Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок на тему: "Курочка Ряба в биологии и литературе"»
Интегрированный урокна тему: "Курочка Ряба в биологии и литературе". 7-й класс
Учитель биологии : Сиукаева Н.Ш.
Учитель литературы: Козаева Ф.В.
Тип урока : урок закрепления и углубления знаний в индивидуальном режиме в форме познавательной игры с применением компьютерных технологий.
Форма урока : бинарный комбинированный урок с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.
Методы: наблюдение, моделирование и эксперимент, словесные(сюжетно-информационные беседы, рассказ, инструктивное объяснение)
Цели и задачи:
Закрепление знаний по теме: “Птицы”.
Развитие интереса к русской литературе.
Популяризация национальных русских традиций празднования Пасхи.
1. Изучение нового материала.
Введение. Значение куриной символики в фольклоре и литературе. (Слово учителю литературы)
- Петух, курица, цыпленок входят в нашу жизнь с самого детства. Очень по-разному. Кому-то повезет видеть и наблюдать петуха на деревенском дворе. Но и городской ребенок знает эту знаменитую троицу. Только очень часто городской ребенок видит их как сказочных персонажей, в песенках, в стихах, на экране и страницах детских книг. Итак, курочка и петушок – наши добрые знакомые. Название “кура” - заключает значение “реветь” и “кричать”. Идея в названии пения - петушиный крик. (Можно послушать пластинку с пением петуха) . Именно в этой петушиной характеристике складывается фразеология (запись в тетрадь):
- вставать с петухами (похвала, рано вставать утром)
- ложиться с петухами (упрек соням)
Время от захода солнца и наступления ночи-до первых петухов, это время дьявольской, нечистой силы. Например, у Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”: “…верхом на черте слетал кузнец Вакула в Петербург, к царице за башмачками для красавицы Оксаны. И летит уже назад. Черт торопится, чтобы успеть до петухов. Еще быстрее в остальное время ночи несется черт с кузнецом назад, и мигом очутился Вакула около своей хаты. В это время пропел петух, закончилась сила черта!”….
- дать петуха (о писклявом голосе-фальцете человека)
- петушиться (впадать в заносчивость)
- пока жареный петух не клюнет (пока не случиться что-нибудь необычное)
- петушок на палочке (о жеманном, пустом человеке)
- пустить красного петуха (поджечь)
- мокрая курица (жалкий вид у человека)
- писать, как курица лапой (о безобразном почерке)
- куриный ум (о глупом человеке)
Есть и наглядные образы:
- курочка в сережках, петушок в сапожках
- курица по зернышку клюет, досыта бывает
- курицу яйца не учат
- то курицы – яйцо, от яйца – курица
- и у курицы есть сердце
2. Морфолого-физиологическая характеристика класса птиц (повторение изученного материала - слово учителю биологии ).
Выбрать необходимые данные из предложенного перечня:
Лапки: а) 4-х палые, сильные, короткиеб) ноги длинные, очень короткиев) ноги с плавательной перепонкойг) ноги короткие, первый и четвертый пальцы обращены назад
Клюв:
а) прямой, длинный, острыйб) клюв короткий, наклювье слегка загнутов) клюв прямой, долотообразныйг) клюв широкий, образует цедильный аппарат
4. Размножение и забота о потомстве. –(Слово учителю биологии)
Куриные – птицы выводковые. Самка откладывает яйца.
Загадки (слово учителю литературы):
Под ледком-ледком стоит чашечка с медком
2. В одной бочке два пива
Кому всмятку, а кому вкрутую, каждому по вкусу, каждому свое – гласит пословица.
Яйцо
Учитель биологии:- Рассмотрим строение куриного яйца (работа с учебником)
Контрольные вопросы к беседе: (самостоятельная работа с учебником)
1) назовите основные части яйца?
2) где находится зародыш?
3) какое значение имеет желток, белок, скорлупа?
4) почему снесенное яйцо птицы нельзя назвать яйцеклеткой?
5) какие условия необходимы для нормального развития зародыша в яйце?
6) при каких условиях будет происходить дальнейшее развитие зародыша после того, как птица отложит яйцо в гнездо?
7) что происходит с зародышевым диском ?
8) какие стадии выделяют в развитии зародыша?
9) в чем наблюдается сходство зародыша пресмыкающихся и птиц?
10) сколько времени необходимо для формирования птенцов в яйце?
11) как осуществляется процесс выхода птенцов из яйца?
12) на основании чего делят птенцов на две группы?
13) признаки выводковых и гнездовых птиц?
14) какую заботу о потомстве проявляют выводковые птицы?
Что же означает символика яйца, особенно пасхального?
5. Физкультминутка
« птица при взлете».
6. Особенности и специфика празднования Пасхи (рассказ учителя литературы)
- Пасха – главный христианский праздник, являющийся ежегодным воспоминанием и празднования тайны искупления, центральным моментом которого стали спасительные страдания и Воскресение Сына Божия, Господа Иисуса Христа. . Название “Пасха” является прямым перенесением названия иудейского праздника, отмечавшегося ежегодно в течении недели, начиная с 14 дня весеннего месяца нисана, в память о важнейшем для Израиля событии – чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине 13 века до н. э. . (Книга Исхода гл. 12-15) само название “пасха” представляет собой греческое видоизменение древнееврейского слова, которое по традиции толковалось как “прохождение” в контексте событий исхода Израиля из Египта) , оно, вероятно, в свою очередь ознаменовало празднование перехода с зимних пастбищ на летние. Смерть и Воскресение Христа по времени совпадали с праздником Пасхи, а сам он в своей искупительной жертве уподобился невинному ягненку (агнцу) заколотому по обычаю перед началом этого праздника.
Подобно тому как избранный Богом народ был избавлен от рабства, все человечество освобождено Христом от власти греха и смерти. Несмотря на то, что с первых веков христиане чтили каждый воскресный день как день Воскресения Христова, довольно рано в различных поместных Церквях сложился обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания страдания и Воскресения Господа. Поскольку по времени эти события евангелийской истории совпали с иудейским праздником Пасхи. он был более или менее близок к иудейскому празднику Пасхи, он был более или менее близок к Иудейской Пасхе по времени празднования ( в дальнейшем проблема того, в какой день праздновать Пасху, вызывала в церкви немало споров, не исчерпывающих среди христиан и поныне) Расчет времени празднования (в дальнейшем проблема того, в какой день праздновать Пасху, вызывала у церкви немало споров, не исчерпавшихся среди христиан и поныне )
Тем не менее, у всех современных христиан день Воскресения Христова приходится на воскресенье. Во многих концессиях праздник Пасхи предваряется длительным подготовительным периодом, именуемым Великим постом, или даже серией подготовительных периодов. Праздник Пасхи – христианский. Это избавление человечества от духовного рабства, т. е. от духовной смерти, праздник вечного духовного блаженства (по новому завету) . Закрепляет эту символику яйцо: символика гроба, в недрах которого возникает жизнь. Вот почему на пасху принято дарить крашеные яйца. Такие расписанные яйца называют у русских писанками. Примечание: можно заранее совместно с учителем ИЗО, организовать выставку пустых, раскрашенных яиц-писанок.
7. Символика куриного яйца (выступление детей- задание было дано заранее)
- Народная мудрость на пасхальном обычае строит пословицу: “Дорого яичкок великому дню - дорога, ценна помощь вовремя. А вот если помощь оказана никчемная, то она “выеденного яйца не стоит!”. При том, что “носиться,как курица с яйцом-уделять слишком много времени несущественному делу! Писанки обычно варили и раскрашивали. Аксаков С. Т, в произведении “Детские годы Багрова внука”, подробно описывает процесс украшения писанок, очень часто на яйцах писали “ХВ” (Христос Воскрес ) . Особенно богатая коллекция пасхальных яиц была у ювелира с мировым именем Карла Фаберже (54 яйца) , несколько штук сохранилось в ружейной палате (например, яйцо с сюрпризом) Остальные сохранились в частной коллекции.
- В древней мифологии яйцо - это мир: и небо, и земля и подземное царство. Вот свидетельство Иоанна Дамаскина “Небо и земля по своему подобны яйцу- скорлупа аки небо, плево аки облацы, белок аки земля”. Мировое космическое яйцо живет в представлении древних народов. Из яйца рождается божественный творец, перворожденный, сияющий как Солнце. Дети Зевса – родились из яйца, снесенного Ледой. Это греческий миф. В сказке о курочке Рябе и золотом яичке, курочка Ряба чудесная птица, которая перекликается с образом Жар-Птицы. Первое яйцо курочки Рябы волшебно.
До сих пор сохраняется примета: если гладить лицо первым яйцом рябой курицы, кожа будет чистой. . Еще один обычай связан с яйцами: катать яйца на Светлой неделе (пасхальной неделе) , биться яйцами. Этот обычай – отражение мифологической связи “ змея и яйца”. Змей. в славянских сказках Кощей, погибает. Кощей от “костей”, худой и злой ) Вспоминайте многочисленные сказки, которые начинаются, жили-были…
- Сначала расскажем сказку старую и очень старую…Жили –были дед да бабка. У них была курочка- Ряба, снесла курочка яичко, пестро, востро, костяно, мудряно, мышка пробежала хвостом вильнула, яичко проломила. Об это яичке дед стал плакать, бабка стала рыдать… Чудесное яйцо! Золотое яйцо! В мифах разных народов существует мотив яйца, но ритуальные традиции различные раскалывания яйца. Ее отблески, мы ощущаем в сказке о курочке рябее и золотом яичке. Курочка Ряба тоже чудесная птица, рябая пестрая. Образ этой курочки перекликается с чудесным образом жар- птицы. Есть один обычай катать яйца на Светлой Неделе, биться пасхальными яйцами. Герой катает, бросает яйцо медное, серебряное и золотое.
Разворачиваются яйца в царство, богатство и жизнь. Вот и живет по сей день во многих языках выражение –из яйца, все из яйца, с самого начала. Герой же сказки о Кощее, первый защитник человека и жизни. И в память об этом яйца катают, раскалывают, и бьют, и едят, и разбрасывают яичную скорлупу, крошат яйца в поле перед посевом, надеясь на новое богатство, плодородие и урожай.
- Шло время, отдалялись древние обычаи ив сказке совершается интересный ход: от золотого яйца чудесного к простому, которое можно разбить…
Жили-были дед да баба, была у них курочка Ряба, снесла курочка яичко, но не простое –золотое дед бил, бил –не разбил баба била –била –не разбила мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось, дед плачет, баба плачет а курочка кудахчет: кудах-тах-тах не плачь дед, не плачь баба! я снесу вам яичко не простое, золотое!
8. Кулинарные рецепты из куриных яиц и рецепты Пасхальных блюд.
(Выставка газет с рецептами блюд.
Выступления учащихся.)
Например,
старинный рецепт
Владимира Даля:
Снежки : 4 белка взбить в пену с 1-2 столовыми ложками сахара, 4стакана молока, ванили чуть-чуть, поставить на плиту. Когда закипит, брать ложкой взбитые с сахаром белки и бросать в кипящее молоко. Когда обварятся, вынимать ложкой дуршлаковой, складывая в глубокое блюдо. И растет, растет сугроб пышного белого снега. Затем 4 желтка растереть с 4 столовыми ложками сахару. Прибавляя понемногу молока, в котором варились снежки, поставить на плиту, сбивать (не давать кипеть!) пока не загустеет, вылить в блюдо со снежками – снежки словно “поплывут”. Раскладывать ложкой на тарелки так, чтобы снежки в тарелке плавали. Зимой можно снежок посыпать твердыми орехами, не грех положить в снежок ложку мороженого и ягодок земляники.
9. Заключение и выводы:
(задачи урока решены).
10. Просмотр презентации «Пасха».
11. Домашнее задание:
Поделиться с родными о своих впечатлениях об уроке.