kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет в проведении урока по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри".»

Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

•  Назовите главные категории, центральные проблемы произведений писателей-романтиков. •  Основой конфликта между героем и окружающим его миром стала ситуация неволи. Что является символом неволи и живым её воплощением в поэме? •  Одна из характерных черт романтического мировосприятия и поэзии романтиков — постоянное обращение к естественному, установленному природой. Плен, несвобода — это состояние противоестественное, далёкое от природы. Во имя чего бунтует Мцыри?

Назовите главные категории, центральные проблемы произведений писателей-романтиков.

Основой конфликта между героем и окружающим его миром стала ситуация неволи. Что является символом неволи и живым её воплощением в поэме?

Одна из характерных черт романтического мировосприятия и поэзии романтиков — постоянное обращение к естественному, установленному природой. Плен, несвобода — это состояние противоестественное, далёкое от природы. Во имя чего бунтует Мцыри?

•  Главным проявлением природного начала в человеке романтики считали жизнь души, поэтому таким постоянным был интерес романтиков к внутреннему миру героев. О чём мечтает Мцыри? •  В романтической поэме такие обычные, казалось бы, понятия, как дом, семья, родина, имеют особое значение, нередко весьма далёкое от общепринятого. Какой предстаёт в воображении Мцыри родина и какие чувства пробуждает?

Главным проявлением природного начала в человеке романтики считали жизнь души, поэтому таким постоянным был интерес романтиков к внутреннему миру героев. О чём мечтает Мцыри?

В романтической поэме такие обычные, казалось бы, понятия, как дом, семья, родина, имеют особое значение, нередко весьма далёкое от общепринятого. Какой предстаёт в воображении Мцыри родина и какие чувства пробуждает?

Главы 6-7 Родина для Мцыри — это не только родной аул. Основное значение этого образа-символа богаче: родина — это природа и свободная жизнь, возвращающая человека к его изначальной сущности. «Родина», «родной дом», «отец и мать», «сестры» — всё, о чём вспоминает Мцыри, — это образы-символы естественного человеческого бытия. •  В чём видит счастье Мцыри?

Главы 6-7

Родина для Мцыри — это не только родной аул. Основное значение этого образа-символа богаче: родина — это природа и свободная жизнь, возвращающая человека к его изначальной сущности. «Родина», «родной дом», «отец и мать», «сестры» — всё, о чём вспоминает Мцыри, — это образы-символы естественного человеческого бытия.

В чём видит счастье Мцыри?

Глава 8 Мцыри стремится к слиянию с родным для него миром природы, он готов «обняться с бурей». Счастье он видит в дружбе «краткой, но живой, // Меж бурным сердцем и грозой». Мцыри. Художник Ф. Д. Константинов

Глава 8

Мцыри стремится к слиянию с родным для него миром природы, он готов «обняться с бурей». Счастье он видит в дружбе «краткой, но живой, // Меж бурным сердцем и грозой».

Мцыри. Художник Ф. Д. Константинов

Глава 11 Герой в своём романтическом порыве столкнулся с суровой реальностью жизни. Природа незаметно меняет свой облик и оказывается столь же враждебной Мцыри, как и окружающий его мир людей. Традиционное для романтической поэмы описание бегства героя в мир идеала оказалось обогащено использованием элементов национальной истории, мифологии, фольклора. •  Какие библейские образы возникают в исповеди Мцыри? Назовите слова, соотнесённые с библейскими образами. Мцыри. Художник Ф. Д. Константинов

Глава 11

Герой в своём романтическом порыве столкнулся с суровой реальностью жизни. Природа незаметно меняет свой облик и оказывается столь же враждебной Мцыри, как и окружающий его мир людей.

Традиционное для романтической поэмы описание бегства героя в мир идеала оказалось обогащено использованием элементов национальной истории, мифологии, фольклора.

Какие библейские образы возникают в исповеди Мцыри? Назовите слова, соотнесённые с библейскими образами.

Мцыри. Художник Ф. Д. Константинов

Глава 13 Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. Порой Она скользила меж камней, Смеясь неловкости своей, И беден был ее наряд; И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув. Летние жары Покрыли тенью золотой Лицо и грудь ее; и зной Дышал от уст ее и щек. Мцыри и грузинка. Художник В. А. Поляков

Глава 13

Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой

Сходила к берегу. Порой

Она скользила меж камней,

Смеясь неловкости своей,

И беден был ее наряд;

И шла она легко, назад

Изгибы длинные чадры

Откинув. Летние жары

Покрыли тенью золотой

Лицо и грудь ее; и зной

Дышал от уст ее и щек.

Мцыри и грузинка. Художник В. А. Поляков

Глава 13 •  Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой? Почему Мцыри не вышел к грузинке, к аулу? Грузинка. Художник И. Глазунов

Глава 13

Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой? Почему Мцыри не вышел к грузинке, к аулу?

Грузинка. Художник И. Глазунов

Лезгинка на террасах Тифлиса. Литография по рисунку Г.Г. Гагарина. 1857 год.

Лезгинка на террасах Тифлиса. Литография по рисунку Г.Г. Гагарина. 1857 год.

Главы 18-19 Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье... Он завыл, Рванулся из последних сил, И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле. И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик… Бой с барсом. Художник В. А. Поляков

Главы 18-19

Ко мне он кинулся на грудь;

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое оружье... Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик…

Бой с барсом. Художник В. А. Поляков

Главы 18-19 •  Какие чувства испытывает герой в поединке с барсом? •  Какой символический смысл приобретает схватка с барсом? •  Какими средствами художественной выразительности передано напряжение боя?

Главы 18-19

Какие чувства испытывает герой в поединке с барсом?

Какой символический смысл приобретает схватка с барсом?

Какими средствами художественной выразительности передано напряжение боя?

Глава 23 •  Почему забвение и покой обещаны «зеленоглазой рыбкой», а смерть воспринимается как погружение «во мглу», на «влажное дно глубокой речки»? «Песня рыбки» связана с обрядом исполнения «смертных песен», которые, по обычаю горских народов, исполняли над умирающим. •  Каким приёмом выделена в поэме «песня рыбки»? •  Найдите примеры звукописи в сне героя.

Глава 23

Почему забвение и покой обещаны «зеленоглазой рыбкой», а смерть воспринимается как погружение «во мглу», на «влажное дно глубокой речки»?

«Песня рыбки» связана с обрядом исполнения «смертных песен», которые, по обычаю горских народов, исполняли над умирающим.

Каким приёмом выделена в поэме «песня рыбки»?

Найдите примеры звукописи в сне героя.

Глава 21 •  На пути Мцыри к свободе встали не только внешние препятствия. Главное в том, что в его душе была внутренняя преграда. С чем сравнивает себя герой? Мцыри в монастыре. Художник И. Глазунов •  В чём причина поражения Мцыри?

Глава 21

На пути Мцыри к свободе встали не только внешние препятствия. Главное в том, что в его душе была внутренняя преграда. С чем сравнивает себя герой?

Мцыри в монастыре. Художник И. Глазунов

В чём причина поражения Мцыри?

Главы 25-26 Когда я стану умирать, И, верь, тебе не долго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста... Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно-золотист Играющий на солнце лист! Там положить вели меня. Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Мцыри. Исповедь в келье. Художник Ф .Д. Константинов

Главы 25-26

Когда я стану умирать,

И, верь, тебе не долго ждать,

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста...

Трава меж ними так густа,

И свежий воздух так душист,

И так прозрачно-золотист

Играющий на солнце лист!

Там положить вели меня.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Мцыри. Исповедь в келье.

Художник Ф .Д. Константинов

Понятия «тема» и «идея». •  Определите художественную идею поэмы. •  Какой смысл приобретает эпиграф поэмы? Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю. 1-я Книга Царств  

Понятия «тема» и «идея».

Определите художественную идею поэмы.

Какой смысл приобретает эпиграф поэмы?

Вкушая, вкусих мало меда,

и се аз умираю.

1-я Книга Царств

 

Домашнее задание 1.Подготовить пересказ статьи учебника, посвященной Н.В.Гоголю, с. 317-318, ч.1. 2.Индивидуальные задания: - по материалам статьи учебника (с.321-323, ч.1) подготовить сообщение о творческой истории комедии «Ревизор»; - подготовить сообщение о сценической истории комедии по материалам статей учебника «Для вас, любознательные!» и «Сценическая история пьесы», с.323-328, ч.1); - подготовить сообщение о портрете Н.В.Гоголя работы Ф. Моллера; - подготовить сообщение о М.С. Щепкине и И.И. Сосницком в роли городничего.

Домашнее задание

1.Подготовить пересказ статьи учебника, посвященной Н.В.Гоголю, с. 317-318, ч.1.

2.Индивидуальные задания:

- по материалам статьи учебника (с.321-323, ч.1) подготовить сообщение о творческой истории комедии «Ревизор»;

- подготовить сообщение о сценической истории комедии по материалам статей учебника «Для вас, любознательные!» и «Сценическая история пьесы», с.323-328, ч.1);

- подготовить сообщение о портрете Н.В.Гоголя работы Ф. Моллера;

- подготовить сообщение о М.С. Щепкине и И.И. Сосницком в роли городничего.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри".

Автор: Аксёнова Людмила Васильевна

Дата: 15.03.2020

Номер свидетельства: 542911


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства