Просмотр содержимого документа
«История создания рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» (Дидактический материал к уроку литературы в 7 классе)»
Дидактический материал
к уроку литературы
в 7 классе
История создания рассказа
А.П.Чехова «Хамелеон»
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Цель:
познакомить учеников с историей создания рассказа А.П.Чехова «Хамелеон», его темой, идеей,
особенностями изобразительно-выразительных средств
История создания рассказа
А.П.Чехова «Хамелеон»
Антон Павлович Чехов начал писать в студенческие годы и свои короткие юмористические рассказы подписывал псевдонимами: «Брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте», «Балдастов», «Врач без пациентов», «Вспыльчивый человек».
Первые произведения Чехова были опубликованы в 80-е гг. 19 века на страницах юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель». Тематика ранних произведений была очень разнообразна.
Своим именем писатель стал подписывать произведения спустя шесть лет после появления в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал прочный авторитет как писатель.
История создания рассказа
А.П.Чехова «Хамелеон»
История создания произведения «Хамелеон» относится к периоду, когда А.П.Чехов начал работать врачом. Будучи студентом, он начал трудиться в жанре коротких сатирических рассказов.
Предпочтение писатель отдавал бытовым сценкам. Некоторые его произведения уже успели увидеть мир на страницах отечественных журналов.
Чехов написал рассказ «Хамелеон» в 1884 году, и в этом же году произведение было напечатано в журнале «Осколки» под псевдонимом «А.Чехонте». В 1886 г. несколько изменённый рассказ вошёл в сборник «Пёстрые рассказы».
В 1971 г. творческим объединением «Экран» рассказ был экранизирован как эпизод фильма «Эти разные, разные, разные лица…»
Тема рассказа
А.П.Чехова «Хамелеон»
Рассказ «Хамелеон» занял видное место не только в русской, но и в мировой литературе, что объясняется его темой и идейным звучанием.
В центре произведения находятся мотивы подхалимства и приспособленчества. В их контексте формируется проблематика: сущность системы правосудия, рабская психология, непостоянность взглядов. Все проблемы тесно переплетаются.
Лексически значение слова «Хамелеон» – ящерица, которая меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды.
Чехов употребляет это слово в переносном значении.
Краткое содержание рассказа
А.П.Чехова «Хамелеон»
В первых абзацах читатель наблюдает интересную ситуацию: через базар шагает полицейский надзиратель Очумелов, неподалёку от него слышится визг и ругань. Оказывается, собака укусила Хрюкина.
Народ ждёт от стража правопорядка восстановления справедливости. Тот направляется к толпе и начинает выяснять обстоятельства. Дело доходит до собаки. Очумелов пытается узнать, кто её хозяин. Из толпы раздаётся предположение, что это щенок генерала.
Надзиратель начинает обвинять Хрюкина. В этот момент кто-то заявляет, что у генерала таких собак не было. Услышав это, Очумелов снова становится на защиту укушенного. Так продолжается до конца рассказа, пока выясняется, что пёс – любимец брата генерала.
Животное «оправдывают».
Композиция рассказа
А.П.Чехова «Хамелеон»
Особенность композиции произведения заключается в том, что незамысловатый сюжет подан посредством диалогов: разговор Хрюкина, Очумелова и толпы зевак. Реплика, брошенная из толпы, определяет ответ Очумелова, показывает его склонность к «хамелеонству».
Внесюжетные элементы лаконичные. Важную роль в донесении идеи рассказа А.Чехова «Хамелеон» играют художественные детали. Например, в первых строках сказано, что за Очумеловым идет городовой, неся решето с конфискованным крыжовником. Нетрудно догадаться, что ягоды были отобраны нечестно и это первый намек на характер надзирателя.
Система образов рассказа
А.П.Чехова «Хамелеон»
Назовите фамилии чеховских героев.
Система образов рассказа
А.П.Чехова «Хамелеон»
Система образов неразветвлённая.
Главные герои – полицейский надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин.
Второстепенную роль играет толпа, из которой то и дело раздаются реплики по поводу того, кто хозяин собаки.
А.П.Чехов не описывает внешность, характер героев, зато даёт им красноречивые фамилии.
Хрюкин – свинья, невежа, некультурный человек.
Очумелов – чумной, одуревший, глупый человек.
Елдырин – фамилия происходит от слова «елдыга», которое имеет значение «корыстный человек».
Система образов рассказа
А.П.Чехова «Хамелеон»
Хрюкин – золотых дел мастер (ювелир).
Любитель выпить, поскандалить, поживиться за чужой счёт. Ни умом, ни работоспособностью не отличается, так как в дневное время пьянствует, издевается над животными. Лгун и лицемер. Учитывая специфику его профессии, пытается получить денежное вознаграждение за укус собаки.
Люди в толпе смеются над ним, это означает, что он не имеет ни авторитета, ни уважения в обществе.
Фамилия этого персонажа свидетельствует о его моральных принципах и жизненной позиции.
Система образов рассказа
А.П.Чехова «Хамелеон»
Очумелов – полицейский надзиратель.
Совершенно беспринципный, лицемерный, ограниченный человек, очень гибкий в вопросах справедливости, закона, правды. Трусливый приспособленец, пользуется властью в своих целях, уважает статус и чин, а не закон. Меняет своё мнение по поводу виновника происшествия, выясняя, чья собака покусала Хрюкина.
Речь персонажа также говорит о его необразованности, она полна штампов, просторечий, невыразительна, бессвязна, нелогична.
Система образов рассказа
А.П.Чехова «Хамелеон»
Елдырин – городовой.
Безликий и глупый человек. Прислуживает полицейскому, носит его вещи, безмолвно выполняет все приказания Очумелова.
В разгар рабочего дня Елдырин вместе с полицейским надзирателем пересекает городскую площадь, неся в руках конфискованный крыжовник. Этот факт говорит о «тяжёлой» работе обоих представителей власти.
В произведении играет роль прислуги надзирателя Очумелова, что делает его образ смешным и жалким.
Система образов рассказа
А.П.Чехова «Хамелеон»
Второстепенные персонажи
Генерал Жигалов – лицо, внушающее трепет и уважение. Если его собаку защищают, как лучшего гражданина, то о самом генерале и говорить нечего.
Владимир Иваныч – владелец собаки, брат генерала, уважаемый человек в городе.
Прохор – простой, бесхитростный человек, который проезжает мимо площади в тот момент, когда выясняют, чья собака укусила ювелира. Прохор помогает следствию, сообщая о том, что собака принадлежит брату генерала.
Героине наделеныиндивидуальными чертами, описаний внешности практически нет. Это подчёркивает универсальность их образов и несёт скрытый смысл: таких людей много, и каждый из нас в какой-то степени хамелеон. Произведение интересно тем, что его актуальность неподвластна времени, тема и сегодня остра и злободневна.
Система образов рассказа
А.П.Чехова «Хамелеон»
Особенно интересен образ самой собаки, которая является «главным подозреваемым» в деле об укусе ювелира.
На протяжении рассказа она фигурирует в разных образах:
«маленькая»,
«окаянная»,
«белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине; в слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса»,
«подлая»,
«бешеная»,
«бродячий скот»,
«тварь»,
«чёрт знает что! ни шерсти, ни вида... подлость одна только»,
«дорогая»,
«бродячая»,
«нежная тварь»,
«собачка»,
«шустрая такая».
Собаку несколько раз приговаривают к уничтожению, рассматривают, ищут аристократические черты. В итоге — полицейский объявляет животное невиновным, а ювелира выставляют полным дураком.
Жанр произведения
А.П.Чехова «Хамелеон»
Жанр произведения – рассказ , о чём свидетельствуют такие признаки: небольшой объём, два главных героя.
Произведение «Хамелеон» относится к направлению – реализм .
Автор при помощи языка, комичной ситуации резко высмеивает Очумелова.
Идея и главная мысль рассказа
А.П.Чехова «Хамелеон»
Идея рассказа – осудить подхалимство, показать насколько низок человек с рабской психологией.
Основная мысль – в любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции, оставаться верным себе, вести себя достойно.
После прочтения произведения становится понятен смысл названия . Хамелеон – человек, который пытается приспособиться к ситуации так, чтобы угодить начальству, извлечь для себя выгоду. Причем, преследуя такие цели, «хамелеону» не стыдно быть посмешищем. В рассказе эти негативные качества воплотились ярче всего в образе надзирателя Очумелова. Но и Хрюкин, и толпа – тоже хамелеоны.
«Хамелеоном» обычно называют беспринципного человека,
легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.
Авторская позиция в рассказе
А.П.Чехова «Хамелеон»
Авторская позиция — это косвенное отношение автора к герою в произведении.
В рассказе мы сталкиваемся с явной оценкой главных героев Чеховым. Позиция автора в рассказе — это позиция наблюдателя и оценщика ситуации со стороны. Автор хочет показать, какими бывают низкими и циничными люди. Есть такие люди, для которых чинопочитание является основой их жизнедеятельности. Такие люди готовы обидеть другого, простого, низшего рангом человека ни за что, забывая о чести и достоинстве.
Проверьте себя
Произведение «Хамелеон» было написано А.П.Чеховым:
НЕПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
в 1888 г.
в 1886 г.
ПРАВИЛЬНО
в 1884 г.
В какой сборник вошло произведение А.П.Чехова «Хамелеон»:
«Городские
байки»
НЕПРАВИЛЬНО
«Базарные сплетни»
ПРАВИЛЬНО
«Пёстрые рассказы»
НЕПРАВИЛЬНО
К какому жанру относится произведение А.П.Чехова «Хамелеон»:
басня
НЕПРАВИЛЬНО
повесть
рассказ
ПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
Что Очумелов то снимал, то надевал во время выяснения дела: