kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Капитанская дочка» - духовное завещание А.С. Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

•РОМАН - жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности, и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразие связей человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека

•ПОВЕСТЬ - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Капитанская дочка» - духовное завещание А.С. Пушкина»

Классная работа «Капитанская дочка» - духовное завещание  А.С. Пушкина

Классная работа

«Капитанская дочка» - духовное завещание А.С. Пушкина

Цель и задачи урока:

Цель и задачи урока:

  • углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
  • способствовать развитию речи, памяти, внимания, развивать умение рассуждать и делать выводы;
  • способствовать развитию познавательных способностей учащихся, фантазии и творческого мышления, воспитанию у учащихся навыков общения и сотрудничества, нравственные качества.
«Капитанская дочка» - лучшая повесть Пушкина.  Белинский В.Г.

«Капитанская дочка» - лучшая повесть Пушкина. Белинский В.Г.

1765 год «Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу» 1767 год «Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков»

1765 год

«Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу»

1767 год

«Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков»

Какая важная для А. С. Пушкина дата стоит в конце повести? Почему? Какой эпиграф выбрал автор ко всей повести? Почему? Что помогло автору в создании повести? В какое время происходят события повести?
  • Какая важная для А. С. Пушкина дата стоит в конце повести? Почему?
  • Какой эпиграф выбрал автор ко всей повести? Почему?
  • Что помогло автору в создании повести?
  • В какое время происходят события повести?
Проверка домашнего задания  Каково значение истории любви Гринева и Маши Мироновой в сюжете произведения?

Проверка домашнего задания Каково значение истории любви Гринева и Маши Мироновой в сюжете произведения?

РОМАН - жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности, и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразие связей человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека  ПОВЕСТЬ - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.
  • РОМАН - жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности, и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразие связей человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека

  • ПОВЕСТЬ - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.
Кроссворд 1 2 3 4 6 5 7 По горизонтали: Какая русская императрица является героиней повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? Дядька главного героя повести Петра Гринева Предводитель восстания, выдававший себя за царя Петра III Название одной из глав повести – имя существительное общего рода Что отдал вожатому Петр Гринев за оказанную помощь? Молодой офицер, сосланный в Белогорскую крепость за убийство на дуэли При каком графе служил отец Петра Гринева? По вертикали: ключевое слово…

Кроссворд

1

2

3

4

6

5

7

По горизонтали:

  • Какая русская императрица является героиней повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
  • Дядька главного героя повести Петра Гринева
  • Предводитель восстания, выдававший себя за царя Петра III
  • Название одной из глав повести – имя существительное общего рода
  • Что отдал вожатому Петр Гринев за оказанную помощь?
  • Молодой офицер, сосланный в Белогорскую крепость за убийство на дуэли
  • При каком графе служил отец Петра Гринева?

По вертикали: ключевое слово…

В повести Петр Гринев выступает, как человек чести, а кто же в повести бесчестен?

В повести Петр Гринев выступает, как человек чести, а кто же в повести бесчестен?

Заполните таблицу Критерий сравнения Гринев 1. Отношение к семье капитана Миронова Общее 2. Поведение на поединке Швабрин Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову. 3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами 4. Отношение к Маше Мироновой 5. Поведение с Пугачёвым

Заполните таблицу

Критерий сравнения

Гринев

1. Отношение к семье капитана Миронова

Общее

2. Поведение на поединке

Швабрин

Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

4. Отношение к Маше Мироновой

5. Поведение с Пугачёвым

Критерий сравнения

1. Отношение к семье капитана Миронова

Гринев

Общее

С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.

2. Поведение на поединке

Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

Швабрин

Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

4. Отношение к Маше Мироновой

Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.

Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку.

5. Поведение с Пугачёвым

Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.

Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу.

Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.

Описывает Машу “совершенною дурочкою”, клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.

Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

Вывод: У Гринёва понятие чести развивается. Во всех своих поступках он действует честно и открыто. Постепенно он восходит к высшему проявлению чести — самопожертвованию во имя другого человека. У Швабрина понятия чести вообще нет. Этот герой, напротив, морально опускается всё ниже и ниже.

Назовите эпизод повести, который изображен, назовите главу, в которой присутствует этот эпизод:

Назовите эпизод повести, который изображен, назовите главу, в которой присутствует этот эпизод:

ПРОБЛЕМА:  Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II или Пугачев?

ПРОБЛЕМА: Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II или Пугачев?

Ассоциации

Ассоциации

  • Пугачёв – бунт, насилие, властолюбие, помощь, щедрость, храбрость, военачальник, долг.
  • Гринёв – благородство, любовь, доброта, честь, смелость, долг.
  • Маша – любовь, целомудрие, честь, чистота, верность, благородство, честность.
  • Швабрин – трусость, предательство, ложь, низость, насилие, властолюбие.
Почему же роман назван не «Гринёв» — по имени главного героя, не «Пугачёв» — по имени предводителя народного восстания, а по имени Маши — «Капитанская дочка»? Маша Миронова - главная героиня становится центром лирического сюжета романа. Несмотря на свою скромность и незаметность, она становится предметом любви и обожания всех, кто встретится с нею. Из-за Маши сражаются на дуэли Гринёв и Швабрин. Из-за неё Гринёв отправляется в ставку Пугачёва на верную смерть, из-за Маши Пугачёв проявляет царскую милость. Именно Маша потом вызволит Гринёва из тюрьмы.

Почему же роман назван не «Гринёв» — по имени главного героя, не «Пугачёв» — по имени предводителя народного восстания, а по имени Маши — «Капитанская дочка»?

Маша Миронова - главная героиня становится центром лирического сюжета романа. Несмотря на свою скромность и незаметность, она становится предметом любви и обожания всех, кто встретится с нею. Из-за Маши сражаются на дуэли Гринёв и Швабрин. Из-за неё Гринёв отправляется в ставку Пугачёва на верную смерть, из-за Маши Пугачёв проявляет царскую милость. Именно Маша потом вызволит Гринёва из тюрьмы.

Составьте синквейн о любом герое повести Имя героя Прилагательные (2) Глаголы (3) Предложение (мое отношение) Слово-ассоциация (вывод)  Почему же мы можем считать «Капитанскую дочку» духовным завещанием Пушкина?

Составьте синквейн о любом герое повести

  • Имя героя
  • Прилагательные (2)
  • Глаголы (3)
  • Предложение (мое отношение)
  • Слово-ассоциация (вывод)

Почему же мы можем считать «Капитанскую дочку» духовным завещанием Пушкина?

Домашнее задание:  1.Сочинение. Темы: Какую «каплю добра» может принести «Капитанская дочка»? Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Семья Мироновых Друзья и враги Петра Гринева Образ Маши Мироновой. 2. Повесть А.С. Пушкина «Выстрел» ( стр.211-217 в хрестоматии).

Домашнее задание:

1.Сочинение. Темы:

  • Какую «каплю добра» может принести «Капитанская дочка»?
  • Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.
  • Семья Мироновых
  • Друзья и враги Петра Гринева
  • Образ Маши Мироновой.

2. Повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

( стр.211-217 в хрестоматии).

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

СПАСИБО

ЗА

РАБОТУ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Капитанская дочка» - духовное завещание А.С. Пушкина

Автор: Жекежанова Лязат Конысбаевна

Дата: 26.02.2016

Номер свидетельства: 299292


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства