kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-лекция по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок-лекция по литературе конец 19-начало 20 веков

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока-лекция по литературе»

Презентация к уроку по теме: «Литературный процесс конца 19 - начала 20 веков».   Урок-лекция . Составила учитель русского языка и литературы МОБУ Тыгдинская СОШ Гречишкина Галина Анатольевна

Презентация к уроку по теме: «Литературный процесс конца 19 - начала 20 веков». Урок-лекция .

Составила учитель русского языка и литературы МОБУ Тыгдинская СОШ

Гречишкина Галина Анатольевна

План лекции.   1.Историко-культурная ситуация.  2. Исторические события.  3. Внутриполитическая обстановка.  4.Научные открытия.  5. Философские взгляды и течения.  6. Литературные направления.  7.Заключение.

План лекции. 1.Историко-культурная ситуация. 2. Исторические события. 3. Внутриполитическая обстановка. 4.Научные открытия. 5. Философские взгляды и течения. 6. Литературные направления. 7.Заключение.

1 . Историко-культурная ситуация  (1890-1917).

1 . Историко-культурная ситуация (1890-1917).

  • На рубеже веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью , трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории .
Важнейшие исторические события начала 20 века, произошедшие в России.   1.Три революции ( 1905г., Февральская и Октябрьская 1917г.,)  2. Русско-японская война 1904-1905 гг.  3. Первая мировая война 1914-1918 гг.  4. Гражданская война 1918 -1921гг.

Важнейшие исторические события начала 20 века, произошедшие в России. 1.Три революции ( 1905г., Февральская и Октябрьская 1917г.,) 2. Русско-японская война 1904-1905 гг. 3. Первая мировая война 1914-1918 гг. 4. Гражданская война 1918 -1921гг.

Внутриполитическая обстановка .

Внутриполитическая обстановка .

  • Три политические силы, которые противоборствовали между собой:
  • Защитники монархизма;
  • Сторонники буржуазных реформ (либеральные реформы «сверху»; «социальный переворот, какого еще не видела Россия» . П.А.Столыпин)
  • Идеологи пролетарской революции (перемены путем «ожесточенной кипучей войны классов, которая называется революцией». Ленин)
Научные открытия перевернули представления о познаваемости мира. Естествознание, казалось, постигло все тайны мира. Отсюда вера в силу человеческого разума, возможность покорения природы. «Природа не храм, а мастерская…»

Научные открытия перевернули представления о познаваемости мира. Естествознание, казалось, постигло все тайны мира. Отсюда вера в силу человеческого разума, возможность покорения природы. «Природа не храм, а мастерская…»

Значительные научные открытия:  - открытие рентгеновских лучей;  - определение массы электрона;  - исследование радиации;  - создание квантовой теории;  - изобретение беспроволочной связи;  - периодическая система химических элементов…

Значительные научные открытия: - открытие рентгеновских лучей; - определение массы электрона; - исследование радиации; - создание квантовой теории; - изобретение беспроволочной связи; - периодическая система химических элементов…

Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании. Это привело к поискам объяснений новых явлений, к неудовлетворенности основами духовной жизни.   «Материя исчезла….» Интерес к философии пессимизма, тяга к мистицизму (Шопенгауэр, В.Соловьев)

Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании. Это привело к поискам объяснений новых явлений, к неудовлетворенности основами духовной жизни. «Материя исчезла….» Интерес к философии пессимизма, тяга к мистицизму (Шопенгауэр, В.Соловьев)

Поэт-философ Д.Мережковский  писал: « Это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. ….борьба двух взглядов на жизнь, двух противоположных мировоззрений…»

Поэт-философ Д.Мережковский писал: « Это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. ….борьба двух взглядов на жизнь, двух противоположных мировоззрений…»

Философская мысль начала 20 века.  В поисках объяснения происходящих в обществе процессов все чаще становились обращения к религиозной мысли:  «Всё живёт теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни…» ( А.Волынский)

Философская мысль начала 20 века. В поисках объяснения происходящих в обществе процессов все чаще становились обращения к религиозной мысли: «Всё живёт теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни…» ( А.Волынский)

Болезненная реакция на социальную борьбу, на призывы к насилию породила неорелигиозные искания эпохи.  Проповедям классовой ненависти были противопоставлены христианские заветы Добра, Любви, Красоты . Учение Христа – путь к спасению трагически разобщенного и отчужденного человечества.  «Религиозный ренессанс».  Философы нового времени ( Бердяев, Розанов, Мережковский и др.) говорили о приобщении слабого, заблудшего человека к божественной истине.

Болезненная реакция на социальную борьбу, на призывы к насилию породила неорелигиозные искания эпохи. Проповедям классовой ненависти были противопоставлены христианские заветы Добра, Любви, Красоты . Учение Христа – путь к спасению трагически разобщенного и отчужденного человечества. «Религиозный ренессанс». Философы нового времени ( Бердяев, Розанов, Мережковский и др.) говорили о приобщении слабого, заблудшего человека к божественной истине.

Мережковский мечтал о создании на земле небесно-земного царства, основанного на принципах божественной гармонии.  Бердяев «новое сознание» понимал как внутреннее «слияние с Христом »

Мережковский мечтал о создании на земле небесно-земного царства, основанного на принципах божественной гармонии. Бердяев «новое сознание» понимал как внутреннее «слияние с Христом »

Идеи Ницше . Обличал христианство как помеху на пути личности к её сверхчеловеческому состоянию.  «Бог умер!» Ницше утверждал, что вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек» , для которого не существует «старая мораль»: «нищих надо бы совсем уничтожить», «падающего толкни »…

Идеи Ницше . Обличал христианство как помеху на пути личности к её сверхчеловеческому состоянию. «Бог умер!» Ницше утверждал, что вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек» , для которого не существует «старая мораль»: «нищих надо бы совсем уничтожить», «падающего толкни »…

Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература призвана была стать способом постижения истины, установления мировой гармонии.

Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература призвана была стать способом постижения истины, установления мировой гармонии.

Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века.  - развитие реализма ( авторские раздумья о судьбах человека и мира; обращение к библейским мотивам и образам)  - модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм).Верили в божественную, преобразующую, творящую роль искусства, а поэтов, художников отождествляли с пророками. Охватил все рода искусств.

Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. - развитие реализма ( авторские раздумья о судьбах человека и мира; обращение к библейским мотивам и образам) - модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм).Верили в божественную, преобразующую, творящую роль искусства, а поэтов, художников отождествляли с пророками. Охватил все рода искусств.

Заключение.   Модернисты и реалисты не принимали друг друга и вступали в острую полемику между собой. Но имея разные принципы они обогатили литературу талантливыми произведениями.

Заключение. Модернисты и реалисты не принимали друг друга и вступали в острую полемику между собой. Но имея разные принципы они обогатили литературу талантливыми произведениями.

К.Бальмонт (Поэт-символист)   Я ненавижу человечество,  Я от него бегу, спеша.  Мое единое отечество-  Моя пустынная душа.   Д.Мережковский   Мы – над бездною ступени,  Дети мрака, солнца ждём,  Свет увидим и, как тени,  Мы в лучах его умрём.

К.Бальмонт (Поэт-символист) Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество- Моя пустынная душа. Д.Мережковский Мы – над бездною ступени, Дети мрака, солнца ждём, Свет увидим и, как тени, Мы в лучах его умрём.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
конспект урока-лекция по литературе

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 08.11.2016

Номер свидетельства: 356475


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства