Имена собственные как средство характеристики главных героев в романе А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Имена собственные как средство характеристики главных героев в романе А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
В языкознании выделяется особый раздел – ономастика (rpeч. onomastike – “искусство давать имена”, onomastikos – “относящийся к иВ языкознании выделяется особый раздел – ономастика (rpeч. onomastike – “искусство давать имена”, onomastikos – “относящийся к имени”, занимающийся изучением собственных имен). Ономастикой называется и совокупность всех имен собственных. К ним относятся имена личные, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, названия городов, рек. морей и другие. Изучением же структуры и состава ономастического пространства литературного произведения занимается раздел литературоведения – художественная ономастика.мени”, занимающийся изучением собственных имен). Ономастикой называется и совокупность всех имен собственных. К ним относятся имена личные, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, названия городов, рек. морей и другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Имена собственные как средство характеристики главных героев в романе А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»»
Исследовательская работаИмена собственные как средство характеристики главных героев в романе А.С. ПУШКИНА«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Выполнил: ученик 9 класса
Гордеев Даниил Дмитриевич
Руководитель: учитель русского
языка и литературы
Кашевская Елена Михайловна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Семантика имен главных героев..................................................... .5
ГЛАВА II. Имена собственные как средство характеристики главных героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" ......................................................... 8
2. 1. Образ Евгения Онегина……………………………………………........... 8
2.2. Образ Татьяны .............................................................................................. 11
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………….......15
ВВЕДЕНИЕ
В языкознании выделяется особый раздел – ономастика (rpeч. onomastike – “искусство давать имена”, onomastikos – “относящийся к имени”, занимающийся изучением собственных имен). Ономастикой называется и совокупность всех имен собственных. К ним относятся имена личные, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, названия городов, рек. морей и другие. Изучением же структуры и состава ономастического пространства литературного произведения занимается раздел литературоведения – художественная ономастика.
Одно из самых великих и гениальных произведений отечественной и мировой литературы – роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин” с точки зрения функции имен собственных в художественном тексте.
Актуальность данной работы в том в том, что она не просто знакомит с использованием имен собственных в романе “Евгений Онегин”, но и показывает их роль в раскрытии характеров героев, поскольку созданные А.С.Пушкиным образы являются "вечными".
Цель исследования - выявить семантические свойства имен собственных в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин", показать их роль в раскрытии образов главных героев .
Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач:
Исследовать имена собственные.
2. Выделить и проанализировать примеры имен собственных в романе "Евгений Онегин".
3. Рассмотреть значение и роль имен собственных как средство характеристики главных героев романа.
ГЛАВА I. СЕМАНТИКА ИМЕН ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ.
ГЛАВА I. СЕМАНТИКА ИМЕН ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ.
Имя даётся человеку один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка, и своеобразным синонимом нашей собственной личности.
Собственные имена, относящиеся к людям, называются антропонимы, а наука, которая занимается их изучением – антропонимика (от греч. antropose – «человек» и onyma – «имя»).
Ещё в древние времена русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя человеку давалось как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода: в одних случаях - это были какие-то внешние признаки, в других – моральные качества. Имена-прозвища существовали в качестве составной части полного названия человека вплоть до конца XVII столетия и были запрещены официально только при Петре I.
Имя ЕВГЕНИЙ произошло от греч.eu + genos, что значит благородный, прекрасный.
Особенности характера. В этом человеке мы находим противоречивое сочетание силы и слабости. Однако в его слабости порой и сокрыта сила. Препятствия, которые других давно отвратили бы с избранного пути, только раззадоривают его. Евгений упрям, и это упрямство часто помогает ему достичь немалых жизненных высот. Во всем остальном он довольно приятный в общении человек.
Судьба (общие тенденции). Евгений трудолюбив, но трудности, возникающие у него на пути, выбивают его из спокойного состояния, заставляют нервничать. Наибольшего успеха может добиться в технике и точных науках. В работе, требующей большой концентрации сил и внимания, достигает средних показателей. Среди Евгениев встречаются электронщики, писатели, лётчики.
Личная жизнь. Евгении весьма влюбчивы и из-за этого доставляют много хлопот и себе, и другим. С одной стороны, эти люди ценят в женщине душевную чистоту и в то же время подсознательно падки на женщин эпатажных и дерзких. Евгений полагает, что в каждой женщине сокрыта некая тайна, которую он пытается разгадывать всю жизнь. Если он полагает, что разгадал ее, то удержать его невозможно. Только женщина, оставшаяся для него загадкой, заставит его быть постоянным.
Имя ТАТЬЯНА произошло от греч. tattoo, что значит — учредительница, устроительница; женщина, обладающая большим организаторским талантом.
Особенности характера. С возрастом ее характер кристаллизуется, и она становится мудрой, практичной и спокойной женщиной, прекрасно сознающей, что ей нужно, и в зависимости от этого строящей свою жизнь. В дружеской компании она ведет себя раскованно, ей нравится быть в обществе мужчин, и она быстро делает выбор между поклонниками, останавливаясь на наиболее перспективном. Она серьезно подходит к своему внешнему виду, может много потратить, чтобы купить понравившуюся одежду.
Судьба (общие тенденции). У Татьяны мало подруг, поскольку в ее отношениях с окружающими преобладает прагматизм. Она никогда не путает работу с личной жизнью. Часто избирает себе творческие профессии, но даже если работает на производстве, то к своему делу относится творчески, с огоньком. Ее дом может быть переполнен приятелями, при условии, что они будут беспрекословно ее слушать и обожать. Ведет бурную жизнь. В ее обществе трудно соскучиться. Она необычайно обаятельна.
Личная жизнь. Татьяна имеет собственное представление об удачном браке и потому порой стремится навязать мужу свои взгляды. Если он не согласен, она может без особого повода закатить ему сцену. Такое способен выдержать только философ-стоик, а простые смертные чаще всего не выдерживают — и Татьяна остается в гордом одиночестве с ребенком. Для детей она больше подруга, приятель по играм, чем взрослый, но одновременно и заботливая мать. Любит заниматься благоустройством дома, ремонтом, домашними консервированием. С возрастом делается более терпимой, семейное благо становится главным в ее жизни.
ГЛАВА II. ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК СРЕДСТВО ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ РОМАНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН".
2.1. Образ Евгения Онегина
В романе «Евгений Онегин» нашел свое наиболее полное воплощение один из значительнейших замыслов поэта: дать образ «героя времени», типический портрет современника — человека нового, XIX столетия.
«Евгений Онегин» — роман о современности, о пушкинском «сегодняшнем» дне, — произведение, которое заимствует все свое содержание — образы действующих лиц, картины быта, природы, — из непосредственно окружавшей поэта действительности. Читая пушкинский роман в стихах, мы все время ощущаем присутствие автора, который неизменно выражает свое личное отношение к совершающемуся, дает свою оценку всему, о чем он рассказывает и что показывает в своем произведении.
Одним из средств характеристики образов главных героев является употребление имен собственных. Установим, какую аналогию, проводимую Пушкиным, можно считать наиболее значимой для создания образа Евгения. Аналогию, проводимую с главным героем поэмы Джона Гордона Байрона “Паломничество Чайльд-Гарольда”. Главный герой поэмы, пресыщенный жизнью в неполные девятнадцать лет Чайльд-Гарольд – сын своей эпохи. В этом обобщенном образе Байрон воплотил черты целого поколения, увидевшего лишь закат эпохи великих революционных потрясений и наполеоновских войн. Характерные черты нового романтического героя – способность к самоанализу, разрыв с лицемерным обществом, глубокий внутренний конфликт личности с миром. Что делает Онегина первым “байроническим” героем русской литературы? Утрата связи с окружающим миром и интереса к жизни (“Ни сплетни света, ни бостон, /Ни милый взгляд, ни вздох нескромный, /Ничто не трогало его его/Не замечал он ничего”, “к жизни вовсеохладел”), отсутствие идеалов и привязанностей (“Друзья и дружба надоели”, “Приготовляясь, денег ради/ На вздохи, скуку и обман”), душевная холодность и пустота (“Сердца жар угас”, “Томясь душевной пустотой”), порочность и дурные поступки (“Как рано мог он лицемерить...”, “Убив на поединке друга”), наконец, несчастье в любви.
С какими еще литературными персонажами сравнивает Пушкин Онегина? Гораздо менее значимым, но также создающим “литературный фон” романа в стихах и хорошо понятным современному Пушкину читателю является сравнение Онегина с Чацким.
Главных героев произведений А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова многое объединяет, несмотря на кажущиеся противоречия между ними. И Пушкин, и Грибоедов вывели новый литературный тип, обратили внимание современников на проблему «лишнего человека». Онегин и Чацкий молоды, образованы, умны, но они не могут найти себе место в светском обществе, обрести любовь и счастье.
Чацкий по-настоящему любит свою родину. Крепостничество, несправедливость общественных отношений вызывает у него протест. Он отстаивает благородные идеи просвещения, искренне верит в силу разума и силу слова. Поэтому произносит обличительные пламенные речи. Но остается непонятым. Онегина и Чацкого объединяет одиночество. У них нет единомышленников. Их порывы остаются бесплодными, а жизнь бесполезной. В светском обществе одинок и Онегин. Сначала он блистал на балах, раутах, легко покорял женские сердца, был доволен своей жизнью. Но скоро такое существование стало ему в тягость. Бесконечные обеды, развлечения, роскошь не принесли герою счастья, быстро приелись. Онегиным овладела «русская хандра», скука, он ко всему охладел. Протест Чацкого был явным, открытым. У Онегина же он проявился в скрытой форме. Холодность, апатия стали его определяющими чертами.
Пушкин называет Онегина петербургским денди, и это создает ореол исключительности и загадочности. Дендизм отличается эстетизмом жизненного стиля во всем — от одежды до «блеска ума», он предполагает культ собственной индивидуальности. Евгений Онегин так же выделяется независимостью. Оппозиционность в поведении, равнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, политическое вольнодумство — вот общие черты поколения 1820-х годов. Онегин понял и оценил свет: «...Рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум...» [13, гл.1, строфа 37].
2.2. Образ Татьяны
"Итак, она звалась Татьяной..." Каких реальных исторических лиц, каких героев произведений других авторов мы можем назвать, необходимых для характеристики главной героини?
Увлечение Татьяны произведениями сентименталистов Ричардсона и Руссо, ранней мадам де Сталь относило ее в категории литературно образованных дворянских девушек: “Ей рано нравились романы; /Они ей заменяли все; /Она влюблялася в обманы /И Ричардсона иРуссо...” Сэмюэл Ричардсон – это английский писатель, можно сказать, родоначальник романтической литературы.
Европейские романы заменяют Татьяне настоящую жизнь. Она все время чувствует себя героиней какой-либо книги, каждый раз новой, в зависимости от того, что она прочла последним. Татьяна уверена: все, что описывается в романах, обязательно происходит на самом деле, если главный книжный персонаж встречает литературную героиню и испытывает при этом определенные эмоции, значит, такие же эмоции должны испытывать люди в реальном мире. Татьяна ослеплена прекрасными сюжетами со счастливыми концами так полюбившихся ей книг, что свято верит в такую же любовь и в реальном мире.
Татьяна всегда играет определенную роль. То она “воображала себя Клариссой ” – бедной обманутой злодеем леди из романа Ричардсона “Кларисса, или история молодой леди”.
Татьяна примеряла на себя роль Юлии – героини романа “Новая Элоиза” Руссо, честной, добродетельной девушки, для которой ее честь и честь ее семьи значат больше, чем собственное счастье. Девушки, для которой не существует любви без брака, а брака – без согласия родителей, для которой на первом месте стоят правила нравственности, а не ее собственные чувства. Девушки, которая смогла отказаться от любви всей своей жизни, от своего собственного счастья, укрыв все чувства глубоко в сердце, ради того, чтобы угодить отцу.
То она воображает себя Дельфиной – героиней романа “Дельфина” мадам Анны-Луизы-Жермены де Сталь, этакой бунтаркой, протестующей против установленных в то время норм поведения, бунтующей во имя свободы чувства любви. Именно после прочтения этого романа Татьяна так чувственно и пылко объяснилась Онегину в любви.
Татьяна читает европейские романы и воображает себя в роли и героинь не потому, что она "полурусская", а потому, что именно она подлинная героиня русской действительности своего времени- того времени, когда "литературность" была самым что ни на есть жизненным явлением и активно влияла на поведение и нравы людей.
Этот образ стал первым "поэтическим наброском" национальной героини в русской литературе 19 века; "русская душой",
На протяжении всего повествования мы можем проследить эволюцию главной героини: от простой "уездной барышни" до светской дамы, блистающей в высшем обществе. Сам Пушкин сравнивает нашу героиню с “блестящей Ниной Вронской, Клеопатрой Невы”, которая не способна затмить красоту Татьяны.
Под псевдонимом Нина Вронская Пушкин, скорее всего, скрывает Елену Завадовскую, одну из самых блистательных великосветских красавиц своего времени в которую когда-то был влюблен, чья холодная, царственная красота не раз разрывала сердца мужчин.
Несмотря на более броскую красоту, Пушкин отдаёт предпочтение Татьяне, отстаивая тем самым как идеал женской красоты естественность, простоту, одухотворённость внешнего облика мыслью и чувством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Читая роман «Евгений Онегин», восхищаешься совершенством формы произведения, красотой и легкостью языка. Всё вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна – вся жизнь прекрасного, гениального и весёлого человека. Именно поэтому такие красивые и звучные имена как Евгений и Татьяна с лёгкой руки Пушкина стали самыми распространёнными именами начала XIX века. Он нарисовал необыкновенно живые и запоминающиеся образы Онегина, Татьяны, принесшие славу автору и сделавшие роман бессмертным. А поэтическая ономастика помогла более полно раскрыть образы главных героев. Мы можем сделать вывод, что имена собственные в рамках художественного текста приобретают дополнительные смыслы и выполняют определенные функции. В частности, было установлено, что имена собственные помогают автору полно и многогранно раскрыть характеры главных героев. Таким образом, получает подтверждение тезис Ю.Н.Тынянова о том, все имена собственные несут определенную функциональную нагрузку и так или иначе способствуют выражению авторского замысла.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белинский В. Т. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая // Белинский В.Г. Поли, собр. соч. М., 1955. T.VTI;
2. Белый А.А. «Génie ou neige» Вопросы литературы № 1, 2008. С.115.
3. Болотов В. И. Лингвистический статус имени собственного и его функционирование в тексте // Ономастика. Имя и культура. - М., 1993. - С.44.
4. Виноградов В.В. Задачи стилистики. - М., 1971, стр. 27
6. Лотман Ю. М. Роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин": Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 393—462. (ФЭБ)
7. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин": Комментарий: Пособие для учителя // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960— 1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 472—762. (ФЭБ)
8. Лотман, Набоков и Томашевская полные комментарии к роману «Евгений Онегин» на сайте «Тайны ремесла»
9. Михайлов В.Н. О роли собственных имен в литературном творчестве. Вопросы русской литературы. Выпуск 2, Львов, 1976, стр. 75.