Использование метода составления картограммы на уроках литературы. И.А. Бунин. Рассказ "Господин из Сан-Франциско"
Использование метода составления картограммы на уроках литературы. И.А. Бунин. Рассказ "Господин из Сан-Франциско"
Метод составления картограмм на уроках литературы - это инновационный подход в организации деятельности учащихся при изучении художественных произведений.
Важно отметить, что структура такого занятия выстроена в режиме саморазвития обучаемого, что позволяет развивать как его исследовательские, так и творческие способности.
Весь представленный материал излагается в лаконичной, доступной для понимания форме, может быть дополнительно снабжен иллюстрациями. Все это позволяет ребятам лучше усваивать учебный материал, проявлять творческую активность и самостоятельность при изучении художественных произведений на уроках литературы. Способствует углублённому осмыслению и освоению нового материала.
Данная презентация - яркий пример того, как можно рассмотреть художественное произведение с разных точек зрения: с позиции автора, главных героев, читателя и т.д. Метод составления картограмм позволяет выявить проблемные вопросы и ситуации, ключевые образы и детали художественного произведения таким образом, что мы можем увидеть внутренний срез анализируемого произведения как на ладони.
В качестве примера был выбран рассказ И.А. Бунина "Господин из Сан - Франциско" .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование метода составления картограммы на уроках литературы. И.А. Бунин. Рассказ "Господин из Сан-Франциско" »
Использование метода составления картограммы на уроках литературы. И.А. Бунин. Рассказ "Господин изСан-Франциско"
Использование картограммы, как творческого метода активизации студентов при изучении художественного произведения на уроках литературы является на сегодняшний день актуальным.
Цель метода составления картограммы на уроках литературы:
Рассмотрение художественного произведения как целостной системы во всем ее многообразии.
Задачи :
1. Подготовить шаблон картограммы для конкретного художественного произведения.
2. Выделить основные уровни (входные и выходные данные).
3. Создать модули картограммы, в которых будут отражены основные события, монологи и диалоги героев, ключевые слова, детали и т.д.
4. Выявить основные функции воздействия на читателя.
5. Сформулировать практическую значимость данного метода исследования на уроках литературы.
И.А.Бунин«Господин из Сан-Франциско»
И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Входные
Данные
Ч И Т А Т Е Л Ь
ИТУ
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ
СКУ
РИУ
ЗУ
АСУ
ФУНКЦИИ:
-психологическая
-познавательная
-воспитательная
Входные данные
И.А Бунин . Р ассказ « Г осподин из Сан-Франциско» , 1915 г.
Действующие лица: господин из Сан-Франциско, его жена, дочь, пассажиры корабля, среди которых некий великий богач, знаменитый испанский писатель, всесветная красавица , изящная влюбленная пара и другие.
Хронотоп ( пространственно - временные рамки ) время действия - перв ая четверт ь XX века . Место действия: Сан-Франциско , корабль «Атлантида », Неаполь, Капри .
Выходные данныеИТУ(Идейно-тематический уровень)
Тема: Власть денег, равнодушие людей.
Идея: обезличивание человека в капиталистическом мире
СКУ(Сюжетно-композиционный уровень)
Жизнь на верхних этажах и в трюмах парохода .
Начало путешествия из Сан-Франциско.
Приезд героев в Неаполь, на остров Капри(авторское описание страны и ее красот).
Остановка в гостинице.
Возвращение в
Американский миллионер , погоня за прибылью.
Сан-Франциско в трюме
«Атлантиды».
Океан - погребальная масса.
Унижение и оскорбление мертвого тела.
Жизнь на корабле - блеск и фальшь.
ЖИЗНЬ-СМЕРТЬ
РИУ(Ритмико-интонационный уровень)
«Господин из Сан-Франциско – имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил - ехал в старый свет на 2 года с женой и дочерью , единственно ради развлечения.
«была изящная влюбленная пара, …только один капитан знал, что эта пара нанята Ллойдом, играть в любовь за хорошие деньги.
«Океан , ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира».
Он был довольно щедр в пути и поэтому вполне верил в заботливость всех тех, кто кормил и поил его.
«Остров Капри был сыр и темен в этот вечер»
«быстро и ловко сумели бы замять это ужасное происшествие… и ни единая душа из гостей не узнала бы, что натворил ОН».
Сизое, уже мертвое лицо постепенно стыло, хриплое клокотание…слабело . Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, а кто-то другой.
«…гроб стоит глубоко, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжело одолевавшего мрак, океан, вьюгу»,
«… что, что случилось?- и некто не отвечал толком, никто не понимал ничего, так как люди до сих пор еще больше всего дивятся и ни за что не хотят верить смерти .
7
ЗУ(знаковый уровень)
Пароход
«верхние» этажи и трюмы парохода.
Водяная пустыня океана.
Наемная пара влюбленных.
«Атлантида»
Сон господина -тревога.
Господин из Сан-Франциско - мертвый старик.
«О, это ужасно! Pronto (готово?)
Ящик из под содовой воды
«что случилось»
Gia e morto (Уже умер)
Отель «Капри»-подготовка к обеду» ,
Ящик из - под со д овой воды, черный трюм.
АСУ(ассоциативный уровень)
Образ капитана ( «рыжего человека чудовищной величины … похожего на огромного идола )
Языческие мифы славян.
Пароход Атлантида-напоминание о затонувшем континенте , символ погибшей цивилизации
Сказания и мифы об Атлантиде.
образ главного героя ( Господин а из Сан-Франциско ) - олицетворение человека буржуазной цивилизации
С.Я М аршак
Путь корабля сквозь вьюгу и стихию- пут ь человечества, больно го гордыней.
О да Державин а
«Мистер Т вистер»
«Властител ям и суд иям »
Функции воздействия на читателя
Психологическая
Познавательная
Воспитательная
Вывод:
Структура урока с использованием метода составления картограммы выстроена в режиме саморазвития обучаемого, что позволяет развивать как его исследовательские, так и творческие способности.
Весь представленный материал излагается в лаконичной, доступной для понимания форме. Все это позволяет учащимся лучше усваивать учебный материал, проявлять творческую активность и самостоятельность при изучении художественных произведений на уроках литературы. Способствует углублённому осмыслению и освоению нового материала.
Презентацию подготовили студенты 281 группы Дмитриев Дмитрий и Фролов Владимир, под руководством преподавателя русского языка и литературы Комягиной Татьяны Евгеньевны