kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе, презентация. Малая проза И. Бунина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования определяется стремлением исследовать особенности функционирования малой прозы И.Бунина. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить и систематизировать материал по теме исследования;

- выявить и проанализировать тематические принципы и идейно-художественное своеобразие произведений малой прозы;

- опираясь на существующие решения целостного анализа художественных произведений, определить главные  мотивы малой прозы Бунина;

- на основе анализа программ по литературе выделить аспекты преподавания в школе произведений И. Бунина в 5 – 11 классах.

Объектом исследования является художественное творчество русского писателя И. Бунина. Предметом – малая проза Бунина, динамика ее развития.

Материалом исследования послужили рассказы И. Бунина в дореволюционный период.

Методы исследования. Исходя из поставленной цели и определения ряд задач, в работе применялся комплекс методов, необходимых для реализации исследования: биографический, позволяющий рассматривать как определяющие моменты творчества И. Бунина; формальный, предполагающий рассмотрение формы текста, как носительницы его художественной специфики; сравнительно-сопоставительный метод, дающий возможность сравнивать 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе, презентация. Малая проза И. Бунина. »

Малая проза Ивана Бунина   Автор работы: Л. Ю. Федорова  Научный руководитель: к.ф.н., доц. А. А. Файзрахманова

Малая проза Ивана Бунина

Автор работы: Л. Ю. Федорова Научный руководитель: к.ф.н., доц. А. А. Файзрахманова

Объектом исследования является художественное творчество русского писателя И. Бунина. Предметом – малая проза Бунина, динамика ее развития

Объектом исследования является художественное творчество русского

писателя

И. Бунина.

Предметом

малая проза Бунина,

динамика ее развития

Цель исследования определяется стремлением исследовать особенности функционирования малой прозы И. Бунина. Задачи исследования:  •  изучить и систематизировать материал по теме исследования;  •  выявить и проанализировать тематику и идейно-художественное своеобразие произведений малой прозы;  •  определить главные мотивы малой прозы Бунина;  •  на основе анализа программ по литературе выявить основные методические аспекты изучения малой Бунина в школе.

Цель исследования определяется стремлением исследовать особенности функционирования малой прозы И. Бунина.

Задачи исследования: изучить и систематизировать материал по теме исследования; выявить и проанализировать тематику и идейно-художественное своеобразие произведений малой прозы; определить главные мотивы малой прозы Бунина; на основе анализа программ по литературе выявить основные методические аспекты изучения малой Бунина в школе.

Научная новизна работы заключается в том, что малая проза И. Бунина исследуется в соотношении с предшествующей традицией. Малая проза рассматривается не изолировано, но как составляющая часть творчества писателя в целом. Кроме того новизна обеспечивается самим литературным материалом: с теоретико-литературной точки зрения рассматриваются не только известные, но и малоизвестные произведения.

Научная новизна работы заключается в том, что малая проза И. Бунина исследуется в соотношении с предшествующей традицией. Малая проза рассматривается не изолировано, но как составляющая часть творчества писателя в целом. Кроме того новизна обеспечивается самим литературным материалом: с теоретико-литературной точки зрения рассматриваются не только известные, но и малоизвестные произведения.

ГЛАВА I. МАЛАЯ ПРОЗА И. БУНИНА: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ 1.1. Поэтическая образность малой прозы раннего И. Бунина 1.2. Жанровое своеобразие и основные мотивы ранних рассказов И. Бунина

ГЛАВА I. МАЛАЯ ПРОЗА И. БУНИНА: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

1.1. Поэтическая образность малой прозы раннего И. Бунина

1.2. Жанровое своеобразие и основные мотивы ранних рассказов И. Бунина

Особенности малой прозы

Особенности малой прозы

  • манера его изложения аморфна, зыбки контуры;
  • настроение светлой печали в природе;
  • интерес сосредоточен на психологическом смысле событий;
  • простая и свободная композиция;
  • искания в бессюжетной лирической прозе;
  • живописное описание природы.
Основные мотивы

Основные мотивы

  • мотивы одиночества и беспомощности перед хаосом мироздания и жизненными бурями;
  • мотив грусти по уходящей в прошлое патриархальной жизни старой деревни;
  • мотив вырождения дворянских гнезд, нравственного и духовного оскудения дворян;
  • мотив осуждения мелкопоместного дворянства.
ГЛАВА II. ИДЕЙНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ И. БУНИНА 2. 1. Традиции и новаторство малой прозы И. Бунина 2.2. Проблема национального характера в малой прозе И. Бунина

ГЛАВА II. ИДЕЙНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ И. БУНИНА

2. 1. Традиции и новаторство малой прозы И. Бунина

2.2. Проблема национального характера в малой прозе И. Бунина

Первый уровень Рассказы о России и русском крестьянстве, наполненные как отголосками событий 1905 г., так и грозными предвестиями недалекого будущего.

Первый уровень

Рассказы о России и русском крестьянстве, наполненные как отголосками событий 1905 г., так и грозными предвестиями недалекого будущего.

Второй уровень Эпохальные потрясения в масштабе Европы (начало Первой мировой войны), подтолкнули писателя от проблем русской жизни обратиться к художественному осмыслению судеб современной цивилизации . «Братья»

Второй уровень

Эпохальные потрясения в масштабе Европы (начало Первой мировой войны), подтолкнули писателя от проблем русской жизни обратиться к художественному осмыслению судеб современной цивилизации .

«Братья»

Третий уровень Интенсивное развитие получает и психологическая проза Бунина. «Чаша жизни»

Третий уровень

Интенсивное развитие получает и психологическая проза Бунина.

«Чаша жизни»

Главные черты национального характера: самоотверженность «Лапти» смирение «Захар Воробьев» многострадальность « Веселый двор» «Иоанн Рыдалец» тщеславие, юродство

Главные черты национального характера:

самоотверженность

«Лапти»

смирение

«Захар Воробьев»

многострадальность

« Веселый двор»

«Иоанн Рыдалец»

тщеславие, юродство

ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА И. БУНИНА В ШКОЛЕ   3.1. Методические аспекты изучения творчества И. А. Бунина в школе (анализ программ) 3.2. Методические рекомендации по изучению малой прозы И. Бунина в школе

ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА И. БУНИНА В ШКОЛЕ

3.1. Методические аспекты изучения творчества И. А. Бунина в школе (анализ программ)

3.2. Методические рекомендации по изучению малой прозы И. Бунина в школе

Малая проза Бунина в школе Программа по литературе (5-11 классы). Авторы: Т.Ф Курдюмова, П.П. Полухина, В.Я. Коровина, И.С. Збарский, Е. С. Романичева. Научный редактор Т. Ф. Курдюмова . 5 класс 7 класс «Детство» 9 класс  «Сказка» «Цифры» 11 класс «Чистый понедельник» «Лапти» «Господин из Сан-Франциско»  «Солнечный удар» «Иоанн Рыдалец» «Чистый понедельник»

Малая проза Бунина в школе

Программа по литературе (5-11 классы). Авторы: Т.Ф Курдюмова, П.П. Полухина, В.Я. Коровина, И.С. Збарский, Е. С. Романичева. Научный редактор Т. Ф. Курдюмова .

5 класс

7 класс

«Детство»

9 класс

«Сказка»

«Цифры»

11 класс

«Чистый понедельник»

«Лапти»

«Господин из Сан-Франциско»

«Солнечный удар»

«Иоанн Рыдалец» «Чистый понедельник»

Программа по литературе (5-11 классы) Авторы: А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева, В.В. Леденева, И.И. Мурзак, А.Л. Ястребов. Под редакцией А.Г. Кутузова. В работе над программой принимал участие Л.В. Колосс. 5 класс Самостоятельное чтение: «Укоры», «Густой, зеленый ельник у дороги…», «Няня», «Осыпаются астры в садах…», «Перед закатом набежало…», «Вечер», «Слово», «Детство», « Сказка». 6 класс «Помню долгий зимний вечер…», «Летняя ночь», «На окне серебряном от инея…» и т.д., кроме них к изучению предлагаются отрывки из романа «Жизнь Арсеньева». 9 класс «Господин из Сан-Франциско» 11 класс Образ природы («Осенний ветер», «Запах соли…»). Лирико-философское решение «мужицкой темы» («Деревня», «Антоновские яблоки»). Картины «погибающих помещичьих гнезд»  («Золотое дно»). Размышления о страшной и бессмысленной жестокости людей («Ночной разговор»). Поиски целостности личности и психологии человека («Чаша жизни»). Образы последних дней героя («Худая трава»). Трагедийная концепция любви («Солнечный удар», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»).  

Программа по литературе (5-11 классы) Авторы: А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева, В.В. Леденева, И.И. Мурзак, А.Л. Ястребов. Под редакцией А.Г. Кутузова. В работе над программой принимал участие Л.В. Колосс.

5 класс

Самостоятельное чтение: «Укоры», «Густой, зеленый ельник у дороги…», «Няня», «Осыпаются астры в садах…», «Перед закатом набежало…», «Вечер», «Слово», «Детство», « Сказка».

6 класс

«Помню долгий зимний вечер…», «Летняя ночь», «На окне серебряном от инея…» и т.д., кроме них к изучению предлагаются отрывки из романа «Жизнь Арсеньева».

9 класс

«Господин из Сан-Франциско»

11 класс

Образ природы («Осенний ветер», «Запах соли…»).

Лирико-философское решение «мужицкой темы» («Деревня», «Антоновские яблоки»).

Картины «погибающих помещичьих гнезд»  («Золотое дно»). Размышления о страшной и бессмысленной жестокости людей («Ночной разговор»).

Поиски целостности личности и психологии человека («Чаша жизни»).

Образы последних дней героя («Худая трава»).

Трагедийная концепция любви («Солнечный удар», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»).

 

Программа по литературе (5-11 классы) для школ с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Авторы: А.Б. Лесин, О.Н. Зайцева, М.Б. Ладыгин. Под ред. М.Б. Ладыгина.

Программа по литературе (5-11 классы) для школ с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Авторы: А.Б. Лесин, О.Н. Зайцева, М.Б. Ладыгин. Под ред. М.Б. Ладыгина.

  • К изучению предлагается рассказ И. Бунина «Господин из Сан-Франциско», причем рассматривается это произведение как новелла. К изучению предлагаются следующие проблемы: «Тема губительного влияния богатства на человеческую душу. Система ценностей в новелле. Символика и художественная деталь в новелле».
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока по литературе, презентация. Малая проза И. Бунина.

Автор: Федорова Лилия Юрьевна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203231


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства