kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения С.А.Есенина «Сыплет черёмуха снегом» (дидактический материал к уроку литературы в 5 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ  стихотворения С.А.Есенина «Сыплет черёмуха снегом» (дидактический материал к уроку литературы в 5 классе)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения С.А.Есенина «Сыплет черёмуха снегом» (дидактический материал к уроку литературы в 5 классе)»

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Анализ стихотворения С.А.Есенина «Сыплет черёмуха снегом» Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Анализ

стихотворения С.А.Есенина

«Сыплет черёмуха снегом»

Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе

Цель: проверить уровень знаний творчества С.А.Есенина, степень понимания стихотворения «Сыплет черёмуха снегом», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных  средств поэтического языка

Цель:

проверить уровень знаний творчества С.А.Есенина, степень понимания стихотворения

«Сыплет черёмуха снегом», его темы, идеи,

особенностей изобразительно-выразительных

средств поэтического языка

Поэт-лирик Сергей Александрович Есенин — русский поэт XX века. Он написал огромное количество стихотворений на разные темы. В своей лирике он часто обращается к природе. Через неё он описывает свое внутреннее состояние. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у поэта привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно. Стихотворение «Сыплет черёмуха снегом» Есенин написал 15-летним подростком возрасте, но оно уже в полной мере демонстрирует его поэтический талант.   Написано оно в 1910 году и вошло в сборник стихов «Радуница» в 1916 году.

Поэт-лирик

Сергей Александрович Есенин — русский поэт XX века. Он написал огромное количество стихотворений на разные темы. В своей лирике он часто обращается к природе. Через неё он описывает свое внутреннее состояние.

Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у поэта привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно.

Стихотворение «Сыплет черёмуха снегом» Есенин написал 15-летним подростком возрасте, но оно уже в полной мере демонстрирует его поэтический талант.   Написано оно в 1910 году и вошло в сборник стихов «Радуница» в 1916 году.

С.А.Есенин «Сыплет черёмуха снегом» Сыплет черёмуха снегом,  Зелень в цвету и росе.  В поле, склоняясь к побегам,  Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы,  Пахнет смолистой сосной.  Ой вы, луга и дубравы, —  Я одурманен весной. Радуют тайные вести,  Светятся в душу мою.  Думаю я о невесте,  Только о ней лишь пою. Сыпь ты, черемуха, снегом,  Пойте вы, птахи, в лесу.  По полю зыбистым бегом  Пеной я цвет разнесу.

С.А.Есенин

«Сыплет черёмуха снегом»

Сыплет черёмуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, — Я одурманен весной.

Радуют тайные вести, Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.

С.А.Есенин «Сыплет черёмуха снегом» Жанр стихотворения Стихотворение относится к пейзажной лирике и погружает читателя в мир русской природы, воспевая её весеннее возрождение и пробуждение. Метафоры и олицетворение даны, чтобы передать не только внешний вид природы, но и её живую сущность.

С.А.Есенин

«Сыплет черёмуха снегом»

Жанр стихотворения

Стихотворение относится к пейзажной лирике и погружает читателя в мир русской природы, воспевая её весеннее возрождение и пробуждение. Метафоры и олицетворение даны, чтобы передать не только внешний вид природы, но и её живую сущность.

С.А.Есенин «Сыплет черёмуха снегом» Тема  стихотворения Основная тема — весна, как время пробуждения природы и возрождения чувств. Лирический герой погружается в мир весенней природы, очарованный её красотой и запахами. Он думает о невесте, о своих чувствах, которые вспыхивают с новой силой вместе с весной.

С.А.Есенин

«Сыплет черёмуха снегом»

Тема  стихотворения

Основная тема — весна, как время пробуждения природы и возрождения чувств. Лирический герой погружается в мир весенней природы, очарованный её красотой и запахами. Он думает о невесте, о своих чувствах, которые вспыхивают с новой силой вместе с весной.

С.А.Есенин «Сыплет черёмуха снегом» Настроение  стихотворения Настроение стихотворения радостное и одухотворённое. Лирический герой полон восхищения и восторга перед пробуждающейся природой. Настроение не меняется на протяжении стихотворения, оставаясь проникнутым чувством восторга и влюблённости.

С.А.Есенин

«Сыплет черёмуха снегом»

Настроение  стихотворения

Настроение стихотворения радостное и одухотворённое. Лирический герой полон восхищения и восторга перед пробуждающейся природой. Настроение не меняется на протяжении стихотворения, оставаясь проникнутым чувством восторга и влюблённости.

С.А.Есенин «Сыплет черёмуха снегом» Идея стихотворения Основная идея — гармония природы и человеческих чувств. Весна является не только временем обновления природы, но и возрождением любви. Лирический герой ощущает себя частью весеннего мира, и его чувства к невесте усиливаются вместе с пробуждением природы.

С.А.Есенин

«Сыплет черёмуха снегом»

Идея стихотворения

Основная идея — гармония природы и человеческих чувств. Весна является не только временем обновления природы, но и возрождением любви. Лирический герой ощущает себя частью весеннего мира, и его чувства к невесте усиливаются вместе с пробуждением природы.

С.А.Есенин «Сыплет черёмуха снегом» Лирический герой стихотворения Лирический герой полностью погружён в весенний мир, он любуется природой и находится в состоянии восхищения, испытывая сильные чувства к своей невесте. Через описание природы он раскрывает свои эмоциональные переживания.

С.А.Есенин

«Сыплет черёмуха снегом»

Лирический герой стихотворения

Лирический герой полностью погружён в весенний мир, он любуется природой и находится в состоянии восхищения, испытывая сильные чувства к своей невесте. Через описание природы он раскрывает свои эмоциональные переживания.

С.А.Есенин «Сыплет черёмуха снегом» «Я одурманен весной…» Какие же радостные приметы весны, картины весенней природы привели в такой восторг лирического героя? Сыплет черёмуха снегом, то есть осыпается цвет. Зелень в цвету и росе, то есть всё вокруг зеленеет и цветёт. Ходят грачи в полосе, то есть прилетели перелётные птицы. Пойте вы, птахи, в лесу, то есть птицы начали петь свои песни.

С.А.Есенин

«Сыплет черёмуха снегом»

«Я одурманен весной…»

Какие же радостные приметы весны,

картины весенней природы привели

в такой восторг лирического героя?

Сыплет черёмуха снегом, то есть осыпается цвет.

Зелень в цвету и росе, то есть всё вокруг зеленеет и цветёт.

Ходят грачи в полосе, то есть прилетели перелётные птицы.

Пойте вы, птахи, в лесу, то есть птицы начали петь свои песни.

С.А.Есенин «Сыплет черёмуха снегом» Композиция  стихотворения Стихотворение можно разделить на две части: Первая часть (до строчки «Я одурманен весной») описывает природу — черёмуху, луга, грачей, сосны. Вторая часть посвящена мыслям лирического героя о невесте, где природа служит фоном для его чувств. Композиция линейная, строится от описания природы – к размышлениям о любви.

С.А.Есенин

«Сыплет черёмуха снегом»

Композиция  стихотворения

Стихотворение можно разделить на две части:

Первая часть (до строчки «Я одурманен весной») описывает природу — черёмуху, луга, грачей, сосны.

Вторая часть посвящена мыслям лирического героя о невесте, где природа служит фоном для его чувств.

Композиция линейная, строится

от описания природы – к размышлениям о любви.

С.А.Есенин «Сыплет черёмуха снегом» Средства выразительности МЕТАФОРЫ ЭПИТЕТЫ «сыплет черёмуха снегом», «радуют тайные вести» — передают образ пробуждающейся природы и весеннего обновления   «смолистая сосна», «шелковые травы», «тайные вести» — подчеркивают красоту и нежность окружающего мира ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ СРАВНЕНИЯ природа становится живой, активной, действует наравне с человеком: черёмуха «сыплет снегом», травы «никнут» явные сравнения отсутствуют явные, но через описания передаются тонкие образы живой весенней природы

С.А.Есенин

«Сыплет черёмуха снегом»

Средства выразительности

МЕТАФОРЫ

ЭПИТЕТЫ

«сыплет черёмуха снегом», «радуют тайные вести» — передают образ пробуждающейся природы и весеннего обновления

  «смолистая сосна», «шелковые травы», «тайные вести» — подчеркивают красоту и нежность окружающего мира

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

СРАВНЕНИЯ

природа становится живой, активной, действует наравне с человеком: черёмуха «сыплет снегом», травы «никнут»

явные сравнения отсутствуют явные, но через описания передаются тонкие образы живой весенней природы

С.А.Есенин «Сыплет черёмуха снегом» Стихотворный размер и рифма Сыплет черёмуха снегом,  Зелень в цвету и росе.  В поле, склоняясь к побегам,  Ходят грачи в полосе. ЯМБ ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА 13

С.А.Есенин

«Сыплет черёмуха снегом»

Стихотворный размер и рифма

Сыплет черёмуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

ЯМБ

ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА

13

С.А.Есенин «Сыплет черёмуха снегом» Впечатление от стихотворения Стихотворение оставляет впечатление нежности и лёгкости. Оно передаёт красоту весенней природы и волнения лирического героя, погружённого в свои чувства. Есенин мастерски создаёт образы природы, передавая атмосферу живого весеннего мира, в котором любовь и природа неразделимы. 13

С.А.Есенин

«Сыплет черёмуха снегом»

Впечатление от стихотворения

Стихотворение оставляет впечатление нежности и лёгкости. Оно передаёт красоту весенней природы и волнения лирического героя, погружённого в свои чувства. Есенин мастерски создаёт образы природы, передавая атмосферу живого весеннего мира, в котором любовь и природа неразделимы.

13

С.А.Есенин «Сыплет черёмуха снегом» Сыплет черёмуха снегом,  Зелень в цвету и росе.  В поле, склоняясь к побегам,  Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы,  Пахнет смолистой сосной.  Ой вы, луга и дубравы, —  Я одурманен весной. Радуют тайные вести,  Светятся в душу мою.  Думаю я о невесте,  Только о ней лишь пою. Сыпь ты, черемуха, снегом,  Пойте вы, птахи, в лесу.  По полю зыбистым бегом  Пеной я цвет разнесу.

С.А.Есенин

«Сыплет черёмуха снегом»

Сыплет черёмуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, — Я одурманен весной.

Радуют тайные вести, Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.

Проверьте себя Стихотворение С.А.Есенина «Сыплет черёмуха снегом» написано: НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО в 1908 г. в 1910 г. ПРАВИЛЬНО в 1905 г. Ведущей в стихотворении является тема: природы одиночества НЕПРАВИЛЬНО дружбы ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Каким размером написано стихотворение: НЕПРАВИЛЬНО дактиль НЕПРАВИЛЬНО хорей ямб ПРАВИЛЬНО Какой вид рифмовки использовал поэт: кольцевую НЕПРАВИЛЬНО парную перекрёстную ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО В какой сборник вошло это стихотворение: «Голубень» «Радуница» ПРАВИЛЬНО «Родина» НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО

Проверьте себя

Стихотворение С.А.Есенина «Сыплет черёмуха снегом» написано:

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

в 1908 г.

в 1910 г.

ПРАВИЛЬНО

в 1905 г.

Ведущей в стихотворении является тема:

природы

одиночества

НЕПРАВИЛЬНО

дружбы

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Каким размером написано стихотворение:

НЕПРАВИЛЬНО

дактиль

НЕПРАВИЛЬНО

хорей

ямб

ПРАВИЛЬНО

Какой вид рифмовки использовал поэт:

кольцевую

НЕПРАВИЛЬНО

парную

перекрёстную

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

В какой сборник вошло это стихотворение:

«Голубень»

«Радуница»

ПРАВИЛЬНО

«Родина»

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Проверьте себя Назовите изобразительное средство «шелковые травы»: НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО метафора эпитет ПРАВИЛЬНО сравнение Назовите изобразительное средство «радуют тайные вести»: метафора эпитет НЕПРАВИЛЬНО сравнение ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Из скольких частей состоит стихотворение: НЕПРАВИЛЬНО четырёх НЕПРАВИЛЬНО трёх двух ПРАВИЛЬНО В каком году было опубликовано стихотворение: 1920 НЕПРАВИЛЬНО 1918 1916 ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Сколько лет было поэту, когда он написал это стихотворение: 20 15 ПРАВИЛЬНО 10 НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО

Проверьте себя

Назовите изобразительное средство «шелковые травы»:

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

метафора

эпитет

ПРАВИЛЬНО

сравнение

Назовите изобразительное средство «радуют тайные вести»:

метафора

эпитет

НЕПРАВИЛЬНО

сравнение

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Из скольких частей состоит стихотворение:

НЕПРАВИЛЬНО

четырёх

НЕПРАВИЛЬНО

трёх

двух

ПРАВИЛЬНО

В каком году было опубликовано стихотворение:

1920

НЕПРАВИЛЬНО

1918

1916

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Сколько лет было поэту, когда он написал это стихотворение:

20

15

ПРАВИЛЬНО

10

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

С.А.Есенин «Сыплет черёмуха снегом»

С.А.Есенин

«Сыплет черёмуха снегом»

Как вы оцениваете свою работу на уроке: Было много ошибок: нужно быть внимательнее Знания прочные: БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! МОЛОДЦЫ!

Как вы оцениваете

свою работу на уроке:

Было много ошибок:

нужно быть внимательнее

Знания прочные:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

МОЛОДЦЫ!

5 Как вы оцениваете свои знания?

5

Как вы оцениваете

свои знания?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 24.04.2025

Номер свидетельства: 668985


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства