kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы. Презентация для урока русской литературы в 10 классе "Сладостный союз поэтов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сближении с русской культурой  Абай видел единственно верный путь выхода на мировую культуру. Его волновала идея братства и дружбы народов, поэтому велика его заслуга в укреплении дружбы казахского народа с русским. Путь экономического и культурного развития своего народа великий поэт-гуманист видел в просвещении, образовании через передовую демократическую русскую культуру и через нее – общечеловеческую культуру. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы. Презентация для урока русской литературы в 10 классе "Сладостный союз поэтов". »

“ Сладостный союз поэтов” Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ №22 А.А. Габдуллина Казахстан ВКО г. Семей

Сладостный союз поэтов”

Выполнила

учитель русского языка и литературы

СОШ №22 А.А. Габдуллина

Казахстан ВКО г. Семей

Нация обязана сделать всеобщим достоянием то, что у нее есть. Р. Таго р Издревле сладостный союз   Поэтов меж собой связует:  Они жрецы единых уз;  Единый пламень их волнует… А.С. Пушкин

Нация обязана сделать всеобщим достоянием то, что у нее есть.

Р. Таго р

Издревле сладостный союз  Поэтов меж собой связует: Они жрецы единых уз; Единый пламень их волнует…

А.С. Пушкин

“ Сладостный союз поэтов” Друг другу чужды по судьбе,  Они родня по вдохновенью.

“ Сладостный союз поэтов”

Друг другу чужды по судьбе, Они родня по вдохновенью.

Семья  Отец , Сергей  Львович  (1770-1838г.), принадлежал к  древнему дворянскому роду, упоминаемому в Летописях со времен Ивана Грозного Мать, Надежда Осиповна Пушкина (1775-1836г.) , была внучкой Ибрагима Ганнибала – «арапа Петра Великого» Сестра, Ольга Сергеевна Павлищева  (1797-1868г.) Брат, Лев Сергеевич Пушкин (1805-1852г.)

Семья

Отец , Сергей

Львович

(1770-1838г.),

принадлежал к

древнему

дворянскому роду,

упоминаемому

в Летописях со

времен Ивана

Грозного

Мать, Надежда Осиповна Пушкина

(1775-1836г.) , была внучкой Ибрагима Ганнибала – «арапа Петра Великого»

Сестра, Ольга Сергеевна Павлищева

(1797-1868г.)

Брат, Лев Сергеевич Пушкин

(1805-1852г.)

Жена и дети Натали Гончарова жена А. С. Пушкина. и мать его 4 детей Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина  (1836-1913г.)  Старший сын, Александр Александрович Пушкин  (1833-1914г.)  Старшая дочь Мария Александровна Пушкина (1832-1919г.)  Младший сын, Григорий Александрович Пушкин  (1835-1913г.)

Жена и дети

Натали Гончарова

жена А. С. Пушкина.

и мать его 4 детей

Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина (1836-1913г.)

Старший сын, Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.)

Старшая

дочь Мария

Александровна

Пушкина

(1832-1919г.)

Младший сын, Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.)

Отец Абая –  Кунанбай Ускенбаевич Мать Абая - Улжан

Отец Абая –

Кунанбай Ускенбаевич

Мать Абая - Улжан

Абай с бабушкой Зере

Абай с бабушкой Зере

Детство Александра Пушкина  Маленького Сашу растила НЯНЯ АРИНА РОДИОНОВНА ЯКОВЛЕВА, КОТОРАЯ БЫЛА НЕГРАМОТНОЙ, НО ЗНАЛА МНОГО И ГОВОРИЛА СКЛАДНО . ИМЕННО У СВОЕЙ НЯНИ ПУШКИН ПОЛУЧИЛ ПЕРВЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО МАСТЕРСТВА.  После он напишет:   Но я плоды своих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей.

Детство Александра Пушкина

Маленького Сашу растила НЯНЯ АРИНА РОДИОНОВНА ЯКОВЛЕВА, КОТОРАЯ БЫЛА НЕГРАМОТНОЙ, НО ЗНАЛА МНОГО И ГОВОРИЛА СКЛАДНО .

ИМЕННО У СВОЕЙ НЯНИ ПУШКИН ПОЛУЧИЛ ПЕРВЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО МАСТЕРСТВА.

После он напишет:

Но я плоды своих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей.

Успехи и неудачи в домашнем образовании Как и принято в дворянских семьях, маленькому Пушкину нанимают гувернера- иностранца. И с 7 лет Саша начинает изучать немецкий, английский языки и французский. Поэтому первые стихи он пишет именно на французском. С 9 лет у Пушкина появляется страсть к чтению. Но из всех предметов Саша так и не полюбил арифметику. А. С. Пушкин - ученик

Успехи и неудачи в домашнем образовании

Как и принято в дворянских

семьях, маленькому Пушкину

нанимают гувернера- иностранца.

И с 7 лет Саша начинает изучать

немецкий, английский языки и

французский. Поэтому первые

стихи он пишет именно на

французском.

С 9 лет у Пушкина появляется

страсть к чтению.

Но из всех предметов Саша так и не полюбил арифметику.

А. С. Пушкин - ученик

Лицейские годы  В 12 лет, получив зачатки домашнего образования и воспитания, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение- Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где Располагалась летняя резиденция русских императоров.   В 19 октября 1811 г. Пушкин в числе 30 воспитанников был принят в этот лицей, где преподавателями были самые передовые светила науки и педагогики того времени. А. С. Пушкин - лицеист

Лицейские годы

В 12 лет, получив зачатки

домашнего образования и

воспитания, Александр

был отвезен учиться в новое,

только что открывшееся 19

октября 1811 г. учебное

заведение- Царскосельский Лицей

под Петербургом, место, где

Располагалась летняя резиденция

русских императоров.

В 19 октября 1811 г. Пушкин в

числе 30 воспитанников был

принят в этот лицей, где

преподавателями были самые

передовые светила науки и

педагогики того времени.

А. С. Пушкин - лицеист

Образование

Образование

  • Начатое в раннем детстве приобщение к устному народному творчеству и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске одновременно с посещением русской школы. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов.
Медресе в которой учился Абай

Медресе в которой учился Абай

Пушкинские  и  Абаевские места это как раз те места, природа которых вдохновляла их на создание шедевров пейзажной лирики.

Пушкинские  и  Абаевские места это как раз те места, природа которых вдохновляла их на создание шедевров пейзажной лирики.

  «Октябрь уж наступил…» Октябрь уж наступил, уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад – дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей; И страждут озими от бешеной забавы, И будет лай собак уснувшие дубравы. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

  «Октябрь уж наступил…»

Октябрь уж наступил, уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей;

И страждут озими от бешеной забавы,

И будет лай собак уснувшие дубравы.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Иллюстрация к произведению «Осень»

Иллюстрация к произведению «Осень»

Абайдың өлеңі «Күз.» Сұр бұлт түсі суық қаптайды аспан, Күз болып, дымқыл тұман жерді басқан. Білмеймін, тойғаны ма, тоңғаны ма, Жылқы ойнап, бие қашқан, тай жарысқан. Жасыл шөп, бәйшешек жоқ бұрынғыдай, Жастар күлмес, жүгірмес бала шулай. Қайыршы шал-кемпірдей түсі кетіп, Жапырағынан айрылған ағаш, қурай.

Абайдың өлеңі «Күз.»

Сұр бұлт түсі суық қаптайды аспан,

Күз болып, дымқыл тұман жерді басқан.

Білмеймін, тойғаны ма, тоңғаны ма,

Жылқы ойнап, бие қашқан, тай жарысқан.

Жасыл шөп, бәйшешек жоқ бұрынғыдай,

Жастар күлмес, жүгірмес бала шулай.

Қайыршы шал-кемпірдей түсі кетіп,

Жапырағынан айрылған ағаш, қурай.

Ученый – литературовед, профессор Н. Джуанышпеков утверждает, что “Пушкин – это … казахский народный поэт”. И приводит следующие доказательства: “Разве “Евгений Онегин”, переведенный в отрывках на казахский язык Абаем, не стал в подлинном смысле национальным явлением казахской культуры? Распивая песню Татьяны из её письма Онегину, степные красавицы, естественно, ничего не знали ни о самом Пушкине, ни о его романе в стихах. Для них Татьяна, её чувства и ожидания стали просто фактом собственной “казахской жизни”. Так почему же не назвать Пушкина “казахским народным поэтом?”.

Ученый – литературовед, профессор

Н. Джуанышпеков утверждает, что “Пушкин – это … казахский народный поэт”. И приводит следующие доказательства: “Разве “Евгений Онегин”, переведенный в отрывках на казахский язык Абаем, не стал в подлинном смысле национальным явлением казахской культуры? Распивая песню Татьяны из её письма Онегину, степные красавицы, естественно, ничего не знали ни о самом Пушкине, ни о его романе в стихах.

Для них Татьяна, её чувства и ожидания стали просто фактом собственной “казахской жизни”. Так почему же не назвать Пушкина “казахским народным поэтом?”.

Идея – строки любви вечны, нет и не будет им конца, пока жив на Земле человек. Стихи поэтов о любви – это гимн любви – торжественная песнь любви, тысячу раз прав М. Горький, сказавший, что «любовь – это желание жить», вот почему стихи о любви Абая и Пушкина – это Гимн любви, которую они поют во славу Жизни. Возвеличивание Женщины, котрая виделась поэтам источником обаятельной силы, преобразующей мужчину. Поэзия и любовь, любовь и поэзия – понятия эти вряд ли можно отделить друг от друга.

Идея – строки любви вечны, нет и не будет им конца, пока жив на Земле человек. Стихи поэтов о любви – это гимн любви – торжественная песнь любви, тысячу раз прав М. Горький, сказавший, что «любовь – это желание жить», вот почему стихи о любви Абая и Пушкина – это Гимн любви, которую они поют во славу Жизни. Возвеличивание Женщины, котрая виделась поэтам источником обаятельной силы, преобразующей мужчину. Поэзия и любовь, любовь и поэзия – понятия эти вряд ли можно отделить друг от друга.

Любовь одна - веселье жизни хладаной, Любовь одна – мучение сердец

Любовь одна - веселье жизни хладаной,

Любовь одна – мучение сердец

Любовная лирика «Я помню чудное мгновенье…» Встретив Анну Петровну Керн, девятнадцатилетнюю жену генерала Керна однажды, еще в 1819 году, у своих знакомых в Петербурге, тогда еще юный поэт был поражен ее красотой и обаянием. У них не было никакой любовной истории, просто обменялись несколькими обычными фразами — но сердце поэта было сражено: никогда раньше не встречал он девушек такой сияющей красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Так писал поэт, отчаявшись когда-нибудь забыть образ той, что покорила его своими “милыми чертами” и “голосом нежным”. Но время делало свое дело: возможности видеть Анну больше не было (для Пушкина наступили годы изгнания), и страсть поэта стала потихоньку рассеиваться. г.

Любовная лирика

«Я помню чудное мгновенье…»

Встретив Анну Петровну Керн, девятнадцатилетнюю жену генерала Керна

однажды, еще в 1819 году, у своих знакомых в Петербурге, тогда еще юный

поэт был поражен ее красотой и обаянием. У них не было никакой любовной

истории, просто обменялись несколькими обычными фразами — но сердце

поэта было сражено: никогда раньше не встречал он девушек такой сияющей

красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Так писал поэт, отчаявшись когда-нибудь забыть образ той, что покорила его

своими “милыми чертами” и “голосом нежным”.

Но время делало свое дело: возможности видеть Анну больше не было (для

Пушкина наступили годы изгнания), и страсть поэта стала потихоньку

рассеиваться.

г.

Стихотворение Абая « Көзімнің қарасы », А.С. Пушкина « Я помню чудное мгновенье... ». Абай  Қүнанбайұлы    Общее Тема, идея стихотворения Поэтические средства: олицетворение, эпитеты, сравнения Стихи Абая и Пушкина – это Гимн любви поэзия и любовь – это гимн жизни Женщина – источник обаятельной силы. А.С. Пушкин

Стихотворение Абая « Көзімнің қарасы »,

А.С. Пушкина « Я помню чудное мгновенье... ».

Абай

Қүнанбайұлы

Общее

  • Тема, идея стихотворения
  • Поэтические средства: олицетворение, эпитеты, сравнения
  • Стихи Абая и Пушкина – это Гимн любви
  • поэзия и любовь – это гимн жизни
  • Женщина – источник обаятельной силы.

А.С. Пушкин

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Но в день печали, в тишине Произноси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я. « Что в имени тебе моем? »

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине

Произноси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.

« Что в имени тебе моем? »

Стихи Абая «Өлсем, орным қара жер сыз болмай ма?» и А.С.Пушкина «Памятник»   Тема поэта и поэзии, назначение поэзии. Оба стихотворения объединяет содержание – это завет. Абай через слово великого предшественника осознает свое жизненное назначение, свою поэтическую миссию. Поэты определили свою роль, свое место в памяти потомков. Они выполнили свою миссию на земле, сказали миру то, что должны были сказать, а сказав, поняли несовершенство человеческого сознания. Стихи поэтов явились самоотчетом в их творчестве. Гёте писал: «Поэзия – самоотчет, стремление охватить умственным взором большую полосу исторической жизни и ту роль, которую автору пришлось играть на протяжении ряда десятилетий».

Стихи Абая «Өлсем, орным қара жер сыз болмай ма?»

и А.С.Пушкина «Памятник»

Тема поэта и поэзии, назначение поэзии. Оба стихотворения объединяет содержание – это завет. Абай через слово великого предшественника осознает свое жизненное назначение, свою поэтическую миссию.

Поэты определили свою роль, свое место в памяти потомков. Они выполнили свою миссию на земле, сказали миру то, что должны были сказать, а сказав, поняли несовершенство человеческого сознания.

Стихи поэтов явились самоотчетом в их творчестве. Гёте писал: «Поэзия – самоотчет, стремление охватить умственным взором большую полосу исторической жизни и ту роль, которую автору пришлось играть на протяжении ряда десятилетий».

Абай Қүнанбайұлы Общее 1. Тема, идея 2. Напоминают завет 3. Написаны незадолго до смерти (Пушкина за год, Абая за четыре года) 4. В стихотворении итог своему времени 5. Неизмерима глубина поэзии 6. Жизнелюбие, трагизм, роковая предопределенность последних дней. А.С. Пушкин

Абай

Қүнанбайұлы

Общее

1. Тема, идея

2. Напоминают завет

3. Написаны незадолго до смерти (Пушкина за год, Абая за четыре года)

4. В стихотворении итог своему времени

5. Неизмерима глубина поэзии

6. Жизнелюбие, трагизм, роковая предопределенность последних дней.

А.С. Пушкин

Основные произведения А.С. Пушкина ПОЭМЫ:   Руслан и Людмила (1820)   Кавказский пленник (1821)   Братья разбойники (1822)   Бахчисарайский фонтан (1823)   Цыганы (1824) ПРОЗА:   Повести Белкина (1830) Дубровский (1833)  Пиковая дама (1834)  Капитанская дочка (1836)  РОМАН В СТИХАХ:   Евгений Онегин (1832 г.) ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:   Борис Годунов (1825)   Маленькие трагедии(1830)  ЛИРИКА:   Стихотворения 1813-1825 г.   Стихотворения 1826-1836 г.  СКАЗКИ:   Сказка о рыбаке и рыбке (1836)   Сказка о золотом петушке (1836)

Основные произведения А.С. Пушкина

ПОЭМЫ:

 Руслан и Людмила (1820)

 Кавказский пленник (1821)

 Братья разбойники (1822)

 Бахчисарайский фонтан (1823)

 Цыганы (1824)

ПРОЗА:

 Повести Белкина (1830)

  • Дубровский (1833)
  • Пиковая дама (1834)
  • Капитанская дочка (1836)

РОМАН В СТИХАХ:

 Евгений Онегин (1832 г.)

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

 Борис Годунов (1825)

 Маленькие трагедии(1830)

ЛИРИКА:

 Стихотворения 1813-1825 г.

 Стихотворения 1826-1836 г.

СКАЗКИ:

 Сказка о рыбаке и рыбке (1836)

 Сказка о золотом петушке (1836)

Главные произведения

Главные произведения

  • Масгут
  • Времена года
  • Көзімнің қарасы
  • Ескендир
  • Очи черные
  • Густой туман
  • Қара сөз
Абай и его сын Магауия

Абай и его сын Магауия

Абай Кунанбаев в Семипалатинской библиотеке

Абай Кунанбаев в Семипалатинской библиотеке

“ Их сила – поэзия, его надежда – народ”. (Это о каждом поэте) “Воспитанный на той же славной русской культуре, понимаем, что Пушкин – достояние планетарное, интернациональное, в лучшем смысле оного, а также воплощение высокой сути глашатая небес.  Мы верим, что Родина Абая, Родина Пушкина – земля казахстанская и русская – это земли с великим будущим. Это не только предсказания астрологов, но и воля великих двух поэтов – Абая и Пушкина, представителей вселенской культуры.

Их сила – поэзия, его надежда – народ”. (Это о каждом поэте) “Воспитанный на той же славной русской культуре, понимаем, что Пушкин – достояние планетарное, интернациональное, в лучшем смысле оного, а также воплощение высокой сути глашатая небес.

Мы верим, что Родина Абая, Родина Пушкина – земля казахстанская и русская – это земли с великим будущим. Это не только предсказания астрологов, но и воля великих двух поэтов – Абая и Пушкина, представителей вселенской культуры.

Радушно распахнуты двери поэтом.  В домах и лачугах Вселенной большой  Пушкин и Абай шагают по свету  С прекрасную нежной и мудрой душой  Так пусть же и у нас будут такими наши души, а мы будем трудолюбивыми, честными, мужественными, просвещенными, счастливыми, как завещали нам великие поэты. Пусть эти имена будут спасением от духовной пустоты, движением вечной жизни.

Радушно распахнуты двери поэтом. В домах и лачугах Вселенной большой Пушкин и Абай шагают по свету С прекрасную нежной и мудрой душой

Так пусть же и у нас будут такими наши души, а мы будем трудолюбивыми, честными, мужественными, просвещенными, счастливыми, как завещали нам великие поэты. Пусть эти имена будут спасением от духовной пустоты, движением вечной жизни.

Спасибо за вимание!

Спасибо за вимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Габдуллина Айман Амангалиевна

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150847


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства