kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История создания произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

История создания произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»  дидактический материал к уроку литературы в 8 классе)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История создания произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»»

Автор идеи, кроссворда и презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ История создания повести   А.С.Пушкина

Автор идеи, кроссворда и презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ

История создания

повести

А.С.Пушкина

Цель: познакомить учащихся с творческой историей повести,  её жанровыми и композиционными особенностями, проанализировать, как связано произведение с эпохой, познакомить с проблематикой произведения

Цель:

познакомить учащихся с творческой историей повести,

её жанровыми и композиционными особенностями,

проанализировать, как связано произведение с эпохой,

познакомить с проблематикой произведения

Интерес А.С.Пушкина к истории Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.С.Пушкин А.С.Пушкин всегда интересовался отечественной историей. Историческим событиям и личностям посвящены многие его произведения.

Интерес А.С.Пушкина

к истории

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С.Пушкин

А.С.Пушкин всегда интересовался отечественной историей.

Историческим событиям и личностям

посвящены многие его произведения.

Причины интереса А.С.Пушкина к истории Постижение истории, стремление понять и осмыслить современную ему жизнь. «Только одна история народа может объяснить истинные требования оного», - замечает поэт. Осмысление роли выдающихся предков в истории России. Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского.

Причины интереса

А.С.Пушкина к истории

Постижение истории, стремление понять и осмыслить современную ему жизнь.

«Только одна история народа может объяснить истинные требования оного», - замечает поэт.

Осмысление роли выдающихся предков в истории России.

Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери.

Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского.

Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина Название произведения Жанр Историческое время Историческая личность Историческое событие Время написания «Песнь о вещем Олеге» баллада Древняя Русь Князь Олег Смерть князя Олега 1822 1828–1829 Северная война Нач. XVIII в., эпоха Петра I Пётр I, Карл XII поэма «Полтава» «Борис Годунов» драма Смутное время 1603 г. Борис Годунов, Григорий Отрепьев Царствование Бориса Годунова 1825 «Капитанская дочка » роман Вторая половина XVIII века Мельян Пугачёв, Екатерина II Крестьянская война под предводительством Пугачёва 1836

Историческая тема в творчестве

А.С.Пушкина

Название

произведения

Жанр

Историческое время

Историческая

личность

Историческое

событие

Время

написания

«Песнь о

вещем Олеге»

баллада

Древняя

Русь

Князь

Олег

Смерть

князя Олега

1822

1828–1829

Северная война

Нач. XVIII в., эпоха Петра I

Пётр I,

Карл XII

поэма

«Полтава»

«Борис

Годунов»

драма

Смутное время 1603 г.

Борис Годунов, Григорий Отрепьев

Царствование Бориса Годунова

1825

«Капитанская дочка

»

роман

Вторая половина XVIII века

Мельян Пугачёв, Екатерина II

Крестьянская война под предводительством Пугачёва

1836

Интерес А.С.Пушкина к истории Пугачёвского бунта В начале 30-х годов XIX века, после подавления кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе, Пушкин опять обращается к «смутным» временам отечественной истории. Фигура мятежного Пугачёва теперь всё более и более привлекает его и завораживает.

Интерес А.С.Пушкина к истории Пугачёвского бунта

В начале 30-х годов XIX века, после подавления кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе, Пушкин опять обращается к «смутным» временам отечественной истории.

Фигура мятежного Пугачёва теперь всё более и более привлекает его и завораживает.

Интерес А.С.Пушкина к истории Пугачёвского бунта Тему эту Пушкин в конце концов решает в двух планах: в качестве профессионального историка в «Истории Пугачёва» и в качестве писателя в «Капитанской дочке».

Интерес А.С.Пушкина к истории Пугачёвского бунта

Тему эту Пушкин в конце концов решает в двух планах:

в качестве профессионального историка

в «Истории Пугачёва»

и в качестве писателя

в «Капитанской дочке».

Интерес писателя к прошлому, настоящему и будущему страны Настоящее вело Пушкина к размышлениям о будущем страны и государства, о судьбе народа и дворянства. Истоки же настоящего лежали в прошлом России – здесь можно было найти ответы на многие вопросы, которые волновали Пушкина и его современников. Созданию романа «Капитанская дочка» предшествовала большая подготовительная работа. Первые свидетельства о замысле романа относятся к 1833 г.

Интерес писателя к прошлому, настоящему и будущему страны

Настоящее вело Пушкина к размышлениям о будущем страны и государства, о судьбе народа и дворянства.

Истоки же настоящего лежали в прошлом России – здесь можно было найти ответы на многие вопросы, которые волновали Пушкина и его современников.

Созданию романа «Капитанская дочка» предшествовала

большая подготовительная работа.

Первые свидетельства о замысле романа относятся к 1833 г.

Произведения А.С.Пушкина о событиях Пугачёвского восстания «Капитанская дочка» – роман, художественная история вымышленных героев: Гринёва, Швабрина, Маши Мироновой. Но их личные события происходят на фоне событий исторических, к которым ни автор, ни герои не остаются равнодушными. «История Пугачёвского бунта» – это документальное произведение, основанное на точных данных, где автор как историк подробно исследует появление Пугачёва в уральских степях, развитие движения восставших, точный его маршрут. Два произведения – историческое и художественное – обогащали друг друга. Обретённая в работе над историческим трудом историческая правда воплотилась в художественную правду романа о Пугачёве.

Произведения А.С.Пушкина о событиях Пугачёвского восстания

«Капитанская дочка» – роман, художественная история вымышленных героев: Гринёва, Швабрина, Маши Мироновой. Но их личные события происходят на фоне событий исторических, к которым ни автор, ни герои не остаются равнодушными.

«История Пугачёвского бунта» – это документальное произведение, основанное на точных данных, где автор как историк подробно исследует появление Пугачёва в уральских степях, развитие движения восставших, точный его маршрут.

Два произведения – историческое и художественное – обогащали друг друга. Обретённая в работе над историческим трудом историческая правда воплотилась

в художественную правду романа о Пугачёве.

А.С.Пушкина по следам Пугачёвского волнения «Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мёртвые документы словами ещё живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя  их дряхлеющую память историческою критикою».

А.С.Пушкина по следам Пугачёвского волнения

«Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мёртвые документы словами ещё живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя

их дряхлеющую память историческою критикою».

«Капитанская дочка»А.С.Пушкина Главный принцип, который использует Пушкин в своём произведении – это принцип историзма Главной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои Пушкина имеют прототипы и их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. Исторические прототипы: Екатерина II , Емельян Пугачёв, сподвижники Пугачёва: капрал Белобородов, Афанасий Соколов (Хлопуша) Емельян Иванович Пугачёв (1742–1775 гг.) Екатерина II Алексеевна (1729–1796 гг.)

«Капитанская дочка»А.С.Пушкина

Главный принцип,

который использует Пушкин в своём произведении – это принцип историзма

Главной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои Пушкина имеют прототипы и их судьбы тесно переплетаются

с историческими лицами.

Исторические прототипы:

Екатерина II ,

Емельян Пугачёв,

сподвижники Пугачёва: капрал Белобородов, Афанасий Соколов (Хлопуша)

Емельян Иванович Пугачёв

(1742–1775 гг.)

Екатерина II

Алексеевна

(1729–1796 гг.)

Замысел романа Трижды берётся Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванвич — офицер, подпоручик 2-го гренадёрского полка, перешедший на сторону Пугачёва. И отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в лагерь восставших. Это вызвано глубокими причинами. Пушкин не сочувствовал таким людям, как Шванвич, и не восторгался крестьянским мятежом. «Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный», — говорит главный герой его романа. Так же думал и Пушкин.

Замысел романа

Трижды берётся Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванвич — офицер, подпоручик 2-го гренадёрского полка, перешедший на сторону Пугачёва. И отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в лагерь восставших. Это вызвано глубокими причинами. Пушкин не сочувствовал таким людям, как Шванвич, и не восторгался крестьянским мятежом. «Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный», — говорит главный герой его романа. Так же думал и Пушкин.

Окончательный сюжет Поиск героя продолжался. В черновиках писателя появляется Башарин, офицер, помилованный Пугачёвым за доброе отношение к солдатам. Потом герой возвращается опять в правительственную армию и «отличается против Пугачёва». Облик героя двоится: переход в другой стан и обратно в первый не слишком лестно его характеризует. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Даже временно. Появляется новый прототип героя, который останется главным в окончательном тексте романа — Гринёв. Подпоручик А.М.Гринёв, по архивным документам, числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в «сообщении с злодеями, но по следствию оказались невинными».

Окончательный сюжет

Поиск героя продолжался.

В черновиках писателя появляется Башарин, офицер, помилованный Пугачёвым за доброе отношение к солдатам. Потом герой возвращается опять в правительственную армию и «отличается против Пугачёва». Облик героя двоится: переход в другой стан и обратно в первый не слишком лестно его характеризует. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Даже временно. Появляется новый прототип героя, который останется главным в окончательном тексте романа — Гринёв.

Подпоручик А.М.Гринёв, по архивным документам, числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в «сообщении с злодеями, но по следствию оказались невинными».

О чём говорят многочисленные изменения в плане произведения? Многочисленные изменения плана произведения говорят о том, насколько сложным и трудным было для Пушкина освещение острой политической темы о борьбе двух классов, злободневной и в 30-е годы XIX века.

О чём говорят многочисленные изменения в плане произведения?

Многочисленные изменения плана произведения говорят о том, насколько сложным и трудным было для Пушкина освещение острой политической темы о борьбе двух классов,

злободневной и в 30-е годы XIX века.

Жанровое своеобразие произведения А.С.Пушкина РОМАН? ПОВЕСТЬ? это развёрнутое повествование о жизни и развитии личности главных героев в определенный период их жизни. прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, воспроизводящий естественное течение жизни. До сих пор нет единства в определении жанра этого произведения.  Что это: повесть, роман, исторический роман, семейные записки, хроника, мемуары?  Белинский всякий раз называет «Капитанскую дочку» повестью. Для Чернышевского пушкинское произведение — повесть.  Первый пушкинский биограф Анненков считает романом. Горький был убеждён, что это исторический роман.

Жанровое своеобразие

произведения А.С.Пушкина

РОМАН?

ПОВЕСТЬ?

это развёрнутое повествование о жизни и развитии личности главных героев в определенный период их жизни.

прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, воспроизводящий естественное течение жизни.

До сих пор нет единства в определении жанра этого произведения.

Что это: повесть, роман, исторический роман, семейные записки, хроника, мемуары?

Белинский всякий раз называет «Капитанскую дочку» повестью.

Для Чернышевского пушкинское произведение — повесть.

Первый пушкинский биограф Анненков считает романом.

Горький был убеждён, что это исторический роман.

Жанровое своеобразие произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами, т.к. в произведении есть художественный вымысел. Однако она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (Е. Пугачёв и Екатерина II), а потому произведение содержит в себе особенности всех названных жанров.  Но основным жанром принято считать повесть .  

Жанровое своеобразие

произведения А.С.Пушкина

«Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами, т.к. в произведении

есть художественный вымысел.

Однако она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (Е. Пугачёв и Екатерина II),

а потому произведение содержит в себе

особенности всех названных жанров. Но основным жанром принято считать повесть .  

Композиция произведения А.С.Пушкина Главы «Капитанской дочки» можно разделить на ТРИ цикла: Формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь ( главы I-V  ) Появление Емельяна Пугачёва, под влиянием которого изменяется  внутренний мир рассказчика ( главы VI-XII ) Развёрнутый эпилог ( главы XII – XIV )

Композиция

произведения А.С.Пушкина

Главы «Капитанской дочки» можно

разделить на ТРИ цикла:

Формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь

( главы I-V  )

Появление Емельяна Пугачёва, под влиянием которого изменяется 

внутренний мир рассказчика

( главы VI-XII )

Развёрнутый эпилог

( главы XII – XIV )

Сюжетные линии произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» имеет несколько сюжетных линий, главная из которых — сюжетная линия «Пугачёв — Гринёв».  Но при сравнительно малом объеме все сюжетные линии глубоко и полно раскрывают перед нами картину жизни России XVIII столетия в переломный для нее период — период проверки на жизнестойкость существующей государственной системы, абсолютной монархии.

Сюжетные линии

произведения А.С.Пушкина

«Капитанская дочка» имеет несколько сюжетных линий, главная из которых — сюжетная линия «Пугачёв — Гринёв».  Но при сравнительно малом объеме все сюжетные линии глубоко и полно раскрывают перед нами картину жизни России XVIII столетия в переломный для нее период — период проверки на жизнестойкость существующей государственной системы, абсолютной монархии.

Сюжетные линии произведения А.С.Пушкина Лишь на втором плане произведения проходит любовная сюжетная линия «Маша Миронова —Пётр Гринёв», хотя название вроде бы говорит об ином. Кроме проблем нравственных и духовных, эта линия раскрывает «мысль семейную», показывает не только и не столько быт мелкопоместных дворян, сколько их миропонимание, жизненные устои, на которых и держится государство, с точки зрения автора. Все остальные сюжетные линии лишь дополняют, как бы отсвечивают главную, чтобы полнее и ярче раскрыть авторский замысел. Отсюда и лаконизм пушкинского слога.

Сюжетные линии

произведения А.С.Пушкина

Лишь на втором плане произведения проходит любовная сюжетная линия «Маша Миронова —Пётр Гринёв», хотя название вроде бы говорит об ином. Кроме проблем нравственных и духовных, эта линия раскрывает «мысль семейную», показывает не только и не столько быт мелкопоместных дворян, сколько их миропонимание, жизненные устои, на которых и держится государство, с точки зрения автора.

Все остальные сюжетные линии лишь дополняют, как бы отсвечивают главную, чтобы полнее и ярче раскрыть авторский замысел. Отсюда и лаконизм пушкинского слога.

Основная проблема произведения А.С.Пушкина Честь, долг, совесть, человеческое достоинство – вечные проблемы человека в непростой жизненной ситуации, когда приходится выбирать между жизнью и смертью. Именно с таким нелегким выбором столкнулись герои повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Основной проблемой, которую поднимает А.С.Пушкин в произведении, является проблема чести и долга. Не случайно эпиграфом к роману автор взял народную пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду».

Основная проблема

произведения А.С.Пушкина

Честь, долг, совесть, человеческое достоинство – вечные проблемы человека в непростой жизненной ситуации, когда приходится выбирать между жизнью и смертью. Именно с таким нелегким выбором столкнулись герои повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Основной проблемой, которую поднимает А.С.Пушкин в произведении, является проблема чести и долга. Не случайно эпиграфом к роману автор взял народную пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду».

Современное звучание произведения А.С.Пушкина В своей повести Пушкин не только рассказал о событиях прошлого, но и решал вопросы, волновавшие его: о взаимоотношениях дворянства и крестьянства, о причинах и перспективах крестьянского восстания. Вопросы об отношении власти и народа, о чести и долге, о милосердии, об истинной любви – вечные вопросы, которые не теряют своей актуальности и в современном мире.

Современное звучание

произведения А.С.Пушкина

В своей повести Пушкин не только рассказал о событиях прошлого, но и решал вопросы, волновавшие его: о взаимоотношениях дворянства и крестьянства, о причинах и перспективах крестьянского восстания.

Вопросы об отношении власти и народа, о чести и долге, о милосердии, об истинной любви – вечные вопросы, которые не теряют своей актуальности и в современном мире.

Проверьте себя Жанровая принадлежность «Капитанской дочки»: НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО мемуары повесть роман НЕПРАВИЛЬНО Основная проблема произведения: проблема любви ПРАВИЛЬНО проблема чести НЕПРАВИЛЬНО проблема дружбы НЕПРАВИЛЬНО Действие происходит в эпоху правления: Николая I Александра II НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО Екатерины II Главная сюжетная линия: НЕПРАВИЛЬНО Швабрин-Гринёв Маша -Гринёв НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО Пугачёв -Гринёв В каком году закончено произведение: ПРАВИЛЬНО в 1836 г. НЕПРАВИЛЬНО в 1833 г. НЕПРАВИЛЬНО в 1834 г.

Проверьте себя

Жанровая принадлежность «Капитанской дочки»:

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

мемуары

повесть

роман

НЕПРАВИЛЬНО

Основная проблема произведения:

проблема любви

ПРАВИЛЬНО

проблема чести

НЕПРАВИЛЬНО

проблема дружбы

НЕПРАВИЛЬНО

Действие происходит в эпоху правления:

Николая I

Александра II

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Екатерины II

Главная сюжетная линия:

НЕПРАВИЛЬНО

Швабрин-Гринёв

Маша -Гринёв

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Пугачёв -Гринёв

В каком году закончено произведение:

ПРАВИЛЬНО

в 1836 г.

НЕПРАВИЛЬНО

в 1833 г.

НЕПРАВИЛЬНО

в 1834 г.

5 Как вы оцениваете свои знания?

5

Как вы оцениваете свои знания?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
История создания произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 18.11.2023

Номер свидетельства: 640043


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства