kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО В РАССКАЗЕ М.ЗОЩЕНКО «Обезьяний язык»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку

– Почему рассказ  называется «Обезьяний язык»?

– Кто главные герои рассказа?

– Как они говорят?

– Назовите действующих лиц рассказа.

– Что это за люди?

–Как хотят показать себя эти люди?

Зощенко говорит: «Очень умные люди, но я ничего не понял».

–  На самом деле они люди необразованные. Докажите, что они необразованны. Из каких слов это следует?

–  Почему рассказ называется «Обезьяний язык»?

 – Чем же может помочь Зощенко, если правильно понять смысл рассказа?

         – А какой вывод можно сделать? Какова идея рассказа? Что хотел сказать автор?

 

      Очень короткий иронический рассказ Михаила Зощенко «Обезьяний язык» остро высмеивает общественные недостатки. А именно — пустословие, бюрократию и невежество. Касается проблематика рассказа и засорения русского языка иностранными словами.

Персонажи рассказа пересыпают свою речь «словами иностранными, с туманным значением». Рассказчик, от первого лица которого ведется повествование, слушает их, «ушами хлопая». Он восхищен и уверен, что искусство говорить непонятными словами — признак «умного, интеллигентного разговора». Таков иронический прием автора — он показывает смешное  под маской серьезного.

При этом сами «интеллигенты» являются полными невежами. Они не понимают слов, которыми говорят. Но признаться в своем невежестве не готов никто. Народ даже затевает споры и поправляет друг друга, чтобы прослыть интеллигентами. При этом видно, что на самом деле все эти люди — простые, необразованные. В их речи проскакивают просторечные слова. Они с трудом связывают те официальные и иностранные термины, которых нахватались. Их контрастная речь, мастерски переданная автором рассказа, заставляет читателя искренне хохотать.

Кто эти люди? Да, они просто обезьяны. Свое мнение о них Михаил Зощенко прямо высказал в названии рассказа - «Обезьяний язык».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО В РАССКАЗЕ М.ЗОЩЕНКО «Обезьяний язык» »

Человек и государство в  РАССКАЗЕ М.ЗОЩЕНКО  « Обезьяний язык »   8 класс

Человек и государство в РАССКАЗЕ М.ЗОЩЕНКО « Обезьяний язык » 8 класс

Цель:   - знакомство с писателем-сатириком  М.М. Зощенко;  - обучение анализу текста;  - привитие уважительного отношения к родному языку.

Цель:

- знакомство с писателем-сатириком

М.М. Зощенко;

- обучение анализу текста;

- привитие уважительного отношения к родному языку.

  • Цель: - знакомство с писателем-сатириком М.М. Зощенко; - обучение анализу текста; - привитие уважительного отношения к родному языку.
М. М. Зощенко – русский писатель-сатирик. Родился в 1895 году в семье художника в Петербурге. Учился в гимназии, университете на юридическом факультете.  В годы Первой мировой войны участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Демобилизовался из армии в чине штабс-капитана; был сапожником, актером, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом.  В 1921 году был опубликован его первый рассказ, а в 1922 году – сборник коротких юмористических новелл

М. М. Зощенко – русский писатель-сатирик. Родился в 1895 году в семье художника в Петербурге. Учился в гимназии, университете на юридическом факультете.

В годы Первой мировой войны участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Демобилизовался из армии в чине штабс-капитана; был сапожником, актером, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом.

В 1921 году был опубликован его первый рассказ, а в 1922 году – сборник коротких юмористических новелл

Детство писателя Родился  28.07. 1894 в Петербурге.  Был довольно замкнутым, серьёзным, честным ребёнком. Учился средне, но был очень чувствительный

Детство писателя

Родился 28.07. 1894

в Петербурге.

Был довольно замкнутым, серьёзным, честным ребёнком. Учился средне, но был очень чувствительный

Зощенко - военный В 1915 году закончил Павловское военное училище и был направлен на фронт.  Этим воспоминаниям посвятил рассказы «Атака», «Полк в мешке»

Зощенко - военный

В 1915 году закончил Павловское военное училище и был направлен на фронт.

Этим воспоминаниям посвятил рассказы «Атака», «Полк в мешке»

Зощенко и революция .. Я хотел увидеть новую Россию, не такую печальную… Я хотел, чтобы вокруг меня были здоровые цветущие люди…

Зощенко и революция

.. Я хотел увидеть новую Россию, не такую печальную… Я хотел, чтобы вокруг меня были здоровые цветущие люди…

Знакомство Зощенко  с народной жизнью «После демобилизации за 3 года я переменил 12 городов и 10 профессий. Я был милиционером, счетоводом, инструктором по птицеводству, телефонистом, секретарем суда, сапожником….»

Знакомство Зощенко с народной жизнью

«После демобилизации за 3 года я переменил 12 городов и 10 профессий. Я был милиционером, счетоводом, инструктором по птицеводству, телефонистом, секретарем суда, сапожником….»

Шаги Зощенко в литературу  «В 20-е годы я начал писать. Передо мной новый мир, новые люди, новая речь.  Я не собираюсь писать для читателей, которых нет. У народа иное представление о литературе»

Шаги Зощенко в литературу

«В 20-е годы я начал писать. Передо мной новый мир, новые люди, новая речь.

Я не собираюсь писать для читателей, которых нет. У народа иное представление о литературе»

Жизнь Зощенко была трудной. На похоронах (он умер в 1958 году) единственный читатель, которому дали выступить, сказал: «Вы не только смешили,  вы учили нас жить …»      Чему учил М. Зощенко?

Жизнь Зощенко была трудной. На похоронах (он умер в 1958 году) единственный читатель, которому дали выступить, сказал:

«Вы не только смешили,

вы учили нас жить …»

Чему учил М. Зощенко?

Рассказ Зощенко «Обезьяний язык» Особенности жанра: Сказ – повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. Сказ помогает создать характер героя, делает повествование более достоверным. 

Рассказ Зощенко «Обезьяний язык»

Особенности жанра:

Сказ – повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. Сказ помогает создать характер героя, делает повествование более достоверным. 

- О чем этот рассказ?  Зощенко умел и любил слушать живую жизнь различных слоев общества. Он отлично «подслушал» на собрании своеобразные выражения.   «Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»,  ̶ говорил писатель.

- О чем этот рассказ?

Зощенко умел и любил слушать живую жизнь различных слоев общества. Он отлично «подслушал» на собрании своеобразные выражения.

«Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица», ̶ говорил писатель.

Анализ текста  - На какие слова, в первую очередь, мы обращаем внимание?  Пленарный, кворум, перманентный, дискуссия, президиум, индустрия,  оратор, подсекция.  - Выпишите толкования этих слов и составьте с каждым из них словосочетание или предложение.

Анализ текста

- На какие слова, в первую очередь, мы обращаем внимание?

Пленарный, кворум, перманентный, дискуссия, президиум, индустрия,

оратор, подсекция.

- Выпишите толкования этих слов и составьте с каждым из них словосочетание или предложение.

Образ героя - рассказчика  -Опишите героя – рассказчика. Каким он вам представляется?  -Что определяет такую характеристику героя?

Образ героя - рассказчика

-Опишите героя – рассказчика. Каким он вам представляется?

-Что определяет такую характеристику героя?

Пленарный  – полный, общительный, происходящий с участием  всего состава какой – либо организации.  Пленарное заседание.  Кворум  – установленное законом или уставом количество  присутствующих на собрании или на заседании  какого-либо органа, при котором их решения  являются правомерными.  Перманентный  – постоянный, непрерывный процесс.   Дискуссия  – обсуждение какого-либо спорного вопроса на  собрании, в печати, в беседе; спор. Дискуссия на собрании. Президиум – группа лиц, избранных для руководства съездом,  собранием; руководящий орган какой-либо организации,  учреждения. Президиум собрания. Индустрия – промышленность. Легкая индустрия. Оратор  – тот, кто произносит речь, выступает с речью, кто обладает  даром произносить речи, красноречием.  Великолепный оратор.  Выпишите из текста словосочетания и  предложения с этими словами. Образец: – Это кто там вышедши? – Это? Да это же президиум вышедши. Очень острый  мужчина. И оратор первейший.

  • Пленарный – полный, общительный, происходящий с участием

всего состава какой – либо организации.

Пленарное заседание.

  • Кворум – установленное законом или уставом количество

присутствующих на собрании или на заседании

какого-либо органа, при котором их решения

являются правомерными.

  • Перманентный – постоянный, непрерывный процесс.

  • Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса на

собрании, в печати, в беседе; спор. Дискуссия на собрании.

  • Президиум – группа лиц, избранных для руководства съездом,

собранием; руководящий орган какой-либо организации,

учреждения. Президиум собрания.

  • Индустрия – промышленность. Легкая индустрия.
  • Оратор – тот, кто произносит речь, выступает с речью, кто обладает

даром произносить речи, красноречием.

Великолепный оратор.

Выпишите из текста словосочетания и

предложения с этими словами.

  • Образец: – Это кто там вышедши?

Это? Да это же президиум вышедши. Очень острый

мужчина. И оратор первейший.

-Понимают ли собеседники значение слова президиум?  Не понимают  -С чем ассоциируется слово президиум у героев рассказа?  С живым существом, лицом мужского пола.   Употребление слов в несвойственном им значении. -Что усиливает комизм ситуации?

-Понимают ли собеседники значение слова президиум?

Не понимают

-С чем ассоциируется слово президиум у героев рассказа?

С живым существом, лицом мужского пола.

Употребление слов в несвойственном им значении.

-Что усиливает комизм ситуации?

- Какой части речи слово «вышедши»? Правильно ли оно образовано? Деепричастие выйдя «Вышедши» ̶ разговорная форма. Слово с ошибкой -Найдите в тексте слова с ошибками. Оттеда Чем являются выражения «небось сунься», «хлопал ушами»?  Фразеологизмы разговорного стиля

- Какой части речи слово «вышедши»? Правильно ли оно образовано?

Деепричастие выйдя

«Вышедши» ̶ разговорная форма. Слово с ошибкой

-Найдите в тексте слова с ошибками.

Оттеда

Чем являются выражения «небось сунься», «хлопал ушами»?

Фразеологизмы разговорного стиля

- Автор широко использует каламбур. Что означает это слово? Каламбур (фр. – «игра слов» – фигура, основан-ная на звуковом сходстве слов, совершенно различных по значению. -Найдите каламбуры в тексте рассказа.

- Автор широко использует каламбур. Что означает это слово?

Каламбур (фр. – «игра слов» – фигура, основан-ная на звуковом сходстве слов, совершенно различных по значению.

-Найдите каламбуры в тексте рассказа.

- Еще раз обратимся к названию рассказа. -Что значит «обезьяний язык»? Язык, лишенный смысла: «конкретно фактически»

- Еще раз обратимся к названию рассказа.

-Что значит «обезьяний язык»?

Язык, лишенный смысла: «конкретно фактически»

-Что хотел показать нам писатель? Бессмысленное подражание, казаться культурными  На самом деле это убогие люди, которые внешне  употребляют красивые фразы,  не понимая, что  обозначают эти слова, о чем могут поведать .

-Что хотел показать нам писатель?

Бессмысленное подражание, казаться культурными

На самом деле это убогие люди, которые внешне

употребляют красивые фразы,

не понимая, что

обозначают эти слова, о чем могут поведать .

Поразмышляем  над идеей рассказа - Какого разряда имя прилагательное использовано в названии «Обезьяний язык»?  - Почему автор так назвал свой рассказ?  - Какая фраза обрамляет рассказ? В прямом или переносном значении её использует автор?

Поразмышляем над идеей рассказа

- Какого разряда имя прилагательное использовано в названии «Обезьяний язык»?

- Почему автор так назвал свой рассказ?

- Какая фраза обрамляет рассказ? В прямом или переносном значении её использует автор?

Используя смех, М. М. Зощенко не ставил перед собой цель высмеять людей, он  предлагал им взглянуть на себя со стороны.  предлагал им взглянуть на себя со стороны.  «Моя задача … при помощи смеха перестроить читателя, заставить его отказаться от тех или иных мещанских навыков », ̶  считал писатель-сатирик.

Используя смех, М. М. Зощенко не ставил перед собой цель высмеять людей, он

предлагал им взглянуть на себя со стороны.

  • предлагал им взглянуть на себя со стороны.

«Моя задача … при помощи смеха перестроить читателя, заставить его отказаться от тех или иных мещанских навыков », ̶

считал писатель-сатирик.

Актуален ли рассказ  в наши дни?

Актуален ли рассказ

в наши дни?

Обобщение   Сегодня другие, не менее убогие слова  зазвучали не только на улице. Они становятся частью нашей культуры. Неужели мы обречены говорить  на современном « обезьяньем» языке  о возвышенном и прекрасном,  о трагедии и боли, об озарении и радости?  Нет! Нам нужно слово, несущее Истину, Добро, Красоту.   Для этого и предстоит проникнуть в тайны Слова, в тайны замысла писателя, в тайны красивой художественной речи. Обезьяне же с ее языком это не под силу, да ей это и не нужно.

Обобщение

Сегодня другие, не менее убогие слова

зазвучали не только на улице.

Они становятся частью нашей культуры.

Неужели мы обречены говорить

на современном « обезьяньем» языке

о возвышенном и прекрасном,

о трагедии и боли, об озарении и радости?

Нет! Нам нужно слово, несущее Истину, Добро, Красоту.

Для этого и предстоит проникнуть в тайны Слова, в тайны замысла писателя,

в тайны красивой художественной речи.

Обезьяне же с ее языком это не под силу,

да ей это и не нужно.

«Нужно искоренить невежество, предрассудки, ограниченность». Михаил Зощенко

«Нужно искоренить невежество, предрассудки, ограниченность».

Михаил Зощенко


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО В РАССКАЗЕ М.ЗОЩЕНКО «Обезьяний язык»

Автор: Галина Андреевна Беликова

Дата: 13.04.2015

Номер свидетельства: 200715


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства