Принято считать, что Франц Кафка списывал своих героев с себя.В качестве аргумента приводится "Письмо к отцу". В этом сочинениии Кафка упрекает родителя в жестокости и непоколебимости. Похожие отношения описаны В "Превращениии".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Грегор Замза и Франц Кафка»
Презентация
по литературе (11 кл.) на тему
«Грегор Замза и Франц Кафка»
Рогожина Ольга Викторовна – учитель русского языка и литературы
МОУ «Горевская ср.школа»
Грегор Замза и Франц Кафка
Принято считать, что Франц Кафка списывал своих героев с себя. В качестве аргумента приводится «Письмо отцу». В этом сочинении Кафка упрекает родителя в жестокости и непоколебимости. Писатель обвинял отца в том, что тот никогда не прислушивался к истинным желаниям сына и относился к его увлечениям критично.
Кафку ранили несправедливые наказания. Он вспоминал эпизод из детства. Ночью он пошёл попить воды, за что был выставлен на улицу в одной рубашке. Воспоминание пропитано обидой: «Спустя годы я всё ещё страдал от мучительного представления, что огромный мужчина, мой отец, высшая инстанция, может без всякой причины ночью подойти ко мне, вытащить из постели и вынести на балкон, — вот, значит, каким ничтожеством я был для него».
Похожие отношения описаны в «Превращении». Когда Грегор превратился в насекомое и стал бесполезен для семьи, отец отрекается от него.
В чём смысл превращения
Превращение Грегора Замзы воспринимается всеми героями повести естественно: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое». Никто не задумывается о том, как это произошло.
Кафкианский мир существует по законам абсурда. Поэтому даже превращение человека в насекомое описано так, будто это будничное событие. Набоков заметил, что язык произведений Кафки имеет «точную и строгую интонацию, которая контрастирует с кошмарным содержанием рассказа».
Смысл жизни Грегора Замзы
До превращения герой живёт для других. Его отец разорён, мать болеет, а сестра ещё мала. Грегор — коммивояжёр, и хотя эта работа ему не нравится, он вынужден оставаться на ней, чтобы обеспечивать семью.
После превращения семья отворачивается от Грегора. Даже сестра, с которой у него были тёплые отношения, не испытывает к нему ничего, кроме отвращения. Но, потеряв человеческий облик, Грегор остался самоотверженным, любящим и понимающим. Он никого не осуждает и не винит в случившемся.
Через историю главного героя автор показал абсурдность мира, так и не объяснив, почему и как произошло превращение. Оставшись одиноким, отверженным самыми близкими людьми, Грегор Замза умирает, будто спасая семью от дискомфорта, который доставлял им, превратившись в насекомое.
Немота Грегора Замзы
После того, как главный герой обнаружил себя в теле насекомого, он потерял возможность коммуникации. При этом до своего превращения он работал коммивояжёром и делал это достаточно успешно, а в условиях немоты это было бы невозможно. Потеряв способность говорить, Грегор больше не смог рассказать близким людям о своих мыслях и чувствах, а также утешить их и подбодрить.
Именно в этом и состоит символизм немоты главного героя: большинство людей стараются жить как можно быстрее и занимаются тем, что кажется им важным, однако забывают сказать родным и близким людям самые важные слова.
Например, мы охотнее обсудим прибыль от выгодной сделки, чем скажем дорогому человеку о том, что мы его любим.
Точно также жил и Грегор. И после превращения в таракана он больше никогда не смог сказать важных слов своим родителям и сестре, которые пытались заботиться о нём.
Почему именно таракан?
Любопытно, что Франц Кафка нигде в своём рассказе не указывает на то, что Грегор стал именно тараканом. Насекомым – да. Но кто он – таракан, жук или другое членистоногое? Мы не знаем. Однако каждый читатель сам представляет себе образ героя как максимально неприятный, ведь именно такие характеристики даёт ему автор.
Основа этого образа – в его омерзительности. Таракан олицетворяет собой бесполезную, противную, ни на что неспособную личность.
За фантастическим сюжетом Кафки скрывается утверждение, что для того, чтобы быть такой неприятной личностью, вовсе не обязательно превратиться в таракана по-настоящему.
Абсурдная реальность в рассказе
Завершая анализ «Превращения» Кафки, еще раз обратимся к абсурдности происходящих в рассказе событий.
Разве может человек на самом деле проснуться насекомым? Нет, это абсолютно фантастический сюжет.
Но может ли человек упиваться собственною бесполезностью, осознанно отгородить себя от семьи и общества, погрузиться в свою депрессию и вступить в конфликт с окружающим миром? Да, может. Ничего фантастического в этом нет.
Кроме того, именно желание сбежать от этого конфликта толкает вполне обычных людей (не насекомых) на самоубийство. Поэтому мы приходим к выводу, что в «Превращении» Ф. Кафка использует абсурдную реальность для того, чтобы рассказать о самых обыкновенных явлениях, с которыми может столкнуться каждый человек. И только сам человек делает выбор, как реагировать на эти явления: прятаться от них, как Грегор, и в конце концов сгинуть, либо бороться за сохранение собственного «Я».