kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Истинная природа красоты. Уроки литературы. Подготовка к итоговому сочинению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация построена на рассмотрении произведений русских писателей и поэтов: В. Вересаева, А. Грина, Н. Заболоцкого, Ю. Левитанского, произведения которых в школьной программе, к сожалению, изучаются на ознакомительном уровне, и служит проводником ценностной идеи: истинная красота наполняет сердце человека любовью и светом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Истинная природа красоты. Уроки литературы. Подготовка к итоговому сочинению.»

«Доброта всегда одержит верх над красотой»  Генрих Гейне   Уроки литературы

«Доброта всегда одержит верх над красотой» Генрих Гейне

Уроки литературы

Викентий Вересаев Сказка «Состязание» посвящена извечной теме в искусстве – красоте. Писатель стремится показать читателю истинную красоту. Ту, которая не только доставляет удовольствие при созерцании, но и может наполнить человеческую душу любовью и светом.

Викентий Вересаев

Сказка «Состязание» посвящена извечной теме в искусстве – красоте. Писатель стремится показать читателю истинную красоту. Ту, которая не только доставляет удовольствие при созерцании, но и может наполнить человеческую душу любовью и светом.

Вересаев, «Состязание

Вересаев, «Состязание

  • Действие происходит в вымышленном городе, здесь объявляется конкурс на создание лучшего изображения женской красоты. Победитель конкурса получит щедрый приз и звание " Трижды-Венчанный ". С самого начала все жители были уверены, что победит прославленный и всеми признанный мастер Дважды-Венчанный. И только сам он сомневался в себе, так как знал, каким талантом обладает его ученик по имени Единорог . По сути, автор показывает столкновение двух поколений художников. Очень интересную роль отводит будущему шедевру Вересаев («Состязание»). Так, картина победителя будет вывешена на площади Красоты, каждый сможет посмотреть на нее, ощутить радость и возблагодарить художника, создавшего ее
Прекраснейшая

Прекраснейшая

  • На площади Красоты собрались жители города. Два огромных прямоугольных полотна были выстелены на ней и завешены до времени. Первым продемонстрировал свою работу Дважды-Венчанный. Его портрет светозарной Фиалковенчанной до глубины души потряс собравшихся, они еще не видели подобной красоты. Долго стояли люди в благоговейном молчании. Однако вскоре образ прекрасной женщины стал нагонять тоску и ужас : мужчины неожиданно начали замечать несовершенства и недостатки своих жен, они в страхе думали, как теперь будут жить с такими ужасными женщинами.
Истинная красота

Истинная красота

  • И вот настала очередь Единорога демонстрировать свою работу. Упал покров с полотна, и раздался ропот, люди начали негодовать. На картине была изображена Зорька, которая обладала совершенно непримечательной и заурядной внешностью. На фоне предыдущего полотна ее образ мерк. Сначала это вызвало у жителей смех, потом они едва не побили художника камнями. Но через мгновения шум начал стихать, смех прекратился. Люди разглядели глаза девушки, которые лучились добротой и любовью. Собравшиеся увидели в портрете то, что видел в своей возлюбленной Единорог. Зорька словно сияла изнутри, и этот свет распространялся вокруг, озарял собравшихся. Лица их изменились, стали красивее, наполнились этим светом. Мужья больше не беспокоились о несовершенстве своих жен, они поняли, что их женщины прекрасны, а красота вокруг и в них самих. И вот раздался крик: «Да будет Единорог Трижды-Венчанным!»
  • Идея автора – душевная красота превыше физической. И в том, как люди реагируют на портреты, тоже есть смысл. Физическую красоту они оценили сразу, но подумали и пришли в ужас. А чтобы увидеть истинно прекрасную Зорьку, потребовалось время, но и то впечатление, что произвела картина, было намного сильнее.
Автор подчеркивает – не каждому дано разглядеть настоящую красоту. Таким образом показал свое видение прекрасного Викентий Вересаев. «Состязание» учит читателя смотреть не на внешность, а на суть людей, заглядывать им в душу. Ведь настоящая красота в доброте и внутреннем свете, а не во внешней привлекательности.
  • Автор подчеркивает – не каждому дано разглядеть настоящую красоту. Таким образом показал свое видение прекрасного Викентий Вересаев. «Состязание» учит читателя смотреть не на внешность, а на суть людей, заглядывать им в душу. Ведь настоящая красота в доброте и внутреннем свете, а не во внешней привлекательности.
Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство . Он осознает, что этому ребенку еще неведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.
  • Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка».
  • Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство . Он осознает, что этому ребенку еще неведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.
Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей.   Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать . Автор задается вопросом, что же есть человеческая красота , и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.
  • Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей.   Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать .
  • Автор задается вопросом, что же есть человеческая красота , и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.
Благородный человек требователен к себе, малый - только к другим Конфуций   Каждый выбирает по себе Женщину, религию, дорогу, Дьяволу служить или пророку,  Каждый выбирает по себе.  Каждый выбирает для себя  Слово для любви и для молитвы.  Шпагу для дуэли, меч для битвы  Каждый выбирает для себя.  Каждый выбирает для себя  Щит и латы, посох и заплаты.  Меру окончательной расплаты  Каждый выбирает для себя.  (Ю.Левитанский)

Благородный человек требователен к себе, малый - только к другим Конфуций

Каждый выбирает по себе

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает для себя

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает для себя.

(Ю.Левитанский)

« Все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей». А.Грин

« Все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей». А.Грин

  • Рассказы Александра Грина «14 футов», «Победитель», «Зеленая лампа». В каждом необычный сюжет - истории как таковой нет, есть только поставленная в центре одна ситуация, острая, экстремальная. Действительно, в трагических, острых ситуациях человек проявляет себя, раскрывает свои лучшие духовные качества. Грин в это верил.
А. Грин «Четырнадцать футов»

А. Грин «Четырнадцать футов»

  • Кэт затрудняется в выборе: и Род, и Кист достойны её любви, она хочет, чтобы они сами сделали выбор, но выбор за неё делает судьба (в живых остаётся Кист); в любви и дружбе проявляется душевная красота героев, Род и Кист счастье любимого человека ставят выше собственного, для них нет выбора между дружбой и любовью , риск определяет жизненный выбор, судьбу героев, они не могли поступить иначе, поступки соответствуют нравственной сути героев: они – люди подвига; любимый герой Грина – человек мужественной души, открытого, отзывчивого сердца, он готов сделать выбор, требующий самопожертвования.
Нравственный выбор героев Кист Кэт Род  любовь к Кэт Род или Кист? остались друзьями нерешительность прыжок через пропасть личный выбор-Род выбор судьбы - Кист совесть и искупление или подлость? жизнь друга или собственная жизнь? совесть и искупление жизнь друга

Нравственный выбор героев

Кист

Кэт

Род

любовь к Кэт

Род или Кист?

остались друзьями

нерешительность

прыжок через пропасть

личный выбор-Род

выбор судьбы - Кист

совесть и искупление или подлость?

жизнь друга или собственная жизнь?

совесть и искупление

жизнь друга

Почему «Четырнадцать футов»?

Почему «Четырнадцать футов»?

А. Грин «Зеленая Лампа»

А. Грин «Зеленая Лампа»

1 часть - «Эксперимент» Стильтона Джон Ив  Стильтон  Хочет работать, но в большом городе трудно найти работу. Нищий. Поработал на тяжёлой работе.  2 часть -итоги эксперимента   Кутила, богат, циничен, самоуверен. Ведет праздный образ жизни, развлекается. Бедные люди – падаль. Жизнь – игра, люди – игрушка. Хирург, состоятельный. Смысл жизни – служение людям.

1 часть - «Эксперимент» Стильтона

Джон Ив

Стильтон

  • Хочет работать, но в большом городе трудно найти работу.
  • Нищий.
  • Поработал на тяжёлой работе.

2 часть -итоги эксперимента

  • Кутила, богат, циничен, самоуверен.
  • Ведет праздный образ жизни, развлекается.
  • Бедные люди – падаль.
  • Жизнь – игра, люди – игрушка.
  • Хирург, состоятельный.
  • Смысл жизни – служение людям.

  • Старик, грязный, истощён, из притона, разорён, инвалид.

Джон Ив

Стильтон

Джон Ив не только стал образованным врачом, но и сохранил своё человеческое достоинство: не спился, не сошёл с ума, а поставил цель, к которой усиленно стремился и которую достиг. Он и сейчас благородно поступает: узнаёт своего прежнего “хозяина”, признаёт в нищем бродяге человека, не подвергает его такой же издевательской шутке (зуб за зуб), а поступает великодушно - предлагает Стильтону работу в своей амбулатории.

Пресыщенность, праздность прежней жизни не научили его преодолевать трудности, а привели к тому, что он стал пассивным её потребителем, который не только пожинал плоды чужого труда, но и не строил никаких планов на будущее. Первая же в его жизни неудача (проигрыш - разорение) сломала его, и он превратился в “ничто”. Он не знал, как жить своим трудом, не имел ни цели, ни смыла жизни, даже позавидовал “дураку” Иву, что у того есть надежда”

Роль зеленой лампы

Для Джона – это надежда, вера в осуществление мечты.   Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы

Для Стильтона – это возможность проявить своё превосходство, преимущество, подчеркнуть презрение к людям

Грин показал, что деньги могут стать инструментом для воплощения своих высоких целей. Оставаясь нищим, Джон Ив ничего не добился бы в жизни. Шутка миллионера, принятая героем как благодеяние, стала его шансом в жизни, а благодаря упорству и терпению, он добился высокой цели. Стильтон, пресыщенный жизнью, не умел преодолевать трудности, поэтому первая же неудача сломила его.
  • Грин показал, что деньги могут стать инструментом для воплощения своих высоких целей. Оставаясь нищим, Джон Ив ничего не добился бы в жизни. Шутка миллионера, принятая героем как благодеяние, стала его шансом в жизни, а благодаря упорству и терпению, он добился высокой цели. Стильтон, пресыщенный жизнью, не умел преодолевать трудности, поэтому первая же неудача сломила его.
Идея рассказа

Идея рассказа

  • Тот, кто имеет перед собой высокую цель, может стать хозяином своей судьбы, победив жизненные обстоятельства.
  • «Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих» (Пс, 5, 11)
  • Зло возвращается к тому, кто породил его.
  • Даже у злодея есть возможность спасти свою душу.
В чём особенность названия рассказа?  Зелёная лампа - это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра, символ победы сострадания над равнодушием.

В чём особенность названия рассказа?

Зелёная лампа - это символ веры в безграничные возможности человека, в оправданность его стремления к осуществлению мечты, символ надежды, символ света и добра, символ победы сострадания над равнодушием.

Александр Грин «Победитель»

Александр Грин «Победитель»

  • Рассказ А.Грина называется «Победитель». Он посвящен вечной теме : человек и искусство. В центре повествования драматичная ситуация творческого соперничества . Трудность выбора, ответственность за принятое решение – это философская проблема , которую поднимает автор рассказа. В небольшом по объему произведении писатель раскрывает перед читателем истинный смысл жизни. Искания героя и борьба ведутся не ради славы или личного благополучия, а во имя конечной победы справедливости и добра.
Героя рассказа, скульптора Геннисона, тревожит работа гениального скульптора Ледана, которую он непременно хочет увидеть заранее. Отдав сторожу последнюю золотую монету, он оказывается в «темнице надежд». Скульптура Ледана поразила Геннисона: она была как живая. У своей статуи он обнаружил досадные недостатки. Скульптор увидел, что его произведение меркнет перед скульптурой Ледана. Грин пишет, что за эти несколько минут Геннисон «прожил вторую жизнь». Этот эпизод является ключевым, кульминационным . Герой борется с собой: как приятно и радостно было бы согласиться с мнением «положительных людей», если заглушить голос совести… Но скульптора мучило беспокойство другого рода - беспокойство художника, которого не столько волнует решение «положительных людей», определяющих победителя, сколько беспристрастный суд совести, «высшей справедливости», которой он не изменял никогда.
  • Героя рассказа, скульптора Геннисона, тревожит работа гениального скульптора Ледана, которую он непременно хочет увидеть заранее. Отдав сторожу последнюю золотую монету, он оказывается в «темнице надежд». Скульптура Ледана поразила Геннисона: она была как живая. У своей статуи он обнаружил досадные недостатки. Скульптор увидел, что его произведение меркнет перед скульптурой Ледана. Грин пишет, что за эти несколько минут Геннисон «прожил вторую жизнь».
  • Этот эпизод является ключевым, кульминационным . Герой борется с собой: как приятно и радостно было бы согласиться с мнением «положительных людей», если заглушить голос совести… Но скульптора мучило беспокойство другого рода - беспокойство художника, которого не столько волнует решение «положительных людей», определяющих победителя, сколько беспристрастный суд совести, «высшей справедливости», которой он не изменял никогда.
Сравните восприятие двух скульптур глазами Геннисона Скульптура Ледана  Скульптура Геннисона  «живёт» «дышит» «размышляет» «всё равно, что поймать луч» «натянутость позы» «наивные недочёты» «плохо скрытое старание» «относительно хороша,но существенно плоха рядом с Леданом»

Сравните восприятие двух скульптур глазами Геннисона

Скульптура Ледана

Скульптура Геннисона

«живёт»

«дышит»

«размышляет»

«всё равно, что поймать луч»

«натянутость позы»

«наивные недочёты»

«плохо скрытое старание»

«относительно хороша,но существенно плоха рядом с Леданом»

  • Надо быть очень гордым человеком, чтобы своими руками разрушить результаты своего труда.
  • Надо быть очень честным человеком, чтобы признать превосходство соперника в такой ситуации. 
Высокие души, по природной гордости и силе,  глубже всех чувствуют твои угрызения, Совесть! Страх, словно бич,  повелевает низкой чернью.  Ты же – истязатель смелого ! Вальтер Скотт

Высокие души, по природной гордости и силе, глубже всех чувствуют твои угрызения, Совесть! Страх, словно бич, повелевает низкой чернью. Ты же – истязатель смелого ! Вальтер Скотт

  • Концовка произведения очень неожиданная: во имя искусства Геннисон обратил свою скульптуру в глину. Такого исхода читатель, конечно, не предвидел. В его душе невольно возникает состояние разочарования, досады, сожаления. Ведь статуя должна была принести герою славу и обеспеченность! Но потом мы вдруг осознаем, что поступок Геннисона достоин уважения и восхищения.
  • Название рассказа символично: в мужественной борьбе с самим собой талантливый скульптор оказался бесспорным победителем .
  • К концу повествования перед нами открывается замысел автора : истинное искусство пробуждает в людях чувство собственного достоинства .
« Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен » Лао Цзы 

« Победивший тысячу врагов – силён, а победивший самого себя – могуществен » Лао Цзы 

  •   Над кем или над чем одержана победа? В результате открывается парадоксальная ситуация : человек, не получивший 1 место и приз, оказывается победителем, потому что смог справиться с такими опасными противниками, живущими в душе, как зависть, корысть, страх поражения. Благородство, порядочность, чувство справедливости, понимание ценности настоящего искусства делают Геннисона духовно сильным человеком.
Итак, это не борьба двух соперников за премию, а борьба художника с самим собой, с желанием победить соперника во что бы то ни стало, борьба с общественным мнением - мнением
  • Итак, это не борьба двух соперников за премию, а борьба художника с самим собой, с желанием победить соперника во что бы то ни стало, борьба с общественным мнением - мнением "положительных людей", с которым так приятно и радостно было бы согласиться, если прикрыть глаза и заглушить голос совести. И в этой, самой мучительной и трудной, борьбе Геннисон оказывается бесспорным победителем, что подчеркивается названием произведения.
  • Главный герой "с мучением и тоской" смог победить в себе желание любыми средствами выбиться из нищеты, потому что всегда подчинялся "высшей справедливости, которой не изменял никогда..." Именно это наполнило его душу мужеством в решительный момент и желанием работать лучше, а вместо зависти к сопернику он испытал восторг и "признал бесспорное право" Ледана. В этом финале - оптимизм и залог будущего успеха скульптора.
Подводя итоги Герои «14 футов» «Победитель» Род и Кист Кто они Что делают?  «Зеленая лампа» Геннисон и Ледан Друзья-соперники Во имя чего? Один погибает, спасая другого Художники- соперники Джон Ив и Стильтон Бедняк и богач Разбивает свою скульптуру, чтобы победило настоящее искусство Во имя дружбы и любви Лечит и дает работу тому, кто жестоко пошутил над ним когда-то Во имя справедливости и искусства Во имя человечности из благодарности

Подводя итоги

Герои

«14 футов»

«Победитель»

Род и Кист

Кто они

Что делают?

«Зеленая лампа»

Геннисон и Ледан

Друзья-соперники

Во имя чего?

Один погибает, спасая другого

Художники- соперники

Джон Ив и Стильтон

Бедняк и богач

Разбивает свою скульптуру, чтобы победило настоящее искусство

Во имя дружбы и любви

Лечит и дает работу тому, кто жестоко пошутил над ним когда-то

Во имя справедливости и искусства

Во имя человечности из благодарности

“ Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин).

Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости” (Д. Гранин).

  • Читая рассказы Грина, мы говорим о нравственной победе человека , когда человек побеждает свою зависть, ревность, корысть, слабость. Это победа над самим собой. Победа души.
  • Самая главная для человека победа.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков . Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков . Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Истинная природа красоты. Уроки литературы. Подготовка к итоговому сочинению.

Автор: Ерёмина Ирина Владимировна

Дата: 23.04.2018

Номер свидетельства: 467446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Речевая деятельность на уроках казахского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(64) "rechevaia_deiatelnost_na_urokakh_kazakhskogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "592823"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638082879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства