Контраст как основа композиции рассказа» (8 класс). по произведению Л.Н.Толстого "После бала"
Контраст как основа композиции рассказа» (8 класс). по произведению Л.Н.Толстого "После бала"
Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмертьь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока:выявить первоначальное восприятие прочитанного рассказа; познакомить с историей создания; показать реалистическую основу произведения. Развивать умение анализировать образы – персонажи с учетом авторской позиции. В процессе анализа произведения осмыслить основной конфликт, обнажить социальные противоречия царской России.
Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884)."Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни... Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника".
История создания рассказа
Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергее
Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования НиколаяI. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмертьь.
Контраст
как композиционный приём
В рассказе выделяются следующие основные части:
после бала
вступление
заключение
на балу
Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется"рассказ в рассказе",потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика
добродушный старичок, богач -хлебосол , жена его добродушная
Варенька
в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза
полковник
Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами
Иван Васильевич
Доволен, счастлив, блажен, добр,
Экзекуция:
улица
Что-тобольшое, чёрное, жёсткое, нехорошаямузыка
солдаты
Много чёрных людей, в чёрных мундирах,
наказываемый
Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное
полковник
Высокий военный, шёл твёрдойподрагивающей походкой
Иван Васильевич
Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска
Иван Васильевич
Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?
Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?
Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?
Контраств системе образов
Полковник
На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?
Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?
В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?
Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа.
Еще раз проведет вас по его страницам.
1. Жанр произведения:
а) повесть;б) очерк;в) рассказ.
2. Раскрытию идеи произведения помогает:
а) антитеза;б) гипербола;в) олицетворение.
3. Число рассказчиков в произведении:
а) один;б) два;в) несколько.
4. Авторская позиция:
а) скрыта;
б) выражена в авторском повествовании;
в) передана одним из персонажей.
5.Роль вступления в произведение:
а) показать время и место действия;
б) познакомить с участниками событий;
в) познакомить с рассказчиком.
6. Поворотомодной и той же стилистической фигуры
(«…все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося,
корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта,
и все так же твердым шагом двигалась…
статная фигура полковника…») автор:
а) воспроизводит унылый свист флейты;
б) показывает полковника в новой роли;
в) передает ужас совершающегося .
7. Произведение заставляет задуматься о:
а) судьбе полковника;
б) личной ответственности человека за жизнь общества;
в) любви Ивана Васильевича.
8. Тема произведения:
а) повествование о любви Ивана Васильевича;
б) рассказ о полковнике;
в) показ николаевской России.
9. Образ полковника:
а) типичен;
б) трагичен;
в) исключителен.
10. Тон повествования в этом произведении:
а) нейтрален
б) эмоционально окрашен;
в) протокольно сух.
Какие социально-нравственные проблемы поднимает Толстой в своем рассказе«После Бала»?
Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека.
В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека,изображенного Толстым, отразилось явление, значение которогооткрывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношениюк низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.