kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История создания стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной презентации помочь учителю литературы наглядно провести урок в 5 классе "История создания стихотворения   М.Ю.Лермонтова "Бородино", развивать интерес к предмету средствами самого урока  и т.д.

Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежал к поколению, детство и отрочество которого было овеяно героикой Отечественной войны 1812 года.

Люди этого поколения привыкли с ранних лет встречаться с участниками войны, восторженно слушать их рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История создания стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"»

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ История создания стихотворения   М.Ю.Лермонтова

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ

История создания

стихотворения

М.Ю.Лермонтова

Истоки стихотворения Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежал к поколению, детство и отрочество которого было овеяно героикой Отечественной войны 1812 года. Люди этого поколения привыкли с ранних лет встречаться с участниками войны, восторженно слушать их рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа.

Истоки стихотворения

Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежал к поколению, детство и отрочество которого было овеяно героикой Отечественной войны 1812 года.

Люди этого поколения привыкли с ранних лет встречаться с участниками войны, восторженно слушать их рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа.

Истоки стихотворения Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 года, артиллерист-бородинец. Он когда-то живо и образно поведал маленькому Лермонтову о ходе великой битвы. Ещё в юношеском стихотворении «Поле Бородина» поэт выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино». Носились знамена, как тени,  Я спорил о могильной сени,  В дыму огонь блестел,  На пушки конница летала,  Рука бойцов колоть устала,  И ядрам пролетать мешала  Гора кровавых тел.  «Поле Бородина»

Истоки стихотворения

Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 года, артиллерист-бородинец. Он когда-то живо и образно поведал маленькому Лермонтову о ходе великой битвы. Ещё в юношеском стихотворении «Поле Бородина» поэт выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино».

Носились знамена, как тени, Я спорил о могильной сени, В дыму огонь блестел, На пушки конница летала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

«Поле Бородина»

Заглянем в прошлое Отечественная война 1812 года – одна из кровопролитнейших  в истории России. Она была развязана в 1804 году французским императором Наполеоном Бонапартом , уроженцем Корсики. Это был решительный, строгий военачальник, вёл победоносные захватнические войны. В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию Франции, поставил в свою зависимость большинство государств Западной и Центральной Европы.

Заглянем в прошлое

Отечественная война 1812 года – одна из кровопролитнейших в истории России. Она была развязана в 1804 году французским императором Наполеоном Бонапартом , уроженцем Корсики.

Это был решительный, строгий военачальник, вёл победоносные захватнические войны. В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию Франции, поставил в свою зависимость большинство государств Западной и Центральной Европы.

Заглянем в прошлое В ночь на 12 июня 1812 года армия Наполеона в количестве  630 тыс. человек по трём наведённым через реку Неман мостам перешла границу и вторглась в пределы России. Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.

Заглянем в прошлое

В ночь на 12 июня 1812 года армия Наполеона в количестве

630 тыс. человек по трём наведённым через реку Неман мостам перешла границу и вторглась в пределы России.

Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.

Великое Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) 1812 года в 5 часов утра войска обеих сторон уже построились к бою на большом поле под Москвой у деревни Бородино

Великое Бородинское сражение

26 августа (7 сентября) 1812 года в 5 часов утра войска обеих сторон уже построились к бою

на большом поле под Москвой у деревни Бородино

Великое Бородинское сражение

Великое Бородинское сражение

Истоки стихотворения Стихотворение М.Ю.Лермонтова посвящено Бородинскому сражению и написано в 1837 году, в год 25-й годовщины битвы. По жанру произведение напоминает балладу, и, как положено балладе, повествует о ставшем легендарным уже во времена Лермонтова героическом событии.

Истоки стихотворения

Стихотворение М.Ю.Лермонтова посвящено Бородинскому сражению и написано в 1837 году, в год 25-й годовщины битвы.

По жанру произведение напоминает балладу, и, как положено балладе, повествует о ставшем легендарным уже во времена Лермонтова героическом событии.

Форма стихотворения Перед нами – диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором « не даром помнит вся Россия» . Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями – и за свою страну, оставшейся непобеждённой. Чувства ужаса, страха, торжества и победы затмеваются в воспоминаниях участника событий чувством любви к Родине и готовностью отдать за неё жизнь.

Форма стихотворения

Перед нами – диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором « не даром помнит вся Россия» .

Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями – и за свою страну, оставшейся непобеждённой. Чувства ужаса, страха, торжества и победы затмеваются в воспоминаниях участника событий чувством любви к Родине и готовностью отдать за неё жизнь.

Словарная работа РЕДУТ - ЛАФЕТ - КИВЕР-

Словарная работа

РЕДУТ -

ЛАФЕТ -

КИВЕР-

Словарная работа БИВАК- УЛАНЫ - ДРАГУНЫ - СЕЧА-

Словарная работа

БИВАК-

УЛАНЫ -

ДРАГУНЫ -

СЕЧА-

Сражение Самому сражению в «Бородино» уделено всего 3 строфы из 14, а тому, что предшествовало битве, – целых 6. Напряжение томительного ожидания, ропот «стариков»-ветеранов: «Не смеют, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки» вдруг превращаются в энергичную боевую картину: «Все побывали тут», «Гора кровавых тел», «Слились в протяжный вой». Первая из трёх строф, описывающих сражение, посвящена атакующим французам, вторая («Вам не видать таких сражений!...») – самому напряжённому моменту битвы; в третьей строфе вновь называется враг, который получил заслуженное: «Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый…». Поэт показывает читателю, какой ценой «…клятву верности сдержали мы в Бородинский бой…!»

Сражение

Самому сражению в «Бородино» уделено всего 3 строфы из 14, а тому, что предшествовало битве, – целых 6.

Напряжение томительного ожидания, ропот «стариков»-ветеранов: «Не смеют, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки» вдруг превращаются в энергичную боевую картину: «Все побывали тут», «Гора кровавых тел», «Слились в протяжный вой». Первая из трёх строф, описывающих сражение, посвящена атакующим французам, вторая («Вам не видать таких сражений!...») – самому напряжённому моменту битвы; в третьей строфе вновь называется враг, который получил заслуженное: «Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый…».

Поэт показывает читателю, какой ценой «…клятву верности сдержали мы в Бородинский бой…!»

Великое Бородинское сражение

Великое Бородинское сражение

Героизм русских солдат В стихотворении «Бородино» нет изображения полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все своё поколение. Он только раз упомянул о своем участии в битве, и то задолго до неё, когда «забил заряд» «в пушку туго». Весь его рассказ – не о себе, а о других, он незаметен в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «наш бой», «наши груди», «считать мы стали раны» – Лермонтов рисует бой, а не бойцов и не бойца, изображает общее стремление отстоять Родину от врага.  Героизм русских воинов – в их единстве, в общей готовности умереть за Родину.

Героизм русских солдат

В стихотворении «Бородино» нет изображения полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все своё поколение. Он только раз упомянул о своем участии в битве, и то задолго до неё, когда «забил заряд» «в пушку туго». Весь его рассказ – не о себе, а о других, он незаметен в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «наш бой», «наши груди», «считать мы стали раны» – Лермонтов рисует бой, а не бойцов и не бойца, изображает общее стремление отстоять Родину от врага.

Героизм русских воинов – в их единстве, в общей готовности умереть за Родину.

Мастерство поэта Описание боя так наглядно и живо, что можно представить себе картину боя. Большое значение в этой картине имеет звукопись – специальный подбор звуков в стихотворной речи, помогающий не только увидеть сражение, но и «услышать» его. « Звучал булат, картечь визжала» – мы слышим резкий отрывистый звук пролетающих мелких, но многочисленных пуль. Завывание орудий слышится во фразе « слились в протяжный вой» …

Мастерство поэта

Описание боя так наглядно и живо, что можно представить себе картину боя. Большое значение в этой картине имеет звукопись – специальный подбор звуков в стихотворной речи, помогающий не только увидеть сражение, но и «услышать» его. « Звучал булат, картечь визжала» – мы слышим резкий отрывистый звук пролетающих мелких, но многочисленных пуль.

Завывание орудий слышится во фразе « слились в протяжный вой»

Стихотворение «Бородино» -гимн родной стране и её великому народу!

Стихотворение «Бородино» -гимн родной стране

и её великому народу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
История создания стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267169


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства