История создания рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»
История создания рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»
Дидактический материал к уроку литературы в пятом классе «История создания рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» ставит своей целью помочь учителю познакомить учащихся с историей создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», вспомнить термины «рассказ», «эпизод», «сюжет» и «композиция», помочь учащимся понять гуманистическую направленность рассказа
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«История создания рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»»
Автор презентации:
учитель русского языка и литературы МОУ
«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна
История создания рассказа
Льва Николаевича Толстого
«Кавказский пленник»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Цель:
познакомить учащихся с историей создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»,
вспомнить термины «рассказ», «эпизод», «сюжет» и «композиция»,
помочь учащимся понять гуманистическую направленность рассказа
Лев Николаевич Толстой –
п исатель, общественный деятель, педагог
В 1859 году Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, помог устроить ещё 20 в окрестностях, и это занятие очень его увлекло.
В 1871 г. он начинает составлять «Азбуку» — школьное пособие для обучения детей чтению, письму и арифметике.
Книга открывается алфавитом; каждую из букв иллюстрирует картинка: «А» — арбуз, «Б» — бочка, «Р» — рыба.
Вторая часть «Азбуки» представляет собой серию небольших рассказов нравоучительного характера. Все вы помните «Притчу про лгуна», которая повествует о мальчике, трижды обманывавшем пастухов. Когда на охраняемое им стадо действительно напали волки, крики о помощи оказались бесполезными: юному лжецу никто не поверил.
История создания рассказа
«Кавказский пленник»
Рассказ Рассказ «Кавказский пленник» написан для «Азбуки», которую писатель выпустил в свет в 1872 году.
1872 г.
Писатель заботился, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, все было «красиво, коротко, просто и, главное, ясно». В основе рассказа реальный случай, произошедший с самим писателем во время его службы на Кавказе.
История создания рассказа
«Кавказский пленник»
В середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Русские обозы двигались от одной крепости к другой под усиленной охраной.
Л.Н. Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск.
История создания рассказа
«Кавказский пленник»
Однажды, далеко отъехав от своего отряда, Л.Н.Толстой чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.
Незадолго до этого происшествия Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Л.Н.Толстой похвалил коня, и Садо по кавказскому обычаю подарил ему своего коня. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде.
История создания рассказа
«Кавказский пленник»
У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. Горцы хотели взять Садо и русского офицера в плен живыми и потому не стреляли.
Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русскими. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозной, погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки. Чеченцы повернули обратно и умчались в горы.
История создания рассказа
«Кавказский пленник»
Позже Л.Н.Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Фёдор Фёдорович Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его местная девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как удалось ему освободиться из плена.
Толстой воспользовался этими воспоминаниями для своего рассказа
«Кавказский пленник».
История создания рассказа
«Кавказский пленник»
Прочитав название, предположите, о чём пойдет речь в произведении?
Сюжет рассказа прост:
попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог .
История создания рассказа
«Кавказский пленник»
Кто такой кавказский пленник?
Кавказский пленник —
человек, находящийся в плену у кавказцев, на Кавказе.
Предположите, почему же Л.Н.Толстой даёт название рассказу «Кавказский пленник», а не «пленники»?
В плен попадают два офицера, но лишь один из них оказался по-настоящему «пленён». Другой офицер сумел освободиться, именно он – герой рассказа Толстого.
Сюжет и композиция рассказа
«Кавказский пленник»
Работа с терминами
небольшое повествовательное произведение, повествующее об одном или нескольких эпизодах жизни человека.
Рассказ — это…
Эпизод — это…
изображение одного события, имеющего начало и конец.
цепь событий, происходящих в произведении.
Сюжет — это…
Композиция — это…
построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности.
Перечислите элементы композиции.
Экспозиция.
Завязка.
Развитие действия.
Кульминация.
Развязка.
Эпилог.
Композиция рассказа
«Кавказский пленник»
действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями