"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (По повести Э.Хемингуэя "Старик и море")
"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (По повести Э.Хемингуэя "Старик и море")
Предложенная работа представляет собой урок усвоения новых знаний, цель которого познакомить восьмиклассников с судьбой и творчеством американского писателя Э.Хемингуэя, раскрыть философию и миропонимание автора. Работая с текстом художественного произведения, обучающиеся приходят к философскому выводу о том, что писатель верит в человека, в силу его духа и разума. Значительное время на уроке отводится скрупулёзной работе с эпизодами произведения, обучению грамотно выстраивать монологический ответ. Восьмиклассники открывают для себя художественный стиль Э.Хемингуэя - "метод айсберга".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" (По повести Э.Хемингуэя "Старик и море") »
УРОК В 8 «Б» КЛАССЕ
«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». ( По повестиЭ. Хемингуэя «Старик и море».)
Учитель
ЗУЕВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА (МОУ СОШ № 9 г. Ржева Тверской области)
ЦЕЛЬ УРОКА
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя;
анализируя повесть «Старик и море», раскрыть философию и миропонимание автора, веру писателя в человека и силу его духа;
дать представление о художественном стиле Хемингуэя («методе айсберга»).
ХОД УРОКА
1. Человек – легендаЭрнест Хемингуэй.Знакомимся с судьбой и творчеством американского писателя.
(Презентация)
О нём ещё при жизни складывались легенды. Сделав ведущей темой своих книг мужество, стойкость и упорство человека в борьбе с обстоятельствами, заранее обрекающими его на почти верное поражение, писатель и в жизни стремился воплотить тип своего героя.ОХОТНИК, РЫБОЛОВ, ПУТЕШЕСТВЕННИК, ВОЕНКОР, а по необходимости иСОЛДАТ, он выбирал во всёмпуть наибольшего сопротивления, самого себя испытывал на «прочность», порой рискуя жизнью – не ради острых ощущений, а потому, что осмысленный риск, по его мнению, подобает настоящему мужчине.
Эрнест Хемингуэй1899-1961
Детство.
Эрнест Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в пригороде Чикаго в штате Иллинойс. Его отец Кларенс Эдмонт Хемингуэй был врачом, а мать Грейс Холл посвятила жизнь воспитанию детей.
Отец с раннего детства пытался привить Эрнесту любовь к природе, мечтая о том, что тот пойдёт по его стопам и займется медициной. Когда Эрни было 3 года ,Кларенс Хемингуэй подарил ему первую удочку и взял с собой на рыбалку. К 8 годам будущий писатель уже знал наизусть именования всех деревьев, цветов, птиц, рыб и зверей, которые обитали на Среднем Западе. Другим любимым занятием для Эрнеста стала литература. Мальчик часами сидел за книгами, которые мог найти в домашней библиотеке. Миссис Хемингуэй мечтала о другом будущем для своего сына Она заставляла его петь в церковном хоре и играть на виолончели.
У семьи был ещё коттедж на озере Валлун. Каждое лето Хемингуэй отправлялся в эти тихие места. Его никто не заставлял играть на виолончели, и он мог заниматься своими делами — сидеть на берегу с удочкой, бродить по лесу, играть с детьми из индейского посёлка. В 1911 году, когда Эрнесту исполнилось 12 лет, дедушка подарил ему однозарядное ружье 20-го калибра. Этот подарок укрепил дружбу деда и внука. Мальчик обожал слушать рассказы старика и на всю жизнь сохранил о нём добрые воспоминания. Охота стала для Эрнеста главной страстью. Одни из первых своих рассказов о Нике Адамсе Хемингуэй посвятит именно охоте и фигуре отца. Его личность, жизнь и трагический конец будут всегда волновать писателя.
Школьные годы
Будучи здоровым и сильным юношей, Хемингуэй активно занимался боксом и футболом.
В школьные годы дебютировал в качестве писателя в небольшом школьном журнале «Скрижаль». Летом 1916 года, после школьных занятий, Эрнест, стремясь завоевать независимость от родителей, отправляется с приятелем в самостоятельное путешествие в Северный Мичиган. Там он переживает массу впечатлений, которые позднее войдут во многие произведения писателя. Первые литературные опыты давались Эрнесту без особого труда, и он решил еженедельно писать репортажи для школьной газеты «Трапеция». Это были репортажи о спортивных состязаниях, концертах. Хемингуэй уже твёрдо для себя решил, что будет писателем.
Полицейский репортёр
После выпуска из школы он решил не поступать в университет, как этого требовали родители, а переехал в Канзас-Сити, где устроился работать в местную газету «Star». Молодой репортёр выезжал на все происшествия, знакомился с притонами, сталкивался с наемными убийцами и мошенниками, бывал на пожарах и в тюрьмах.
Эрнест наблюдал, запоминал, старался понять мотивы человеческих поступков, улавливал манеру разговоров, жесты и запахи. Всё это откладывалось у него в памяти, чтобы потом стать сюжетами, деталями и диалогами будущих рассказов. Здесь сформировался его литературный стиль и привычка быть всегда в центре событий. Редакторы газеты научили его точности и ясности языка и старались пресечь любое многословие.
Первая мировая война
Хемингуэй хотел служить в армии, однако из-за плохого зрения ему долго отказывали. Но он все-таки сумел попасть на фронты Первой мировой войны в Италии, записавшись шофёром-добровольцем Красного Креста. В первый же день его пребывания в Милане Эрнеста и других новобранцев прямо с поезда бросили на расчистку территории взорванного завода боеприпасов. На следующий день молодого Хемингуэя отправили в качестве водителя санитарной машины на фронт в отряд, дислоцировавшийся в городке Шио. Однако почти всё время здесь проходило в развлечениях: посещении салонов, игре в карты и бейсбол. Эрнест не смог долго вытерпеть такой жизни и добился перевода на реку Пьява, где стал заниматься обслуживанием армейских лавок. А вскоре он нашёл способ оказаться и на передовой, вызвавшись доставлять продукты солдатам прямо в окопы.
8 июля 1918 года Хемингуэй, спасая раненого итальянского снайпера, попал под огонь австрийских пулемётов и миномётов, но остался жив. В госпитале из него вынули 26 осколков, при этом на теле Эрнеста было более двухсот ран. Вскоре его перевезли в Милан, где простреленную коленную чашечку врачи заменили железным протезом.
Возвращение домой
21 января 1919 года Эрнест вернулся в США героем — о нём писали все центральные газеты как о первом американце, раненном на итальянском фронте. А король Италии наградил его серебряной медалью «За доблесть» и «Военным крестом».
Почти целый год Хемингуэй провел в кругу семьи, залечивая полученные раны и думая о своём будущем. 20 февраля 1920 года он переезжает в Торонто, чтобы снова вернуться к журналистике. Газета «Торонто Стар» позволила молодому репортёру писать на любые темы. Первые работы Эрнеста — «Кочующая выставка картин» и «Попробуйте побриться бесплатно» высмеивали предрассудки американцев. Позднее появились более серьёзные материалы о войне; о ветеранах, которые никому не нужны у себя дома; о гангстерах и глупых чиновниках.
В эти же годы у писателя разгорелся конфликт с матерью, которая не желала видеть в Эрнесте взрослого человека. Результатом нескольких ссор и стычек стало то, что Хемингуэй забрал все свои вещи и переехал в Чикаго. В этом городе он продолжил сотрудничать с «Торонто Стар», параллельно занимаясь редакторской работой в другом журнале. 3 сентября 1921 года Эрнест женится на молодой пианистке Хэдли Ричардсон и вместе с ней отправляется в Париж, в город, о котором он уже давно мечтает.
Париж
В Париже молодая чета Хемингуэев поселилась в небольшой квартирке на улице Кардинала Лемуана. Хемингуэю предстояло много работать, чтобы жить и позволять себе путешествия по миру в летние месяцы. И он начинает еженедельно отправлять в «Торонто Стар» свои рассказы. Редакция ждала от писателя зарисовок европейской жизни, деталей быта и нравов. Это давало Эрнесту возможность самому выбирать темы для очерков и отрабатывать на них свой стиль. Первыми работами Хемингуэя стали очерки, высмеивающие американских туристов, «золотую молодежь» и прожигателей жизни, которые хлынули в послевоенную Европу за дешевыми развлечениями.
В 1922 году Эрнест знакомится с Сильвией Бич, хозяйкой книжной лавки «Шекспир и компания». Между ними завязываются дружеские отношения. Хемингуэй часто проводит время в заведении Сильвии, берёт напрокат книги, знакомится с писателями и художниками, которые являются завсегдатаями лавки. Судьбоносным для молодого Эрнеста стало знакомство с Гертрудой Стайн. Она стала для Хемингуэя старшим и более опытным товарищем, с ней он советовался, о чём писать, часто беседовал о литературе. Гертруда убеждала, что главное предназначение Эрнеста — быть писателем.
Гражданская война в Испании и Вторая мировая война
Хемингуэй тяжело переживал Гражданскую войну в Испании в середине 1930-х годов. Впечатления от войны нашли отражение в известном романе «По ком звонит колокол». Этот роман многие критики рассматривают как лучшую работу писателя.
В 1941 году Хемингуэй отправился в Балтимор, где на местной судоверфи купил большой морской катер. Перегнал судно на Кубу, где увлёкся морской рыбалкой.
В 1944 году Хемингуэй участвует в боевых полетах бомбардировщиков над Германией и оккупированной Францией.. Эрнест встаёт во главе отряда французских партизан численностью около 200 человек и участвует в боях за Париж, Бельгию, часто оказывается на передовой впереди основных войск.
Хемингуэй страдал от ряда серьёзных физических заболеваний, в том числе от гипертонии и диабета, однако для «лечения» был помещён в психиатрическую клинику, где психиатр игнорировал эти очевидные факторы и занимался только «психическими расстройствами», которыми Хемингуэя «наградили» его коллеги. В качестве лечения применялась электросудорожная терапия. После 20 сеансов Хемингуэй утратил память и способность формулировать мысли письменно: когда потребовалось, он не смог написать даже нескольких слов официального приветствия.
2 июля 1961 года в своем доме в Кетчуме, через несколько дней после выписки из психиатрической клиники, Хемингуэй застрелился из любимого ружья, не оставив предсмертной записки.
Библиография
Документальная проза
Смерть после полудня
Зеленые холмы Африки
Хемингуэй, дикое время
Праздник, который всегда с тобой
Романы
И восходит солнце (Фиеста)
Прощай, оружие!
Иметь и не иметь
Снега Килиманджаро
По ком звонит колокол
Старик и море
Острова в океане
Сады Эдема
Известные цитаты и фразы:
Хорошая проза подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.
Каждый человек рождается для какого-то дела.
Человека можно уничтожить , но его нельзя победить.
Мир — хорошее место, и за него стоит драться...
2. Анализ повести Эрнеста Хемингуэя«СТАРИК И МОРЕ».
«СТАРИК И МОРЕ» (1952 год)
Повесть – вершина послевоенного творчества писателя. Написана на Кубе, где он жил с 1939 по 1960 годы в местечке Сан – Франциско – де - Паула под Гаваной в доме, ставшем после смерти Хемингуэя мемориальным музеем. «Старик и море» - своеобразное завещание писателя.
Нобелевская премия по литературе (1954 год).
ФИЛОСОФСКОЕ НАЧАЛО ПОВЕСТИ
Вера писателя в человека и силу его духа («Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения»);
утверждение необходимости братства людей;
трагический взгляд на удел человека, чьи усилия перебороть судьбу в конечном счёте ни к чему не приводят.
Художественный стиль писателя
«МЕТОД АЙСБЕРГА»
Подобно тому как видимая часть айсберга, возвышающаяся над водой, намного меньше основной его массы, скрытой под поверхностью океана, так и скупое, лаконичное повествование Хемингуэя фиксирует лишь те «внешние» данные, отталкиваясь от которых читатель проникает в глубины авторской мысли и открывает для себя художественную вселенную, несоизмеримую по своим масштабам с тем малым, о чём непосредственно говорится в произведении.
«МЕТОД АЙСБЕРГА»
ДЕЙСТВИЕ повести ограничено несколькими днями и одним частным случаем: старому рыбаку удаётся изловить в море огромную рыбу, но по пути к берегу его добычу пожирают акулы, и он остаётся ни с чем.Но в строгие рамки сюжета «втиснута» богатейшаяфилософскаяпроблематика.
«МЕТОД АЙСБЕРГА»
КОСМИЧЕСКОГО
о смысле и ценности жизни;
о преемственности поколений человеческого рода;
о солидарности семьи людей;
о единстве человека и природы.
ФИЛОСОФСКИЙ ИТОГ
«Человека можно
уничтожить,но его нельзя победить !»
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
Каким предстаёт перед нами старик в начале повести? Согласен ли автор с тем, что он вызывает теперь только жалость? Какая деталь в портрете старика говорит о его истинной сути?
( « Всё у него было старое, кроме глаз, глаза были цветом похожи на море, весёлые глаза человека, который не сдаётся»).
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
(Отвечая на этот вопрос, подберите из текста фрагменты, говорящие о единстве человека и природы.)
Авторская мысль:
В рассуждениях старика совершенно отсутствует высокомерие человека по отношению к миру природы. Птицы, рыбы, животные – это его родня, между ними и старикомнет грани: они так же борются за жизнь, так же страдают, так же любят друг друга.И человек, если он воспринимает себя как часть окружающего мира (у старика и глаза цвета моря! ), никогда не будет в нём одинок.
Хемингуэй приводит читателя к мысли о неразрывном единстве всего живого на земле.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Центр повести – это старик и пойманная им рыба. Выберите из текста основные эпизоды, связанные с ними. Что значит для старика единоборство с рыбой?
2. Подготовьте пересказ эпизода «Любимый сон старика». Какова роль этого сна? Какое значение он имеет в конце повести?
Ресурсы урока
1. Материалы Интернета (Э. Хемингуэй)
2. Образовательная программа «Школа 2100». Литература. 8 кл. Учебное пособие в двух частях. Москва. БАЛАСС. 2007 г.
3. Барова С.Е. Методические рекомендации для учителя к учебнику литературы 8 класса. Москва. БАЛАСС. 2006 .