Урок -родительское собрание по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления". Предназначен для учащихся и их родителей с целью воспитания души ребёнка. На уроке исследуется текст рассказа, его нравственные проблемы. Урок соответствует возрасту учащихся. Может быть применен при работе с любым УМК. Его можно провести на уроке и на собрании для родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эволюция души,её воспитание и взращивание. »
Урок – родительское собрание
«Эволюция души, ее воспитание и взращивание»
(По рассказу Б. Екимова
«Ночь исцеления»)
Борис Петрович Екимов
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Задачи урока:
Получить образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям (для ребят).
Выявить ошибки воспитания в семье (для родителей).
Урок – родительское собрание
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Эпиграфы:
Самое главное человеческое качество – умение сопереживать, сострадать кому – то и в горе, и в радости.
В. Сухомлинский
Становление человека происходит в отеческом доме.
В. Набоков
В. Сухомлинский
В. Набоков
Остров Сострадания
Остров Мудрости
Остров Постижение Красоты душевной
Остров Развлечений
Остров Печали
Остров Прозрения
Остров Радости
Урок – родительское собрание
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Проблемы произведения:
Проблемагуманного отношения к
страдающему человеку.
Проблемавыбора линии поведения в
обращении с другими людьми (проблема
нравственного выбора)
3.Проблеманравственного взросления.
4.Проблемасамовоспитания человека в жизни.
Проблемасострадания, милосердия и
всепрощения.
6.Проблемаюности и старости.
7.Проблемаодиночества.
8 . Проблемавоспитания в семье.
Проблемаверы и безверия.
10.Проблемапоследствий войны для мирных
жителей.
Урок – родительское собрание
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших Великую Отечественную.
Война даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы.
- С чем у вас ассоциируется слово война?
Война – это …
(Афиширование ответов)
Урок – родительское собрание
«Как важно вовремя помочь»
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Отношение к бабе Дуне её детей и внука.
( Сопоставительный анализ)
Внук
Дети бабы Дуни
1. Поддерживают ли они бабу Дуню?
«… в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские да на майские праздники.
Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом , не скучал».
«… свили гнезда в городе»,
«наезжали редко – хорошо,
коли раз в год»,
« к ней, в родительский
дом, приезжали лишь
в отпуск, по лету»
Дети отдалились не только
от родных мест, но и
от матери.
Внука тянет к родным истокам, к родному человеку
Проблема выбора.
Как поступить?
Принять своё решение.
Принять совет матери: «Крикни: «Молчать!»
Не обращать внимание на душевные муки бабушки
Помочь . Но как? Он еще не знал. Подскажет сердце.
Какое решение выполнить труднее?
В чем трудность?(Не спать, переживать, заставить работать сердце)
Урок – родительское собрание
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Как важно вовремя успеть
Сказать кому – то слово доброе…
Андрей Дементьев
И снова Б. Екимов преподносит нам урок нравственности и открывает еще одну истину:взрослые, долг которых помочь,оказались душевно глухими.
И это страшно!
Урок – родительское собрание
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Легко ли удалось Грише реализовать свой план?
Что значит для вас сон?
Для меня сон – это…..
А герой лишился сна. Но он не жаловался, не злился. Гриша в отличие от родителей понимает бабушку всем сердцем.
Продолжите
предложение.
Чтобы выстоять в трудной жизненной ситуации помочь бабушке победить ее недуг, Грише нужно….
Урок – родительское собрание
«Эволюция души, ее воспитание и взращивание»
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Становление человека происходит в отеческом доме.
В. Набоков
Китайская притча «Ладная семья»
(прослушивание)
В. Набоков
Формула (модель) жизни счастливой семьи.
Родители Дети
Работа в группах
Афиширование
Остров Сострадания
Остров Мудрости
Остров Постижение Красоты душевной
Остров Развлечений
Остров Печали
Остров Прозрения
Остров Радости
Чтение сегодня – это способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям,
это ключ к жизни в информаци -онном обществе.
Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.
А.П. Чехов
Мы решаем важную проблему:
Защищаем душу ребенка.
Питаем его ум и сердце.
Побуждаем к самосознанию.
Содействуем творческой самореализации личности и ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она ни оказалась.
Пусть свет книг не гаснет в нашем доме!
Урок – родительское собрание
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Чем отличается мамин способ от Гришиного с точки зрения гуманности?
Мамин – быстрый, лёгкий, простой, но жестокий, грубый. Он подавляет психику бабушки, не исцеляет её, а помогает другим -эгоистичный( не для неё, а для себя).
Гришин – долгий, трудный, мягкий, чуткий, добрый: он успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний, т.е. исцеляет её, именно ей помогает –гуманный(с любовью, милосердием, состраданием).
Урок – родительское собрание
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Война – это голод…
В основе рассказа - внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.
Именно такие женщины, как баба Дуня, сберегли детей и сохранили родные очаги и семьи.
А теперь, в мирное время, ей самой нужна помощь.
Многое может сделать для ближнего даже маленький человек, когда он серьезно захочет помочь.
Илл. к расск. Б. Екимова
«Ночь исцеления»
Урок – родительское собрание
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Отношение к бабе Дуне её детей и внука.
( Сопоставительный анализ)
Внук
Дети бабы Дуни
2.Как это отражается на жизни бабы Дуни?
«Внук приехал… А баба Дуня , разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты… Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме.»
« И снова баба Дуня осталась одна».Ведет хозяйство одна, ей физически трудно Но главное - она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней.
С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться.
Ей очень не хватает внимания детей.
Урок – родительское собрание
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Отношение к бабе Дуне её детей и внука.
( Сопоставительный анализ)
Дети бабы Дуни Внук
3. Как они переносят тревожный сон бабы Дуни?
«Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь… Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало».
На предупреждение бабушки отвечает: «Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном». Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: «В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы…»
Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе,
а о родном человеке.
Приезд матери им - в тягость.
Урок – родительское собрание
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Отношение к бабе Дуне её детей и внука.
( Сопоставительный анализ)
Дети бабы Дуни
Внук
4. В чем проявляется их забота?
«Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогло».
« Сейчас со стороны она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще ночи в слезах…»
Допытывается: «Ты вправду плачешь?» « …это только снится или это было?»
Старается понять ее. Обдумывает, как ей помочь.
Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обраще- нием к врачу , к лекарствам.
Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем.
Урок – родительское собрание
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Отношение к бабе Дуне её детей и внука.
( Сопоставительный анализ)
Дети бабы Дуни Внук
5. Как успокаивали бабу Дуню?
« Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестанет . Мы пробовали».
Эпизод «Ночь исцеления».
Мы – это кто?
(Инценирование)
Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния.
Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль.
Урок – родительское собрание
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Отношение к бабе Дуне её детей и внука.
( Сопоставительный анализ)
Дети бабы Дуни Внук
6. Как относятся к прошлому?
«Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли». «Все люди прожили горькое и забыли».
«….Он плакал, вытирая слезы кулаком».
«Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого – то еще…».
Кого же еще жалел он? (ответы)
- Какие новые качества характера Гриши открываются нам в этом эпизоде?
Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала детей, сколько могла.
Урок – родительское собрание
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
И вновь герой перед
выбором
Сказать, как он ей помог.
Нельзя говорить! « Нужно делать и молчать. Делать и молчать. И придет исцеление».
Почему он принимает решение не говорить,
как ей помог?
Урок – родительское собрание
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Почему рассказ называется
«Ночь исцеления»?
Исцелилась и душа Гриши.
Он стал чувствовать чужую боль. Это очистилась, исцелилась от непонимания его душа.
Он стал взрослее, мудрее, добрее.
Исцелилась бабушка, выздоровела.
Б. Екимовговорит: «Главное в человеке –его душа. Взросление начинается с ответственности перед действительностью».
Чуткость, милосердие, доброта Гриши сделали то, что не смогли сделать врачи и взрослые.
Урок – родительское собрание
«Как важно вовремя успеть»
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Дмитрий Лихачев« Письма о добром и прекрасном»
«Общаться со стариками нелегко. Это ясно. Но общаться нужно, и нужно делать это общение легким и простым».
Урок – родительское собрание
«Как важно вовремя успеть».
(По рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Эпиграфы:
Самое главное человеческое качество – умение сопереживать, сострадать кому – то и в горе, и в радости.
В. Сухомлинский
Эдуард Асадов «Падает снег»
Становление человека происходит в отеческом доме.
В. Набоков
В. Сухомлинский
В. Набоков
Карточка- бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов.
«Это так страшно - потерять карточки.
Лучше пускай бомба упадет прямо в кровать» (Виктор Конецкий «Тамара»)
Потеря карточек во время войны смерти подобна.
Ильина
Валентина Александровна,учитель русского языка илитературы высшей категории