kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет в проведении урока по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри".

Просмотр содержимого документа
«Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри".»

Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

•  Назовите главные категории, центральные проблемы произведений писателей-романтиков. •  Основой конфликта между героем и окружающим его миром стала ситуация неволи. Что является символом неволи и живым её воплощением в поэме? •  Одна из характерных черт романтического мировосприятия и поэзии романтиков — постоянное обращение к естественному, установленному природой. Плен, несвобода — это состояние противоестественное, далёкое от природы. Во имя чего бунтует Мцыри?

Назовите главные категории, центральные проблемы произведений писателей-романтиков.

Основой конфликта между героем и окружающим его миром стала ситуация неволи. Что является символом неволи и живым её воплощением в поэме?

Одна из характерных черт романтического мировосприятия и поэзии романтиков — постоянное обращение к естественному, установленному природой. Плен, несвобода — это состояние противоестественное, далёкое от природы. Во имя чего бунтует Мцыри?

•  Главным проявлением природного начала в человеке романтики считали жизнь души, поэтому таким постоянным был интерес романтиков к внутреннему миру героев. О чём мечтает Мцыри? •  В романтической поэме такие обычные, казалось бы, понятия, как дом, семья, родина, имеют особое значение, нередко весьма далёкое от общепринятого. Какой предстаёт в воображении Мцыри родина и какие чувства пробуждает?

Главным проявлением природного начала в человеке романтики считали жизнь души, поэтому таким постоянным был интерес романтиков к внутреннему миру героев. О чём мечтает Мцыри?

В романтической поэме такие обычные, казалось бы, понятия, как дом, семья, родина, имеют особое значение, нередко весьма далёкое от общепринятого. Какой предстаёт в воображении Мцыри родина и какие чувства пробуждает?

Главы 6-7 Родина для Мцыри — это не только родной аул. Основное значение этого образа-символа богаче: родина — это природа и свободная жизнь, возвращающая человека к его изначальной сущности. «Родина», «родной дом», «отец и мать», «сестры» — всё, о чём вспоминает Мцыри, — это образы-символы естественного человеческого бытия. •  В чём видит счастье Мцыри?

Главы 6-7

Родина для Мцыри — это не только родной аул. Основное значение этого образа-символа богаче: родина — это природа и свободная жизнь, возвращающая человека к его изначальной сущности. «Родина», «родной дом», «отец и мать», «сестры» — всё, о чём вспоминает Мцыри, — это образы-символы естественного человеческого бытия.

В чём видит счастье Мцыри?

Глава 8 Мцыри стремится к слиянию с родным для него миром природы, он готов «обняться с бурей». Счастье он видит в дружбе «краткой, но живой, // Меж бурным сердцем и грозой». Мцыри. Художник Ф. Д. Константинов

Глава 8

Мцыри стремится к слиянию с родным для него миром природы, он готов «обняться с бурей». Счастье он видит в дружбе «краткой, но живой, // Меж бурным сердцем и грозой».

Мцыри. Художник Ф. Д. Константинов

Глава 11 Герой в своём романтическом порыве столкнулся с суровой реальностью жизни. Природа незаметно меняет свой облик и оказывается столь же враждебной Мцыри, как и окружающий его мир людей. Традиционное для романтической поэмы описание бегства героя в мир идеала оказалось обогащено использованием элементов национальной истории, мифологии, фольклора. •  Какие библейские образы возникают в исповеди Мцыри? Назовите слова, соотнесённые с библейскими образами. Мцыри. Художник Ф. Д. Константинов

Глава 11

Герой в своём романтическом порыве столкнулся с суровой реальностью жизни. Природа незаметно меняет свой облик и оказывается столь же враждебной Мцыри, как и окружающий его мир людей.

Традиционное для романтической поэмы описание бегства героя в мир идеала оказалось обогащено использованием элементов национальной истории, мифологии, фольклора.

Какие библейские образы возникают в исповеди Мцыри? Назовите слова, соотнесённые с библейскими образами.

Мцыри. Художник Ф. Д. Константинов

Глава 13 Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. Порой Она скользила меж камней, Смеясь неловкости своей, И беден был ее наряд; И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув. Летние жары Покрыли тенью золотой Лицо и грудь ее; и зной Дышал от уст ее и щек. Мцыри и грузинка. Художник В. А. Поляков

Глава 13

Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой

Сходила к берегу. Порой

Она скользила меж камней,

Смеясь неловкости своей,

И беден был ее наряд;

И шла она легко, назад

Изгибы длинные чадры

Откинув. Летние жары

Покрыли тенью золотой

Лицо и грудь ее; и зной

Дышал от уст ее и щек.

Мцыри и грузинка. Художник В. А. Поляков

Глава 13 •  Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой? Почему Мцыри не вышел к грузинке, к аулу? Грузинка. Художник И. Глазунов

Глава 13

Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой? Почему Мцыри не вышел к грузинке, к аулу?

Грузинка. Художник И. Глазунов

Лезгинка на террасах Тифлиса. Литография по рисунку Г.Г. Гагарина. 1857 год.

Лезгинка на террасах Тифлиса. Литография по рисунку Г.Г. Гагарина. 1857 год.

Главы 18-19 Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье... Он завыл, Рванулся из последних сил, И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле. И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик… Бой с барсом. Художник В. А. Поляков

Главы 18-19

Ко мне он кинулся на грудь;

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое оружье... Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик…

Бой с барсом. Художник В. А. Поляков

Главы 18-19 •  Какие чувства испытывает герой в поединке с барсом? •  Какой символический смысл приобретает схватка с барсом? •  Какими средствами художественной выразительности передано напряжение боя?

Главы 18-19

Какие чувства испытывает герой в поединке с барсом?

Какой символический смысл приобретает схватка с барсом?

Какими средствами художественной выразительности передано напряжение боя?

Глава 23 •  Почему забвение и покой обещаны «зеленоглазой рыбкой», а смерть воспринимается как погружение «во мглу», на «влажное дно глубокой речки»? «Песня рыбки» связана с обрядом исполнения «смертных песен», которые, по обычаю горских народов, исполняли над умирающим. •  Каким приёмом выделена в поэме «песня рыбки»? •  Найдите примеры звукописи в сне героя.

Глава 23

Почему забвение и покой обещаны «зеленоглазой рыбкой», а смерть воспринимается как погружение «во мглу», на «влажное дно глубокой речки»?

«Песня рыбки» связана с обрядом исполнения «смертных песен», которые, по обычаю горских народов, исполняли над умирающим.

Каким приёмом выделена в поэме «песня рыбки»?

Найдите примеры звукописи в сне героя.

Глава 21 •  На пути Мцыри к свободе встали не только внешние препятствия. Главное в том, что в его душе была внутренняя преграда. С чем сравнивает себя герой? Мцыри в монастыре. Художник И. Глазунов •  В чём причина поражения Мцыри?

Глава 21

На пути Мцыри к свободе встали не только внешние препятствия. Главное в том, что в его душе была внутренняя преграда. С чем сравнивает себя герой?

Мцыри в монастыре. Художник И. Глазунов

В чём причина поражения Мцыри?

Главы 25-26 Когда я стану умирать, И, верь, тебе не долго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста... Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно-золотист Играющий на солнце лист! Там положить вели меня. Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Мцыри. Исповедь в келье. Художник Ф .Д. Константинов

Главы 25-26

Когда я стану умирать,

И, верь, тебе не долго ждать,

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций белых два куста...

Трава меж ними так густа,

И свежий воздух так душист,

И так прозрачно-золотист

Играющий на солнце лист!

Там положить вели меня.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Мцыри. Исповедь в келье.

Художник Ф .Д. Константинов

Понятия «тема» и «идея». •  Определите художественную идею поэмы. •  Какой смысл приобретает эпиграф поэмы? Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю. 1-я Книга Царств  

Понятия «тема» и «идея».

Определите художественную идею поэмы.

Какой смысл приобретает эпиграф поэмы?

Вкушая, вкусих мало меда,

и се аз умираю.

1-я Книга Царств

 

Домашнее задание 1.Подготовить пересказ статьи учебника, посвященной Н.В.Гоголю, с. 317-318, ч.1. 2.Индивидуальные задания: - по материалам статьи учебника (с.321-323, ч.1) подготовить сообщение о творческой истории комедии «Ревизор»; - подготовить сообщение о сценической истории комедии по материалам статей учебника «Для вас, любознательные!» и «Сценическая история пьесы», с.323-328, ч.1); - подготовить сообщение о портрете Н.В.Гоголя работы Ф. Моллера; - подготовить сообщение о М.С. Щепкине и И.И. Сосницком в роли городничего.

Домашнее задание

1.Подготовить пересказ статьи учебника, посвященной Н.В.Гоголю, с. 317-318, ч.1.

2.Индивидуальные задания:

- по материалам статьи учебника (с.321-323, ч.1) подготовить сообщение о творческой истории комедии «Ревизор»;

- подготовить сообщение о сценической истории комедии по материалам статей учебника «Для вас, любознательные!» и «Сценическая история пьесы», с.323-328, ч.1);

- подготовить сообщение о портрете Н.В.Гоголя работы Ф. Моллера;

- подготовить сообщение о М.С. Щепкине и И.И. Сосницком в роли городничего.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри".

Автор: Аксёнова Людмила Васильевна

Дата: 15.03.2020

Номер свидетельства: 542911

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства