kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование метода составления картограммы на уроках литературы. И.А. Бунин. Рассказ "Господин из Сан-Франциско"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод  составления картограмм  на уроках литературы - это  инновационный подход в организации деятельности учащихся при изучении художественных произведений. 

Важно отметить, что структура такого занятия выстроена в режиме саморазвития обучаемого, что позволяет развивать как его исследовательские, так и творческие способности.

 Весь представленный материал излагается в лаконичной, доступной для понимания форме, может быть дополнительно снабжен иллюстрациями. Все это позволяет ребятам лучше усваивать учебный материал, проявлять творческую активность и самостоятельность при изучении художественных произведений на уроках литературы. Способствует углублённому осмыслению и освоению нового материала. 

Данная презентация - яркий пример того, как можно рассмотреть художественное произведение с разных точек зрения: с позиции автора, главных героев, читателя и т.д. Метод составления картограмм позволяет выявить проблемные вопросы и ситуации, ключевые образы и детали художественного произведения таким образом, что мы можем увидеть внутренний срез анализируемого произведения как на ладони.

В качестве примера был выбран рассказ И.А. Бунина "Господин из Сан - Франциско" .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода составления картограммы на уроках литературы. И.А. Бунин. Рассказ "Господин из Сан-Франциско" »

Использование метода составления картограммы на уроках литературы. И.А. Бунин. Рассказ

Использование метода составления картограммы на уроках литературы. И.А. Бунин. Рассказ "Господин из Сан-Франциско"

  • Использование картограммы, как творческого метода активизации студентов при изучении художественного произведения на уроках литературы является на сегодняшний день актуальным.
Цель метода составления картограммы на уроках литературы:

Цель метода составления картограммы на уроках литературы:

  • Рассмотрение художественного произведения как целостной системы во всем ее многообразии.
Задачи :

Задачи :

  • 1. Подготовить шаблон картограммы для конкретного художественного произведения.
  • 2. Выделить основные уровни (входные и выходные данные).
  • 3. Создать модули картограммы, в которых будут отражены основные события, монологи и диалоги героев, ключевые слова, детали и т.д.
  • 4. Выявить основные функции воздействия на читателя.
  • 5. Сформулировать практическую значимость данного метода исследования на уроках литературы.
И.А.Бунин  «Господин из Сан-Франциско»

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско» Входные Данные Ч  И  Т  А  Т  Е  Л  Ь ИТУ ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СКУ РИУ ЗУ АСУ ФУНКЦИИ: -психологическая -познавательная -воспитательная

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Входные

Данные

Ч И Т А Т Е Л Ь

ИТУ

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

СКУ

РИУ

ЗУ

АСУ

ФУНКЦИИ:

-психологическая

-познавательная

-воспитательная

Входные данные И.А Бунин .  Р ассказ « Г осподин из Сан-Франциско» , 1915 г. Действующие лица: господин из Сан-Франциско, его жена, дочь, пассажиры корабля, среди которых некий великий богач, знаменитый испанский писатель, всесветная красавица , изящная влюбленная пара и другие. Хронотоп ( пространственно - временные рамки ) время действия - перв ая четверт ь XX века . Место действия: Сан-Франциско , корабль «Атлантида », Неаполь, Капри .

Входные данные

И.А Бунин . Р ассказ « Г осподин из Сан-Франциско» , 1915 г.

Действующие лица: господин из Сан-Франциско, его жена, дочь, пассажиры корабля, среди которых некий великий богач, знаменитый испанский писатель, всесветная красавица , изящная влюбленная пара и другие.

Хронотоп ( пространственно - временные рамки ) время действия - перв ая четверт ь XX века . Место действия: Сан-Франциско , корабль «Атлантида », Неаполь, Капри .

Выходные данные     ИТУ  (Идейно-тематический уровень) Тема: Власть денег, равнодушие людей. Идея: обезличивание человека в капиталистическом мире

Выходные данные ИТУ (Идейно-тематический уровень)

Тема: Власть денег, равнодушие людей.

Идея: обезличивание человека в капиталистическом мире

СКУ  (Сюжетно-композиционный уровень) Жизнь на верхних этажах и в трюмах парохода . Начало путешествия из Сан-Франциско. Приезд героев в Неаполь , на остров Капри (авторское описание страны и ее красот). Остановка в гостинице. Возвращение в Американский миллионер , погоня за прибылью. Сан-Франциско в трюме «Атлантиды». Океан - погребальная масса. Унижение и оскорбление мертвого тела. Жизнь на корабле - блеск и фальшь. ЖИЗНЬ-СМЕРТЬ

СКУ (Сюжетно-композиционный уровень)

Жизнь на верхних этажах и в трюмах парохода .

Начало путешествия из Сан-Франциско.

Приезд героев в Неаполь , на остров Капри (авторское описание страны и ее красот).

Остановка в гостинице.

