kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Катерина - "луч света в темном царстве" по пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из уроков по пьесе А.Н.Островского "Гроза" посвящен анализу образа Катерины. Презентация к уроку помогает углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского, раскрывает силу и слабость характера Катерины, развивает умение анализировать образы, совершенствует навыки самостоятельной работы над текстом драматического произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Катерина - "луч света в темном царстве" по пьесе А.Н.Островского "Гроза" »

Катерина – луч света в «темном царстве»   Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Катерина – луч света в «темном царстве»

Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Проверка домашнего задания:

Проверка домашнего задания:

  • Начертить таблицу: распределение действующих лиц по социальному конфликту.
  • Хозяева жизни. Дикой.
  • Хозяева жизни. Кабаниха.
  • Сходства и различия Дикого и Кабанихи.
План урока

План урока

  • Положение женщины в русском обществе;
  • Домострой – памятник письменности 16 века
  • Катерина
Положение женщины в русском обществе  в начале 19 века

Положение женщины в русском обществе в начале 19 века

В I половине 19 века положение женщины в России было зависимым во многих отношениях. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы ее хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины низших сословий была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль: роль дочери, жены, матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли церковные праздники и церковные службы. «Домострой» памятник русской письменности 16 века, представляющий свод правил семейного быта

В I половине 19 века положение женщины в России было зависимым во многих

отношениях. До замужества она жила под

непререкаемой властью родителей, а после свадьбы ее хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины низших сословий была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль: роль дочери, жены, матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли церковные праздники и церковные службы.

«Домострой» памятник русской письменности 16 века, представляющий свод правил семейного быта

Катерина. Имя – образ - судьба Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого : чистая, благородная, благопристойная: 1.соответствующая принятым в обществе правилам поведения, морали. 2. Соблюдающая правила поведения, приличия (о человеке)…СИНОНИМЫ –приличный, скромный

Катерина. Имя – образ - судьба

Екатеринаразговорное Катерина,

в переводе с греческого : чистая, благородная, благопристойная:

1.соответствующая принятым в обществе правилам поведения, морали.

2. Соблюдающая правила поведения, приличия (о человеке)…СИНОНИМЫ –приличный, скромный

Жизнь в родительском доме Что рассказывает Катерина о жизни в родительском доме?

Жизнь в родительском доме

Что рассказывает Катерина о жизни в родительском доме?

Катерина в родительском доме «Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».  Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

Катерина в родительском доме

«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. - как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки?
  • А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху.
  • - как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки?
«И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…»
  • «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…»
Выводы: Особенности жизни Катерины в родительском доме  Черты характера Катерины, развившиеся под влиянием жизни у родителей 1.Сердечное отношение родных. Болезненная впечатлительность, экзальтированность. 2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок.... Романтическое отношение к жизни. 3.Относительная свобода.

Выводы:

Особенности жизни Катерины в родительском доме

Черты характера Катерины, развившиеся под влиянием жизни у родителей

1.Сердечное отношение родных.

Болезненная впечатлительность, экзальтированность.

2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок....

Романтическое отношение к жизни.

3.Относительная свобода.

Катеринао жизни в семье Кабановых «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».  Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Катеринао жизни в семье Кабановых

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

В доме Кабановых

В доме Кабановых

Вечерний моцион

Вечерний моцион

Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису? - От чего бежала Катерина, решаясь на свидание с Борисом? - К чему стремилась Катерина?

Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису?

- От чего бежала Катерина, решаясь на свидание с Борисом?

- К чему стремилась Катерина?

  • Через что пришлось переступить Катерине?
  • На какую любовь рассчитывала Катерина, выходя на свидание к Борису?
Почему Катерина ищет выход в любви?  «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. »  Любила ли Катерина мужа?

Почему Катерина ищет выход в любви?

«Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. »

Любила ли Катерина мужа?

Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь?  Катерина. Что я сделаю!  Варвара. Да, что сделаешь? Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю.  Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят.  Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова.  Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена.  Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь. - Прокомментируйте диалог
  • Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь?
  • Катерина. Что я сделаю!
  • Варвара. Да, что сделаешь?
  • Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю.
  • Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят.
  • Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова.
  • Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена.
  • Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь.
  • - Прокомментируйте диалог
Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут.  Варвара улыбается.  Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)

Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут.

Варвара улыбается.

Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)

Покаяние Катерины – проявление силы или слабости героини? Считается, что эта сцена – самое напряженное место в пьесе. Вспомните термин, обозначающий максимальное напряженность в жизни героев. Кульминация

Покаяние Катерины – проявление силы или слабости героини?

Считается, что эта сцена – самое напряженное место в пьесе. Вспомните термин, обозначающий максимальное напряженность в жизни героев.

Кульминация

«Страшный суд» В.М.Васнецов

«Страшный суд»

В.М.Васнецов

"Э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?"

- Какова сила любви Катерины? - Почему героиня так безропотно «принимает» решение Бориса оставить её? - Возьми меня с собой отсюда. - Нельзя , Катя; не по своей воле я еду, дядя посылает.  Какой выход из создавшейся ситуации видите вы?

- Какова сила любви Катерины?

- Почему героиня так безропотно «принимает» решение Бориса оставить её?

- Возьми меня с собой отсюда.

- Нельзя , Катя; не по своей воле я еду, дядя посылает.

Какой выход из создавшейся ситуации видите вы?

Позитивные стороны Негативные стороны «Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»   «Свекровь заест совсем...» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...»  «Никогда не быть мне свободной...» «Запрут — вот и будет тишина, никто мешать не будет...» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»

Позитивные стороны

Негативные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

 

«Свекровь заест совсем...»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...»

«Никогда не быть мне свободной...»

«Запрут — вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»

Негативные стороны Позитивные стороны «Мою любовь у меня никто не отнимет...»   «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»  «Сколько радости принесут мне дети...»

Негативные стороны

Позитивные стороны

«Мою любовь у меня никто не отнимет...»

 

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»

«Сколько радости принесут мне дети...»

В детстве В семье Кабановых «Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».  Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».  Атмосфера дома — страх. Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие Для Катерины главное — жить согласно своей душе  Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему

В детстве

В семье Кабановых

«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома — страх.

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

«Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Катерины главное — жить согласно своей душе

Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему

Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу : все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется

Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу : все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется

Можем ли мы считать  самоубийство Катерины протестом  против «темного царство» ?

Можем ли мы считать

самоубийство Катерины

протестом

против «темного царство» ?

«Гроза» в русской критике Н.А.Добролюбов: «Катерина –луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурнойсиле. В Катерине мы видим протест против кабановскихпонятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»). ________________________________________________________________ Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы») Какого мнения вы придерживаетесь и почему?

«Гроза» в русской критике

Н.А.Добролюбов: «Катерина –луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурнойсиле. В Катерине мы видим протест против кабановскихпонятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»).

________________________________________________________________ Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»)

Какого мнения вы придерживаетесь и почему?

Домашняя работа 1.Написать эссе на тему: «Самоубийство Катерины – сила или слабость ее характера ?» 2. Ответить на вопрос:  - какой смысл вложен в название пьесы?

Домашняя работа

1.Написать эссе на тему: «Самоубийство Катерины – сила или слабость ее характера ?»

2. Ответить на вопрос:

- какой смысл вложен в название пьесы?

Информационные источники 15слайд - Катерина 16 слайд – Катерина и Варвара 17слайд – Катерина 18слайд- под сводами церкви 20слайд – покаяние Катерины 21слайд – картина Васнецова 22слайд – Катерина с Борисом Прощание Катерины с Борисом Катерина и Борис на скамейке у Волги 23слайд – Катерина с Борисом 27слайд - Катерина 28слайд – Катерина и Тихон Шаблон учителя Морозовой Н.Т 4слайд – женщина в 19 веке 5слайд – «Домострой» 6слайд - Катерина 7слайд – Вид на Волгу 8слайд - Катерина 9слайд - церковь 10слайд – девочка, служба в церкви Свет в церкви 12слад – Кабаниха, Катерина, Борис 13слайд – Дикой и Кабаниха 14слайд – вечерний моцион Калинов

Информационные источники

15слайд - Катерина

16 слайд – Катерина и Варвара

17слайд – Катерина

18слайд- под сводами церкви

20слайд – покаяние Катерины

21слайд – картина Васнецова

22слайд – Катерина с Борисом

Прощание Катерины с Борисом

Катерина и Борис на скамейке у Волги

23слайд – Катерина с Борисом

27слайд - Катерина

28слайд – Катерина и Тихон

Шаблон учителя Морозовой Н.Т

4слайд – женщина в 19 веке

5слайд – «Домострой»

6слайд - Катерина

7слайд – Вид на Волгу

8слайд - Катерина

9слайд - церковь

10слайд – девочка, служба в церкви

Свет в церкви

12слад – Кабаниха, Катерина, Борис

13слайд – Дикой и Кабаниха

14слайд – вечерний моцион

Калинов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Катерина - "луч света в темном царстве" по пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Автор: Казарцева Ирина Владимировна

Дата: 02.08.2015

Номер свидетельства: 224112


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства