kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование мировоззренческих взглядов казахского народа в этнопедагогике" (доклад)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы публикации могут быть использованы на уроках литературы  для осмысления философского содержания некоторых аспектов знаковой нагруженности художественных текстов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Использование мировоззренческих взглядов казахского народа в этнопедагогике" (доклад)»

Материалы доклада научноө практической конференции по этнопедагогике

Докладчик Муканова Г.Ж

Учитель Атырауской областной национальной гимназии для одарённых детей с интернатным учреждением



План

1.Вступление

Основные цели и задачи этнопедагогики.

2. Основная часть

Использование мировоззренческих взглядов казахского народа и различных аспектов знаковой нагруженности в этнопедагогике.

1.Имя и генеалогическое древо как микрокосмос человека.

2.Юрта как символ космоса и триединства Вселенной.

3.Отражение символики трёх миров в цветовой гамме.

4.Отражение космических понятий через семантику животных.

3.Заключение. Космос казахской культуры – исток духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей.















Цели и задачи



1.Гармоничное развитие и воспитание гражданина Казахстана, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

2.Развивать у воспитанников эмоционально-ценностные ориентиры через осмысление истории и культуры своего государства.

3.Развивать чувство причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.

4.Развивать понимание места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры.

5.Формировать способность вносить взвешенные суждения в вопросы морали, этики, социальной справедливости.





























Тема «Использование мировоззренческих взглядов казахского народа и различных аспектов знаковой нагруженности в этнопедагогике»

На протяжении длительной истории казахский народ накопил богатый опыт в воспитании подрастающего поколения, выработал правила, нормы и принципы поведения человека, т.е. создал этнопедагогику. Важнейшие задачи школы, семьи и общества – это установка на гражданственность, гуманизм, патриотизм, формирование и развитие духовно-нравственных ценностей, лежащих в основе преемственности поколений, через осмысление истории и культуры своего народа.

Великий казахский учёный, путешественник, этнограф Шокан Уалиханов уже в кадетском корпусе мечтал «открыть миру неизведанную Азию». Мечте дано было свершиться : он не только исследовал и описал «неизведанные» европейской наукой места как географ-путешественник, но и приоткрыл завесу над самым центром Азии - человеком, его историей, образом мыслей и чувств. Он опубликовал работы, посвящённые истории и культуре Средней Азии и зарубежного Востока; среди них исследования «Киргизы»( так называли казахов), «Следы шаманства у киргизов», «Киргизское родословие» и другие, в которых собран и обобщён огромный материал об истории, этнографии казахов, их быте, обычаях и культуре...Один из самых талантливых поэтов двадцатого века О. Сулейменов в своей статье «Кочевники и культура» отмечает, что моральный кодекс народа выражается в пословицах и притчах, которые играют важную роль в воспитании, начиная с детства и до старости. Слово играло особую роль в социальной жизни казахов. «Культура» - это и искусство быть Человеком среди людей. «Будь с гордым горд: он не сын пророка; будь с робким робок: он не раб твоего отца», - гласит народная мудрость. Нет, не горожанин, а кочевник мог увещевать своих потомков таким образом: «Если встретишь человека, обрадуй его: может быть ты видишь его в последний раз». О.Сулейменов приводит в своей работе точку зрения А.Плетнёвой в ее труде «От кочевий к городам», в котором она без обиняков утверждает, что кочевники не могли быть творцами культуры и что они всегда играли одну единственную роль- разрушителей. Почему А. Плетнёва, которая говорит о фатальном отсутствии культуры у кочевников, о их безразличии к линиям и цвету, упускает из виду, например, скифов, чьё искусство является гордостью Эрмитажа? Они ведь были классическими кочевниками.

А какой замечательный литературный язык сохранили надписи, высеченные на гигантских стелах, сооружённых в восьмом веке на берегах Орхона и Енисея! Это язык гибкий и могущественный, способный в совершенстве выражать самые тонкие нюансы поэтической мысли. Невозможно буквальное возрождение патриархальной кочевой культуры в наши дни, но прикосновение к ней может умножить силы народа и потому её культурное значение непреходяще. Для культурного самосознания личности необходимо знание истории этнической культуры. Этот уровень определяет космос, мир человека того или иного этноса, нации.

Первотворение как акт начала жизни во всей мировой культуре осмысливается как возникновение Гармонии из Хаоса. У казахов мифы о Первотворении связаны с именем Қорқыта (Коркыта), прилетевшего на землю на белой верблюдице. Он приземляется возле берегов Сыра и вонзает в его середину свой қобыз. Қорқыт– прародитель, предок казахов. Для казахов до принятия ислама не существовало понятия Бог. Чтобы понять миф о нём, нужно расшифровать его имя. (Слайд) В имени первопредка слились воедино добро и зло, тот момент, когда они не были ещё разделены человеческим разумом, когда они не были им осознаны, не были им проявлены. Разделение добра и зла, осознание этих понятий дало возможность выявить отношение к окружающему миру, и из этого осознания выросли страх и радость: страх перед неизведанным и радость от осознанного существования на земле. Слово «қор» в данном значении арабского происхождения. Первичное значение слова «қор»- «банк», «құт» - Бог. Таким образом, «Қорқыт» есть банк бога, что является философским осознанием происхождения Вселенной.

Одной из ведущих этических традиций каждого народа, в том числе и казахского, является знание своей родословной, своего генеалогического древа, что всегда было характерно для кочевников в их стремлении продолжить свой род, развивать обычаи и традиции своей общины. Конечно, для составления родословной необходима помощь родителей, которые, к сожалению, не все знают жеті ата. Таким образом, на помощь приходят бабушки и дедушки. Культ памяти предков берёт своё начало из глубин патриархально-родовой эпохи. В основе их почитания лежит вера в то, что души умерших оказывают влияние на судьбу оставшихся на земле родственников.Учащиеся старших классов с интересом читают легенду о манкурте. История Найман-Аны, ищущей своего сына, взятого в плен жуаньжуанями и превращённого ими в манкурта (человека, не помнящего своего рода-племени) - не в прошлом, она актуальна и в наши дни. Если в легенде человек был превращён в манкурта не по собственной воле, то сегодняшняя проблема манкуртства по вине самих людей. Вспомним замечательный обряд нарекания имени младенца.В нём очень глубокий философский смысл. Когда формируется микрокосмос человека, наши предки наряду с собственным именем ребёнка громко называли три раза имя матери и отца. Очень важно, чтобы человек знал имя, которым его нарекли при рождении, и имя своего отца. Когда умирает человек, то при чтении молитвы упоминается именно то имя, которым нарекли его при рождении. (Слайд «Шелдехана»)

Учащимся интересно узнать, что много веков назад полное имя человека всегда включало упоминание об его отце, деде, прадеде и так далее до 7-9 колена. Например, полное имя тюркского мыслителя 10 века звучит следующим образом: Абу Наср Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг ат-турки аль-Фараби, что означает Наср, сын Мухаммеда, рождённого Мухаммедом, имеющего прадеда по имени Тархан и прапрадеде из рода Узлаг, тюркского племени из местности Фараб. В классе наступает оживление. Это один из пятиклассников уже составляет своё имя по аналогии. Абу Таир ибн Жолдас ибн Тлек ибн Бесекен ат - адай аль- Атырау. Итогом такой работы может стать эссе о том, почему человек должен знать свою родословную, а также сочинение «История моего имени». Некоторые ребята впервые задумываются об этом. Один мальчик, по имени Бахыт, вопрошает: «Только не знаю, кто должен дарить счастье: я людям, или они мне?» На что Лилия ответила : «Дари, конечно, ты, тогда оно вернётся тебе во сто крат»,- и прочитала наизусть знаменитое изречение Омара Хайяма. Во время таких бесед формируются ценностные ориентиры, развивается осознание причастности каждого ученика к судьбе своей Родины.

Хочу поделиться опытом своей работы по подготовке к сочинению о родном крае, на котором анализировали различные аспекты знаковой нагруженности. Не секрет, что дети не любят писать сами сочинения, а часто списывают из сборников или из Интернета. На уроке использовала стратегии RWST, связь между предметами (историей Казахстана, казахским языком, информатикой), использовала возможности интерактивной доски. Вначале ребятам было предложено составить кластер по теме «Родина», определить символику герба на языке геральдики. Родина (язык, обычаи, традиции, Казахстан, Атырау, государственные символы...) Чтение стих. М. Шаханова «Четыре матери» (Слайд). На экране ИД из библиотеки ресурсов изображение герба РК. Записать ассоциации со словом «шанырак».

*)Игра «Полиглот». Записывают выражения, в которых употребляется слово «шанырак» на казахском языке, перевод на русский язык и объясняют их значения. (Слайд)

Вывод: Этикет поведения закреплялся в пословицах и поговорках.

*) Презентация «Юрта».Знакомство с мировоззренческим взглядом народа.

Вывод: По трём делениям в юрте были негласно расписаны места расположения людей и этические нормы поведения.

*) Что означает у казахов 3=4 ?

( открываем Флипчарт в Active Studio)Дерево гора юрта

Вывод: Трёхчастность даёт единство, совершенство.

*) Ролевая игра «Төрге өтініз!» «Проходите на уважаемое место!» Учащиеся выразили своё мнение о бездетном госте, говоря, что это жестоко. Потому, наверное, казахи желали иметь много детей.

Вывод: хозяин юрты никогда никому не указывал места. Но каждый выбирал его сам согласно этическим правилам поведения, социальному и половозрастному составу.

*) В чём связь ЮРТЫ с этой формулой?

Вывод: юрта была символом космоса и триединства Вселенной, символом освоённого пространства. Казахи всегда были ориентированы на космос, космичность их сознания - самая сильная черта их характера, которая диктовала объективность как менталитет народа, для которого интеллект как дар небес стал формой существования. В качестве итогового задания предложила учащимся написать «Этнографический этюд». Такая работа позволяет учащимся чувствовать сопричастность к истории и культуре народа, формирует духовно-нравственные ценности, развивает творческие способности, позволяет осмыслить философскую сущность бытия народа, значит, и его самого.

Большое значение имеет для казахов цветовая символика животных и вещей. Она интересна тем, что также глубоко связана с мифами о Первотворении и законами космического устройства, как и другие элементы казахской культуры. Можно выделить три основных цвета: чёрный, белый и пёстрый. Они являются основными символами трёх миров. ( Слайд)Символика белого цвета: на белой кошме поднимали избранного хана, на белой кошме несли покойника до могилы, свадебный убор невесты, встречали дорогих гостей кумысом или айраном. Белый цвет-символ высшего мира, был цветом богов. Чёрный цвет- символ потустороннего мира, низшего мира. По истечении года после смерти человека казахи седлали лошадь умершего, навьючивали на него всю одежду и закрывали чёрной попоной, и вновь повторяли обряд похорон, коня также оплакивали, как и хозяина. В знак траура на юрте вывешивали чёрный флаг, если умерший достиг 35 лет как символ того, что смерть вырвала его у жизни. Жена умершего надевала чёрный платок. Про человека непорядочного, злого, жестокого говорят «қара жанды». В таком значении использует чёрный цвет М. Ауэзов, рассказывая про обращение с несчастной маленькой Камшат, которую отдали в чужую семью, чтобы помирить два рода. Людей, не имеющих детей, встречали в чёрной юрте и подавали чёрного барана, сажали на чёрную кошму. На уроке отражение символики в цветовой гамме помогает учащимся понять философский смысл стихотворения «Красный гонец и чёрный гонец» О. Сулейменова. По обычаю казахского народа красного гонца награждали, так как он посылался с добрыми вестями, а чёрного вестника казнили. Но особенность мировоззрения казахов в том, что они ощущали взаимосвязанность всех явлений: зло невозможно без добра, как и добро без зла, как день без ночи и т. д. Слово «чёрный» у многих народов ассоциируется с Сатаной, Нечистым, Дьяволом. Но Сатана, Дьявол впрямую связаны со знанием, именно потому искушает Еву Дьявол, что побуждает людей рая к знанию и осознанию, которое возможно только на земле и потому они вынуждены покинуть рай. Казахи - народ, в своём менталитете содержащий стремление к знанию. Они не могут отрицать знание, потому «қара» поэтизируется, например, в имени «Қаражан» (в переводе «чёрная душа»), хотя его прямая семантика доволько мрачна. Многих героинь казахских эпосов зовут именами, имеющими частицу «қара» : Қарашаш, Қаракөз, Қарақас (Черноволосая, Черноглазая, Чернобровая). «қара сөз» в переводе означает «слова назидания». По мнению лингвиста Е. Н. Жанпеисова, исследовавшего этимологию слова «қара», оно означает «свидетельство, знак». По мнению авторов книги «Космос казахской культуры» Ж. К. Каракузовой и М.Ш. Хасанова, это и есть подтверждение признания первичного импульса, давшего стремление к знанию и развившегося в интеллект. «Ала», т.е. «полосатый, пёстрый, многоцветный» символизировал всё многоцветие мира. «Ала» как символ срединного мира, земной жизни находит применение во многих обычаях. А.Х. Маргулан приводит пример того, что, если «умерший был человеком среднего состояния, то нескольких коней привязывали к разноцветной верёвке. Человек, совершающий похоронный обряд, прикладывал к телу умершего один конец цветной верёвки, а другой брал в руки и, прикручивая его, приговаривал: «Ала жіп, ала жіп,бұл кісіні» бар жазығын ала біт». Это означало : «Разноцветная верёвка, разноцветная верёвка, все грехи этого человека прими на себя до конца», т. Е. Это был обряд причищения, отпущения грехов, освобождения от них. Обряд символизирует оставление грехов именно на земле, в срединном мире, мире пёстрых красок, где они и были совершены. Поэтизация цвета «ала» в песнях, наименованиях связана с любовью к этому миру, которых нет в ином мире и которыми нужно восхищаться сейчас, пока жив человек. Так, красота гор, вобравших в себя всё многоцветие жизни, обусловило название их-« Ала- тау». Разноцветная верёвка используется и при обряде «Разрезание пут». У казахов есть пожелание «Не наступай на чью-нибудь разноцветную верёвку», т.е. не делай кому –нибудь зло.(Слайд «Разрезание пут»)

У казахов есть такое понятие «төрт түлік». Четыре вида скота выделяет казах для обозначения полноты социального статуса: конь, верблюд, баран и корова. Они являются символами четырёх сторон света, четырёх стихий, четырёх характеров человека, четырёх направлений: верх-низ-право-лево. Помимо этих характеристик каждый вид животного содержит и свою отличительную символику. (Презентация Семантика животных)

Эти философские знания необходимы, например, чтобы понять многие произведения казахской литературы. В эпопее М.О. Ауэзова самая страшная сцена - сцена казни двух ни в чём неповинных людей. Отец Абая - Кунанбай приговаривает старика и его молодую невестку к казни через повешение на верблюде, а затем закидывание их камнями. Сцена не случайна: верблюд – символ подземного мира, начального мира. Кунанбай знает, что люди не виновны, но он вынужден убить их, чтобы получить хорошие пастбища, потому он не берёт тяжёлую кару на себя, а переносит на верблюда, на начало; потому он остаётся безнаказанным. Закидывание камнями символизирует полное уничтожение: этих людей не было, забрасывание камнями - стирание их из памяти людей, возвращение к состоянию небытия, небывания и невозвращения.

Однажды на уроке ученик задал вопрос, почему в 12 летнем цикле нет года верблюда. Учащиеся на этот вопрос ответили обыденно: «Он понадеялся на свой рост». Тогда ученикам было предложено задание: сравнить верблюда с другими представителями, в честь которых назван тот или иной год. (Слайд) Таким образом, верблюд- символ единого и неделимого космоса, потому его именем нельзя наречь год.

Как хочется, чтобы с самым ласковым казахским словом «айналайын» обращались, признаваясь в тревожной любви, наши дети к своим матерям, любимым, родной земле. Мир неделим на чёрных и белых людей, на русских и казахов, если людей объединяет одно дело, высокие идеалы добра и гуманизма. Проблема нравственности вечна, как вечна сама жизнь. Не секрет, что есть проблемы детской преступности, алкоголизма, наркомании, которые нужно решать всем: обществу, школе и семье. Молодое поколение слепо подражает западной моде в одежде, смотрит западные фильмы, в которых насаждение культа насилия, жестокости, слушает западную музыку, кумирами для некоторых являются певцы и танцоры западной эстрады. Воспитание истинного патриота своей Родины, ценящего свои родные истоки, из которого он пьёт живительную влагу, нравственно очищающую и исцеляющую душу,-задача поважнее экономических. У каждого народа есть веками сложившиеся определённые обычаи и традиции по воспитанию подрастающего поколения. Эти обычаи и традиции определяют его национальный дух, колорит, только ему присущие специфические особенности, которые отличают его от других, определяют его своеобразное место в истории развития человеческого общества, в развитии мировой цивилизации. Сколько бы лет ни жил человек на земле, столько он будет окружён обычаями и традициями. Нет нации глупее или умнее, нет традиций хороших или плохих. Каждый народ на земле стремится передать потомкам только самое лучшее, которое преумножается и бережётся. В Казахстане живут представители многих национальностей, и приобщение к каждой культуре обогащает нас духовно и очищает нравственно. Перед нами стоит задача вселить в душу каждого ребёнка уверенность в том, что он достойный сын своего народа и чувство гордости за него.

Использованная литература.

1. «Программа воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ РК», Алматы, 2006 г., авторы Демеуова М.Е., Кожахметова К.Ж., Молдыбаева Ш.Б., Аратай Л.Б.

2.Доктрина национального единства Казахстана.

3.Ш.Уалиханов, «Космологические понятия киргизов».

5 Каракузова Ж.К., Хасанов М.Ш. «Космос казахской культуры», Алматы – Евразия, 1993.

6.Сулейменов О «Кочевники и культура: казахский эксперимент», книга «Эссе, публицистика, стихи, поэмы, Аз и Я -Алма-Ата: Жалын, 1989-592 с.

7.Касымжанов А.Х. «Портреты: Штрихи к истории Степи»

8. Жанпеисов Е.Н.Этнокультурная лексика казахов. А., 1991.

Основные положения работы с детьми по этнопедагогике

1.Я - сын своей Родины, здесь жили мои предки. Хочу знать свою родословную, своё имя.

2. У народа была своя уникальная богатая культура. Хочу ее знать, сохранить, чтобы передать своим детям .

3. Традиции и обычаи - наша жизнь. Хочу понять их философский смысл.

4. Казахская и мировая культура. Хочу «возвысить степь, не унижая гор».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Использование мировоззренческих взглядов казахского народа в этнопедагогике" (доклад)

Автор: Муканова Гульнара Жармухамбетовна

Дата: 25.10.2016

Номер свидетельства: 352315


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства