Леонид Андреев «Петька на даче»
Класс :7
Цели урока:
знакомство с произведениями, объединенными темой детства, познакомить учащихся с жизнью и творчеством Леонида Андреева, выявить особенности его творчества, проанализировать рассказ «Петька на даче».
формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, развивать навыки работы с иллюстрациями;
воспитывать интерес к жизни и творчеству Л.Н.Андреева.
Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись.
Ход урока:
Орг. момент. Целеполагание.
- Мы начинаем изучать произведения русских писателей, связанные одной темой, темой ... , а какая тема нам предсоит угадать. Сегодня так же познакомимся с жизнью и творчеством Леонида Андреева, проанализируем рассказ «Петька на даче».
Вступительное слов учителя.
Давайте сначала , ребята, заглянем в картинную галерею под сопровождением музыки Мусогорского « Слезы». Презентации № 2-10
Что объединяет эти картины?
Какие чувства вы испытали при просмотре этих картин?
Вы можете назвать тему нашего урока?
Запишите тему урока Л.Н.Андреев. Рассказ «Петька на даче»
3. Сообщение подготовленного ученика по плану. Презентации № 11-13
1. Андреев Леонид Николаевич Родился 9 августа 1871 года в городе Орёл
Скончался писатель 12 сентября 1919году.
2.Родители , дом , где родился и вырос писатель .
3. Обложки книг писателя.
4. Перед анализом текста заглянем в литературный справочник, познакомимся с новыми терминами урока. Записать в тетради. Презентация № 14
5. Работа над рассказом Л.Андреева «Петька на даче».
Слово учителя. Презентация № 15
Рассказ «Петька на даче» впервые был напечатан в «Журнале для всех» в сентябре 1899 г. В его основу легли воспоминания о детстве одного однофамильца писателя – Ивана Андреева. Иван Андреев дожил до глубокой старости, получил признание как один из самых модных парикмахеров Москвы, был удостоен наград и почётного диплома на конкурсах в Париже. Но картины тяжелого детства сына крестьянина, привезённого в Москву из деревни и отданного в ученики к цирюльнику, навсегда сохранились в его памяти.
6. Ребята, дома вы прочитали рассказ. Давайте посмотрим место, где происходило действие. Сообщение подготовленного ученика по плану. Презентации № 16- 20
7.. Беседа по первичному восприятию. Детально-текстуальный вид анализа.
- Начнем с названия: «Петька на даче».
- А где большую часть времени проводит Петька? (в парикмахерской)
- А почему рассказ назван «Петька на даче»? Но давайте не будем торопиться с ответом на этот вопрос и перенесем его на конец урока.
- А теперь посмотрим на композицию рассказа. Презентация № 21
- Построим пространственно-временную цепочку. - Где происходят события в начале рассказа? Потом?
- Итак, у нас получился круг. (парикмахерская – дорога – дача – дорога - парикмахерская)
- Как называется такая композиция? (кольцевая)
- Зачем Андреев использовал такую композицию? К этому вопросу мы также вернемся в конце урока.
- Сейчас мы должны вместе с главным героем пройтись еще раз по этому пути, внимательно всматриваясь в каждую деталь.
- Что вы можете рассказать о Петьке?
- Как жилось Петьке в парикмахерской?
- Что мы узнаем о мальчике, который назывался Петькой?
- Как движется время Петькиной жизни в парикмахерской? Почему? Найдите и зачитайте этот отрывок.
- Почему появляются зеркала? В чем символичный подтекст зеркал?
Каким предстает мир вокруг Петьки-
Почему при описании Петьки в парикмахерской возникает мотив сна?
- Найдите дальше по тексту и зачитайте дополнения к портретной характеристики Петьки.
- Что странного в портрете?
- Почему он выглядит как старик?
- Как зовут мать Петьки? Почему?
- Как реагирует Петька на посещение матери и ее уход? Зачитайте.
- В один прекрасный момент мать Петьки приходит в парикмахерскую, чтобы забрать его на дачу.
- Какими словами начинается повествование этой части
- Что вам напоминает такое начало? (сказку)
- Почему Андреев выбирает сказочную форму
- Почему Петька торопить мать?
- Почему он обрадовался, не зная, что такое дача?
- Как начинает двигаться время вне парикмахерской?
- С чем ассоциируется движение?
- Итак, Петька начал жить.
- С чем сравниваются свистки паровоза?. Почему?
- Опишите мир, который Петька увидел из окна? Сравните его миром парикмахерской.
- Зачитайте отрывок, описывающий портрет Петьки в этом момент.
- Что разгладило морщинки Петьки? Почему исчезает мотив сна, преобладающий в парикмахерской?
- Итак, Петька приехал на дачу.
- Чем он занимается на даче? Чему он научился? Что он делает впервые?
- Для ребенка это естественно? А для Пети?
- Что приобрел Петька на даче?
- Почему Петька растолстел?
- Почему при описании Петьки на даче Андреев пишет: изумительно помолодел?
- Какой смысл у слова помолодел в этом контексте?
Но эта жизнь неожиданно для Петьки прерывается. Зачитаем диалог.
- Почему Андреев делает акцент, что надо ехать к хозяину. Что отбирается у Петьки в связи с этим словом. Чем он опять становится?
- Как Петька отреагировал? Почему он кричит? (боль, крик из глубины души, протест)
- Сравните поведение Петьки во время дороги на дачу и обратно. Что с ним происходит?
- Как меняется портретная характеристика?
- Почему Петька просит спрятать удочку? Что она значит для него?
- Итак, Петька опять в парикмахерской?
- Но все ли возвращается на круги своя?
- Почему же Андреев выбрал кольцевую композицию?
- Есть ли выход у Петьки?
8. Давайте из всего прочитанного и сказанного заполним таблицу «Анализ художественного портрета Петьки» Презентация № 22
9.Подведение итога урока.
- Так почему же рассказ назван «Петька на даче»?
- Какова тема и идея рассказа?
- Затронула ли вас данная тема?
- Каким, по-вашему, должно быть детство?
- Понравился ли вам рассказ? Почему?
10. Мы прочитали рассказ, определили композицию ,сделали портретную характеристику главного героя, проанализировали детали , ответили на вопросы т.е. проделали большую работу. А теперь давайте напишем Петьке свои пожелания . Презентация № 23
11. Комментирование оценок.
12 . Задание на дом.
1.Подготовиться к пересказу текста.
2. Написать эссе « Счастливое детство в моём пониманий»
3. Нарисовать иллюстрации к фрагментам рассказа.