•РОМАН - жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности, и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразие связей человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека
•ПОВЕСТЬ - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
способствовать развитию речи, памяти, внимания, развивать умение рассуждать и делать выводы;
способствовать развитию познавательных способностей учащихся, фантазии и творческого мышления, воспитанию у учащихся навыков общения и сотрудничества, нравственные качества.
«Капитанская дочка» - лучшая повесть Пушкина.Белинский В.Г.
1765 год
«Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу»
1767 год
«Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков»
Какая важная для А. С. Пушкина дата стоит в конце повести? Почему?
Какой эпиграф выбрал автор ко всей повести? Почему?
Что помогло автору в создании повести?
В какое время происходят события повести?
Проверка домашнего задания Каково значение истории любви Гринева и Маши Мироновой в сюжете произведения?
РОМАН - жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности, и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразие связей человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека
ПОВЕСТЬ - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.
Кроссворд
1
2
3
4
6
5
7
По горизонтали:
Какая русская императрица является героиней повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Дядька главного героя повести Петра Гринева
Предводитель восстания, выдававший себя за царя Петра III
Название одной из глав повести – имя существительное общего рода
Что отдал вожатому Петр Гринев за оказанную помощь?
Молодой офицер, сосланный в Белогорскую крепость за убийство на дуэли
При каком графе служил отец Петра Гринева?
По вертикали: ключевое слово…
В повести Петр Гринев выступает, как человек чести, а кто же в повести бесчестен?
Заполните таблицу
Критерий сравнения
Гринев
1. Отношение к семье капитана Миронова
Общее
2. Поведение на поединке
Швабрин
Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.
3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами
4. Отношение к Маше Мироновой
5. Поведение с Пугачёвым
Критерий сравнения
1. Отношение к семье капитана Миронова
Гринев
Общее
С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.
2. Поведение на поединке
Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.
3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами
Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.
Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.
Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу.
Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.
Описывает Машу “совершенною дурочкою”, клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.
Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.
Вывод: У Гринёва понятие чести развивается. Во всех своих поступках он действует честно и открыто. Постепенно он восходит к высшему проявлению чести — самопожертвованию во имя другого человека. У Швабрина понятия чести вообще нет. Этот герой, напротив, морально опускается всё ниже и ниже.
Назовите эпизод повести, который изображен, назовите главу, в которой присутствует этот эпизод:
ПРОБЛЕМА:Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II или Пугачев?
Почему же роман назван не «Гринёв» — по имени главного героя, не «Пугачёв» — по имени предводителя народного восстания, а по имени Маши — «Капитанская дочка»?
Маша Миронова - главная героиня становится центром лирического сюжета романа. Несмотря на свою скромность и незаметность, она становится предметом любви и обожания всех, кто встретится с нею. Из-за Маши сражаются на дуэли Гринёв и Швабрин. Из-за неё Гринёв отправляется в ставку Пугачёва на верную смерть, из-за Маши Пугачёв проявляет царскую милость. Именно Маша потом вызволит Гринёва из тюрьмы.
Составьте синквейн о любом герое повести
Имя героя
Прилагательные (2)
Глаголы (3)
Предложение (мое отношение)
Слово-ассоциация (вывод)
Почему же мы можем считать «Капитанскую дочку» духовным завещанием Пушкина?
Домашнее задание:
1.Сочинение. Темы:
Какую «каплю добра» может принести «Капитанская дочка»?
Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.