Возвращение в

Американский миллионер , погоня за прибылью.

Сан-Франциско в трюме

«Атлантиды».

Океан - погребальная масса.

Унижение и оскорбление мертвого тела.

Жизнь на корабле - блеск и фальшь.

ЖИЗНЬ-СМЕРТЬ

РИУ ( Ритмико-интонационный уровень)

«Господин из Сан-Франциско – имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил - ехал в старый свет на 2 года с женой и дочерью , единственно ради развлечения.

«была изящная влюбленная пара, …только один капитан знал, что эта пара нанята Ллойдом, играть в любовь за хорошие деньги.

«Океан , ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира».

Он был довольно щедр в пути и поэтому вполне верил в заботливость всех тех, кто кормил и поил его.

«Остров Капри был сыр и темен в этот вечер»

«быстро и ловко сумели бы замять это ужасное происшествие… и ни единая душа из гостей не узнала бы, что натворил ОН».

Сизое, уже мертвое лицо постепенно стыло, хриплое клокотание…слабело . Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, а кто-то другой.

«…гроб стоит глубоко, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжело одолевавшего мрак, океан, вьюгу»,

«… что, что случилось?- и некто не отвечал толком, никто не понимал ничего, так как люди до сих пор еще больше всего дивятся и ни за что не хотят верить смерти .

7

ЗУ  (знаковый уровень) Пароход «верхние» этажи и трюмы парохода. Водяная пустыня океана. Наемная пара влюбленных. «Атлантида» Сон господина -тревога. Господин из Сан-Франциско - мертвый старик. «О, это ужасно! Pronto (готово?) Ящик из под содовой воды «что случилось» Gia e morto (Уже умер) Отель «Капри»-подготовка к обеду» , Ящик из - под со д овой воды, черный трюм.

ЗУ (знаковый уровень)

Пароход

«верхние» этажи и трюмы парохода.

Водяная пустыня океана.

Наемная пара влюбленных.

«Атлантида»

Сон господина -тревога.

Господин из Сан-Франциско - мертвый старик.

«О, это ужасно! Pronto (готово?)

Ящик из под содовой воды

«что случилось»

Gia e morto (Уже умер)

Отель «Капри»-подготовка к обеду» ,

Ящик из - под со д овой воды, черный трюм.

АСУ  (ассоциативный уровень) Образ капитана ( «рыжего человека чудовищной величины … похожего на огромного идола )  Языческие мифы славян. Пароход Атлантида-напоминание о затонувшем континенте , символ погибшей цивилизации Сказания и мифы об Атлантиде. образ главного героя ( Господин а из Сан-Франциско ) - олицетворение человека буржуазной цивилизации С.Я М аршак Путь корабля сквозь вьюгу и стихию- пут ь человечества, больно го гордыней. О да Державин а «Мистер Т вистер» «Властител ям и суд иям »

АСУ (ассоциативный уровень)

Образ капитана ( «рыжего человека чудовищной величины … похожего на огромного идола )

Языческие мифы славян.

Пароход Атлантида-напоминание о затонувшем континенте , символ погибшей цивилизации

Сказания и мифы об Атлантиде.

образ главного героя ( Господин а из Сан-Франциско ) - олицетворение человека буржуазной цивилизации

С.Я М аршак

Путь корабля сквозь вьюгу и стихию- пут ь человечества, больно го гордыней.

О да Державин а

«Мистер Т вистер»

«Властител ям и суд иям »

Функции воздействия на читателя Психологическая Познавательная Воспитательная

Функции воздействия на читателя

Психологическая

Познавательная

Воспитательная

Вывод: Структура урока с использованием метода составления картограммы выстроена в режиме саморазвития обучаемого, что позволяет развивать как его исследовательские, так и творческие способности.  Весь представленный материал излагается в лаконичной, доступной для понимания форме. Все это позволяет учащимся лучше усваивать учебный материал, проявлять творческую активность и самостоятельность при изучении художественных произведений на уроках литературы. Способствует углублённому осмыслению и освоению нового материала.

Вывод:

Структура урока с использованием метода составления картограммы выстроена в режиме саморазвития обучаемого, что позволяет развивать как его исследовательские, так и творческие способности.

Весь представленный материал излагается в лаконичной, доступной для понимания форме. Все это позволяет учащимся лучше усваивать учебный материал, проявлять творческую активность и самостоятельность при изучении художественных произведений на уроках литературы. Способствует углублённому осмыслению и освоению нового материала.

Презентацию подготовили студенты 281 группы Дмитриев Дмитрий и Фролов Владимир, под руководством преподавателя русского языка и литературы Комягиной Татьяны Евгеньевны
  • Презентацию подготовили студенты 281 группы Дмитриев Дмитрий и Фролов Владимир, под руководством преподавателя русского языка и литературы Комягиной Татьяны Евгеньевны

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Комягина Татьяна Евгеньевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104143


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства