Просмотр содержимого документа
«К 100 - летию Александра Исаевича Солженицына»
Александр Исаевич Солженицын 11.12.1918 – 3.08.2008Известный советский писатель, историк, общественныйи политический деятель, член Российской АН, диссидент. Нобелевский лауреат, автор известной рукописи «Архипелаг ГУЛАГ». Возможно, последний великий русский писатель.
Детские годы и образование Александр Исаевич Солженицын родился 11.12.1918 г. в городе Кисловодске. Его отец в годы первой мировой войны уходит на фронт, получает чин офицера. После демобилизации, в июне 1918 года, отец трагически погибает, не дождавшись рождения сына. Позже Солженицын изобразит отца в эпопее «Красное колесо» в образе Сани Лаженицына на основе воспоминаний матери. Революция, гражданская война и смерть отца подорвали благополучие семьи, и в 1924 г. мать вместе с сыном переехала в Ростов-на-Дону. С 1926 г. будущий писатель обучался в местной школе. В это время он создаёт свои первые эссе и стихотворения. Можно увидеть рукописи его фантастического романа, написанного им в 9 лет. В 1936 г. Солженицын поступает в Ростовский университет на физико-математический факультет, продолжая при этом заниматься литературной деятельностью. В 1939 г. поступает на заочное отделение факультета литературы в Московский Институт философии, литературы и истории, однако из-за начала войны не заканчивает его. В 1941 г. писатель окончил Ростовский университет с отличием.
Вторая мировая война Несмотря на слабое здоровье, Солженицын стремится на фронт. С 1941 г. писатель служит в 74 транспортно-гужевом батальоне. В 1942 г. Александра Исаевича направляют в Костромское военное училище, по окончанию которого он получает звание лейтенанта. С 1943 г. Солженицын служит командиром батареи звуковой разведки. За военные заслуги Александр Исаевич был награждён двумя почётными орденами, получил звание старшего лейтенанта, а затем и капитана. В тяжёлые годы войны Солженицын не прекращает писать и вести дневник. Свою жизнь в годы войны он описал в автобиографической поэме «Дороженька».
Заключение и ссылка В феврале 1945 г. Солженицын был арестован за свои критические замечания по поводу политики, проводимой Сталиным, и осужден на 8 лет пребывания в лагерях и ссылку. Год он провёл под следствием на Лубянке. Затем его переводят в тюремное НИИ, где содержали учёных, инженеров, писателей. Заключённые содержались здесь в лучших условиях, и была вероятность досрочного освобождения. 3 года пребывания в тюремном НИИ Солженицын описал в своём произведении «В круге первом». В 1950 г. писателя переводят в лагерь для политзаключенных в Казахстан. В 1952 г. в лагере ему поставили диагноз: рак желудка, здесь же он был прооперирован. В марте 1953 г. писатель был освобожден и в Ташкенте успешно прошёл лучевую терапию. Своё пребывание в госпитале он опишет в повести «Раковый корпус». До 1956 г. он продолжал находиться в ссылке, но в феврале 1957 г. Солженицын был реабилитирован, что позволило ему вернуться в Россию.
Конфликты с властями Поселившись в Рязани, писатель работает учителем в школе и преподаёт физику и математику. Продолжает писать. В 1962 г. вышла в свет его повесть «Один день Ивана Денисовича», описывающая лагерную жизнь, что вызвало огромную сенсацию. Талантливого и самобытного писателя принимают в Союз писателей. Однако уже в 1967 г. Солженицына подвергают газетной травле и преследованиям за его открытое письмо к Съезду писателей СССР с призывом покончить с цензурой. В 1969 г. произведения были запрещены, он был исключен из Союза писателей. Свои произведения писатель вынужден был издавать за рубежом. В 1970 г. Солженицыну дают Нобелевскую премию по литературе, однако присутствовать на церемонии награждения по «политическим соображениям» он не смог. В 1972 г. вышла первая книга эпопеи «Красное колесо» на английском языке. В конце 1973 г. во Франции вышел первый том «Архипелаг ГУЛАГ», повествующий об исправительных колониях и лагерях,. В феврале 1974 г. рукопись книги была конфискована, самого писателя обвинили в государственной измене и, лишив советского гражданства, депортировали в Германию.
Жизнь за границей. Последние годыВ 1975 – 1994 г.г. писатель посетил Германию, Швейцарию, США, Канаду, Францию, Великобританию, Испанию. До 1976 г. находился в Цюрихе, затем вместе с семьёй переехал в Америку, штат Вермонт. Здесь он продолжает работу над эпопеей «Красное колесо», заканчивает третий том «Архипелага», в 1988 г. было издано 18 томов его сочинений. С развалом СССР в стране произошли огромные перемены в отношении бывших диссидентов и других граждан СССР, лишенных советского гражданства во времена существования политических репрессий. В 1989 «Архипелаг ГУЛАГ» был впервые опубликован в России в журнале «Новый мир», вскоре в журнале публикуется и рассказ «Матрёнин двор». В 1990 г. Солженицын был удостоен Ленинской премии за роман «Архипелаг ГУЛАГ», позже в России издадут основные произведения писателя, будут официально сняты все обвинения против него и восстановлено гражданство.
В 1994 г. он вместе с семьёй вернётся на родину и совершит большое путешествие по стране - от Магадана до Москвы. Писатель продолжает активно заниматься литературной деятельностью. В 2006 – 2007 годах выходят первые книги 30-томного собрания сочинений Солженицына. В 2007 году президент РФ Владимир Путин приезжал в Троице-Лыково для вручения Государственной премии Александру Солженицыну.
До последнего своего часа Александр Исаевич работал над своими воспоминаниями. Последнее время передвигался по квартире в инвалидной коляске. Ему было трудно двигаться, совсем не работала левая рука. Действующая рука - правая, ею он постоянно писал мелким убористым почерком - лагерная привычка. Умер великий писатель в своём доме в Троице-Лыкове, 3 августа 2008 года. Погребён на кладбище Донского монастыря в Москве - такова была его воля. Писатель сам при жизни определил себе место в некрополе рядом с храмом - усыпальницей Иоанна Лествичника. (Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобного и стали называть Иоанн Лествичник.)
Семья Солженицына: жена Наталья и сыновья Наталья Солженицына с мужем и сыновьями. Слева направо: Степан, Александр Исаевич, Дмитрий, Ермолай, Игнат. Кавендиш, июль 1988 года.
Все знают произведения Солженицына, а то, каким гений был в быту, как он воспитывал своих детей и кем они стали, известно меньше. Александр Исаевич был счастлив в семье. Вместе с супругой, вопреки всем трудностям и невзгодам, сумел построить благополучное родовое гнездо, воспитать детей так, что каждый из них гордится легендарной фамилией. У Солженицына три сына, которым дали исконно русские старинные имена: Ермолай 1970 г.р., Игнат 1972 г.р. и Степан 1973 г.р. Лидером в семье писателя всегда была супруга Александра Исаевича - Наталья Дмитриевна, на которой держался дом. Глава семейства много работал - по 15 часов в сутки, но старался находить время для общения с детьми. В семейной традиции были вечерние чтения вслух. Причем папа читал сыновьям не сказки, а "Архипелаг ГУЛАГ" и другие монументальные произведения. Он с малых лет приучал их к самостоятельности, чтобы дети росли уверенными в себе, имели свою точку зрения. К тому же, по мнению супруги писателя, "Архипелаг" не вызывает при прочтении отчаяния, напротив, учит мужественности.
Сыновья Солженицына к 5 годам уже умели читать. А средний Игнат научился читать в три с половиной года, в 8 лет прочитал 12 томов Дюма и все комментарии, занимавшие почти четверть собрания сочинений...Ермолая интересовала история и политика. Степан увлекался атласами и энциклопедиями, любил читать описания стран, народов. Позже пришла любовь к английской поэзии.Три брата росли в условиях эмиграции - родители вынуждены были уехать в Вермонт, где дети учили родной язык по... стихам! Наталья Дмитриевна заметила, что мальчики легко запоминают четверостишия, и ежедневно давала задания учить стихи. Память у сыновей теперь отменная. Каждый из сыновей не желал греться в лучах славы великого отца и не относил себя к гениям. Никто из них не потерялся в этой жизни, а выбрал свой путь.
Старший Ермолай и младший Степан вернулись в Россию, часто при жизни отца гостили у него. Говорят, очень помогал отцу Степан. В Москве оба брата занимаются бизнесом. Младший работает в градостроительной компании. Средний сын, Игнат, живёт в Нью-Йорке. С 1997 г. Игнат стал главным дирижером Камерного оркестра Филадельфии и сегодня считается одним из наиболее востребованных музыкантов. Совмещает дирижерскую деятельность с карьерой пианиста, много гастролирует, часто бывает в России. В фильме «Солженицын. На последнем плёсе» музыка Моцарта и Брамса звучит в исполнении оркестра под руководством Игната. Александр Солженицын помимо юридического завещания оставил письмо, в котором есть просьба к сыновьям сделать все, чтобы внуки без ущерба впитали русский язык и культуру. Александр и Наталья с сыновьями Степаном (слева) и Ермолаем
Большое семейство в Троице-Лыкове, август 2003 года. Стоят (слева направо): сын Игнат с дочкой Анной, сын Степан, Татьяна, внучка Натальи Дмитриевны от первого брака, жена писателя Наталья Дмитриевна, сын Ермолай с дочкой Катей.
Поэт Юрий Кублановский, чью поэзию высоко оценил Александр Исаевич ( Солженицын отмечал, что ценность поэзии Кублановского в том, что она сохраняет живую полноту русского языка в то время когда русская литература «понесла потери в русскости языка». Неотъемлемыми качествами лирики Юрия Кублановского названы глубинная сроднённость с историей и религиозная насыщенность чувства) писал: - Трагизм последних лет жизни Солженицына в том, что главное его произведение, которое он писал многие годы в Вермонте - "Красное колесо", - до сих пор остается в России широким читателем не прочитанным. Отчасти оттого, что такие объёмы прозы сейчас уже мало кто читает. И все-таки, думаю, время прозаика Солженицына придёт. Если суждено России XXI века серьёзное будущее, достойное, культурное, то, безусловно, будут читать и Солженицына.
Незабываемая встреча А.Солженицына С Отцом Александром Шмеманом в Свято-Владимирской семинарии. Крествуд, Нью-Йорк, декабрь 1976 года
В современном православном христианстве не существует более известного учёного, богослова, миссионера, чем отец Александр Шмеман. Его литературное и богословское наследие перевернуло представление многих людей о религии и христианстве. Он пользуется заслуженным авторитетом не только среди православных, но и среди католиков. Шмеман Александр Дмитриевич происходил из знатной семьи, которая была вынуждена покинуть Российскую империю после революции. Дед Николай Эдуардович Шмеман, 1850-1928 г.р., являлся членом Государственной думы. Отец Дмитрий Николаевич Шмеман, 1893-1958 г.р., был офицером царской армии. Мать Анна Тихоновна Шишкова, 1895-1981 г.р., происходила из знатной семьи.
С детства воспитанный в православной вере, Александр Исаевич в юности отошёл от Церкви, но веру не потерял. Вера в Бога помогла ему пройти войну, лагеря, ссылки, раковый корпус. После выезда за рубеж он искал встречи с замечательным богословом и проповедником отцом Александром Шмеманом, беседы которого на «Радио Свобода» слушал регулярно. Не менее страстно искал этой встречи и сам отец Александр. В 1974 г., прочитав «Архипелаг ГУЛАГ» Шмеман оставляет запись в дневнике: «Все еще под ее [книги] впечатлением, вернее - в удивлении, радостном и благодарном, перед самим "феноменом" Солженицына. Мне кажется, что такой внутренней широты - ума, сердца, подхода к жизни - у нас не было с Пушкина. И ведь к какой жизни так подходит Солженицын...». Или еще: «Солженицын - нечто новое и огромное, призванное произвести какой-то всемирный катарсис очищения истории и человеческого сознания от всевозможных миазмов».
Несколько лет назад свет увидела удивительная книга “Дневники” протопресвитера Александра Шмемана. Честная, глубокая и удивительно своевременная книга рассказывает о многих событиях. Дневник отца Александра отражает всю его жизнь: кадетский корпус в Версале, французский лицей в Париже, Свято - Сергиевский богословский институт, переезд в Америку, Свято - Владимирская семинария в Крествуде, церковная деятельность. Отражает его интересы, «несёт» его мысли, сомнения, разочарования, радости, надежды. Свято - Владимирская семинария под его руководством становится одной из наиболее крупных богословских школ православного мира. Почти бессменный секретарь Совета епископов Американской Митрополии, проповедник и богослов, отец 3 детей и многочисленных внуков, отец Александр к тому же находился в беспрестанных разъездах для чтения проповедей и лекций, еженедельно вёл ряд программ на радио «Свобода» для России. Трудно себе представить более наполненную жизнь, и дневник в первую очередь был для него возможностью оставаться хоть на краткое время наедине с самим собой. Одним из центральных интересов жизни отца Александра было изучение книг и обращений Александра Солженицына, он много читал лекций о писателе и его творчестве. В приводимых выдержках из “Дневника”, рассказывается о встречах отца Александра с Александром Исаевичем Солженицыным.
Среда, 29 мая 1974Первое впечатление от А.И. (после простоты) – энергия, хлопотливость, забота. Чудная улыбка. В том же костюме, в котором его выслали. Никаких удобств – лампы, кресла, полок. У него все – внутри.Страшно внимательный. Обо всем заботится. Что-то бесконечно человечески-трогательное. Напор и энергия.О России все говорит: “тут”. Запад для него не существует. Никакого интереса.Не любит всего петровского периода. Не любит Петербурга.“Любимый мой праздник – Троица…”“Я знаю, что вернусь в Россию”.Ожидание близких перемен. Уверенность в них.Носитель – не культуры, не учения. Нет. Самой России.“Религия – критерий всего” (но это – для “спасения” России…).Несомненное сознание своей миссии, но именно из этой несомненности – подлинное смирение.Его вера – горами двигает!Чудный смех и улыбка.Легкость, с которой он отбрасывает все ненужное, все обременяющее.“Мне нужно вернуться, войти по-настоящему в Церковь. Я ведь и службы-то не знаю, а так, “по - народному”, только душой…”
Понедельник, 17 июня 1974Вчера вернулся из Европы. Сначала – с 28 по 31 мая – у Солженицына в его горном уединении, вдвоем с ним все время. Перепишу сюда записки из моей книжечки, которые я набрасывал там каждый вечер. И уж только потом, может быть, смогу подводить “итоги” этим – самым знаменательным – дням моей жизни.Целеустремленность человека, сделавшего выбор. Этим выбором определяется то, что он слушает, а что пропускает мимо ушей. Слушает, берет, хватает то, что ему нужно. На остальное – закрывается.Живя с ним (даже только два дня), чувствуешь себя маленьким, скованным благополучием, ненужными заботами и интересами. Рядом с тобою – человек, принявший все бремя служения, целиком отдавший себя, ничем не пользующийся для себя. Это поразительно. Для него прогулка – не отдых и не развлечение, а священный акт.Будут ли у меня в жизни еще такие дни, такая встреча – вся в простоте, абсолютной простоте, так что я ни разу не подумал: что нужно сказать? Рядом с ним невозможна никакая фальшь, никакая подделка, никакое “кокетство”.