Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов технологии развития критического мышления при изучении сказки-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок" в 6 классе»
Использование приемов ТРКМЧП при изучении сказки-былиА.П. Платонова «Неизвестный цветок» в 6 классе(интегрированный урок)
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Мещеринская СОШ №1» Ступинского муниципального района
Петрова Виктория Николаевна
«От сказки душе счастье, а уму раздумье»
Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками… и есть опережающие время, до которых надо еще тянуться… К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов. В. Шемталинский
Приём «Инсерт»
Чтение краткой биографии
А.П. Платонова, интересных
фактов с маркировкой текста.
Обсуждение :
Какая информация для вас была известна?
Что нового вы узнали?
Была ли информация, которая противоречила вашим знаниям?
Какие вопросы у вас остались?
+ узнал новое
V уже знал
думал иначе
? есть вопросы
Литературное завещаниеА.П. Платонова
Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца. Она организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова. «Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это произведение было высоко оценено.
Погружение в чтение Работа с заглавием, иллюстрациями к произведению.
Чтение текста с остановками
Прием «диалог с автором»
Примерные вопросы:
Как появился цветок на пустыре?
Чем питался цветок, выросший на бесплодной почве?
Почему листья цветка были разноцветными?
Как выглядел венчик цветка?
Как Даша оказалась на пустыре? И т.п.
Анализ текста
Прием «чтение по ролям»
Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказка-быль
Сказка –быль
1 . Сказочное начало: «Жил на свете цветок…»
2. История о том, как рос цветок, преодолевая трудности. Он умел разговаривать.
3. Цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость.
Повествование о Даше и детях.
Неизвестный цветок как символ стойкости, терпения, любвик жизни. Лингвистическое исследование
Этимологическая справка
Вост.-слав. один восходит к общеслав. единъ.
Единъ из едъ+инъ.
Едъ – здесь усилительная частица («только», «именно»).
Инъ означает «один».
Лингвистическое исследование
Жизнь - жить – одиночество
Он рос один на пустыре…
На пустыре лежали одни камни…
Лишь один ветер гулял по пустырю…
Лингвистическое исследование
Жить – одиночество – сила – труд(но)
Трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости.
Лишь один раз в сутки цветок радовался : когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.
Жить - … выжить
«Она пошла в пустырь и увидела около камня маленький цветок…»
Жить – одиночество – сила – трудно(но) – единение душ (забота, любовь, доброта, сострадание) - красота
Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений. Гораций
Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей.
Чистое золото поэзии сердца.
Рефлексия
«Синквейн» - стихотворение, состоящее из 5 строк, каждая из которых имеет своё содержание и определённую форму.
Цветок Терпеливый, сильный. Грустит, трудится, живёт. Он любит жизнь. Сила
1 строка-1 существительное (тема)
2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему)
Даша
3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме)