kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Языковые особенности оды Ломоносова "На взятие Хотина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная презентация может быть использована учителем на уроках по теме "М.В. Ломоносов", при подготовке к экзаменам, для отработки знаний учащихся об изобразительно-выразительных средствах в поэзии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Языковые особенности оды Ломоносова "На взятие Хотина"»

Языковые особенности оды Ломоносова М.В. «На взятие Хотина»

Языковые особенности оды Ломоносова М.В. «На взятие Хотина»

Штыкина Ольга Юрьевна учитель русского языка и литературы средней школы-интерната  с. Багдарин  Баунтовский район Республика Бурятия

Штыкина Ольга Юрьевна

учитель русского языка и литературы

средней школы-интерната

с. Багдарин

Баунтовский район

Республика Бурятия

Объект исследования –   ода «На взятие Хотина»  Предмет исследования –  языковые особенности оды   Цель исследования –  изучение особенностей лексики и использования изобразительных средств в оде М. В. Ломоносова.

Объект исследования – ода «На взятие Хотина» Предмет исследования – языковые особенности оды Цель исследования – изучение особенностей лексики и использования изобразительных средств в оде М. В. Ломоносова.

В соответствии с данной целью обозначим следующие задачи:   1.Изучить литературу по данной теме; 2.Выяснить особенности использования изобразительно – выразительных средств; 3.Проанализировать лексику оды Ломоносова; 4. Создать презентацию

В соответствии с данной целью обозначим следующие задачи:

1.Изучить литературу по данной теме;

2.Выяснить особенности использования изобразительно – выразительных средств;

3.Проанализировать лексику оды Ломоносова;

4. Создать презентацию

В работе использованы следующие методы:   чтение первоисточников; изучение научно-методической литературы; метод наблюдений и анализа; выявление языковых особенностей произведений, их классификация;

В работе использованы следующие методы:

чтение первоисточников;

изучение научно-методической литературы;

метод наблюдений и анализа;

выявление языковых особенностей произведений, их классификация;

Практическая значимость работы материал может быть использован при изучении творчества М. В. Ломоносова на уроках литературы; в качестве дидактического материала – при подготовке к ОГЭ, во внеклассной работе.

Практическая значимость работы

материал может быть использован при изучении творчества М. В. Ломоносова на уроках литературы;

в качестве дидактического материала – при подготовке к ОГЭ, во внеклассной работе.

  Ода как жанр пришла в литературу из Древней Греции. Её истоки - хоровая лирика древних греков.   Ода (от греческого ode) – песнь –  торжественное стихотворное  произведение нравоучительные философские сатирические  оды-послания оды-элегии

Ода как жанр пришла в литературу из Древней Греции. Её истоки - хоровая лирика древних греков.

Ода (от греческого ode) – песнь – торжественное стихотворное

произведение

нравоучительные философские

сатирические

оды-послания

оды-элегии

В России ода стала первым жанром, что связано с личностью Петра I, торжественные оды посвящались также Екатерине II и Елизавете

В России ода стала первым жанром, что связано с личностью Петра I, торжественные оды посвящались также Екатерине II и Елизавете

В России оды слагали Тредиаковский В.К., Сумароков А.П., Херасков М.М., Державин Г.Р.

В России оды слагали Тредиаковский В.К., Сумароков А.П., Херасков М.М., Державин Г.Р.

Оды Ломоносова стали  классическими Недаром о лучших из них Пушкин сказал: «Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему»

Оды Ломоносова стали классическими

Недаром о лучших из них Пушкин сказал: «Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему»

Темы торжественных од Ломоносова прославление Родины, во всех одах звучит тема царя Петра. Гимн учению: по убеждению поэта, благо и слава Родины – в развитии наук. прославление мира

Темы торжественных од Ломоносова

  • прославление Родины, во всех одах звучит тема царя Петра.
  • Гимн учению: по убеждению поэта, благо и слава Родины – в развитии наук.
  • прославление мира
   « Ода блаженныя памяти государыне императрице  Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года

« Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года"

Оду высоко оценили потомки Радищев назвал её «первородным чадом» Белинский считал, что новая русская литература началась именно с этой оды.

Оду высоко оценили потомки

Радищев назвал её «первородным чадом»

Белинский считал, что новая русская литература началась именно с этой оды.

Ода состоит из несколько частей :   Описание восторга поэта перед победой «россов»  рассказ о сражении, где воспевается мощь современной Ломоносову России, как результат огромной деятельности Петра – царя-преобразователя;  прославление покоя: картины мирной жизни, тишины, воцаряющейся на месте недавнего сражения, которое положило конец чуждому господству.

Ода состоит из несколько частей :

  • Описание восторга поэта перед победой «россов»
  • рассказ о сражении, где воспевается мощь современной Ломоносову России, как результат огромной деятельности Петра – царя-преобразователя;
  • прославление покоя: картины мирной жизни, тишины, воцаряющейся на месте недавнего сражения, которое положило конец чуждому господству.

Начинается ода с развернутой метафоры: автор создает картину своего появления на горе Парнас, где музы искусства вдохновляют его обратиться к описанию сражения, которое закончится победой россов .

Начинается ода с развернутой метафоры: автор создает картину своего появления на горе Парнас, где музы искусства вдохновляют его обратиться к описанию сражения, которое закончится победой россов .

В оде мы находим множество эпитетов: полки орлины, иго лютое, усердный жар, небесная дверь, меч кровавый, Анны грозный взор, златой перст, перо злато

В оде мы находим множество эпитетов: полки орлины, иго лютое, усердный жар, небесная дверь, меч кровавый, Анны грозный взор, златой перст, перо злато

Встречаются в произведении и сравнения «враг рыщет, как пронзенный зверь», «враг, как прах развеян». «пускай земля, как понт трясется»;  «Не медь ли в чреве Этны ржет  И, с серою кипя, клокочет?    Не ад ли тяжки узы рвет  И челюсти разинуть хочет?  То род отверженной рабы,    В горах огнем наполнив рвы,   Металл и пламень в дол бросает»

Встречаются в произведении и сравнения

«враг рыщет, как пронзенный зверь», «враг, как прах развеян». «пускай земля, как понт трясется»;

«Не медь ли в чреве Этны ржет

И, с серою кипя, клокочет?

Не ад ли тяжки узы рвет

И челюсти разинуть хочет?

То род отверженной рабы,

В горах огнем наполнив рвы,

Металл и пламень в дол бросает»

Гипербола  Пускай земля, как понт, трясет,  Пускай везде громады стонут,  Премрачный дым покроет свет,  В крови Молдавски горы стонут.

Гипербола Пускай земля, как понт, трясет, Пускай везде громады стонут, Премрачный дым покроет свет, В крови Молдавски горы стонут.

 Перифраз Анна Иоановна – российская орлица неприятель – тигр, скачущий на российский полк Иван Грозный – «смиритель стран казанских»

Перифраз

  • Анна Иоановна – российская орлица
  • неприятель – тигр, скачущий на российский полк
  • Иван Грозный – «смиритель стран казанских»
Анафора – повторение одного и того же слова в начале строки    Где ныне похвальба твоя?  Где дерзость?  Где в бою упорство?  Где злость на северны края?

Анафора – повторение одного и того же слова в начале строки Где ныне похвальба твоя? Где дерзость? Где в бою упорство? Где злость на северны края?

Олицетворения «от реву лес и брег дрожит», «дубравы и поля трепещут», «горы стонут», «ад челюсти разинуть хочет» Евфрат в твоей крови смутился,  Скрывает луч свой в волны день,  Над войском облак вдруг развился  Победа, росская победа,  Тогда увидев бег своих, Аллегория  Луна стыдилась сраму их…

Олицетворения

  • «от реву лес и брег дрожит», «дубравы и поля трепещут», «горы стонут», «ад челюсти разинуть хочет»
  • Евфрат в твоей крови смутился, Скрывает луч свой в волны день, Над войском облак вдруг развился

  • Победа, росская победа, Тогда увидев бег своих, Аллегория Луна стыдилась сраму их…

Инверсия – ещё один прием, используемый автором:    И свет во всех своих концах Исполнен храбрых россов славой

Инверсия – ещё один прием, используемый автором:

И свет во всех своих концах

Исполнен храбрых россов славой

Ораторские вопросы и восклицания были излюбленными приёмами Ломоносова Где ныне похвальба твоя?   Где дерзость? Где в бою упорство?  Где злость на северны края ?

Ораторские вопросы и восклицания были излюбленными приёмами Ломоносова

Где ныне похвальба твоя?

Где дерзость?

Где в бою упорство?

Где злость на северны края ?

Старославянские грамматические формы кратких прилагательных и причастий:  Лавровы венцы; полки орлины; татарску кровь; всходящу денницу, пораженны пали,солдатску храбрость, Каспийски воды, ужасна сила, чужи поля ;    славянизмы:  златой, брег, хладнеют, чрез

Старославянские грамматические формы кратких прилагательных и причастий: Лавровы венцы; полки орлины; татарску кровь; всходящу денницу, пораженны пали,солдатску храбрость, Каспийски воды, ужасна сила, чужи поля ; славянизмы: златой, брег, хладнеют, чрез

Устаревшие слова:  существительные:  ветр, огнь, свирепство, десницу, денницу, изрядство, россы, презорство, витийство, око;   местоимения и наречия: оных, сей, которы; коль, вкруг;   глаголы:  зрит, претит, блажит, дерзает, отвещает, взирает, отверзлась.

Устаревшие слова: существительные: ветр, огнь, свирепство, десницу, денницу, изрядство, россы, презорство, витийство, око; местоимения и наречия: оных, сей, которы; коль, вкруг; глаголы: зрит, претит, блажит, дерзает, отвещает, взирает, отверзлась.

Имена мифологических героев: поэт дает слово богу солнца Фебу, восторг его ведет «на верьх горы высокой» - Парнас

Имена мифологических героев: поэт дает слово богу солнца Фебу, восторг его ведет «на верьх горы высокой» - Парнас

Географические названия – топонимы: Этна, Стамбул, Дунай, Дамаск, Каир, Евфрат, Вифы, Афины, Висла

Географические названия – топонимы: Этна, Стамбул, Дунай, Дамаск, Каир, Евфрат, Вифы, Афины, Висла

« Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги» . Действительно, как в предисловии, Ломоносов выразил основные проблемы , которые впоследствии не смог обойти ни один большой писатель и которые не утратили своей актуальности до наших дней.

« Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги» .

Действительно, как в предисловии, Ломоносов выразил основные проблемы , которые впоследствии не смог обойти ни один большой писатель и которые не утратили своей актуальности до наших дней.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Языковые особенности оды Ломоносова "На взятие Хотина"

Автор: Штыкина Ольга Юрьевна

Дата: 27.08.2016

Номер свидетельства: 340996


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства