kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Душа о милосердии просила" Урок-размышление по рассказу К. Г. Паустовского " Старик в станционном буфете"

Нажмите, чтобы узнать подробности

тип урока;размышление, проблемно-диалогический метод

вид урока;урок усвоения нового материала

Урок предполагает рабоу учащихся над содержанием текста рассказа, У учащихся формируетсянавык самостоятельной работы. В ходе урока воспитываются нравственные понятия;милосердие,отзывчивость, сострадание,щедрость,доброта.Урок сопровождает презентация, музыка, клип о доброте.

Просмотр содержимого документа
«"Душа о милосердии просила" Урок-размышление по рассказу К. Г. Паустовского " Старик в станционном буфете"»

Душа о милосердии просила…. Урок-размышление по рассказу К.Паустовского »  Старик в станционном буфете »

Душа о милосердии просила….

Урок-размышление

по рассказу К.Паустовского

» Старик в станционном буфете »

  Сад скульптур Одесского литературного музея. Паустовский, изображенный в виде сфинкса, все в этой жизни ведающего и хранящего тайное знание: о мире, о людях, об Одессе, взирает на окружающих с философской мудростью. «Сфинкс – это символ времени, хранитель мудрости».

  Сад скульптур Одесского литературного музея. Паустовский, изображенный в виде сфинкса, все в этой жизни ведающего и хранящего тайное знание: о мире, о людях, об Одессе, взирает на окружающих с философской мудростью.

«Сфинкс – это символ времени, хранитель мудрости».

Марлен Дитрих , посетившая Советский Союз, встала перед писателем на колени и поцеловала ему руку, хотя она читала только одну его новеллу – «Телеграмма». «Так может написать только великий мастер», – говорила актриса в интервью одной из советских газет.

Марлен Дитрих , посетившая Советский Союз, встала перед писателем на колени и поцеловала ему руку, хотя она читала только одну его новеллу – «Телеграмма». «Так может написать только великий мастер», – говорила актриса в интервью одной из советских газет.

Этот тихий уголок московский,  Парк кузьминский, деревянный дом…  Здесь не жил писатель Паустовский,  Что же все вокруг поет о нем?  Почему среди замшелых буден,  Одурев от бесконечных бед,  К дому этому стремятся люди,  Словно бабочки из тьмы на свет?  И не с любопытством ротозеев,  А с надеждой, робкой как птенец,  К истинно народному музею  Мы идем, изверившись вконец.  Чтобы душу отогреть с мороза  И живого слова зачерпнуть,  Чтоб сквозь грозы Золотая Роза  Каждому высвечивала путь.  Этот тихий уголок московский,  Парк кузьминский, деревянный дом…  Здесь живет писатель Паустовский -  Приходите к чаю вечерком .
  • Этот тихий уголок московский, Парк кузьминский, деревянный дом… Здесь не жил писатель Паустовский, Что же все вокруг поет о нем? Почему среди замшелых буден, Одурев от бесконечных бед, К дому этому стремятся люди, Словно бабочки из тьмы на свет? И не с любопытством ротозеев, А с надеждой, робкой как птенец, К истинно народному музею Мы идем, изверившись вконец. Чтобы душу отогреть с мороза И живого слова зачерпнуть, Чтоб сквозь грозы Золотая Роза Каждому высвечивала путь. Этот тихий уголок московский, Парк кузьминский, деревянный дом… Здесь живет писатель Паустовский - 
  • Приходите к чаю вечерком .
Константина Георгиевича называли волшебником. Он  умел писать так, что у человека, читающего его книги,  становились волшебными глаза.  О нем еще говорили, что «в казенном и скучном газетном море он был островом с цветущей травой»
  • Константина Георгиевича называли волшебником. Он умел писать так, что у человека, читающего его книги, становились волшебными глаза.
  • О нем еще говорили, что «в казенном и скучном газетном море он был островом с цветущей травой»
На перроне горят фонари допоздна. Мчатся мимо экспрессы и ветер… Он весь вечер сидит и сидит у окна – Человек в станционном буфете. Кто ему это место его указал? Есть ли где-нибудь братья и дети? Безымянный посёлок. Пустынный вокзал. Человек в станционном буфете.   Нет портфеля в руках, чемодана у ног, Нет забот о плацкартном билете. Словно он преступил отчужденья порог, Человек в станционном буфете. По программе «Орбита» идёт детектив. Возле стойки измаялся «третий». Он бесстрастен и сух. И как тень молчалив Человек в станционном буфете.  
  • На перроне горят фонари допоздна.
  • Мчатся мимо экспрессы и ветер…
  • Он весь вечер сидит и сидит у окна –
  • Человек в станционном буфете.
  • Кто ему это место его указал?
  • Есть ли где-нибудь братья и дети?
  • Безымянный посёлок. Пустынный вокзал.
  • Человек в станционном буфете.
  •   Нет портфеля в руках, чемодана у ног,
  • Нет забот о плацкартном билете.
  • Словно он преступил отчужденья порог,
  • Человек в станционном буфете.
  • По программе «Орбита» идёт детектив.
  • Возле стойки измаялся «третий».
  • Он бесстрастен и сух. И как тень молчалив
  • Человек в станционном буфете.
  •  
«Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори».

«Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори».

«Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала».

«Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала».

«– Не смей брать у них ни крошки! – сказал старик. Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать её на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам . Пальцы у него дрожали».

«– Не смей брать у них ни крошки! – сказал старик.

Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать её на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам . Пальцы у него дрожали».

Губительнее нет порока, Чем равнодушье в сердце приютить Чтоб излечить недуг сердечный этот Не бойтесь сострадать,жалеть,любить.
  • Губительнее нет порока,
  • Чем равнодушье в сердце приютить
  • Чтоб излечить недуг сердечный этот
  • Не бойтесь сострадать,жалеть,любить.
Равнодушие- самая страшная болезнь души Алексис Токвиль
  • Равнодушие- самая страшная болезнь души
  • Алексис Токвиль
Единственный человек, который проявил участие к старику, – продавщица.  Молодых людей можно назвать равнодушными, потому что они вели себя грубо, бестактно по отношению к пожилому, возможно, больному человеку, насмехаясь, унижая его. И без того непростое положение старика от их насмешек усугубилось еще большим осознанием своего одиночества и беззащитности. Однако, несмотря на это, можно отметить достоинство старика, его независимость, гордость.
  • Единственный человек, который проявил участие к старику, – продавщица.
  • Молодых людей можно назвать равнодушными, потому что они вели себя грубо, бестактно по отношению к пожилому, возможно, больному человеку, насмехаясь, унижая его.
  • И без того непростое положение старика от их насмешек усугубилось еще большим осознанием своего одиночества и беззащитности.
  • Однако, несмотря на это, можно отметить достоинство старика, его независимость, гордость.
Настроение героев Старик Собака

Настроение героев

Старик

Собака

  • Понуро сидел тихо позвал
  • Голос дрогнул от огорчения
  • Сидела, прижавшись к ноге, дрожала, не выдержала заискивая начала смотреть в рот
  • она его
  • слышит и извиняется, отвела глаза
Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила:

Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: "Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд

одинокий независимый гордый старик бедный чувство достоинства

одинокий

независимый

гордый

старик

бедный

чувство достоинства

МОЛОДЕЖЬ БУФЕТЧИЦА

МОЛОДЕЖЬ

БУФЕТЧИЦА

  • Добрая
  • Сердечная
  • Понимающая
  • Кормит
  • Сочувствует
  • Щедрая
  • Человек
  • Равнодушные
  • Грубые
  • Бездушные
  • Унижают
  • Оскорбляют
  • Пьют
  • Хамы
Какими представлены молодые люди в рассказе? Какие детали помогают раскрыть образы этих героев?

Какими представлены молодые люди в рассказе? Какие детали помогают раскрыть образы этих героев?

  • Почему собака попрошайничает?
  • Каковы отношения между собакой и стариком?
  • Какой представляется жизнь старика, какие детали говорят об этом
  • Как реагирует старик на попрошайничество собаки, что испытывает при этом
Какое чувство испытывают молодые люди к старику и собаке? Почему все-таки кидают ей еду? Как себя при этом ведут?
  • Какое чувство испытывают молодые люди к старику и собаке?
  • Почему все-таки кидают ей еду?
  • Как себя при этом ведут?

Почему собака не берет еду из рук молодых людей? -Почему она берет бутерброд от буфетчицы? -Какова роль пейзажа в рассказе?
  • Почему собака не берет еду из рук молодых людей?
  • -Почему она берет бутерброд от буфетчицы?
  • -Какова роль пейзажа в рассказе?
Не злато и серебро , А в жизни всего превыше Ценилось в людях добро. Добро И очаг под крышей. И как бы кто ни хотел, Пусть в сейфах оно И не значилось, Добро бескорыстных дел Душевной данью оплачивалось. И с верою этой простой, Весь мир вдруг окинув оком, Стань мудрым, как Лев Толстой, Взрывным, как поэмы Блока. И всяк твой отыщет след (Всё доброе не убудет), Бессмертье несут земле Творящие радость люди… Роняя волос серебро И мчась в неоглядные дали, Спешите творить добро, Пока вы ещё не устали.      
  • Не злато и серебро ,
  • А в жизни всего превыше
  • Ценилось в людях добро.
  • Добро И очаг под крышей.
  • И как бы кто ни хотел,
  • Пусть в сейфах оно
  • И не значилось,
  • Добро бескорыстных дел
  • Душевной данью оплачивалось.
  • И с верою этой простой,
  • Весь мир вдруг окинув оком,
  • Стань мудрым, как Лев Толстой,
  • Взрывным, как поэмы Блока.
  • И всяк твой отыщет след
  • (Всё доброе не убудет),
  • Бессмертье несут земле
  • Творящие радость люди…
  • Роняя волос серебро
  • И мчась в неоглядные дали,
  • Спешите творить добро,
  • Пока вы ещё не устали.

  •     
Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Почему? Кто из героев проявил отзывчивость к старику? Можно ли назвать молодых людей равнодушными? Почему?
  • Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Почему?
  • Кто из героев проявил отзывчивость к старику?
  • Можно ли назвать молодых людей равнодушными? Почему?

В чем отличие отзывчивости от равнодушия? Какие качества человека способствуют проявлению отзывчивости? Приходилось ли вам сталкиваться с равнодушием? К чему может привести равнодушное отношение к окружающим ?
  • В чем отличие отзывчивости от равнодушия?
  • Какие качества человека способствуют проявлению отзывчивости?
  • Приходилось ли вам сталкиваться с равнодушием?
  • К чему может привести равнодушное отношение к окружающим ?
Немало встречается злого В любой человечьей судьбе. А скажут лишь доброе слово – И легче на сердце тебе. Но доброе слово такое Не каждый умеет найти, Чтоб справиться другу с тоскою, Невзгоды осилить в пути. Нет доброго слова дороже, Заветного слова того, Но редко, друзья мои, все же Мы вслух произносим его.
  • Немало встречается злого
  • В любой человечьей судьбе.
  • А скажут лишь доброе слово –
  • И легче на сердце тебе.
  • Но доброе слово такое
  • Не каждый умеет найти,
  • Чтоб справиться другу с тоскою,
  • Невзгоды осилить в пути.
  • Нет доброго слова дороже,
  • Заветного слова того,
  • Но редко, друзья мои, все же
  • Мы вслух произносим его.

Как легко обидеть старика!  Скажешь ему что-то неуклюже -   Сразу взгляд бездомного щенка:  Никому-то я теперь не нужен!  Ты уж позабыл, что ты сказал,  А у него горит на сердце рана,   Слезы набегают на глаза,   Словно у ребенка от обмана.  Жизнь ушла. И завтра придет ночь.  Заберет. Ни встать, ни оглянуться.  А ведь так легко ему помочь -  Только, как ребенку, улыбнуться!  Что нас ждет? Быть может РАЙ иль АД?  Может быть, что ничего не будет.  Старики над самой пропастью стоят.  Помните всегда об этом, ЛЮДИ!
  • Как легко обидеть старика! Скажешь ему что-то неуклюже -  Сразу взгляд бездомного щенка: Никому-то я теперь не нужен! Ты уж позабыл, что ты сказал, А у него горит на сердце рана,  Слезы набегают на глаза,  Словно у ребенка от обмана. Жизнь ушла. И завтра придет ночь. Заберет. Ни встать, ни оглянуться. А ведь так легко ему помочь - Только, как ребенку, улыбнуться! Что нас ждет? Быть может РАЙ иль АД? Может быть, что ничего не будет. Старики над самой пропастью стоят. Помните всегда об этом, ЛЮДИ!
Формула и портрет доброты. ПОСТУПКИ + СЛОВА=ДОБРОТ А
  • Формула и портрет доброты.
  • ПОСТУПКИ + СЛОВА=ДОБРОТ А
Научиться   быть добрым трудно. Путь к доброте нелегок, поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о совершенных поступках  и о сказанных словах.  У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте.  Так заботьтесь о своей душе и не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте душу солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно. С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса.
  • Научиться   быть добрым трудно. Путь к доброте нелегок, поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о совершенных поступках  и о сказанных словах.  У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте.
  • Так заботьтесь о своей душе и не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте душу солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно. С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса.
Паустовского Таруса хоронила,   На руках несла, не уронила,   криком не кричала, не металась,   лишь слеза катилась за слезою.  Все ушли, она одна осталась  И тогда ударила грозою…

Паустовского Таруса хоронила,  На руках несла, не уронила,  криком не кричала, не металась,  лишь слеза катилась за слезою. Все ушли, она одна осталась И тогда ударила грозою…

Над высокой свежею могилой  застонало небо, гром загрохал,  полыхнуло с яростною силой.  Отпевала Паустовского эпоха.
  • Над высокой свежею могилой застонало небо, гром загрохал, полыхнуло с яростною силой. Отпевала Паустовского эпоха.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Исмаилова Ума Мугитдиновна

Дата: 16.05.2016

Номер свидетельства: 327458

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства