Данная презентация поможет познакомиться с личностью поэта Г.Р.Державина; определить новаторства в стихотворческой деятельности поэта; развивать навыки устной и письменной речи; испольуя слова "гражданин", "отечество", продолжать воспитывать в учащихся патриотические чувства, чувства собственного достоинства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН – ГРАЖДАНИН И ПОЭТ »
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН – ГРАЖДАНИН И ПОЭТ. РАЗМЫШЛЕНИЕ ПОЭТА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, О СУД Ь БЕ.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
МОБУ СОШ 11 г.Сергиев Посад
Учитель русского языка и литературы
Каширова Е.Н.
201 4 -201 5 учебный год.
ЦЕЛИ УРОКА:
УЧЕБНЫЕ:
ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ЛИЧНОСТЬЮ И ПОЭЗИЕЙ Г.Р.ДЕРЖАВИНА;
ОПРЕДЕЛИТЬ НОВАТОРСТВА В СТИХОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЭТА .
РАЗВИВАЮЩИЕ:
ПРОДОЛЖАТЬ РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
ИЗУЧАЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ XVIII ВЕКА, ПРОДОЛЖАТЬ ВОСПИТЫВАТЬ В УЧАЩИХСЯ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА, ПРИВИВАТЬ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА «ГРАЖДАНИН», «ОТЕЧЕСТВО».
ЗАДАЧИ
- ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЛИЧНОСТЬЮ И ПОЭЗИЕЙ Г.Р.ДЕРЖАВИНА;
- ОПРЕДЕЛИТЬ НОВАТОРСТВА В СТИХОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЭТА ;
- ПРОДОЛЖАТЬ РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ;
- ИЗУЧАЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ XVIII ВЕКА, ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА «ГРАЖДАНИН», «ОТЕЧЕСТВО»,ПРОДОЛЖАТЬ ВОСПИТЫВАТЬ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА, ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА.
Проверка ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
НАЙДИТЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ
ТЕОРИЯ ТРЕХ ШТИЛЕЙ
ШТИЛИ
СЛОВА
ВЫСОКИЙ
ЖАНРЫ
РУССКИЕ С НЕБОЛЬШОЙ ПРИМЕСЬЮ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИХ
СРЕДНИЙ
ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЕ И РУССКИЕ
КОМЕДИИ, ОДЫ, ТРАГЕДИИ
НИЗКИЙ
ДРАМЫ, САТИРЫ, ДРУЖЕСКИЕ ПИСЬМА, ЭЛЕГИИ
РУССКИЕ СЛОВА РАЗГОВОРНОГО ЯЗЫКА С ДОБАВЛЕНИЕМ ПРОСТОНАРОДНЫХ И МАЛОГО ЧИСЛА ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИХ
ЭПИГРАММЫ, ЭКЛОГИ, ПЕСНИ, БАСНИ, ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ТЕОРИЯ ТРЕХ ШТИЛЕЙ
ШТИЛИ
СЛОВА
ВЫСОКИЙ
ЖАНРЫ
ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЕ И РУССКИЕ
СРЕДНИЙ
РУССКИЕ С НЕБОЛЬШОЙ ПРИМЕСЬЮ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИХ
ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ , ОДЫ, ТРАГЕДИИ
НИЗКИЙ
ДРАМЫ, САТИРЫ, ЭКЛОГИ , ДРУЖЕСКИЕ ПИСЬМА, ЭЛЕГИИ
РУССКИЕ СЛОВА РАЗГОВОРНОГО ЯЗЫКА С ДОБАВЛЕНИЕМ ПРОСТОНАРОДНЫХ И МАЛОГО ЧИСЛА ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИХ
КОМЕДИИ , ЭПИГРАММЫ, ПЕСНИ, БАСНИ
Согласны ли вы с утверждением?
ОДА – торжественное стихотворение, посвященное какому-то событию или герою.
Расскажите наизусть отрывок из
«ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА»
Расскажите об авторе
«ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА»
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН – ГРАЖДАНИН И ПОЭТ.
1. Происхождение рода Державиных.
От знаменитого татарского мурзы Багрима, который в 15 веке прибыл в Москву для службы русскому князю.
Один из потомков Багрима получил прозвище ДЕРЖАВА и стал служить в Казани. От него пошел род Державиных, постепенно обедневших.
(1743 – 1816)
2. Державин родился в Казани в 1743 году, учился в Казанской гимназии, а затем был призван на военную службу рядовым. Державин служил в Преображенском гвардейском полку и лишь спустя 10 лет после начала службы получил первый офицерский чин. Когда в 1765 году умер М.В.Ломоносов, Державину было двадцать два года.
3. После участия в подавлении Пугачевского восстания Державин становится сенатором, затем назначается губернатором в Тамбов, позже – личным секретарем Екатерины Второй...
На протяжении жизни Державин занимает самые различные должности в Сенате и Совете при высочайшем дворе, но в 1803 году по своему желанию уходит в отставку. Особым качеством Державина была его прямота: он был искренен с властителями и не боялся говорить им правду в глаза.
Он считал, что именно в этом – долг гражданина.
ПРИЗНАНИЕ Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид: Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим. Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел. Не собой блистал я - богом; Вне себя я бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям,- Добродетельми казались Мне они равны богам.
Если за победы громки Я венцы сплетал вождям,- Думал перелить в потомки Души их и их детям. Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух,- Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг. Если ж я и суетою Сам был света обольщен,- Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен. Словом, жег любви коль пламень, Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.
Слова, которые могли бы стать девизом Державина?
УМ И СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕЧЬЕБЫЛИ ГЕНИЕМ МОИМ .
ГЕНИЙ – ВЫСШАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ.
Стихотворение можно воспринимать как иносказание:
НА ПТИЧКУ
свободного человека насильно заставляют петь, но свободный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе.
Поймали птичку голосисту И ну сжимать ее рукой. Пищит бедняжка вместо свисту, А ей твердят: Пой, птичка, пой!
1792 или 1793
Река времён в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается –
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы!
Гаврила Державин
Вельможа
...Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
О! тщетно счастия рука,
Против естественного чина,
Безумца рядит в господина
Или в шумиху дурака. ...
1794
Каково главное отличие в принципах работы Державина от Ломоносова?
Жизнь требовала более точно изображать жизнь, она не умещалась в рамки теорий, так для изображения монарха уже мало только торжественных красок, да и «низкие» жанры все более завоевывают популярность; а цель – добиться большей выразительности и живости стиха, приблизить язык поэзии к живой речи людей.
Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение Дрежавина.
Подготовить сообщение «Ломоносов и Державин – великие поэты XVIII столетия».