотворение М.Ю. Лермонтова

«Смерть поэта» назвать пророческим в его судьбе?


Использованная литература:

1. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 т.- Т.3. – М., 1978

2. Мережковский Д. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. – М.,1995

3. Соловьев В.С. Литературная критика. – М., 1990

4. Андронников И.Л. Лермонтов: исследования и находки. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1977

4. Андреев-Кривич С. А. Всеведенье поэта. М., 1973.

5. Бочаров Г. К. Живое слово преподавателя литературы. 1947.

6.. Гусляров Е.Н. Лермонтов в жизни.– М.: Олма-Пресс, 2003.

7. Живые страницы. Состав. Лукина Б. В. М., 1972.

8. Каплан И. Е. Изучение биографии писателя

в старших классах. М., 1964 .

9. Лебедев Ю.В. «Звезды и небо! – а я человек!» // Литература в школе. – 2004. - № 3. – С.9

10. Маранцман В. Г. Изучение литературы в 9 классе. М., 1998.

11. Сто шедевров Лермонтовского музея.

Состав. Маркелов В.Н. – Ростов-на-Дону: Снег, 2004.

12. Хрестоматия. Русская литература XIX века.

Состав. Каплан И.Е. Пустовойт П. Г. М., 1987.


.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Корабль мятущейся души". Биография М.Ю.Лермонтова

Автор: Новикова Елена Александровна

Дата: 06.06.2017

Номер свидетельства: 420710


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства