kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контраст как основа композиции рассказа» (8 класс). по произведению Л.Н.Толстого "После бала"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмертьь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контраст как основа композиции рассказа» (8 класс). по произведению Л.Н.Толстого "После бала"»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы « Школа-интернат №1 » Л.Н.Толстой. После бала. «Контраст как основа композиции рассказа»  (8 класс) .  Выполнила : учитель русского языка и  литературы КГБОУ ШИ 1 Жукова Н.Г. Хабаровск 2016

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы « Школа-интернат №1 »

Л.Н.Толстой. После бала.

«Контраст как основа композиции рассказа»

(8 класс) .

Выполнила :

учитель русского языка и

литературы КГБОУ ШИ 1

Жукова Н.Г.

Хабаровск 2016

Контраст как основа композиции рассказа

Контраст как основа композиции рассказа

Цель урока:   выявить первоначальное восприятие прочитанного рассказа; познакомить с историей создания; показать реалистическую основу произведения. Развивать умение анализировать образы – персонажи с учетом авторской позиции. В процессе анализа произведения осмыслить основной конфликт, обнажить социальные противоречия царской России.

Цель урока: выявить первоначальное восприятие прочитанного рассказа; познакомить с историей создания; показать реалистическую основу произведения. Развивать умение анализировать образы – персонажи с учетом авторской позиции. В процессе анализа произведения осмыслить основной конфликт, обнажить социальные противоречия царской России.

Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884).

Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884)."Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни... Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника".   

История создания рассказа

История создания рассказа

  • Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Серг ее
Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I . Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли

Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I . Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть ь.

Контраст  как композиционный приём В рассказе выделяются следующие основные части: после бала вступление заключение на балу Рассказ, таким образом, заключён в

Контраст

как композиционный приём

В рассказе выделяются следующие основные части:

после бала

вступление

заключение

на балу

Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика

Наблюдение над языковыми средствами   бал бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный хозяева бала добродушный старичок, богач -хлебосол , жена его добродушная Варенька в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза полковник Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами Иван Васильевич Доволен, счастлив, блажен, добр,

Наблюдение над языковыми средствами

бал

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный

хозяева бала

добродушный старичок, богач -хлебосол , жена его добродушная

Варенька

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

полковник

Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Иван Васильевич

Доволен, счастлив, блажен, добр,

Экзекуция: улица Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая  музыка  солдаты Много чёрных людей, в чёрных мундирах, наказываемый Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное полковник Высокий военный, шёл твёрдой  подрагивающей походкой Иван Васильевич Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Экзекуция:

улица

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

солдаты

Много чёрных людей, в чёрных мундирах,

наказываемый

Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

полковник

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

Иван Васильевич

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Иван Васильевич Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»? Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

Иван Васильевич

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

Контраст в системе образов Полковник На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу? Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу? В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?

Контраст в системе образов

Полковник

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?

Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа. Еще раз проведет вас по его страницам. 1. Жанр произведения: а) повесть;                                        б) очерк;                                             в) рассказ.  2. Раскрытию идеи произведения помогает: а) антитеза;                                      б) гипербола;                                     в) олицетворение.  3. Число рассказчиков в произведении: а) один;                                              б) два;                                                в) несколько.            4. Авторская позиция: а) скрыта; б) выражена в авторском повествовании; в) передана одним из персонажей.  5.Роль вступления в произведение: а ) показать время и место действия; б) познакомить с участниками событий; в) познакомить с рассказчиком.

Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа.

Еще раз проведет вас по его страницам.

1. Жанр произведения:

а) повесть;                                       б) очерк;                                            в) рассказ.

2. Раскрытию идеи произведения помогает:

а) антитеза;                                      б) гипербола;                                     в) олицетворение.

3. Число рассказчиков в произведении:

а) один;                                             б) два;                                                в) несколько.   

       

4. Авторская позиция:

а) скрыта;

б) выражена в авторском повествовании;

в) передана одним из персонажей.

5.Роль вступления в произведение:

а ) показать время и место действия;

б) познакомить с участниками событий;

в) познакомить с рассказчиком.

6. Поворотом   одной и той же стилистической фигуры    ( «… все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась …  статная фигура полковника …» ) автор: а) воспроизводит унылый свист флейты; б) показывает полковника в новой роли; в) передает ужас совершающегося .  7. Произведение заставляет задуматься о: а) судьбе полковника; б) личной ответственности человека за жизнь общества; в) любви Ивана Васильевича.  8. Тема произведения: а) повествование о любви Ивана Васильевича; б) рассказ о полковнике; в) показ николаевской России.  9. Образ полковника: а ) типичен; б) трагичен; в) исключителен.  10. Тон повествования в этом произведении: а) нейтрален б) эмоционально окрашен; в) протокольно сух.

6. Поворотом   одной и той же стилистической фигуры  

( «… все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося,

корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта,

и все так же твердым шагом двигалась

статная фигура полковника …» ) автор:

а) воспроизводит унылый свист флейты;

б) показывает полковника в новой роли;

в) передает ужас совершающегося .

7. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.

8. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

9. Образ полковника:

а ) типичен;

б) трагичен;

в) исключителен.

10. Тон повествования в этом произведении:

а) нейтрален

б) эмоционально окрашен;

в) протокольно сух.

Какие социально-нравственные проблемы поднимает Толстой в своем рассказе«После Бала»?  Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека.  В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека,  изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого  открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению  к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

Какие социально-нравственные проблемы поднимает Толстой в своем рассказе«После Бала»?

Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека.

В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека, изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Жукова Нина Григорьевна

Дата: 06.04.2016

Номер свидетельства: 315710


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства