kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Грегор Замза и Франц Кафка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принято считать, что Франц Кафка списывал своих героев с себя.В качестве аргумента приводится "Письмо к отцу". В этом сочинениии Кафка упрекает родителя в жестокости и непоколебимости. Похожие отношения описаны В "Превращениии".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Грегор Замза и Франц Кафка»

Презентация по литературе (11 кл.) на тему «Грегор Замза и Франц Кафка» Рогожина Ольга Викторовна – учитель русского языка и литературы МОУ «Горевская ср.школа»

Презентация

по литературе (11 кл.) на тему

«Грегор Замза и Франц Кафка»

Рогожина Ольга Викторовна – учитель русского языка и литературы

МОУ «Горевская ср.школа»

Грегор Замза и Франц Кафка  Принято считать, что Франц Кафка списывал своих героев с себя. В качестве аргумента приводится «Письмо отцу». В этом сочинении Кафка упрекает родителя в жестокости и непоколебимости. Писатель обвинял отца в том, что тот никогда не прислушивался к истинным желаниям сына и относился к его увлечениям критично. Кафку ранили несправедливые наказания. Он вспоминал эпизод из детства. Ночью он пошёл попить воды, за что был выставлен на улицу в одной рубашке. Воспоминание пропитано обидой: «Спустя годы я всё ещё страдал от мучительного представления, что огромный мужчина, мой отец, высшая инстанция, может без всякой причины ночью подойти ко мне, вытащить из постели и вынести на балкон, — вот, значит, каким ничтожеством я был для него».  Похожие отношения описаны в «Превращении». Когда Грегор превратился в насекомое и стал бесполезен для семьи, отец отрекается от него.

Грегор Замза и Франц Кафка

Принято считать, что Франц Кафка списывал своих героев с себя. В качестве аргумента приводится «Письмо отцу». В этом сочинении Кафка упрекает родителя в жестокости и непоколебимости. Писатель обвинял отца в том, что тот никогда не прислушивался к истинным желаниям сына и относился к его увлечениям критично.

Кафку ранили несправедливые наказания. Он вспоминал эпизод из детства. Ночью он пошёл попить воды, за что был выставлен на улицу в одной рубашке. Воспоминание пропитано обидой: «Спустя годы я всё ещё страдал от мучительного представления, что огромный мужчина, мой отец, высшая инстанция, может без всякой причины ночью подойти ко мне, вытащить из постели и вынести на балкон, — вот, значит, каким ничтожеством я был для него».

Похожие отношения описаны в «Превращении». Когда Грегор превратился в насекомое и стал бесполезен для семьи, отец отрекается от него.

В чём смысл превращения  Превращение Грегора Замзы воспринимается всеми героями повести естественно: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое». Никто не задумывается о том, как это произошло.  Кафкианский мир существует по законам абсурда. Поэтому даже превращение человека в насекомое описано так, будто это будничное событие. Набоков заметил, что язык произведений Кафки имеет «точную и строгую интонацию, которая контрастирует с кошмарным содержанием рассказа».

В чём смысл превращения

Превращение Грегора Замзы воспринимается всеми героями повести естественно: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое». Никто не задумывается о том, как это произошло.

Кафкианский мир существует по законам абсурда. Поэтому даже превращение человека в насекомое описано так, будто это будничное событие. Набоков заметил, что язык произведений Кафки имеет «точную и строгую интонацию, которая контрастирует с кошмарным содержанием рассказа».

Смысл жизни Грегора Замзы  До превращения герой живёт для других. Его отец разорён, мать болеет, а сестра ещё мала. Грегор — коммивояжёр, и хотя эта работа ему не нравится, он вынужден оставаться на ней, чтобы обеспечивать семью.  После превращения семья отворачивается от Грегора. Даже сестра, с которой у него были тёплые отношения, не испытывает к нему ничего, кроме отвращения. Но, потеряв человеческий облик, Грегор остался самоотверженным, любящим и понимающим. Он никого не осуждает и не винит в случившемся.  Через историю главного героя автор показал абсурдность мира, так и не объяснив, почему и как произошло превращение. Оставшись одиноким, отверженным самыми близкими людьми, Грегор Замза умирает, будто спасая семью от дискомфорта, который доставлял им, превратившись в насекомое.

Смысл жизни Грегора Замзы

До превращения герой живёт для других. Его отец разорён, мать болеет, а сестра ещё мала. Грегор — коммивояжёр, и хотя эта работа ему не нравится, он вынужден оставаться на ней, чтобы обеспечивать семью.

После превращения семья отворачивается от Грегора. Даже сестра, с которой у него были тёплые отношения, не испытывает к нему ничего, кроме отвращения. Но, потеряв человеческий облик, Грегор остался самоотверженным, любящим и понимающим. Он никого не осуждает и не винит в случившемся.

Через историю главного героя автор показал абсурдность мира, так и не объяснив, почему и как произошло превращение. Оставшись одиноким, отверженным самыми близкими людьми, Грегор Замза умирает, будто спасая семью от дискомфорта, который доставлял им, превратившись в насекомое.

Немота Грегора Замзы  После того, как главный герой обнаружил себя в теле насекомого, он потерял возможность коммуникации. При этом до своего превращения он работал коммивояжёром и делал это достаточно успешно, а в условиях немоты это было бы невозможно. Потеряв способность говорить, Грегор больше не смог рассказать близким людям о своих мыслях и чувствах, а также утешить их и подбодрить.  Именно в этом и состоит символизм немоты главного героя: большинство людей стараются жить как можно быстрее и занимаются тем, что кажется им важным, однако забывают сказать родным и близким людям самые важные слова.  Например, мы охотнее обсудим прибыль от выгодной сделки, чем скажем дорогому человеку о том, что мы его любим.  Точно также жил и Грегор. И после превращения в таракана он больше никогда не смог сказать важных слов своим родителям и сестре, которые пытались заботиться о нём.

Немота Грегора Замзы

После того, как главный герой обнаружил себя в теле насекомого, он потерял возможность коммуникации. При этом до своего превращения он работал коммивояжёром и делал это достаточно успешно, а в условиях немоты это было бы невозможно. Потеряв способность говорить, Грегор больше не смог рассказать близким людям о своих мыслях и чувствах, а также утешить их и подбодрить.

Именно в этом и состоит символизм немоты главного героя: большинство людей стараются жить как можно быстрее и занимаются тем, что кажется им важным, однако забывают сказать родным и близким людям самые важные слова.

Например, мы охотнее обсудим прибыль от выгодной сделки, чем скажем дорогому человеку о том, что мы его любим.

Точно также жил и Грегор. И после превращения в таракана он больше никогда не смог сказать важных слов своим родителям и сестре, которые пытались заботиться о нём.

Почему именно таракан?  Любопытно, что Франц Кафка нигде в своём рассказе не указывает на то, что Грегор стал именно тараканом. Насекомым – да. Но кто он – таракан, жук или другое членистоногое? Мы не знаем. Однако каждый читатель сам представляет себе образ героя как максимально неприятный, ведь именно такие характеристики даёт ему автор.  Основа этого образа – в его омерзительности. Таракан олицетворяет собой бесполезную, противную, ни на что неспособную личность.  За фантастическим сюжетом Кафки скрывается утверждение, что для того, чтобы быть такой неприятной личностью, вовсе не обязательно превратиться в таракана по-настоящему.

Почему именно таракан?

Любопытно, что Франц Кафка нигде в своём рассказе не указывает на то, что Грегор стал именно тараканом. Насекомым – да. Но кто он – таракан, жук или другое членистоногое? Мы не знаем. Однако каждый читатель сам представляет себе образ героя как максимально неприятный, ведь именно такие характеристики даёт ему автор.

Основа этого образа – в его омерзительности. Таракан олицетворяет собой бесполезную, противную, ни на что неспособную личность.

За фантастическим сюжетом Кафки скрывается утверждение, что для того, чтобы быть такой неприятной личностью, вовсе не обязательно превратиться в таракана по-настоящему.

Абсурдная реальность в рассказе  Завершая анализ «Превращения» Кафки, еще раз обратимся к абсурдности происходящих в рассказе событий.  Разве может человек на самом деле проснуться насекомым? Нет, это абсолютно фантастический сюжет.  Но может ли человек упиваться собственною бесполезностью, осознанно отгородить себя от семьи и общества, погрузиться в свою депрессию и вступить в конфликт с окружающим миром? Да, может. Ничего фантастического в этом нет.  Кроме того, именно желание сбежать от этого конфликта толкает вполне обычных людей (не насекомых) на самоубийство. Поэтому мы приходим к выводу, что в «Превращении» Ф. Кафка использует абсурдную реальность для того, чтобы рассказать о самых обыкновенных явлениях, с которыми может столкнуться каждый человек. И только сам человек делает выбор, как реагировать на эти явления: прятаться от них, как Грегор, и в конце концов сгинуть, либо бороться за сохранение собственного «Я».

Абсурдная реальность в рассказе

Завершая анализ «Превращения» Кафки, еще раз обратимся к абсурдности происходящих в рассказе событий.

Разве может человек на самом деле проснуться насекомым? Нет, это абсолютно фантастический сюжет.

Но может ли человек упиваться собственною бесполезностью, осознанно отгородить себя от семьи и общества, погрузиться в свою депрессию и вступить в конфликт с окружающим миром? Да, может. Ничего фантастического в этом нет.

Кроме того, именно желание сбежать от этого конфликта толкает вполне обычных людей (не насекомых) на самоубийство. Поэтому мы приходим к выводу, что в «Превращении» Ф. Кафка использует абсурдную реальность для того, чтобы рассказать о самых обыкновенных явлениях, с которыми может столкнуться каждый человек. И только сам человек делает выбор, как реагировать на эти явления: прятаться от них, как Грегор, и в конце концов сгинуть, либо бороться за сохранение собственного «Я».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Грегор Замза и Франц Кафка

Автор: Рогожина Ольга Викторовна

Дата: 11.06.2025

Номер свидетельства: 671528


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства