kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Антоний Погорельский и его сказочная повесть "Чёрная курица, или Подземные жители"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация посвящена Антонию Погорельскому  и его сказочной повести "Чёрная курица, или Подземные жители". Презентация ставит своей целью познакомить с биографией писателя, углубить знания учащихся о литературной сказке, помочь понять особенности экспозиции произведения и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Антоний Погорельский и его сказочная повесть "Чёрная курица, или Подземные жители"»

Антоний Погорельский и его сказочная повесть

Антоний Погорельский

и его сказочная повесть

"

"

Автор презентации:

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

Антоний Погорельский (1787 – 1836) Погорельский – это псевдоним  Алексея Алексеевича Перовского , русского писателя, члена Российской академии (1829) Псевдоним – это придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения   «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» «Изидор и Анюта» «Монастырка» «Посетитель магика» «Путешествие в дилижансе» «Чёрная курица, или Подземные жители»

Антоний Погорельский

(1787 – 1836)

Погорельский – это псевдоним 

Алексея Алексеевича Перовского ,

русского писателя,

члена Российской академии (1829)

Псевдоним – это придуманное литературное имя,

которым писатель подписывает свои произведения  

«Двойник, или Мои вечера в Малороссии»

«Изидор и Анюта»

«Монастырка»

«Посетитель магика»

«Путешествие в дилижансе»

«Чёрная курица, или Подземные жители»

Факты биографии Был внебрачным сыном Алексея Разумовского - русского государственного деятеля, действительного камергера, тайного советника, сенатора, министра народного просвещения. Детство провел в имении Разумовского на Украине. Получил хорошее домашнее образование. Окончив Московский университет, в 1812 г. добровольцем ушел в действующую армию. После отставки поселился в Петербурге. Заботился о воспитании своего племянника Алёши Толстого. После смерти отца в 1822 г. поселился в имении Погорельцы на Украине. В 1828 году печатает свои повести под псевдонимом А.Погорельский  (от названия имения)

Факты биографии

  • Был внебрачным сыном Алексея Разумовского - русского государственного деятеля, действительного камергера, тайного советника, сенатора, министра народного просвещения.
  • Детство провел в имении Разумовского на Украине.
  • Получил хорошее домашнее образование.
  • Окончив Московский университет, в 1812 г. добровольцем ушел в

действующую армию.

  • После отставки поселился в Петербурге.
  • Заботился о воспитании своего племянника Алёши Толстого.
  • После смерти отца в 1822 г. поселился в имении Погорельцы на Украине.
  • В 1828 году печатает свои повести под псевдонимом А.Погорельский

(от названия имения)

  • Окончательно выйдя в отставку в 1830 г., Перовский всецело посвятил себя воспитанию племянника, ездил с ним по Италии.
  • Скончался от туберкулёза по дороге в Ниццу на место своего лечения.
  • Похоронен на Вольском Православном кладбище Варшавы
Сказка для племянника Алёши В 1829 году Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши Толстого. Это была первая в истории русской литературы книга о детстве. Племянник Алеша рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас её от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.  Племянник Перовского, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

Сказка для племянника Алёши

В 1829 году Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши Толстого. Это была первая в истории русской литературы книга о детстве.

Племянник Алеша рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас её от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.

Племянник Перовского, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

Сказка для племянника Алёши Алексей Толстой Алексей Перовский Два таланта жили в Алексее Перовском – талант творческий и редчайший талант самоотверженной любви. Когда они соединились, произошло чудо рождения сказки. А. Шаров

Сказка для племянника Алёши

Алексей Толстой

Алексей Перовский

Два таланта жили в Алексее Перовском – талант творческий и редчайший талант самоотверженной любви. Когда они соединились, произошло чудо рождения сказки.

А. Шаров

Признаки литературной сказки Фольклорная сказка Литературная сказка Устное коллективное творчество народа Принадлежит конкретному автору Используются традиционные образы-персонажи, герои положительные и отрицательные Свойственна изобразительность (описание места, облика героев, их характеров) Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя не прослеживается Чётко выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора

Признаки литературной сказки

Фольклорная сказка

Литературная сказка

Устное коллективное творчество

народа

Принадлежит конкретному автору

Используются традиционные образы-персонажи, герои положительные и отрицательные

Свойственна изобразительность (описание места, облика героев, их характеров)

Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя не прослеживается

Чётко выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора

Перечитаем начало сказки Где происходит действие повести «Чёрная курица, или Подземные жители»? Какие достопримечательности Петербурга упоминаются в начале повести Антония Погорельского? «Города перед людьми имеют то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее».

Перечитаем начало сказки

Где происходит действие повести

«Чёрная курица, или Подземные жители»?

Какие достопримечательности Петербурга упоминаются

в начале повести Антония Погорельского?

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Перечитаем начало сказки «Города перед людьми имеют то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее». Вид на Исаакиевский собор

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Вид на Исаакиевский собор

Перечитаем начало сказки «Города перед людьми имеют то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее». Васильевский остров

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Васильевский остров

Перечитаем начало сказки «Города перед людьми имеют то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее». Памятник Петру Первому

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Памятник Петру Первому

Перечитаем начало сказки «Города перед людьми имеют то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее». Адмиралтейство

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Адмиралтейство

Перечитаем начало сказки «Города перед людьми имеют то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее». Конногвардейский манеж

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Конногвардейский манеж

Перечитаем начало сказки «Дом, которого теперь – как вам сказывал – вы не найдёте, был о двух этажах…».

Перечитаем начало сказки

«Дом, которого теперь – как вам сказывал – вы не найдёте, был о двух этажах…».

Викторина  «Внимательный читатель»

Викторина «Внимательный читатель»

  • Сколько лет было Алёше?
  • Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?
  • Какие книги в основном читал Алёша?
  • Какое у него было любимое занятие у забора?
  • О чём думал Алёша, когда смотрел на дырочки в заборе?
Викторина  «Внимательный читатель»

Викторина «Внимательный читатель»

  • Как звали кухарку, которая должна была погубить Чернушку ?
  • Почему Чернушку решили отправить на кухню? Сколько яиц снесла Чернушка?
  • Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?
  • Сколько рыцарей напало на Чернушку в первую ночь?
Викторина  «Внимательный читатель»

Викторина «Внимательный читатель»

  • Кем была Чернушка в подземном королевстве?
  • Что попросил Алеша у короля в награду за спасение Чернушки?
  • Каким мальчиком был Алёша до встречи с Чернушкой?
  • Как изменился его характер после того, как он получил волшебный подарок?
  • Почему Алёша выдал тайну подземного королевства?
Проверка знания текста Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Приведите их в порядок, используя нумерацию 1. Алёша проявляет необыкновенные способности. 2. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить любое его желание. 3. Алёша в подземном королевстве. 4. Спасение Чернушки. 5. Прощание с министром. 6. Предательство. 7. Жизнь Алёши в пансионе. 8. Болезнь и выздоровление. Упорядоченный ход событий: 7 , 4 , 3 , 2 , 1 , 6 , 5 , 8

Проверка знания текста

Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки.

Приведите их в порядок, используя нумерацию

1. Алёша проявляет необыкновенные способности.

2. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить любое его желание.

3. Алёша в подземном королевстве.

4. Спасение Чернушки.

5. Прощание с министром.

6. Предательство.

7. Жизнь Алёши в пансионе.

8. Болезнь и выздоровление.

Упорядоченный ход событий:

7 , 4 , 3 , 2 , 1 , 6 , 5 , 8

Главный герой сказки До получения семечка После получения семечка ДОБРЫЙ ЛАСКОВЫЙ ОБЩИТЕЛЬНЫЙ СКРОМНЫЙ ЗАСТЕНЧИВЫЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ ЖЕСТОКИЙ УПРЯМЫЙ НЕПОСЛУШНЫЙ САМОЛЮБИВЫЙ ГОРДЫЙ ДЕРЗКИЙ

Главный герой сказки

До получения семечка

После получения семечка

ДОБРЫЙ

ЛАСКОВЫЙ

ОБЩИТЕЛЬНЫЙ

СКРОМНЫЙ

ЗАСТЕНЧИВЫЙ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ

ЖЕСТОКИЙ

УПРЯМЫЙ

НЕПОСЛУШНЫЙ

САМОЛЮБИВЫЙ

ГОРДЫЙ

ДЕРЗКИЙ

Главный герой сказки При каких обстоятельствах Алёша проявляет Алёша выдаёт тайну подземного царства Алёша спасает Чернушку ПРЕДАТЕЛЬСТВО САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

Главный герой сказки

При каких обстоятельствах Алёша проявляет

Алёша выдаёт тайну

подземного царства

Алёша спасает Чернушку

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

Оценочная лексика в сказке Как называет Чернушка отрицательные качества, проявившиеся в герое? ПОРОКИ Назовите слово, противоположное по значению. ДОБРОДЕТЕЛИ Познакомьтесь с определением значения этого слова (словарь В. И. Даля) Добродетель  – всякое похвальное качество души,  деятельное стремление к добру, к избежанию зла

Оценочная лексика в сказке

Как называет Чернушка отрицательные качества, проявившиеся в герое?

ПОРОКИ

Назовите слово, противоположное по значению.

ДОБРОДЕТЕЛИ

Познакомьтесь с определением значения этого слова

(словарь В. И. Даля)

Добродетель – всякое похвальное качество души,

деятельное стремление к добру, к избежанию зла

Оценочная лексика в сказке Найдите в тексте слова, с помощью которых можно оценить качества героя и его поступки ПОРОК ДОБРОДЕТЕЛЬ СКРОМНОСТЬ ПОСЛУШАНИЕ СОСТРАДАНИЕ РАСКАЯНИЕ СОВЕСТЬ ДОБРОТА ПРИЛЕЖАНИЕ НЕСКРОМНОСТЬ НЕПОСЛУШАНИЕ САМОЛЮБИЕ ГОРДОСТЬ САМОНАДЕЯННОСТЬ ПРАЗДНОСТЬ НЕБЛАГОДАРНОСТЬ

Оценочная лексика в сказке

Найдите в тексте слова, с помощью которых можно оценить качества героя и его поступки

ПОРОК

ДОБРОДЕТЕЛЬ

СКРОМНОСТЬ

ПОСЛУШАНИЕ

СОСТРАДАНИЕ

РАСКАЯНИЕ

СОВЕСТЬ

ДОБРОТА

ПРИЛЕЖАНИЕ

НЕСКРОМНОСТЬ

НЕПОСЛУШАНИЕ

САМОЛЮБИЕ

ГОРДОСТЬ

САМОНАДЕЯННОСТЬ

ПРАЗДНОСТЬ

НЕБЛАГОДАРНОСТЬ

Нравственные уроки сказки Чему автор в этой сказке учит читателя? «Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!“»

Нравственные уроки сказки

Чему автор в этой сказке учит читателя?

«Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!“»

Нравственные уроки сказки Чему автор в этой сказке учит читателя? «Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою».

Нравственные уроки сказки

Чему автор в этой сказке учит читателя?

«Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою».

Нравственные уроки сказки Чему автор в этой сказке учит читателя? «...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».

Нравственные уроки сказки

Чему автор в этой сказке учит читателя?

«...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».

Нравственные уроки сказки Чему автор в этой сказке учит читателя? 1.Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. 2.Слушать внутренний голос совести. 3.Быть требовательным к себе. 4.Преодолевать в себе эгоизм, лень.

Нравственные уроки сказки

Чему автор в этой сказке учит читателя?

1.Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.

2.Слушать внутренний голос совести.

3.Быть требовательным к себе.

4.Преодолевать в себе эгоизм, лень.

Запомни афоризмы Антония Погорельского Афори́зм (греч. αφορισμός) — оригинальная законченная мысль (краткое изречение) определенного автора

Запомни афоризмы

Антония Погорельского

Афори́зм (греч. αφορισμός) — оригинальная законченная мысль (краткое изречение) определенного автора

  • «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку».
  • «…если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою».
  • «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».
  • «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли».
  • «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть».
  • «Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит , благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай , что ты лучше их».
5 Как вы оцениваете свои знания?

5

Как вы оцениваете свои знания?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Антоний Погорельский и его сказочная повесть "Чёрная курица, или Подземные жители"

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257169


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства