История создания стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"
История создания стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"
Цель данной презентации помочь учителю литературы наглядно провести урок в 5 классе "История создания стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино", развивать интерес к предмету средствами самого урока и т.д.
Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежал к поколению, детство и отрочество которого было овеяно героикой Отечественной войны 1812 года.
Люди этого поколения привыкли с ранних лет встречаться с участниками войны, восторженно слушать их рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«История создания стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"»
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ
История создания
стихотворения
М.Ю.Лермонтова
Истоки стихотворения
Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежал к поколению, детство и отрочество которого было овеяно героикой Отечественной войны 1812 года.
Люди этого поколения привыкли с ранних лет встречаться с участниками войны, восторженно слушать их рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа.
Истоки стихотворения
Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 года, артиллерист-бородинец. Он когда-то живо и образно поведал маленькому Лермонтову о ходе великой битвы. Ещё в юношеском стихотворении «Поле Бородина» поэт выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино».
Носились знамена, как тени, Я спорил о могильной сени, В дыму огонь блестел, На пушки конница летала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
«Поле Бородина»
Заглянем в прошлое
Отечественная война 1812 года – одна из кровопролитнейших в истории России. Она была развязана в 1804 году французским императором Наполеоном Бонапартом , уроженцем Корсики.
Это был решительный, строгий военачальник, вёл победоносные захватнические войны. В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию Франции, поставил в свою зависимость большинство государств Западной и Центральной Европы.
Заглянем в прошлое
В ночь на 12 июня 1812 года армия Наполеона в количестве
630 тыс. человек по трём наведённым через реку Неман мостам перешла границу и вторглась в пределы России.
Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.
Великое Бородинское сражение
26 августа (7 сентября) 1812 года в 5 часов утра войска обеих сторон уже построились к бою
на большом поле под Москвой у деревни Бородино
Великое Бородинское сражение
Истоки стихотворения
Стихотворение М.Ю.Лермонтова посвящено Бородинскому сражению и написано в 1837 году, в год 25-й годовщины битвы.
По жанру произведение напоминает балладу, и, как положено балладе, повествует о ставшем легендарным уже во времена Лермонтова героическом событии.
Форма стихотворения
Перед нами – диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором « не даром помнит вся Россия» .
Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями – и за свою страну, оставшейся непобеждённой. Чувства ужаса, страха, торжества и победы затмеваются в воспоминаниях участника событий чувством любви к Родине и готовностью отдать за неё жизнь.
Словарная работа
РЕДУТ -
ЛАФЕТ -
КИВЕР-
Словарная работа
БИВАК-
УЛАНЫ -
ДРАГУНЫ -
СЕЧА-
Сражение
Самому сражению в «Бородино» уделено всего 3 строфы из 14, а тому, что предшествовало битве, – целых 6.
Напряжение томительного ожидания, ропот «стариков»-ветеранов: «Не смеют, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки» вдруг превращаются в энергичную боевую картину: «Все побывали тут», «Гора кровавых тел», «Слились в протяжный вой». Первая из трёх строф, описывающих сражение, посвящена атакующим французам, вторая («Вам не видать таких сражений!...») – самому напряжённому моменту битвы; в третьей строфе вновь называется враг, который получил заслуженное: «Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый…».
Поэт показывает читателю, какой ценой «…клятву верности сдержали мы в Бородинский бой…!»
Великое Бородинское сражение
Героизм русских солдат
В стихотворении «Бородино» нет изображения полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все своё поколение. Он только раз упомянул о своем участии в битве, и то задолго до неё, когда «забил заряд» «в пушку туго». Весь его рассказ – не о себе, а о других, он незаметен в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «наш бой», «наши груди», «считать мы стали раны» – Лермонтов рисует бой, а не бойцов и не бойца, изображает общее стремление отстоять Родину от врага.
Героизм русских воинов – в их единстве, в общей готовности умереть за Родину.
Мастерство поэта
Описание боя так наглядно и живо, что можно представить себе картину боя. Большое значение в этой картине имеет звукопись – специальный подбор звуков в стихотворной речи, помогающий не только увидеть сражение, но и «услышать» его. « Звучал булат, картечь визжала» – мы слышим резкий отрывистый звук пролетающих мелких, но многочисленных пуль.
Завывание орудий слышится во фразе « слились в протяжный вой» …