Просмотр содержимого документа
««Человеческие качества, которые не подлежат пересмотру» презентация к уроку по рассказу В. М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»»
«Человеческие качества,
которые не подлежат пересмотру»
(урок – семинар по рассказу
В. М. Шукшина)
Демченко Инна Николаевна, учитель русского языка и литературы
БОУ г. Омска «СОШ № 24»
Цель: формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение
Задачи:
1.развитие умения определять тематику и проблематику произведения, используя сведения по теории литературы;
2.выявлять авторскую позицию, нравственный пафос;
3.видеть особенности художественной структуры и композиции;
4.определять роль изобразительно-выразительных средств языка и художественной детали;
5.анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
6.сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные
интерпретации;
7.соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни, культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
8.аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
7.создавать связный текст на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка;
8. формирование духовно-нравственных ценностей личности.
«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…»
Василий Шукшин
В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание русской деревни, его творчество характеризует глубокое знание языка и деталей быта, на первый план в нём зачастую выходят глубокие нравственные проблемы, русские национальные и общечеловеческие ценности. Раскрывается «история души» русского человека. Люди нелегкой судьбы и сложных характеров показаны цельными, искренними, с нерастраченной щедростью сердца.
1 группа. Как называется в литературе средство раскрытия жизненных противоречий, в основе которых лежит несоответствие норме, через осмеяние? Проиллюстрируйте на примере фрагмента текста.
2 группа. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении ? Приведите примеры использования этого приёма в предложенном тексте.
3 группа. Какой основной конфликт рассказа намечается в эпизоде спора о значении научно-технического прогресса? Какие средства используются автором для его выражения?
4 группа. Вспомните способы создания художественных образов. Какие средства использует Шукшин? Какую роль играет речевая характеристика? Проиллюстрируйте особенности речи героев рассказа на примере фрагмента текста.
В каких произведениях русской литературы авторы в создания образов используют речевую характеристику?
5 группа. Как в монологах и диалогах главных героев раскрываются их жизненные ценности?
В каких произведениях русской литературы отображён конфликт разных жизненных ценностей?
6 группа. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с рассказом Шукшина?
7 группа. Каковы способы выражения авторской идеи? Что символизируют понятия в названии рассказа? Как они связаны с темой урока и эпиграфом?
В названиях каких произведений русской литературы присутствуют понятия-символы, раскрывающие идею произведения?
8 группа. Шукшин говорил об искусстве рассказа:
«Вот рассказы, какими они должны быть: рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь. Самое мелкое, что может быть, это рассказ-анекдот».
К какому типу рассказов можно отнести «Космос, нервная система и шмат сала»? Обоснуйте выбор.
«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.»