Языковые особенности оды Ломоносова "На взятие Хотина"
Языковые особенности оды Ломоносова "На взятие Хотина"
Представленная презентация может быть использована учителем на уроках по теме "М.В. Ломоносов", при подготовке к экзаменам, для отработки знаний учащихся об изобразительно-выразительных средствах в поэзии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Языковые особенности оды Ломоносова "На взятие Хотина"»
Языковые особенности оды Ломоносова М.В. «На взятие Хотина»
Штыкина Ольга Юрьевна
учитель русского языка и литературы
средней школы-интерната
с. Багдарин
Баунтовский район
Республика Бурятия
Объект исследования –ода «На взятие Хотина»Предмет исследования –языковые особенности одыЦель исследования –изучение особенностей лексики и использования изобразительных средств в оде М. В. Ломоносова.
В соответствии с данной целью обозначим следующие задачи:
1.Изучить литературу по данной теме;
2.Выяснить особенности использования изобразительно – выразительных средств;
3.Проанализировать лексику оды Ломоносова;
4. Создать презентацию
В работе использованы следующие методы:
чтение первоисточников;
изучение научно-методической литературы;
метод наблюдений и анализа;
выявление языковых особенностей произведений, их классификация;
Практическая значимость работы
материал может быть использован при изучении творчества М. В. Ломоносова на уроках литературы;
в качестве дидактического материала – при подготовке к ОГЭ, во внеклассной работе.
Ода как жанр пришла в литературу из Древней Греции. Её истоки - хоровая лирика древних греков.
Ода (от греческого ode) – песнь – торжественное стихотворное
произведение
нравоучительные философские
сатирические
оды-послания
оды-элегии
В России ода стала первым жанром, что связано с личностью Петра I, торжественные оды посвящались также Екатерине II и Елизавете
В России оды слагали Тредиаковский В.К., Сумароков А.П., Херасков М.М., Державин Г.Р.
Оды Ломоносова стали классическими
Недаром о лучших из них Пушкин сказал: «Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему»
Темы торжественных од Ломоносова
прославление Родины, во всех одах звучит тема царя Петра.
Гимн учению: по убеждению поэта, благо и слава Родины – в развитии наук.
прославление мира
« Ода блаженныя памяти государыне императрицеАнне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года"
Оду высоко оценили потомки
Радищев назвал её «первородным чадом»
Белинский считал, что новая русская литература началась именно с этой оды.
Ода состоит из несколько частей :
Описание восторга поэта перед победой «россов»
рассказ о сражении, где воспевается мощь современной Ломоносову России, как результат огромной деятельности Петра – царя-преобразователя;
прославление покоя: картины мирной жизни, тишины, воцаряющейся на месте недавнего сражения, которое положило конец чуждому господству.
Начинается ода с развернутой метафоры: автор создает картину своего появления на горе Парнас, где музы искусства вдохновляют его обратиться к описанию сражения, которое закончится победой россов .
В оде мы находим множество эпитетов: полки орлины, иго лютое, усердный жар, небесная дверь, меч кровавый, Анны грозный взор, златой перст, перо злато
Встречаются в произведении и сравнения
«враг рыщет, как пронзенный зверь», «враг, как прах развеян». «пускай земля, как понт трясется»;
«Не медь ли в чреве Этны ржет
И, с серою кипя, клокочет?
Не ад ли тяжки узы рвет
И челюсти разинуть хочет?
То род отверженной рабы,
В горах огнем наполнив рвы,
Металл и пламень в дол бросает»
ГиперболаПускай земля, как понт, трясет,Пускай везде громады стонут,Премрачный дым покроет свет,В крови Молдавски горы стонут.
Перифраз
Анна Иоановна – российская орлица
неприятель – тигр, скачущий на российский полк
Иван Грозный – «смиритель стран казанских»
Анафора – повторение одного и того же слова в начале строки Где ныне похвальба твоя?Где дерзость?Где в бою упорство?Где злость на северны края?
Олицетворения
«от реву лес и брег дрожит», «дубравы и поля трепещут», «горы стонут», «ад челюсти разинуть хочет»
Евфрат в твоей крови смутился,Скрывает луч свой в волны день,Над войском облак вдруг развился
«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги» .
Действительно, как в предисловии, Ломоносов выразил основные проблемы , которые впоследствии не смог обойти ни один большой писатель и которые не утратили своей актуальности до наших дней.