kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История создания рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» (Дидактический материал к уроку литературы в 7 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

История создания рассказа

А.П.Чехова «Хамелеон»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История создания рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» (Дидактический материал к уроку литературы в 7 классе)»

Дидактический материал к уроку литературы в 7 классе История создания рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Дидактический материал

к уроку литературы

в 7 классе

История создания рассказа

А.П.Чехова «Хамелеон»

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Цель: познакомить учеников с историей создания рассказа А.П.Чехова «Хамелеон», его темой, идеей, особенностями изобразительно-выразительных средств

Цель:

познакомить учеников с историей создания рассказа А.П.Чехова «Хамелеон», его темой, идеей,

особенностями изобразительно-выразительных средств

История создания рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» Антон Павлович Чехов начал писать в студенческие годы и свои короткие юмористические рассказы подписывал псевдонимами: «Брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте», «Балдастов», «Врач без пациентов», «Вспыльчивый человек». Первые произведения Чехова были опубликованы в 80-е гг. 19 века на страницах юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель». Тематика ранних произведений была очень разнообразна. Своим именем писатель стал подписывать произведения спустя шесть лет после появления в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал прочный авторитет как писатель.

История создания рассказа

А.П.Чехова «Хамелеон»

Антон Павлович Чехов начал писать в студенческие годы и свои короткие юмористические рассказы подписывал псевдонимами: «Брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте», «Балдастов», «Врач без пациентов», «Вспыльчивый человек».

Первые произведения Чехова были опубликованы в 80-е гг. 19 века на страницах юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель». Тематика ранних произведений была очень разнообразна.

Своим именем писатель стал подписывать произведения спустя шесть лет после появления в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал прочный авторитет как писатель.

История создания рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» История создания произведения «Хамелеон» относится к периоду, когда А.П.Чехов начал работать врачом. Будучи студентом, он начал трудиться в жанре коротких сатирических рассказов. Предпочтение писатель отдавал бытовым сценкам. Некоторые его произведения уже успели увидеть мир на страницах отечественных журналов. Чехов написал рассказ «Хамелеон» в 1884 году, и в этом же году произведение было напечатано в журнале «Осколки» под псевдонимом «А.Чехонте». В 1886 г. несколько изменённый рассказ вошёл в сборник «Пёстрые рассказы». В 1971 г. творческим объединением «Экран» рассказ был экранизирован как эпизод фильма «Эти разные, разные, разные лица…»

История создания рассказа

А.П.Чехова «Хамелеон»

История создания произведения «Хамелеон» относится к периоду, когда А.П.Чехов начал работать врачом. Будучи студентом, он начал трудиться в жанре коротких сатирических рассказов.

Предпочтение писатель отдавал бытовым сценкам. Некоторые его произведения уже успели увидеть мир на страницах отечественных журналов.

Чехов написал рассказ «Хамелеон» в 1884 году, и в этом же году произведение было напечатано в журнале «Осколки» под псевдонимом «А.Чехонте». В 1886 г. несколько изменённый рассказ вошёл в сборник «Пёстрые рассказы».

В 1971 г. творческим объединением «Экран» рассказ был экранизирован как эпизод фильма «Эти разные, разные, разные лица…»

Тема рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» Рассказ «Хамелеон» занял видное место не только в русской, но и в мировой литературе, что объясняется его темой и идейным звучанием. В центре произведения находятся мотивы подхалимства и приспособленчества. В их контексте формируется проблематика: сущность системы правосудия, рабская психология, непостоянность взглядов. Все проблемы тесно переплетаются. Лексически значение слова «Хамелеон» – ящерица, которая меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды. Чехов употребляет это слово в переносном значении.

Тема рассказа

А.П.Чехова «Хамелеон»

Рассказ «Хамелеон» занял видное место не только в русской, но и в мировой литературе, что объясняется его темой и идейным звучанием.

В центре произведения находятся мотивы подхалимства и приспособленчества. В их контексте формируется проблематика: сущность системы правосудия, рабская психология, непостоянность взглядов. Все проблемы тесно переплетаются.

Лексически значение слова «Хамелеон» – ящерица, которая меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды.

Чехов употребляет это слово в переносном значении.

Краткое содержание рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» В первых абзацах читатель наблюдает интересную ситуацию: через базар шагает полицейский надзиратель Очумелов, неподалёку от него слышится визг и ругань. Оказывается, собака укусила Хрюкина. Народ ждёт от стража правопорядка восстановления справедливости. Тот направляется к толпе и начинает выяснять обстоятельства. Дело доходит до собаки. Очумелов пытается узнать, кто её хозяин. Из толпы раздаётся предположение, что это щенок генерала. Надзиратель начинает обвинять Хрюкина. В этот момент кто-то заявляет, что у генерала таких собак не было. Услышав это, Очумелов снова становится на защиту укушенного. Так продолжается до конца рассказа, пока выясняется, что пёс – любимец брата генерала. Животное «оправдывают».

Краткое содержание рассказа

А.П.Чехова «Хамелеон»

В первых абзацах читатель наблюдает интересную ситуацию: через базар шагает полицейский надзиратель Очумелов, неподалёку от него слышится визг и ругань. Оказывается, собака укусила Хрюкина.

Народ ждёт от стража правопорядка восстановления справедливости. Тот направляется к толпе и начинает выяснять обстоятельства. Дело доходит до собаки. Очумелов пытается узнать, кто её хозяин. Из толпы раздаётся предположение, что это щенок генерала.

Надзиратель начинает обвинять Хрюкина. В этот момент кто-то заявляет, что у генерала таких собак не было. Услышав это, Очумелов снова становится на защиту укушенного. Так продолжается до конца рассказа, пока выясняется, что пёс – любимец брата генерала.

Животное «оправдывают».

Композиция рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» Особенность композиции произведения заключается в том, что незамысловатый сюжет подан посредством диалогов: разговор Хрюкина, Очумелова и толпы зевак. Реплика, брошенная из толпы, определяет ответ Очумелова, показывает его склонность к «хамелеонству». Внесюжетные элементы лаконичные. Важную роль в донесении идеи рассказа А.Чехова «Хамелеон» играют художественные детали. Например, в первых строках сказано, что за Очумеловым идет городовой, неся решето с конфискованным крыжовником. Нетрудно догадаться, что ягоды были отобраны нечестно и это первый намек на характер надзирателя.

Композиция рассказа

А.П.Чехова «Хамелеон»

Особенность композиции произведения заключается в том, что незамысловатый сюжет подан посредством диалогов: разговор Хрюкина, Очумелова и толпы зевак. Реплика, брошенная из толпы, определяет ответ Очумелова, показывает его склонность к «хамелеонству».

Внесюжетные элементы лаконичные. Важную роль в донесении идеи рассказа А.Чехова «Хамелеон» играют художественные детали. Например, в первых строках сказано, что за Очумеловым идет городовой, неся решето с конфискованным крыжовником. Нетрудно догадаться, что ягоды были отобраны нечестно и это первый намек на характер надзирателя.

Система образов рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» Назовите фамилии чеховских героев.

Система образов рассказа

А.П.Чехова «Хамелеон»

Назовите фамилии чеховских героев.

Система образов рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» Система образов неразветвлённая. Главные герои – полицейский надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин. Второстепенную роль играет толпа, из которой то и дело раздаются реплики по поводу того, кто хозяин собаки. А.П.Чехов не описывает внешность, характер героев, зато даёт им красноречивые фамилии. Хрюкин – свинья, невежа, некультурный человек. Очумелов – чумной, одуревший, глупый человек. Елдырин – фамилия происходит от слова «елдыга», которое имеет значение «корыстный человек». 

Система образов рассказа

А.П.Чехова «Хамелеон»

Система образов неразветвлённая.

Главные герои – полицейский надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин.

Второстепенную роль играет толпа, из которой то и дело раздаются реплики по поводу того, кто хозяин собаки.

А.П.Чехов не описывает внешность, характер героев, зато даёт им красноречивые фамилии.

Хрюкин – свинья, невежа, некультурный человек.

Очумелов – чумной, одуревший, глупый человек.

Елдырин – фамилия происходит от слова «елдыга», которое имеет значение «корыстный человек». 

Система образов рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» Хрюкин – золотых дел мастер (ювелир). Любитель выпить, поскандалить, поживиться за чужой счёт. Ни умом, ни работоспособностью не отличается, так как в дневное время пьянствует, издевается над животными. Лгун и лицемер. Учитывая специфику его профессии, пытается получить денежное вознаграждение за укус собаки.  Люди в толпе смеются над ним, это означает, что он не имеет ни авторитета, ни уважения в обществе. Фамилия этого персонажа свидетельствует о его моральных принципах и жизненной позиции.

Система образов рассказа

А.П.Чехова «Хамелеон»

Хрюкин – золотых дел мастер (ювелир).

Любитель выпить, поскандалить, поживиться за чужой счёт. Ни умом, ни работоспособностью не отличается, так как в дневное время пьянствует, издевается над животными. Лгун и лицемер. Учитывая специфику его профессии, пытается получить денежное вознаграждение за укус собаки.

Люди в толпе смеются над ним, это означает, что он не имеет ни авторитета, ни уважения в обществе.

Фамилия этого персонажа свидетельствует о его моральных принципах и жизненной позиции.

Система образов рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» Очумелов – полицейский надзиратель. Совершенно беспринципный, лицемерный, ограниченный человек, очень гибкий в вопросах справедливости, закона, правды. Трусливый приспособленец, пользуется властью в своих целях, уважает статус и чин, а не закон. Меняет своё мнение по поводу виновника происшествия, выясняя, чья собака покусала Хрюкина. Речь персонажа также говорит о его необразованности, она полна штампов, просторечий, невыразительна, бессвязна, нелогична.

Система образов рассказа

А.П.Чехова «Хамелеон»

Очумелов – полицейский надзиратель.

Совершенно беспринципный, лицемерный, ограниченный человек, очень гибкий в вопросах справедливости, закона, правды. Трусливый приспособленец, пользуется властью в своих целях, уважает статус и чин, а не закон. Меняет своё мнение по поводу виновника происшествия, выясняя, чья собака покусала Хрюкина.

Речь персонажа также говорит о его необразованности, она полна штампов, просторечий, невыразительна, бессвязна, нелогична.

Система образов рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» Елдырин – городовой. Безликий и глупый человек. Прислуживает полицейскому, носит его вещи, безмолвно выполняет все приказания Очумелова. В разгар рабочего дня Елдырин вместе с полицейским надзирателем пересекает городскую площадь, неся в руках конфискованный крыжовник. Этот факт говорит о «тяжёлой» работе обоих представителей власти. В произведении играет роль прислуги надзирателя Очумелова, что делает его образ смешным и жалким.

Система образов рассказа

А.П.Чехова «Хамелеон»

Елдырин – городовой.

Безликий и глупый человек. Прислуживает полицейскому, носит его вещи, безмолвно выполняет все приказания Очумелова.

В разгар рабочего дня Елдырин вместе с полицейским надзирателем пересекает городскую площадь, неся в руках конфискованный крыжовник. Этот факт говорит о «тяжёлой» работе обоих представителей власти.

В произведении играет роль прислуги надзирателя Очумелова, что делает его образ смешным и жалким.

Система образов рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» Второстепенные персонажи Генерал Жигалов – лицо, внушающее трепет и уважение. Если его собаку защищают, как лучшего гражданина, то о самом генерале и говорить нечего. Владимир Иваныч – владелец собаки, брат генерала, уважаемый человек в городе. Прохор – простой, бесхитростный человек, который проезжает мимо площади в тот момент, когда выясняют, чья собака укусила ювелира. Прохор помогает следствию, сообщая о том, что собака принадлежит брату генерала. Герои не наделены индивидуальными чертами, описаний внешности практически нет. Это подчёркивает универсальность их образов и несёт скрытый смысл: таких людей много, и каждый из нас в какой-то степени хамелеон. Произведение интересно тем, что его актуальность неподвластна времени, тема и сегодня остра и злободневна.

Система образов рассказа

А.П.Чехова «Хамелеон»

Второстепенные персонажи

Генерал Жигалов – лицо, внушающее трепет и уважение. Если его собаку защищают, как лучшего гражданина, то о самом генерале и говорить нечего.

Владимир Иваныч – владелец собаки, брат генерала, уважаемый человек в городе.

Прохор – простой, бесхитростный человек, который проезжает мимо площади в тот момент, когда выясняют, чья собака укусила ювелира. Прохор помогает следствию, сообщая о том, что собака принадлежит брату генерала.

Герои не наделены индивидуальными чертами, описаний внешности практически нет. Это подчёркивает универсальность их образов и несёт скрытый смысл: таких людей много, и каждый из нас в какой-то степени хамелеон. Произведение интересно тем, что его актуальность неподвластна времени, тема и сегодня остра и злободневна.

Система образов рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» Особенно интересен образ самой собаки, которая является «главным подозреваемым» в деле об укусе ювелира. На протяжении рассказа она фигурирует в разных образах: «маленькая», «окаянная», «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине; в слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса», «подлая», «бешеная», «бродячий скот», «тварь», «чёрт знает что! ни шерсти, ни вида... подлость одна только», «дорогая», «бродячая», «нежная тварь», «собачка», «шустрая такая». Собаку несколько раз приговаривают к уничтожению, рассматривают, ищут аристократические черты. В итоге — полицейский объявляет животное невиновным, а ювелира выставляют полным дураком.

Система образов рассказа

А.П.Чехова «Хамелеон»

Особенно интересен образ самой собаки, которая является «главным подозреваемым» в деле об укусе ювелира.

На протяжении рассказа она фигурирует в разных образах:

«маленькая»,

«окаянная»,

«белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине; в слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса»,

«подлая»,

«бешеная»,

«бродячий скот»,

«тварь»,

«чёрт знает что! ни шерсти, ни вида... подлость одна только»,

«дорогая»,

«бродячая»,

«нежная тварь»,

«собачка»,

«шустрая такая».

Собаку несколько раз приговаривают к уничтожению, рассматривают, ищут аристократические черты. В итоге — полицейский объявляет животное невиновным, а ювелира выставляют полным дураком.

Жанр произведения А.П.Чехова «Хамелеон» Жанр произведения – рассказ , о чём свидетельствуют такие признаки: небольшой объём, два главных героя. Произведение «Хамелеон» относится к направлению – реализм . Автор при помощи языка, комичной ситуации резко высмеивает Очумелова.

Жанр произведения

А.П.Чехова «Хамелеон»

Жанр произведения – рассказ , о чём свидетельствуют такие признаки: небольшой объём, два главных героя.

Произведение «Хамелеон» относится к направлению – реализм .

Автор при помощи языка, комичной ситуации резко высмеивает Очумелова.

Идея и главная мысль рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» Идея рассказа  – осудить подхалимство, показать насколько низок человек с рабской психологией. Основная мысль –  в любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции, оставаться верным себе, вести себя достойно. После прочтения произведения становится понятен смысл названия . Хамелеон – человек, который пытается приспособиться к ситуации так, чтобы угодить начальству, извлечь для себя выгоду. Причем, преследуя такие цели, «хамелеону» не стыдно быть посмешищем. В рассказе эти негативные качества воплотились ярче всего в образе надзирателя Очумелова. Но и Хрюкин, и толпа – тоже хамелеоны. «Хамелеоном» обычно называют беспринципного человека, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.

Идея и главная мысль рассказа

А.П.Чехова «Хамелеон»

Идея рассказа  – осудить подхалимство, показать насколько низок человек с рабской психологией.

Основная мысль – в любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции, оставаться верным себе, вести себя достойно.

После прочтения произведения становится понятен смысл названия . Хамелеон – человек, который пытается приспособиться к ситуации так, чтобы угодить начальству, извлечь для себя выгоду. Причем, преследуя такие цели, «хамелеону» не стыдно быть посмешищем. В рассказе эти негативные качества воплотились ярче всего в образе надзирателя Очумелова. Но и Хрюкин, и толпа – тоже хамелеоны.

«Хамелеоном» обычно называют беспринципного человека,

легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.

Авторская позиция в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» Авторская позиция — это косвенное отношение автора к герою в произведении. В рассказе мы сталкиваемся с явной оценкой главных героев Чеховым. Позиция автора в рассказе — это позиция наблюдателя и оценщика ситуации со стороны. Автор хочет показать, какими бывают низкими и циничными люди. Есть такие люди, для которых чинопочитание является основой их жизнедеятельности. Такие люди готовы обидеть другого, простого, низшего рангом человека ни за что, забывая о чести и достоинстве.

Авторская позиция в рассказе

А.П.Чехова «Хамелеон»

Авторская позиция — это косвенное отношение автора к герою в произведении.

В рассказе мы сталкиваемся с явной оценкой главных героев Чеховым. Позиция автора в рассказе — это позиция наблюдателя и оценщика ситуации со стороны. Автор хочет показать, какими бывают низкими и циничными люди. Есть такие люди, для которых чинопочитание является основой их жизнедеятельности. Такие люди готовы обидеть другого, простого, низшего рангом человека ни за что, забывая о чести и достоинстве.

Проверьте себя Произведение «Хамелеон» было написано А.П.Чеховым: НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО в 1888 г. в 1886 г. ПРАВИЛЬНО в 1884 г. В какой сборник вошло произведение А.П.Чехова «Хамелеон»: «Городские байки» НЕПРАВИЛЬНО «Базарные сплетни» ПРАВИЛЬНО «Пёстрые рассказы» НЕПРАВИЛЬНО К какому жанру относится произведение А.П.Чехова «Хамелеон»: басня НЕПРАВИЛЬНО повесть рассказ ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Что Очумелов то снимал, то надевал во время выяснения дела: ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО перчатки НЕПРАВИЛЬНО шляпу пальто От чьего лица ведется повествование: НЕПРАВИЛЬНО от лица Елдырина от лица рассказчика ПРАВИЛЬНО от лица Прохора НЕПРАВИЛЬНО

Проверьте себя

Произведение «Хамелеон» было написано А.П.Чеховым:

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

в 1888 г.

в 1886 г.

ПРАВИЛЬНО

в 1884 г.

В какой сборник вошло произведение А.П.Чехова «Хамелеон»:

«Городские

байки»

НЕПРАВИЛЬНО

«Базарные сплетни»

ПРАВИЛЬНО

«Пёстрые рассказы»

НЕПРАВИЛЬНО

К какому жанру относится произведение А.П.Чехова «Хамелеон»:

басня

НЕПРАВИЛЬНО

повесть

рассказ

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Что Очумелов то снимал, то надевал во время выяснения дела:

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

перчатки

НЕПРАВИЛЬНО

шляпу

пальто

От чьего лица ведется повествование:

НЕПРАВИЛЬНО

от лица

Елдырина

от лица рассказчика

ПРАВИЛЬНО

от лица

Прохора

НЕПРАВИЛЬНО

Как вы оцениваете свою работу на уроке: Было много ошибок: нужно быть внимательнее Знания прочные: БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! МОЛОДЦЫ!

Как вы оцениваете

свою работу на уроке:

Было много ошибок:

нужно быть внимательнее

Знания прочные:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

МОЛОДЦЫ!

Всем спасибо!

Всем спасибо!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 07.01.2023

Номер свидетельства: 622433


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства