kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электронный образовательный ресурс. Особенности басен Л.Н. Толстого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 6 классе по теме "Особенности басен Л.Н.Толстого"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс. Особенности басен Л.Н. Толстого.»

Особенности басен Л.Н. Толстого Презентация учителя русского языка и литературы МОУ «Щетиновская СОШ» Белгородского района Белгородской области Сорока Н.В. u ;

Особенности басен Л.Н. Толстого

Презентация

учителя русского языка и литературы

МОУ «Щетиновская СОШ»

Белгородского района Белгородской области

Сорока Н.В.

u ;

В 1859 г. Л.Н.Толстой открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу  для крестьянских детей. Она помещалась рядом с домом писателя во флигеле.

В 1859 г. Л.Н.Толстой открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Она помещалась рядом с домом писателя во флигеле.

В начале 1870-х гг. Л.Н.Толстой составил и издал свою «Азбуку». Работая над «Азбукой», писатель мечтал о том, что по ней «будут учиться два поколения всех русских детей, от царских до мужицких».  Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

В начале 1870-х гг. Л.Н.Толстой составил и издал свою «Азбуку». Работая над «Азбукой», писатель мечтал о том, что по ней «будут учиться два поколения всех русских детей, от царских до мужицких». Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

Что такое басня?

Что такое басня?

  • Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.
  • Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.
В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращённая к читателю.

В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращённая к читателю.

  • Следует выделить такие особенности басни:
  • а) мораль;
  • б) аллегорический (иносказательный) смысл;
  • в) типичность описываемой ситуации;
  • г) характеры – персонажи;
  • д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.
Толстой стремился к красоте, краткости, ясности басен. Басни в переводах Толстого – это «живая книга», с персонажами, понятными и детям и взрослым. Книга вечной мудрости.
  • Толстой стремился к красоте, краткости, ясности басен. Басни в переводах Толстого – это «живая книга», с персонажами, понятными и детям и взрослым. Книга вечной мудрости.
Басня Л.Н. Толстого «Работницы и Петух»

Басня Л.Н. Толстого «Работницы и Петух»

  • Мораль басни: всегда следует продумывать последствия своих действий. Работницы считали виноватым в своих бедах петуха. Именно хозяйке, а не петуху было нужно, чтобы женщины пораньше садились за работу. Поэтому усилия работниц пропали даром, они ухудшили свое положение, избавившись от несчастной птицы.
  • Басня учит искать истинную причину проблемы и думать, прежде чем что-либо сделать.
  • Басня высмеивает такие человеческие пороки, как глупость и недальновидность. Поступок работниц, убивших петуха, чтобы не садиться рано за работу, выглядит непродуманным, нелепым.
Басня Л.Н. Толстого «Лгун»

Басня Л.Н. Толстого «Лгун»

  • Мораль басни: нельзя злоупотреблять доверием людей. Также нельзя делать предметом шутки потенциально опасные ситуации. Мальчик-пастух придумал неудачный повод для потехи – звать на помощь людей при отсутствии реальной опасности. Закончились его шутки тем, что люди перестали верить лгуну и не пришли ему на помощь, когда опасность стала реальной.
  • Басня «Лгун» учит быть серьезным и ответственным при выполнении порученных человеку работ, особенно таких, которые связаны с опасностью и причинением ущерба. Учит тщательно выбирать поводы для шуток. Не все ситуации могут быть объектом для потехи.
  • Цель басни «Лгун» состоит в том, чтобы предостеречь людей от злоупотребления ложью. Ложь может привести к неприятным последствиям, как для самого вруна, так и для окружающих его людей.
Басня Л.Н. Толстого «Два товарища»

Басня Л.Н. Толстого «Два товарища»

  • Мораль басни : нельзя бросать друзей и товарищей в случае опасности. Человек, поступающий так, не умеет принимать правильные быстрые решения, проявляет трусость.
  • Басня учит быть настоящим товарищем, смелым и отважным человеком, который в минуту опасности будет думать не только о себе, но и о других.
  • Басня высмеивает такие человеческие пороки, как трусость, малодушие, неумение быстро ориентироваться в ситуации. Человек, который влез на дерево, бросив товарища, не может считаться хорошим другом, ему больше нет доверия.
Басня Л.Н. Толстого «Отец и сыновья»

Басня Л.Н. Толстого «Отец и сыновья»

  • Мораль басни Толстого «Отец и сыновья» состоит в том, что сила людей заключена в их единстве. Если люди будут действовать согласованно, дружно, без ссор, раздоров, им никто не будет страшен. Басня учит не ссориться, жить в мире и согласии.
  • Басня «Отец и сыновья» остается актуальной и в наше время. Следует понимать, что люди, отказываясь от мира и согласия с другими людьми, могут стать легкой добычей для врагов и недоброжелателей.
Басня Л.Н. Толстого «Лев и Мышь»

Басня Л.Н. Толстого «Лев и Мышь»

  • Мораль басни : не следует недооценивать способности более слабых в оказании помощи более сильным. Лев смеялся над Мышью, когда та обещала ему помочь, он не мог понять, как такое слабое существо, как Мышь, может оказать помощь ему, грозному царю зверей. Но действительность оказалась такова, что и сильному Льву потребовалась помощь. И эту действенную помощь сумела оказать малозначимая Мышь.
  • Басня Толстого учит не пренебрегать предложениями о помощи со стороны других людей. Недооценка способностей других людей может негативно повлиять на судьбу человека. Лев посмеялся над обещанием Мыши помочь ему в будущем, но он недооценил способности Мыши.
Басня Л.Н. Толстого «Собака и её тень»

Басня Л.Н. Толстого «Собака и её тень»

  • Мораль басни: жадность – плохой помощник в любых делах. Собака пожадничала, решив отнять добычу у своего отражения, и, в итоге, осталась вовсе без добычи, ни с чем.
  • Басня «Собака и ее тень» учит не быть завистливым и жадным, реально оценивать окружающий мир и не гоняться за миражами.
  • Басня высмеивает такие человеческие пороки, как глупость и жадность. Главная героиня басни, собака, выглядит глупой и недалекой, поскольку она не сумела понять, что видит в воде лишь свое отражение, а не соперника. Собаку подвела ее жадность – бросившись за несуществующим куском мяса, она упустила реальную добычу.
Басня Л.Н. Толстого «Делёж наследства»

Басня Л.Н. Толстого «Делёж наследства»

  • Мораль басни : неуступчивость, неумение договориться в сочетании с глупостью могут привести к плачевным результатам. Сосед, видя, что братья большим умом не обладают, решил сыграть с ними злую шутку – посоветовал все вещи разделить на половинки. Глупые братья исполнили его совет буквально и остались без наследства.
  • Басня учит жить в дружбе и согласии. Надо уметь договариваться друг с другом, и тогда ситуация, описанная в басне, никогда не случится.
  • Басня Толстого высмеивает такие человеческие пороки, как жадность, неуступчивость, несговорчивость, глупость. Наследники, буквально исполнив ехидный совет соседа, показали себя глупыми, недалекими людьми.
Басня Л.Н. Толстого «Царь и Сокол»

Басня Л.Н. Толстого «Царь и Сокол»

  • Мораль басни Толстого «Царь и сокол» состоит в том, что следует проявлять внимание к необычному поведению окружающих. Если бы сокол только один раз опрокинул чашу, это могло сойти за случайность. Но он опрокинул чашу трижды, однако царь не задумался о таком необычном поведении птицы и в гневе убил ее. А верный сокол всего лишь хотел спасти хозяина от гибели, но предупредить об опасности он мог лишь, опрокинув чашу с водой. Человеческим голосом соколы говорить не умеют.
  • Басня «Царь и сокол» учит быть наблюдательным, внимательным и обдумывать свои действия.
Басня Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»

Басня Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»

  • Мораль басни: нельзя быть легкомысленным, беспечным. Нельзя жить лишь текущим днем. Человек обязательно должен думать о своем будущем, планировать свою деятельность и всегда быть готовым к трудным временам. Стрекоза проявила беспечность, потратив летние погожие дни на распевание песен, и к наступлению зимних холодов оказалась абсолютно не готова.
  • Басня «Стрекоза и муравьи» учит предусмотрительности и рачительности, разумному хозяйствованию. Урок, преподанный стрекозе муравьями, является показательным примером для любого человека, склонного к легкомысленности и беспечности.
Басня Л.Н. Толстого «Осёл в львиной шкуре»

Басня Л.Н. Толстого «Осёл в львиной шкуре»

  • Мораль басни :свою истинную сущность человеку скрыть достаточно сложно, сущность рано или поздно проявит себя, и обман будет раскрыт. Поэтому не стоит глупому и слабому изображать из себя сильного и умного, как это пытался сделать осел в басне – подобный обман будет обязательно раскрыт.
  • Басня учит внимательно изучать того, кто представляется нам грозным и опасным. Прежде чем паниковать и поддаваться страхам, следует разобраться – а не скрывается ли под личиной грозного льва обычный осел?
  • Басня высмеивает такие человеческие пороки, как глупость, самонадеянность, лживость.
Вывод:

Вывод:

  • Басни Толстого имеют свои особенности:
  • большинство басен имеют стихотворный ритм и размер, у Толстого же это маленькие рассказы.
  • Чаще всего главные действующие лица – это люди.
  • Мораль содержит строгую педагогическую направленность: учит детей правильным поступкам.
Список литературы:

Список литературы:

  • Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1891-1910. — М., 1960 г.
  • Гуляев Н.А. Теория литературы: Учеб. Пособие – М., 1985
  • Толстой Л.Н. «Сказки. Рассказы. Басни. Были». Издательство «Проф-пресс», 2012 год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Электронный образовательный ресурс. Особенности басен Л.Н. Толстого.

Автор: Сорока Наталья Васильевна

Дата: 26.02.2018

Номер свидетельства: 459794


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства