kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Е.Замятин. Судьба человека в тоталитарном государстве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Е.Замятин. Судьба человека в тоталитарном государстве" предназначена для сопровождения лекции учителя на уроке литературы в 11 классе. В презентации рассматривается основная проблема романа Е.И.Замятина "Мы" - взаимоотношение личности и государства.

Главная задача презентации - проследить, как автор показывает возникновение тоталитарного режима.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Е.Замятин. Судьба человека в тоталитарном государстве. »

Е.И.Замятин  «МЫ» Судьба человека в тоталитарном государстве  Е.В.Щербакова МАОУ СОШ № 2 г. Реж

Е.И.Замятин «МЫ»

Судьба человека в тоталитарном государстве

Е.В.Щербакова

МАОУ СОШ № 2

г. Реж

Цель урока

Цель урока

  • Проблема взаимоотношения личности и государства в романе Е. И. Замятина “Мы”.
Задачи

Задачи

  • Сопоставить события 20-30 годов в стране.
  • Проследить, как автор показывает возникновение тоталитарного режима.
  • Развивать творческую и познавательную активность учащихся.

"Мы – от бога, я от дьявола?!"

  • Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…
  • Н.А. Бердяев
  • Своя воля лучше.
  • Ф.М. Достоевский
  • Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари...
  • Е. И. Замятин
Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937) – яркий прозаик и драматург. Роман “Мы”, написанный в 1920 году, как и многие другие его произведения, увидел свет лишь в 80-90 годы XX столетия. XX век - век торжества человеческого разума, век невиданного прогресса стал самым кровавым в истории человечества.
  • Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937) – яркий прозаик и драматург. Роман “Мы”, написанный в 1920 году, как и многие другие его произведения, увидел свет лишь в 80-90 годы XX столетия. XX век - век торжества человеческого разума, век невиданного прогресса стал самым кровавым в истории человечества.
Роман написан 1920 году в холодном полуразрушенном Петрограде, опубликован лишь в 1988. Почему этот роман не дошел  до читателя раньше?

Роман написан 1920 году в холодном полуразрушенном Петрограде, опубликован лишь

в 1988. Почему этот

роман не дошел

до читателя раньше?

Замятин решает печатать роман в самом известном журнале русской эмиграции “Современных записках”. Но публикации воспрепятствовал арест писателя в ночь с 16 на 17 августа 1922 года. И только заступничество друзей помогло Замятину избежать высылки. После проработки на очередном собрании писательской общественности Е. Замятин заявил о своем выходе из Всероссийского Союза Писателей. Свидетель и участник событий К. Федин писал в связи с этим: “Я был раздавлен происходившей 22 сентября поркой писателя, никогда личность моя не была так унижена”. В 1929 году роман был использован для массированной критики Замятина, и автор был вынужден защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка и “проявление вредительства интересам советской литературы”.
  • Замятин решает печатать роман в самом известном журнале русской эмиграции “Современных записках”. Но публикации воспрепятствовал арест писателя в ночь с 16 на 17 августа 1922 года. И только заступничество друзей помогло Замятину избежать высылки.
  • После проработки на очередном собрании писательской общественности Е. Замятин заявил о своем выходе из Всероссийского Союза Писателей.
  • Свидетель и участник событий К. Федин писал в связи с этим: “Я был раздавлен происходившей 22 сентября поркой писателя, никогда личность моя не была так унижена”.
  • В 1929 году роман был использован для массированной критики Замятина, и автор был вынужден защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка и “проявление вредительства интересам советской литературы”.
Е. Замятин так объяснял задачу своего романа:

Е. Замятин так объяснял задачу своего романа:

  • “ Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше, чем политический памфлет. Это, конечно, неверно: этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и власти государства”.
Обсуждение “дела” Замятина было сигналом к ужесточению политики партии в области литературы. Организована травля писателя: ни один журнал не печатает его произведений. 1929-й год - год Великого перелома, наступления сталинизма. Работать, как литератору, в России Замятину стало бессмысленно и невозможно, и он в 1931 году уезжает за границу.
  • Обсуждение “дела” Замятина было сигналом к ужесточению политики партии в области литературы.
  • Организована травля писателя: ни один журнал не печатает его произведений.
  • 1929-й год - год Великого перелома, наступления сталинизма. Работать, как литератору, в России Замятину стало бессмысленно и невозможно, и он в 1931 году уезжает за границу.
“ Мы” - первый роман – антиутопия, предупреждение об опасностях на пути реализации социалистических идей. Е.И. Замятин проследил логический путь, который ведет к Единому Государству, но вместо идеального, справедливого, гуманного и счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов, обнаружился бездушный, казарменный строй, в котором обезличенные “нумера” интегрированы в послушное и пассивное “мы”, слаженный, но неодушевленный механизм.
  • “ Мы” - первый роман – антиутопия, предупреждение об опасностях на пути реализации социалистических идей. Е.И. Замятин проследил логический путь, который ведет к Единому Государству, но вместо идеального, справедливого, гуманного и счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов, обнаружился бездушный, казарменный строй, в котором обезличенные “нумера” интегрированы в послушное и пассивное “мы”, слаженный, но неодушевленный механизм.
Роман “Мы” - антиутопия? Или это страшная реальность? Попробуйте ответить на этот вопрос, посмотреть на Единое Государство не только, как на утопическое государство будущего, созданное воображением писателя, но и как на реально существовавшее в нашей стране, угнетенной тоталитарным режимом, лагерями, боязнью быть личностью, ярким “я”.
  • Роман “Мы” - антиутопия? Или это страшная реальность?
  • Попробуйте ответить на этот вопрос, посмотреть на Единое Государство не только, как на утопическое государство будущего, созданное воображением писателя, но и как на реально существовавшее в нашей стране, угнетенной тоталитарным режимом, лагерями, боязнью быть личностью, ярким “я”.
Государство полностью приковало жителей к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве все разумно, все учтено, все подчинено великой цели. Во главе всей системы стоит Благодетель. Он управляет Операционным отделом, имеет Бюро Хранителей (полицейская система), подслушивающие и подсматривающие устройства, Скрижаль (Сердце и пульс Единого Государства), камеры. Есть искусство, наука, предусмотрены “личные часы”. Но мы видим, что человек растворен в государстве, нет личности, остается лишь нумер, который должен подчиняться раз и навсегда заведенным законам, а малейшее неисполнение закона каралось сразу.
  • Государство полностью приковало жителей к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве все разумно, все учтено, все подчинено великой цели. Во главе всей системы стоит Благодетель. Он управляет Операционным отделом, имеет Бюро Хранителей (полицейская система), подслушивающие и подсматривающие устройства, Скрижаль (Сердце и пульс Единого Государства), камеры. Есть искусство, наука, предусмотрены “личные часы”. Но мы видим, что человек растворен в государстве, нет личности, остается лишь нумер, который должен подчиняться раз и навсегда заведенным законам, а малейшее неисполнение закона каралось сразу.
Коммунистическая дисциплина узнается также в строгом подчинении порядку, в правилах, ограничивающих свободу в Едином Государстве, где повседневная жизнь населения напоминает сталинские трудовые лагеря: все человеческие потребности – от приема пищи и прогулки до любви – совершаются по сигналу. Здесь отражена даже проблема стукачества: стены домов жителей сделаны из стекла, чтобы все могли видеть и знать, кто, чем занимается. “Нам нечего скрывать друг от друга”.
  • Коммунистическая дисциплина узнается также в строгом подчинении порядку, в правилах, ограничивающих свободу в Едином Государстве, где повседневная жизнь населения напоминает сталинские трудовые лагеря: все человеческие потребности – от приема пищи и прогулки до любви – совершаются по сигналу. Здесь отражена даже проблема стукачества: стены домов жителей сделаны из стекла, чтобы все могли видеть и знать, кто, чем занимается. “Нам нечего скрывать друг от друга”.
Это обычное тоталитарное государство,  в котором живет закрытое общество.

Это обычное тоталитарное государство, в котором живет закрытое общество.

Ю.Левитанский.

Ю.Левитанский.

  • Всё гаечки да винтики, а Бог — у пульта. Это называется эпоха культа. Так ли называется, не так ли называется — это в моем сердце болью отзывается. А кругом у мальчиков запал да пыл. Они ко мне с вопросом — а ты где был? А где я был, мальчики? И там был, и тут.
Ю.Левитанский

Ю.Левитанский

  • ...Винтики, винтики по полю идут. Сталин о нас думает. Нам ни шагу вспять. Дважды два четыре, пятью пять двадцать пять. А над бедным винтиком ворон парит. А под белым бинтиком рана горит. Васеньки? Витеньки? — узнать не могу. Винтики, винтики лежат на снегу... Среди того дыма и того огня я и не заметил, как убили меня.
Ю.Левитанский

Ю.Левитанский

  • Не шлепнули в застенке, не зарыли во рву — вот я и думал, будто живу... Что ж это такое, как же это вдруг! Ах, товарищ Сталин, учитель и друг! Как же это вышло со мной, со страной, учитель мой, мучитель, отец мой родной! ...Мартовский морозец, поздняя весна. Трудно просыпаюсь от долгого сна. Щурюсь непривычно на солнце, на свет. И сам еще не знаю — я жив или нет.
Диктатура…  Какие ассоциации вызывает это слово?

Диктатура… Какие ассоциации вызывает это слово?

  • Террор
  • Репрессии
  • Тоталитаризм
Замятин подводит нас к мысли о том, что каждый для себя должен решить, “что принести в жертву – “я” деспотичному “мы”, или “мы” деспотичному “я”. В истории было и то и другое. Это и диктатура большевиков, и культ Сталина, и фашизм. Хочется надеяться, что это больше никогда не повториться в жизни нашей страны. И сегодня мы думаем над вопросом: каким должно быть государство и личность в нем?
  • Замятин подводит нас к мысли о том, что каждый для себя должен решить, “что принести в жертву – “я” деспотичному “мы”, или “мы” деспотичному “я”. В истории было и то и другое. Это и диктатура большевиков, и культ Сталина, и фашизм. Хочется надеяться, что это больше никогда не повториться в жизни нашей страны. И сегодня мы думаем над вопросом: каким должно быть государство и личность в нем?
Государство – это “мы”, которое должно состоять из ярких “я”, умеющих выступить против любой диктатуры.
  • Государство – это “мы”, которое должно состоять из ярких “я”, умеющих выступить против любой диктатуры.
Источники

Источники

  • Е.И. Замятин “Мы”.- М., 1990
  • Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. – М.: Издательство объединения “Мосгорархив.”, 2002. – 504с.
  • Крючков В.П. “Еретики” в литературе: Л.Андреев, Е.Замятин, Б.Пильняк, М. Булгаков: Учебное пособие.- Саратов: Лицей, 2003.-288с.
  • http://festival.1september.ru/authors/104-836-162


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Е.Замятин. Судьба человека в тоталитарном государстве.

Автор: Щербакова Елена Владимировна

Дата: 28.06.2014

Номер свидетельства: 108983


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства