Презентация "Гражданская лирика Н.Некрасова" поможет провести учителю урок-исследование. Определив тему, цель урока необходимо провести сравнительный анализ тематики поэтов. Этот "переходной мостик" позволит перейти к осмыслению темы. Исследование осуществляется по определённому маршруту. Каждый этап преследует решение определённой задачи, в конце каждого делаем вывод (дети отвечают на проблемный вопрос).
Примерные вопросы:
- Являлся ли Н.Некрасов продолжателем традиций А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова?
- О ком писал поэт? Кому посвятил свою жизнь?
- Каковы особенности лирики Н.Некрасова?
- Почему всё творчество поэта сопутствуют такие понятия любовь и ненависть?
- Какую роль сыграл В.Белинский в творчестве Н.Некрасова?
- Почему он посвящает стихотворение Н.Добролюбову?
- Что значит быть гражданином?
Затем необходимо провести самостоятельную работу со стихотворением. Завешается урок рефлексией, домашним заданием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
4. Тема поэта и поэзии «Поэт», «Поэт и толпа», «Пророк», «Памятник»
4. «Пророк», «Журналист, Читатель и Писатель»
3. Женская тема. Любовь. «Верь надежде», «Зачем…»
4. «Поэту», «Поэт и Гражданин», «Муза», «Элегия»
Иван Константинович Айвазовский: Волга . 1887
И.Репин. Бурлаки на Волге
«Да знаете ли Вы, что Вы
поэт – и поэт истинный?»
В.Г.Белинский
Современная трактовка понятия «Гражданин»
Гражданин -
1) лицо, наделенное совокупностью прав и обязанностей в соответствии с существующими ЗАКОНАМИ государства
Основные формы правления в 19в.
Монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках главы государства - монарха и передается по наследству; монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа; отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства .
( Николай II : «Российская империя держится не законом, а самодержавием»).
Путь становления демократического государства, запечатленный в литературе. Журнал Н.А. Некрасова
Работа с таблицей ( стихотворение «Поэт и гражданин»)
Цитаты из стихотворения
Слова – синонимы
Правдивость
Патриотизм
Полезность
Неравнодушие
Мужество, отвага
Самопожертвование, страдание.
«…кто сердцем неподкупно прям..»
«..сердца благие, которым родина свята..»
«И не иди во стан безвредных
Когда полезным можешь быть…»
«Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой…»
«Иди в огонь за честь Отчизны,
…Иди и гибни безупречно…»
«Для блага ближнего живи…»
Работа со стихотворением «Памяти Н.Добролюбова»
Качества гражданина(сущ.)
«…умел рассудку страсти подчинять…»
«Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей…»
«Сокровища душевной красоты…»
«…жить для свободы…»
" Иди в огонь за честь отчизны,
за убежденья, за любовь!"
Н.А. Некрасов убежден:
… главное качество поэта-гражданина, общественного деятеля – готовность к самопожертвованию , суровый аскетизм в повседневной жизни, духовная чистота,вера в высокий идеал.