kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественный анализ поэмы М. Ю. Лермонтова "Демон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лермонтов использовал в «Демоне» библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, и фольклор кавказских народов, среди которых были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку.

Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, фЛермонтов использовал в «Демоне» библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, и фольклор кавказских народов, среди которых были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку.

"Демон отрицает для утверждения, разрушает для созидания… Он не говорит, что истина, красота, благо – признаки, порождённые больным воображением человека; но говорит, что иногда не всё то истина, красота и благо, что считают за истину, красоту и благо" (В. Г. Белинский).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественный анализ поэмы М. Ю. Лермонтова "Демон" »

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОЭМЫ «ДЕМОН» Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Овчинниковой О. В. (для 10 класса)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОЭМЫ «ДЕМОН»

Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Овчинниковой О. В.

(для 10 класса)

КРИТИК В. Г. БЕЛИНСКИЙ О ПОЭМЕ: «…роскошь картин, богатство поэтического одушевления, превосходные стихи, высокость мыслей, обаятельная прелесть образов»..

КРИТИК В. Г. БЕЛИНСКИЙ О ПОЭМЕ:

«…роскошь картин, богатство поэтического одушевления, превосходные стихи, высокость мыслей, обаятельная прелесть образов»..

Основная тема всего творчества Лермонтова -  тема  личности в её отношении к обществу. Центральный герой — гордая, свободолюбивая, мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе. Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своим мощным силам, а потому и обречена на одиночество.

Основная тема всего творчества Лермонтова -

тема личности в её отношении к обществу. Центральный герой — гордая, свободолюбивая, мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе.

Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своим мощным силам, а потому и обречена на одиночество.

История создания поэмы  Первый вариант «Демона» Лермонтов набрасывает пятнадцатилетним мальчиком, в 1829 году. С тех пор он неоднократно возвращается к этой поэме, создавая её различные редакции, в которых обстановка, действие и детали сюжета меняются, но образ главного героя сохраняет свои черты.

История создания поэмы

Первый вариант «Демона» Лермонтов набрасывает пятнадцатилетним мальчиком, в 1829 году. С тех пор он неоднократно возвращается к этой поэме, создавая её различные редакции, в которых обстановка, действие и детали сюжета меняются, но образ главного героя сохраняет свои черты.

После первой ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов создал новую редакцию. Поэма обогатилась яркими, живыми картинами природы. Лермонтов описал то, что сам видел. Его Демон пролетает теперь над вершинами Кавказа. Начало поэмы создает ощущение плавного полёта: Летал над грешною землёю…

После первой ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов создал новую редакцию. Поэма обогатилась яркими, живыми картинами природы.

Лермонтов описал то, что сам видел. Его Демон пролетает теперь над вершинами Кавказа.

Начало поэмы создает ощущение плавного полёта:

Летал над грешною землёю…

КАКОВ ГЕРОЙ ПОЭМЫ? В «Демоне» Лермонтов дал своё понимание и свою оценку героя-индивидуалиста .

КАКОВ ГЕРОЙ ПОЭМЫ?

В «Демоне» Лермонтов дал своё понимание и свою оценку героя-индивидуалиста .

СЮЖЕТ ПОЭМЫ Лермонтов использовал в «Демоне» библейскую легенду о духе зла , свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, и  фольклор кавказских народов , среди которых были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, философский и социальный смысл.

СЮЖЕТ ПОЭМЫ

Лермонтов использовал в «Демоне» библейскую легенду о духе зла , свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, и фольклор кавказских народов , среди которых были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку.

Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, философский и социальный смысл.

ПУТЬ АБСОЛЮТНОГО ОТРИЦАНИЯ  Что привело Демона к мучительному состоянию внутренней опустошённости, к одиночеству, в котором мы видим его в начале поэмы?

ПУТЬ АБСОЛЮТНОГО ОТРИЦАНИЯ

Что привело Демона к мучительному состоянию внутренней опустошённости, к одиночеству, в котором мы видим его в начале поэмы?

«Святыня любви, добра и красоты» Кто для Демона является Идеалом достойной человека прекрасной свободной жизни? Какова завязка сюжета?

«Святыня любви, добра и красоты»

Кто для Демона является Идеалом достойной человека прекрасной свободной жизни?

Какова завязка сюжета?

Демон остро ощутил пленительность Идеала (Тамары) и всем своим существом устремился к нему. В этом смысл попытки «возрождения» Демона, о которой рассказывается в условных библейско-фольклорных образах. НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ СТРОКИ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ЭТУ ПОПЫТКУ «ВОЗРОЖДЕНИЯ»

Демон остро ощутил пленительность Идеала (Тамары) и всем своим существом устремился к нему.

В этом смысл попытки «возрождения» Демона, о которой рассказывается в условных библейско-фольклорных образах.

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ СТРОКИ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ЭТУ ПОПЫТКУ «ВОЗРОЖДЕНИЯ»

ЧТО стало причиной гибели Тамары и поражения Демона? И вновь остался он, надменный,  Один, как прежде, во вселенной  Без упованья и любви!

ЧТО стало причиной гибели Тамары и поражения Демона?

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!

Внутренний смысл поэмы М. Ю. Лермонтова  « Демон отрицает для утверждения, разрушает для созидания … Он не говорит, что истина, красота, благо – признаки, порождённые больным воображением человека; но говорит, что иногда не всё то истина, красота и благо, что считают за истину, красоту и благо »  В. Г. Белинский

Внутренний смысл поэмы М. Ю. Лермонтова

« Демон отрицает для утверждения, разрушает для созидания … Он не говорит, что истина, красота, благо – признаки, порождённые больным воображением человека; но говорит, что иногда не всё то истина, красота и благо, что считают за истину, красоту и благо »

В. Г. Белинский

НЕОБХОДИМЫ ИНЫЕ ПУТИ БОРЬБЫ ЗА СВОБОДУ,,, Путём глубокого идейно-психологического анализа настроений тех представителей поколения 30-х годов, которые не шли дальше индивидуалистического протеста, Лермонтов в романтической форме показал бесперспективность подобных настроений и выдвинул перед прогрессивными силами необходимость иных путей борьбы за свободу.

НЕОБХОДИМЫ ИНЫЕ ПУТИ БОРЬБЫ ЗА СВОБОДУ,,,

Путём глубокого идейно-психологического анализа настроений тех представителей поколения 30-х годов, которые не шли дальше индивидуалистического протеста, Лермонтов в романтической форме показал бесперспективность подобных настроений и выдвинул перед прогрессивными силами необходимость иных путей борьбы за свободу.

ОБРАЗ БОГА В ПОЭМЕ В поэме Лермонтова Бог изображен сильнейшим тираном мира . А Демон - враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля. НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭТОМУ ОБВИНЕНИЮ

ОБРАЗ БОГА В ПОЭМЕ

В поэме Лермонтова Бог изображен сильнейшим тираном мира . А Демон - враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля.

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭТОМУ ОБВИНЕНИЮ

КАК БЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ПОЭМЫ Этот злой, несправедливый Бог где-то за кулисами. Но о нём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотя он и не обращается к нему прямо.  НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕР, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЙ РАССКАЗ ДЕМОНА.

КАК БЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ПОЭМЫ

Этот злой, несправедливый Бог где-то за кулисами. Но о нём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотя он и не обращается к нему прямо.

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕР, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЙ РАССКАЗ ДЕМОНА.

Язык поэмы эмоциональный, богатый эпитетами, метафорами, сравнениями, противопоставлениями и преувеличениями. НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕРЫ ТРОПОВ. ЗАПИШИТЕ ИХ.

Язык поэмы

эмоциональный, богатый эпитетами, метафорами, сравнениями, противопоставлениями и преувеличениями.

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕРЫ ТРОПОВ. ЗАПИШИТЕ ИХ.

менЯЕТСЯ ритм, и Демон приближается: С тех пор отверженный блуждал  В пустыне мира без приюта… Тень превращается в фигуру летящего живого существа. Демон всё ближе. Уже можно различить какой-то несколько жужжащий звук крыльев : «отвер ж енный» - «блу ж дал».  КАКОЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ИСПОЛЬЗУЕТ ЛЕРМОНТОВ?

менЯЕТСЯ ритм, и Демон приближается:

С тех пор отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта…

Тень превращается в фигуру летящего живого существа. Демон всё ближе.

Уже можно различить какой-то несколько жужжащий звук крыльев : «отвер ж енный» - «блу ж дал».

КАКОЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ИСПОЛЬЗУЕТ ЛЕРМОНТОВ?

ПРИРОДА В ПОЭМЕ Первая часть пути Демона – Военно-Грузинская дорога до Крестового перевала, самая величественная и дикая её часть. Вот и суровая скалистая вершина Казбека, покрытая снегом и льдом. Появляется ощущение холода, бесприютности, одиночества, подобное тому, с которым не расставался Демон.

ПРИРОДА В ПОЭМЕ

Первая часть пути Демона – Военно-Грузинская дорога до Крестового перевала, самая величественная и дикая её часть. Вот и суровая скалистая вершина Казбека, покрытая снегом и льдом. Появляется ощущение холода, бесприютности, одиночества, подобное тому, с которым не расставался Демон.

ПРИРОДА В ПОЭМЕ Но вот Демон за Крестовым перевалом: И перед ним иной картины Красы живые расцвели… Полная жизни роскошная картина природы подготавливает нас к чему-то новому… На фоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы.

ПРИРОДА В ПОЭМЕ

Но вот Демон за Крестовым перевалом:

И перед ним иной картины

Красы живые расцвели…

Полная жизни роскошная картина природы подготавливает нас к чему-то новому…

На фоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы.

Молодая груЗИНКА Тамара Что привлекло в ней Демона?

Молодая груЗИНКА Тамара

Что привлекло в ней Демона?

Философская И психологическая поэма Демон - бунтовщик без положительной программы , гордый мятежник, возмущенный несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопоставить.  Это эгоист. Он страдает от одиночества, рвётся к жизни и к людям, и в то же время этот гордец презирает людей за их слабость.

Философская И психологическая поэма

Демон - бунтовщик без положительной программы , гордый мятежник, возмущенный несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопоставить.

Это эгоист. Он страдает от одиночества, рвётся к жизни и к людям, и в то же время этот гордец презирает людей за их слабость.

ПЕЧОРИН И ДЕМОН Как Печорин, Демон не может освободиться от отравившего его зла, и, как Печорин, он не виновен в этом . Для самого поэта и для его передовых современников Демон был символом ломки старого мира, крушения старых понятий добра и зла. Поэт воплотил в нём дух критики и революционного отрицания.

ПЕЧОРИН И ДЕМОН

Как Печорин, Демон не может освободиться от отравившего его зла, и, как Печорин, он не виновен в этом . Для самого поэта и для его передовых современников Демон был символом ломки старого мира, крушения старых понятий добра и зла.

Поэт воплотил в нём дух критики и революционного отрицания.

«ДИКИЙ БРЕД» Свой труд над поэмой он не закончил и печатать не собирался. В конце 30-х годов Лермонтов от своего Демона отошёл и в поэме «Сказка для детей» (1839-1840) назвал его «диким бредом»: … и этот дикий бред  Преследовал мой разум много лет.  Но я, расставшись с прочими мечтами,  И от него отделался – стихами.

«ДИКИЙ БРЕД»

Свой труд над поэмой он не закончил и печатать не собирался.

В конце 30-х годов Лермонтов от своего Демона отошёл и в поэме «Сказка для детей» (1839-1840) назвал его «диким бредом»:

и этот дикий бред

Преследовал мой разум много лет.

Но я, расставшись с прочими мечтами,

И от него отделался – стихами.

«Демон» (1838 года сентября 8 дня) Сохранилась авторизованная копия этой редакции поэмы, подаренная Лермонтовым В.А. Лопухиной ( по мужу Бахметьевой) и находившаяся у её брата, друга Лермонтова. Драгоценная рукопись дошла до нас .  Большая тетрадь из прекрасной плотной бумаги сшита белыми толстыми нитками, как обычно сшивал Лермонтов свои творческие тетради. Она хранится в Ленинграде, в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина . Хотя рукопись переписана чужим ровным почерком, но обложка сделана самим поэтом. Сверху – крупно – подпись: «Демон». Внизу слева мелко: «1838 года сентября 8 дня». Заглавие старательно выведено и заключено в овальную виньетку.

«Демон» (1838 года сентября 8 дня)

Сохранилась авторизованная копия этой редакции поэмы, подаренная Лермонтовым В.А. Лопухиной ( по мужу Бахметьевой) и находившаяся у её брата, друга Лермонтова.

Драгоценная рукопись дошла до нас . Большая тетрадь из прекрасной плотной бумаги сшита белыми толстыми нитками, как обычно сшивал Лермонтов свои творческие тетради.

Она хранится в Ленинграде, в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина .

Хотя рукопись переписана чужим ровным почерком, но обложка сделана самим поэтом. Сверху – крупно – подпись: «Демон». Внизу слева мелко: «1838 года сентября 8 дня». Заглавие старательно выведено и заключено в овальную виньетку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Художественный анализ поэмы М. Ю. Лермонтова "Демон"

Автор: Овчинникова Ольга Владимировна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197479


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства