kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения С.А.Есенина «Край ты мой заброшенный»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного ресурса - проверить уровень знаний творчества С.А.Есенина, степень понимания стихотворения «Край ты мой заброшенный», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения С.А.Есенина «Край ты мой заброшенный»»

Анализ стихотворения С.А.Есенина «Край ты мой заброшенный» Дидактический материал к уроку литературы в 9 классе Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Анализ стихотворения

С.А.Есенина

«Край ты мой заброшенный»

Дидактический материал к уроку литературы в 9 классе

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Цель: проверить уровень знаний творчества С.А.Есенина, степень понимания стихотворения «Край ты мой заброшенный», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка

Цель:

проверить уровень знаний творчества С.А.Есенина, степень понимания стихотворения «Край ты мой заброшенный», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка

Поэт-лирик Сергей Александрович Есенин — русский поэт XX века. Он написал огромное количество стихотворений на разные темы. В своей лирике он часто обращается к природе. Через неё он описывает свое внутреннее состояние. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у поэта привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно. Стихотворение стихотворение написано в 1914 году, опубликовано несколькими годами позже.

Поэт-лирик

Сергей Александрович Есенин — русский поэт XX века. Он написал огромное количество стихотворений на разные темы. В своей лирике он часто обращается к природе. Через неё он описывает свое внутреннее состояние.

Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у поэта привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно.

Стихотворение стихотворение написано в 1914 году, опубликовано несколькими годами позже.

С.А.Есенин Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черёмуха Машет рукавом. Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль, Что под вечер путнику Нашептал ковыль?

С.А.Есенин

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черёмуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?

С.А.Есенин «Край ты мой заброшенный» Какую картину рисует поэт? Понравилось ли вам изображение пейзажа? Какое настроение передаёт поэт читателю? Какова тема стихотворения? Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в описании природы?

С.А.Есенин

«Край ты мой заброшенный»

Какую картину рисует поэт?

Понравилось ли вам изображение пейзажа?

Какое настроение передаёт поэт читателю?

Какова тема стихотворения?

Какие изобразительно-выразительные средства языка

использует поэт в описании природы?

История создания стихотворения Сергей Есенин начал писать стихи довольно рано, но всегда считал их просто пробами пера. Став признанным поэтом, он практически не публиковал то, что было создано им в юношеские годы. Написанное в 1914 году стихотворение отличается от других, относящихся к этому периоду. Прекрасные светлые стихи о красоте деревенской природы и быта, ни с чем несравнимые пейзажи, колоритная лексика, радостные, яркие мотивы. Это стихотворение проникнуто грустью, чувством безысходности, беспокойством за будущее деревни. После войны, без мужской руки деревня ослабла и обветшала, чувствуется отсутствие хозяина. Есенин, выросший в деревне, долго верил в её расцвет и надеялся, что новая власть поспособствует этому. Но письма родных говорили об обратном, жизнь в деревне становилась сложнее с каждым годом.

История создания стихотворения

Сергей Есенин начал писать стихи довольно рано, но всегда считал их просто пробами пера. Став признанным поэтом, он практически не публиковал то, что было создано им в юношеские годы.

Написанное в 1914 году стихотворение отличается от других, относящихся к этому периоду. Прекрасные светлые стихи о красоте деревенской природы и быта, ни с чем несравнимые пейзажи, колоритная лексика, радостные, яркие мотивы. Это стихотворение проникнуто грустью, чувством безысходности, беспокойством за будущее деревни.

После войны, без мужской руки деревня ослабла и обветшала, чувствуется отсутствие хозяина. Есенин, выросший в деревне, долго верил в её расцвет и надеялся, что новая власть поспособствует этому. Но письма родных говорили об обратном, жизнь в деревне становилась сложнее с каждым годом.

Тема стихотворения Тематика стихотворения – тревога о судьбе деревни, страх за её будущее. Проблематика – плачевное состояние русских деревень. Тема деревни – основная в ранней лирике Есенина, эти стихи уникальны и неповторимы. Есенин искренне тосковал по своей малой родине, всё его существо тянулось к простой, понятной, родной деревенской жизни. Городская реальность разительно отличалась от искренности и простоты села, ужиться в чуждом для него окружении поэт пытался всю жизнь. Тоской и унынием проникнуто стихотворение, особенно безысходно звучат строки: В окна бьют без промаха  Вороны крылом, Как метель, черёмуха  Машет рукавом.

Тема стихотворения

Тематика стихотворения – тревога о судьбе деревни, страх за её будущее. Проблематика – плачевное состояние русских деревень. Тема деревни – основная в ранней лирике Есенина, эти стихи уникальны и неповторимы. Есенин искренне тосковал по своей малой родине, всё его существо тянулось к простой, понятной, родной деревенской жизни.

Городская реальность разительно отличалась от искренности и простоты села, ужиться в чуждом для него окружении поэт пытался всю жизнь. Тоской и унынием проникнуто стихотворение, особенно безысходно звучат строки:

В окна бьют без промаха Вороны крылом,

Как метель, черёмуха Машет рукавом.

Тема стихотворения Перед глазами встают печальные картины: заброшенные дома, нескошенные поля, безлюдные, покинутые места. В последней строфе звучат слова сомнения, была ли она когда-то живой или это просто сон, потерянный, забытый, нереальный. Образ избы – это философский символ определённого уклада, быта, образа мыслей, мировоззрения. Изба – отдельная жизнь, правильная, мудрая, настоящая, – этот образ у Есенина параллелен образу русской женщины, хозяйки, труженицы.

Тема стихотворения

Перед глазами встают печальные картины: заброшенные дома, нескошенные поля, безлюдные, покинутые места. В последней строфе звучат слова сомнения, была ли она когда-то живой или это просто сон, потерянный, забытый, нереальный. Образ избы – это философский символ определённого уклада, быта, образа мыслей, мировоззрения. Изба – отдельная жизнь, правильная, мудрая, настоящая, – этот образ у Есенина параллелен образу русской женщины, хозяйки, труженицы.

Любимый образ Традиционно черёмуха у Есенина – красавица-невеста, молодая девушка, нарядная и весёлая. В стихотворении “Край ты мой заброшенный” черёмуха – “холодный” образ, автор сравнивает её с метелью, лепестки цветов – со снегом. Эта картина скорее унылая, чем радостная, дополняет общее настроение стихотворения. Оно оказалось пророческим, как и многие другие. Родное село Константиново изменилось за годы разлуки настолько, что поэт при встрече с ним потерял ощущение родины, уюта и гармонии.

Любимый образ

Традиционно черёмуха у Есенина – красавица-невеста, молодая девушка, нарядная и весёлая. В стихотворении “Край ты мой заброшенный” черёмуха – “холодный” образ, автор сравнивает её с метелью, лепестки цветов – со снегом. Эта картина скорее унылая, чем радостная, дополняет общее настроение стихотворения. Оно оказалось пророческим, как и многие другие. Родное село Константиново изменилось за годы разлуки настолько, что поэт при встрече с ним потерял ощущение родины, уюта и гармонии.

Композиция стихотворения Композиционно это произведение очень простое: оно состоит из пяти строф, которые описывают чувства, испытываемые лирическим героем при созерцании деревенского пейзажа. В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни. Стихотворение написано в форме обращения лирического героя к своей родной деревне. Он смотрит на неё хозяйским глазом, подмечая все детали, говорящие о «безпризорности» села. Какую картину рисует поэт в первых четырёх строфах? Что содержится в пятой строфе?

Композиция стихотворения

Композиционно это произведение очень простое: оно состоит из пяти строф, которые описывают чувства, испытываемые лирическим героем при созерцании деревенского пейзажа.

В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни. Стихотворение написано в форме обращения лирического героя к своей родной деревне. Он смотрит на неё хозяйским глазом, подмечая все детали, говорящие о «безпризорности» села.

Какую картину рисует поэт

в первых четырёх строфах?

Что содержится

в пятой строфе?

Жанр стихотворения Это лирическое стихотворение с пейзажной тематикой. Написано хореем с перекрёстной рифмовкой. Для есенинского стиха характерны различные стихотворные размеры, рифма богата и разнообразна, звучание искусно проработано и отточено. Традиции устного народного творчества оказали огромное влияние на формирование стиля «последнего поэта деревни». Его деревенские корни, привязанность к земле, свой особый взгляд на мир обозначили индивидуальность автора, стали его визитной карточкой.

Жанр стихотворения

Это лирическое стихотворение с пейзажной тематикой. Написано хореем с перекрёстной рифмовкой. Для есенинского стиха характерны различные стихотворные размеры, рифма богата и разнообразна, звучание искусно проработано и отточено. Традиции устного народного творчества оказали огромное влияние на формирование стиля «последнего поэта деревни». Его деревенские корни, привязанность к земле, свой особый взгляд на мир обозначили индивидуальность автора, стали его визитной карточкой.

С.А.Есенин «Край ты мой заброшенный» Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? ЭПИТЕТЫ СРАВНЕНИЯ МЕТАФОРЫ край заброшенный сизая плесень Как метель, черёмуха Машет рукавом… заревая гать Под соломой-ризою… солома-риза рукав черёмухи ветер окропил мох ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА сказ жисть забоченились

С.А.Есенин

«Край ты мой заброшенный»

Какие изобразительно-выразительные средства языка

использует поэт в этом стихотворении?

ЭПИТЕТЫ

СРАВНЕНИЯ

МЕТАФОРЫ

край заброшенный

сизая плесень

Как метель, черёмуха

Машет рукавом…

заревая гать

Под соломой-ризою…

солома-риза

рукав черёмухи

ветер окропил мох

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА

сказ

жисть

забоченились

Об увлечении автора церковной тематикой свидетельствует лексика третьей строфы (риза, окропил). Очень гармонично сочетается в стихотворении просторечная лексика( сказ, жисть, забоченились) и возвышенная (окропил, заревая). Есенин больше склонен к метафорам, хотя и эпитеты (“край заброшенный”, “сизая плесень”) в его стихотворении занимают значимую роль. Интересны и необычны метафоры “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “ветер окропил мох”.Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin /kray-ty-moy-zabroshennyy.html
  • Об увлечении автора церковной тематикой свидетельствует лексика третьей строфы (риза, окропил). Очень гармонично сочетается в стихотворении просторечная лексика( сказ, жисть, забоченились) и возвышенная (окропил, заревая). Есенин больше склонен к метафорам, хотя и эпитеты (“край заброшенный”, “сизая плесень”) в его стихотворении занимают значимую роль. Интересны и необычны метафоры “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “ветер окропил мох”.Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin /kray-ty-moy-zabroshennyy.html
С.А.Есенин Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черёмуха Машет рукавом. Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль, Что под вечер путнику Нашептал ковыль?

С.А.Есенин

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черёмуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?

Проверьте себя Стихотворение С.А.Есенина «Край ты мой заброшенный» написано: НЕПРАВИЛЬНО в 1909 г. НЕПРАВИЛЬНО в 1917 г. ПРАВИЛЬНО в 1914 г. Ведущей в стихотворении является тема: родины НЕПРАВИЛЬНО одиночества природы НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО Где было написано стихотворение: Петербург Константиново НЕПРАВИЛЬНО Москва НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО «Как метель, черёмуха… » – это: метафора НЕПРАВИЛЬНО эпитет НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО сравнение « Избы забоченились » – это: НЕПРАВИЛЬНО метафора ПРАВИЛЬНО   эпитет   НЕПРАВИЛЬНО сравнение

Проверьте себя

Стихотворение С.А.Есенина «Край ты мой заброшенный» написано:

НЕПРАВИЛЬНО

в 1909 г.

НЕПРАВИЛЬНО

в 1917 г.

ПРАВИЛЬНО

в 1914 г.

Ведущей в стихотворении является тема:

родины

НЕПРАВИЛЬНО

одиночества

природы

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Где было написано стихотворение:

Петербург

Константиново

НЕПРАВИЛЬНО

Москва

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

«Как метель, черёмуха… » – это:

метафора

НЕПРАВИЛЬНО

эпитет

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

сравнение

« Избы забоченились » – это:

НЕПРАВИЛЬНО

метафора

ПРАВИЛЬНО

эпитет

НЕПРАВИЛЬНО

сравнение

Как вы оцениваете свою работу на уроке: Было много ошибок: нужно быть внимательнее Знания прочные: БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! МОЛОДЦЫ!

Как вы оцениваете

свою работу на уроке:

Было много ошибок:

нужно быть внимательнее

Знания прочные:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

МОЛОДЦЫ!

5 Как вы оцениваете свои знания?

5

Как вы оцениваете

свои знания?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Анализ стихотворения С.А.Есенина «Край ты мой заброшенный»

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 20.08.2020

Номер свидетельства: 556127


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства