kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Образ лешего в славянской мифологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Определить роль лешего в славянской мифологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Образ лешего в славянской мифологии"»

Выполнила: ученица 5В класса Юсупова Анастасия Руководитель : Горбунова Е.И. , учитель русского языка МОУ «СОШ № 8»г. Саранска

Выполнила: ученица 5В класса

Юсупова Анастасия

Руководитель : Горбунова Е.И. ,

учитель русского языка

МОУ «СОШ № 8»г. Саранска

Определить роль лешего в славянской мифологии Способствовать сохранению культурного наследия славянского народа
  • Определить роль лешего в славянской мифологии
  • Способствовать сохранению культурного наследия славянского народа
Изучить славянские мифы о лешем Изучить современное представление людей о лешем Изучить и проанализировать образ лешего в искусстве
  • Изучить славянские мифы о лешем
  • Изучить современное представление людей о лешем
  • Изучить и проанализировать образ лешего в искусстве
Леший – отрицательный персонаж славянской мифологии, нечистая сила
  • Леший – отрицательный персонаж славянской мифологии, нечистая сила
Изучение литературы про лешего Анализ произведений устного народного творчества Опрос
  • Изучение литературы про лешего
  • Анализ произведений устного народного творчества
  • Опрос
Объект  исследования:  образ лешего в представлении славянских народов. Предмет исследования: славянская мифология, устное народное творчество
  • Объект исследования: образ лешего в представлении славянских народов.
  • Предмет исследования: славянская мифология, устное народное творчество
1. Кто такой леший?  2. Где живет леший?  3. Какой характер у лешего?
  • 1. Кто такой леший? 2. Где живет леший? 3. Какой характер у лешего?
ЛЕШИЙ, лесовик, лешак, лисун, боровик .    Мифологический словарь /Гл. ред, Е.М. Мелетинский.- М.: Сов. Энциклопедия, 1991.- 736 с.

ЛЕШИЙ, лесовик, лешак, лисун, боровик .

 

Мифологический словарь /Гл. ред, Е.М. Мелетинский.- М.: Сов. Энциклопедия, 1991.- 736 с.

Леший   — (лешак, лесовик) полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Воплощение Велеса как «буйного духа» необузданной дикой природы
  • Леший   — (лешак, лесовик) полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Воплощение Велеса как «буйного духа» необузданной дикой природы
Леший –
  • Леший –

в восточной мифологии злой дух, воплощение леса, как враждебной человеку части пространства

Леший похож на человека, но внешность его описывают по-разному. По одним показаниям, волосы у лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда — горят зеленым огнем
  • Леший похож на человека, но внешность его описывают по-разному. По одним показаниям, волосы у лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда — горят зеленым огнем
Может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего он показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой. Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он обязательно не подпоясан. В лесу леший показывается гигантом, голова которого достаёт верхушки деревьев, а на полянах он едва выше травы.
  • Может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего он показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой. Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он обязательно не подпоясан.
  • В лесу леший показывается гигантом, голова которого достаёт верхушки деревьев, а на полянах он едва выше травы.
Леший, владея, как и прочая нечисть, способностью перевёртываться, ловко умеет прикидываться прохожим человеком, с котомкой за плечами, но некоторым всё же удавалось заметить, что леший – востроголовый, как и все подлинные черты бесовской породы. Хотя с этим мнением многие сведущие люди не согласны, признавая в лешем, как и в домовом, только нечисть, нечто ближайшее к человеческой природе, а другие прямо-таки видят “оборотней”, проклятых людей и заложных покойников, обращённых в леших. Но как леший не скрывает своего нечистого происхождения, ему это не удаётся, если посмотреть на него через правое ухо лошади
  • Леший, владея, как и прочая нечисть, способностью перевёртываться, ловко умеет прикидываться прохожим человеком, с котомкой за плечами, но некоторым всё же удавалось заметить, что леший – востроголовый, как и все подлинные черты бесовской породы. Хотя с этим мнением многие сведущие люди не согласны, признавая в лешем, как и в домовом, только нечисть, нечто ближайшее к человеческой природе, а другие прямо-таки видят “оборотней”, проклятых людей и заложных покойников, обращённых в леших. Но как леший не скрывает своего нечистого происхождения, ему это не удаётся, если посмотреть на него через правое ухо лошади
Некоторые лешие живут одиноко, другие — семьями, причем строят в лесах просторные дома, где хозяйничают их жены и растут их дети. Жилище лешего — бревенчатая изба в густом ельнике вдали от человеческих поселений.
  • Некоторые лешие живут одиноко, другие — семьями, причем строят в лесах просторные дома, где хозяйничают их жены и растут их дети. Жилище лешего — бревенчатая изба в густом ельнике вдали от человеческих поселений.
Отношение лешего к людям — большей частью враждебное. Он старается заплутать путника в лесу, переставляя с умыслом с одного места на другое дорожные знаки или сам перекидываясь деревом, которое служит приметой; иногда он принимает вид знакомого человека и, заводя разговор, незаметно отводит путника от дороги; иногда он плачет как ребенок или стонет, как умирающий, в чаще леса, чтоб заманить туда сострадательного мужика и защекотать его насмерть, сопровождая действие громким смехом.
  • Отношение лешего к людям — большей частью враждебное. Он старается заплутать путника в лесу, переставляя с умыслом с одного места на другое дорожные знаки или сам перекидываясь деревом, которое служит приметой; иногда он принимает вид знакомого человека и, заводя разговор, незаметно отводит путника от дороги; иногда он плачет как ребенок или стонет, как умирающий, в чаще леса, чтоб заманить туда сострадательного мужика и защекотать его насмерть, сопровождая действие громким смехом.
От шуток лешего люди нередко сходят с ума. По поверью, записанном в Олонецкой губернии, каждый пастух должен подарить лешему на лето корову, не то он озлобится и перепортит все стадо. В Архангельской губернии думали, что леший, если пастухи успеют задобрить его, пасет деревенское стадо. Охотники также приносили лешему подношение в виде краюшки хлеба или блина, которое клали на какой-нибудь пень.
  • От шуток лешего люди нередко сходят с ума. По поверью, записанном в Олонецкой губернии, каждый пастух должен подарить лешему на лето корову, не то он озлобится и перепортит все стадо. В Архангельской губернии думали, что леший, если пастухи успеют задобрить его, пасет деревенское стадо. Охотники также приносили лешему подношение в виде краюшки хлеба или блина, которое клали на какой-нибудь пень.
Структура работы: Работа состоит из 5 глав, введения, заключения и библиографии. Объем работы - 15 листов печатного текста. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель, предмет исследования, методы исследования. Основная часть состоит из 5 глав. В первой главе дается краткий обзор произведений искусства, центром которых является образ русалки; во второй главе описывается мировоззрение древних славян; третья глава посвящена образу Водяного; в четвертой главе освещены обряды, посвященные русалкам; в пятой главе представлены другие водные духи.
  • Структура работы:
  • Работа состоит из 5 глав, введения, заключения и библиографии. Объем работы - 15 листов печатного текста. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель, предмет исследования, методы исследования. Основная часть состоит из 5 глав. В первой главе дается краткий обзор произведений искусства, центром которых является образ русалки; во второй главе описывается мировоззрение древних славян; третья глава посвящена образу Водяного; в четвертой главе освещены обряды, посвященные русалкам; в пятой главе представлены другие водные духи.
Используя метод обобщения, изучив различные источники, в своей работе я опишу наиболее типичные черты внешности, поведения русалки. С помощью сравнительного метода найду отличия русалки от других водных духов, в частности, водяного. Теоретико-методологическими основами исследования являются современная литература, мифологический словарь, сайт Интернета «Славянская мифология».
  • Используя метод обобщения, изучив различные источники, в своей работе я опишу наиболее типичные черты внешности, поведения русалки.
  • С помощью сравнительного метода найду отличия русалки от других водных духов, в частности, водяного.
  • Теоретико-методологическими основами исследования являются современная литература, мифологический словарь, сайт Интернета «Славянская мифология».
Образ лешего  в русских народных сказках

Образ лешего в русских народных сказках

.

.

  • Одна поповна, не спросись ни отца, ни матери, пошла в лес гулять и пропала без вести. Прошло три года.
  • Раз идет охотник по лесу; вдруг собака его залаяла, и песья шерсть на ной щетиною встала. Смотрит охотник , а перед ним на лесной тропинке лежит колода, на колоде мужик сидит, лапоть ковыряет; подковырнет лапоть, да на месяц и погрозит : - Свети, свети, ясен месяц!
  • Дивно стало охотнику; отчего так, думает, собою мужик -  еще молодец, а волосом как лунь сед? Только подумал это, а он словно мысль его угадал:
  • - Оттого, - говорит, -  я и сед, что чертов дед !
  • Шел, шел и добрел до горы; в той горе расщелина, в расщелине избушка стоит. Входит в избушку, смотрит:  леший на лавке валяется - совсем издох , а возле него сидит девица да горько плачет…
  • А эта девица была лешим унесена, прожила у него целые три года, вся-то обносилась, оборвалась …
Виктор  Анатольевич Корольков (1958-2004)

  • Виктор

Анатольевич

Корольков

(1958-2004)

Виктор  Анатольевич Корольков (1958-2004)

Виктор

Анатольевич

Корольков

(1958-2004)

1. Охраняет лес и лесных жителей.  2. Пугает незваных гостей. 3. Может быть добрым и злым.
  • 1. Охраняет лес и лесных жителей. 2. Пугает незваных гостей.
  • 3. Может быть добрым и злым.
Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002   Б.А.Рыбаков [Язычество древних славян, -М.:Русское слово, 1997   В.Калашников [Боги древних славян, -М.:Белый город, 2003   Д.Гаврилов, А.Наговицын [Боги славян. Язычество. Традиция, -М.:Рефл-Бук, 2002
  • Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002  Б.А.Рыбаков [Язычество древних славян, -М.:Русское слово, 1997  В.Калашников [Боги древних славян, -М.:Белый город, 2003  Д.Гаврилов, А.Наговицын [Боги славян. Язычество. Традиция, -М.:Рефл-Бук, 2002


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Исследовательская работа "Образ лешего в славянской мифологии"

Автор: Горбунова Елена Ивановна

Дата: 22.02.2016

Номер свидетельства: 297069


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства