На протяжении многих веков люди придумывали мистических существ, чтобы объяснить окружающий неопознанный мир. Со временем многие образы прижились, причем настолько, что стали частью культуры народов. Множеством собственных персонажей наделена и мифология, существа и боги древних преданий являются отражением языческих верований славянских народов. Они свято верили в мистических героев, помогающих людям собрать хороший урожай, исцелить от болезней, подарить счастье в семейной жизни, а также наказать за неблаговидные поступки.
Создание мира славяне связывали с главным богом, который отделил мир внешний, где живут обычные люди, от невидимого, населенного божествами, духами и необычными существами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Азбука славянской мифологии»
Азбука славянской мифологии
Авторы:
Немцова Ульяна, Шамшеев Александр,
ученики 4 «А» класса МБОУ СОШ №46.
Г. Воронеж
Руководитель: Долгих Любовь Михайловна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №46
Актуальность
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования . Все учебники «Литературное чтение» начинаются с раздела «Устное народное творчество». В этом разделе мы знакомимся с пословицами, прибаутками, закличками, сказками. Так же мы читаем очень много авторских сказок.
Например, в сказках А.С.Пушкина мы знакомимся с такими мифологическими славянскими существами как «Русалка», «Леший», «Баба яга» и другими. Мы задумались, а может быть были ещё какие – либо мифологические существа ? У нас появилось огромное желание познакомиться с другими мифологическими славянскими существами.
Цель работы: изучить и подробно узнать о некоторых наиболее доступных моему восприятию мифологических славянских существах.
Задачи:
1.Изучить литературу о мифологических существах.
2.Распределить их на отрицательных и положительных.
3.Определить значимость полученных нами знаний.
Гипотеза: мифические персонажи очень похожи на людей, поэтому могут быть добрыми и злыми, помогать людям и наводить на них страх, чинить препятствия.
Волосатка -по славянским поверьям -домовиха
Аука — лесной дух .
Бабай – ночной дух.
Змей Горыныч — огнедышащий дракон
Домово́й ( кутный бог ) — домашний дух.
Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок.
Ендарь - сказочный персонаж .
Злы́дни — в мифологии демонические существа
Иван-дурак ( Иванушка-дурачок ) — один из героев русских волшебных сказок.
Кот Баюн
Лада– мать Богов покровительница женщин, детей, любви, женских дел, урожая.
Морозко(Мороз ) - персонаж сказочного и обрядового фольклора
Никита Кожемяка — герой народной сказки.
Огневушка - Поскакушка – в русских сказаниях махонькая сначала девчоночка, вроде куколки
Русалки - красивые девушки с длинными распущенными зелёными волосами и рыбьим хвостом.
Полудница – шаловливый дух.
Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел,
Тридевятое царство — «иная, далёкая, чужая, волшебная» земля
Финист - ясный сокол – персонаж русской волшебной сказки
Хухлик в русских суевериях -водяной хулиганистый чертик ; ряженый.
Царь Горох — сказочный герой, обозначающий незапамятную старину.
Шиликун в славянской мифологии – хулиган-
Последний день святок по старому стилю носит название « Щедрец »
Баба-яга мифологическое существо, играющее важную роль в народных славянских сказаниях
Положительные герои
Отрицательные герои
Вывод
1.Древние славяне представляли силы природы в виде живых существ, которые, как они считали, могли помогать человеку, а если их рассердить, то творили зло .
2.Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты.
3.Славянская мифология значительно обогатила мировую художественную литературу.
4. Наши знания мы можем применять во внеурочной деятельности, а также на других уроках.
Список литературы
О. Л. Князева, М. Д.Маханева « Приобщение детей к истокам русской народной
Культуры».
Г.В.Лунин « Воспитание детей на традициях русской культуры».
Л.С.Куприна , Т.А.Бударина « Знакомство детей с русским народным творчеством .»